О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Усадьба Баташёвых, фото предоставлено пресс-службой Выксунского металлургического завода

 

В поисках духа старой Выксы

В конце августа 2008 года состоялась заключительная экспедиция проекта «Уходящая натура», осуществляемого Нижегородским региональным общественным фондом деятелей культуры «Дать Понять». Предмет интереса участников поездки – усадьба Баташевых в Выксе, их охотничий домик в Досчатом и реставрационные работы, связанные с этими памятниками архитектуры.

Выкса возникла в 60-х годах XVIII века, когда известными заводчиками из Тулы – братьями Баташевыми – на территории Нижегородской губернии была открыта железная руда. Этому обстоятельству способствовал Указ императрицы Елизаветы о закрытии заводов в радиусе 200 верст вокруг Москвы. В 1754 году Сенат составил «черный список» заводов, подлежавших закрытию, в котором значились и баташевские предприятия в Туле. Братья были вынуждены искать новые места, пригодные для развития железного производства. Восхищенные рудной базой приокского района, обширными лесами и энергией малых рек, а также удобством транспортировки изделий по Оке, Баташевы решили обосновать здесь свое новое производство. За период 1755 – 1801 годов Иваном и Андреем Баташевыми было построено 15 чугунолитейных и железоделательных заводов, дававших 10% общерусской выплавки металла.

Датой основания Выксы как поселка при рудниках и железообрабатывающем заводе считается 1767 год. История Выксы началась с сооружения системы прудов, которые должны были обеспечить производство большим количеством воды. Созданная система огромных прудов площадью 280 – 585 га и глубиной до 9 м, обусловила и развитие металлургического производства, и городской ландшафт. Некоторые строения и сейчас отражаются в зеркале обширного и живописного водоема, окруженного сосновым бором.

Напротив плотины, за которой прежде была основная заводская территория, расположена усадьба Баташевых с большим парком, где когда-то стояло каменное здание театра, о котором говорила вся Россия. В парке были устроены пруды, оранжереи и зверинец. Хотя театр сгорел более 100 лет назад, а пруды пересохли, большой прекрасный парк остается украшением Выксы. Сама же усадьба когда-то занимала центральное место во всем комплексе жилых и производственных построек старой Выксы. Сегодня дом Баташевых – всего лишь составляющая нового «дворцового» ансамбля, подавляющая роль в котором отведена недавно построенной шестиэтажной гостинице с мансардой.

Новый архитектурный ансамбль на главной площади Выксы объединяет и усадьбу Баташевых, и контору с мастерскими завода, и гостиницу. Это единство подчеркнуто цветовым решением всех строений комплекса – желто-белыми фасадами и зелеными крышами. Однако в гладких отреставрированных стенах фасада всего комплекса сейчас уже сложно отличить признаки старинной архитектуры. Потеря аутентичности, самобытности – это цена за сохранение объекта культурного наследия регионального значения, плата за боязнь приобретения статуса благородных развалин.

Усадьба Баташёвых, фото Дмитрия Соколова Контора Баташёвых после реставрации, фото Ольги Новоженовой Усадебно-промышленный комплекс Баташёвых, фото Ольги Новоженовой В усадьбе Баташёвых, фото Галины Филимоновой

В 2008 году усадьбе Баташевых – 230 лет. Строилась она постепенно, согласно вкусам того или иного хозяина. За длинную историю дома их было не мало. Главный усадебный дом был окончательно построен в 1778 году, о чем свидетельствует план Генерального межевания земель в Ардатовском районе Нижегородской губернии. Братья Баташевы жили со своими семьями в двухэтажном доме, к которому позднее со стороны дворовых углов пристроили двухэтажные флигели. В конце XVIII века, сразу же после раздела имущества между братьями, Андрей Баташев уехал на Гусевский завод, где построил себе новый дом. Выксунское имение досталось Ивану Баташеву. По его инициативе дом был надстроен третьим этажом (мезонином), а потом значительно расширен.

Еще в конце X VIII века позади дома Баташевыми был разбит парк. Вместе с господским домом он составлял единый ансамбль и делился на две почти равные части: парк и зверинец. Границей между ними служили глубокий котлован и здание театра. Известно, что зверинец составлял в окружности более 1,5 км, в нем водились олени, дикие козы, серны. Гордостью Баташевского парка были оранжереи, в которых выращивались ананасы, абрикосы, виноград. По преданию, эти диковинные тогда фрукты доставлялись в зимнее время к столу императрицы Екатерины и князя Потемкина. Особой гордостью парка был деревянный театр, построенный в 1814 году Иваном Баташевым. В нем играли крепостные актеры и члены его семьи.

В 1821 году, после смерти Ивана Баташева, Выкса перешла к его внучке – «маленькой барышне» Дарье Ивановне, ставшей в замужестве Шепелевой. Генерал-аншеф Дмитрий Шепелев, ее муж, был фактическим владельцем усадьбы с 1821 по 1846 годы. После смерти жены Шепелев стал опекуном своих малолетних детей и… выксунских заводов. В этот период дом приобретает наиболее завершенный, целостный вид по объемно-планировочному решению и стилистике. Усадебный парк планируется по принципам французских и английских парков. На месте деревянного здания театра Дмитрий Шепелев возводит каменный театр по образцу московского Малого театра. В нем были большой хор (40 – 50 человек), оркестр, балетная труппа, актеры, прошедшие обучение у столичных специалистов. За 80-летнюю историю существования театра в Выксе, в нем играли известные в России актеры: танцевала прима-балерина Санкт-Петербургского театра Сунгурова, московская балерина Житкова, пели Кудрявцева и Скотти. В театре работали московский балетмейстер Глушковский и композитор Афанасьев.

Однако расцвет выксунской усадьбы в 1820 – 1830 годах отнюдь не способствовал процветанию заводов. Наследники перестали уделять внимание промышленному производству. Новые владельцы Выксы – дети Дмитрия Шепелева – были не способны управлять заводами и усадьбой, что привело к практически полному разорению их имения. Вклад потомков Шепелева в существующий облик усадьбы – так называемый Турецкий флигель. Инициатором постройки флигеля к восточной стороне дома стал Иван Шепелев, увлекавшийся восточной культурой. Турецкий флигель со стрельчатыми окнами в модном тогда романтическом стиле по-своему подытожил деятельность Баташевых- Шепелевых в Выксе. Нажившие гигантское состояние на производстве оружия для русско-турецкой войны, наследники заводчиков разорились, построив турецкий флигель в своей усадьбе.

В 1845 году Шепелевы были удалены от управления заводами. В усадьбу поселилась семья полковника в отставке Василия Сухово-Кобылина, председателя Опекунского совета. Здесь его сын, известный драматург, Александр Сухово-Кобылин написал пьесу «Свадьба Кречинского», о чем свительствует дневник писателя 1853 года.

Однако опекунство не оправдало возлагаемых надежд. В связи с отменой крепостного права, русская металлургическая промышленность оказалась в глубочайшем кризисе. По указу царя, в 1865 году выксунские заводы были сданы в аренду английскому «Товариществу Выксунских горных заводов». Правление товарищества находилось в Лондоне, а директоров присылали в Выксу сроком на три года. Англичан мало интересовала усадьба. В системе приоритетов представителей этого товарищества главное место занимал выксунский лес и его транспортировка по Оке. Период английского управления завершился трагедией. Вода Верхневыксунского пруда прорвала плотину и разрушила Средневыксунский завод, смыла дома и огороды рабочих.

С 1881 года уцелевшие заводы были сданы в аренду немцу Лессингу, который впоследствии выкупил их и основал «Немецкое Акционерное общество Выксунских горных заводов». Лессингу удалось наладить производство. У акционеров общества нашлись средства на ремонт главного усадебного дома – его заново отштукатурили. При этом были утрачены портики с колоннадами на главном и дворовом фасадах, оформлявшие в 1830-х годах входы в усадьбу. Вместо портика на главном фасаде был сделан металлический козырек-навес, под окнами второго этажа установлены балконы с ажурными решетками. В таком виде главный усадебный дом дошел до наших дней.

В 1914 году заводы были конфискованы и вновь стали собственностью России. В советское время в разные годы в усадьбе размещались штаб и склад оружия Красной гвардии, Выксунский уездисполком, Райисполком, Горисполком, Приокский райком Всероссийского союза рабочих металлистов, техникум, молодежный клуб, военкомат, типография, ЗАГС. В годы Великой Отечественной войны в здании размещалось мото­циклетное училище. В 1985 году усадьбу Баташевых передали на баланс Выксунскому металлургическому заводу с целью сохранения памятника архитектуры XVIII века при условии размещения городского краеведческого музея (на первом и втором этажах) и военкомата (третий этаж и Турецкий флигель).

В 2005 году началась реставрация усадьбы, в ходе которой дворовому фасаду усадьбы возвратили облик конца XVIII века. Парадный фасад оставили в том виде, в котором он сохранился до наших дней. Восстановлена крыша восточного флигеля в мавританском стиле, которая более 80 лет была лишена исторического вида. До реставрации эту красоту скрывали стандартные прямые скаты. Оказалось, что под ними сохранились литые чугунные стропила луковичной формы со штампами баташевских заводов. Как уверяют представители ОАО «ВМЗ», инвестирующие проект, реставраторы нашли архивные чертежи, по которым была восстановлена крыша Турецкого флигеля.

В самом же флигеле, как и в западной части здания, внутренние реставрационные работы начались с противоаварийных мероприятий по укреплению стен и сводов. Снесены многочисленные перегородки и восстановлена первоначальная планировка комнат по плану дома на конец XVIII века. Параллельно разрабатывается проект по воссозданию несущих конструкций здания, а также идут работы по монтажу теплового блока и дренажной системы.

Реставрация фасада и крыши усадьбы завершилась в ноябре 2007 года, к 250-летию ВМЗ. Инвестирования только в наружный этап реставрации составили более 100 миллионов рублей. Руководство Росохранкультуры оценило проект как показательный в сфере реставрации памятников архитектуры. Однако широкая общественность разочаровалась. Реставрация фасадов основательно выветрила дух старинной усадьбы. А исчезновение с лица земли здания конторы завода – памятника архитектуры с ярко выраженными чертами раннего русского классицизма, описанное во всех хрестоматийных справочниках (от Петра Палласа до Владимира Фадеева), просто поражает отсутствием каких бы то ни было внятных объяснений. Почему вместо конторы возвели ее имитацию из современных материалов, остается только догадываться. Одна из последних фотографий объекта, канувшего в Лету, возможно, запечатлела ответ на этот вопрос. Обветшавший памятник архитектуры украшает вертикальная вывеска «Охотник», красноречиво говорящая об ассортименте расположенного внутри магазина и о возможных опасных последствиях.

В здешних местах осталась одна радость – Охотничий домик в Досчатом (конец XVIII). Сейчас в нем находится поселковая больница. Может быть, поэтому памятник архитектуры и отражает весь трагизм Баташевых-Шепелевых, который уже отреставрировали в главном усадебном доме. Пока инвесторы и реставраторы заняты, есть возможность насладиться романтикой средневековья, которую создают стрельчатые и круглые окна, толстые столбы-колонны и большое арочное окно с дверью, занимающее всю плоскость фасада.

Необычный двухэтажный кирпичный дом, на краю береговой террасы Оки, где излучина реки окаймляет обширную территорию заливных лугов, по-прежнему хранит память о хозяевах дома. Здесь легко представляешь себе, как строился этот дом для больного сына хозяина завода или как Баташевы-Шепелевы охотились на водоплавающую дичь, в огромном количестве собиравшуюся в озерках и болотцах окской поймы. А все потому, что дух старой Выксы по-прежнему здесь.

Галина Филимонова

В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой, Ольги Новоженовой, Дмитрия Соколова, а также фотография, предоставленная пресс-службой Выксунского металлургического завода (панорама)

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта "Места памяти"

Материал опубликован также в газете "Полезная площадь" от 3 сентября 2008 года



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!