Лиепайская Кароста Императорский порт – закрытый советский военный город – уникальный ресурс культурного туризма современной Латвии. Шведский журналист и фотограф Карл Бьёрсмарк уже на протяжении 20 лет (с 1991 года) живет в Латвии, где он организовал компанию по производству фильмов «Locomotive International» и провел фестиваль международного масштаба «Transit Zero» (в 2000-м году мне удалось стать участницей этого мероприятия – примечание Г.Ф.). В качестве заочного участника семинара «Журналистика и культурное наследие: ребрендинг территорий», проводимого фондом «Дать Понять» в 2011 году, Карл предоставил для публикации материал, посвященный Каросте – удивительному, парадоксальному и уникальному месту не только в истории и архитектуре Латвии, но и во всем мире. Кароста Кароста – это крупнейшая историческая военная территория в Балтии, часть города Лиепаи, но порой – мир сам по себе. Пожалуй, это одна из самых необычных латвийских достопримечательностей, суровое обаяние которой (или обаятельная суровость) не оставит равнодушным побывавшего здесь. Военный городок Кароста как самостоятельная часть города появился в конце XIX – начале XX веков. Кароста построена во времена поздней Российской Империи как полностью независимая от остального города территория с отдельной инфраструктурой – своей церковью, школой, почтой, электростанцией и водоснабжением, госпиталем и тюрьмой. Для того чтобы отослать почтовую открытку из Каросты в Лиепаю, необходимо было купить марку междугородного отправления за 3 копейки, а не для городской пересылки – за 1 копейку. Своим появлением Кароста обязана Российскому императору Александру III, по приказу которого в 1890 году началось строительство огромной крепости и военного города к северу от Лиепаи. Первоначальное название объекта – «Порт императора Александра III». Во времена Российской Империи Кароста была крупнейшей военной территорией на Балтике. Здесь была расположена первая база подводных лодок в России. В советские времена Кароста была закрытой территорией, куда был запрещен доступ даже гражданским лицам из Лиепаи. С момента независимости Латвийского государства это место стали называть Каростой (в переводе «Военный Порт»). Кароста занимает около трети общей площади города в его северной части. Здесь по-своему неповторимая среда отражает взаимодействие российской военной элегантности и советского милитаризма. Дело в том, что Лиепая со всех сторон окружена сетью укреплений и фортов, которым в своем первоначальном виде так и не пришлось исполнить задуманную роль – служить укреплением в военное время. Сегодня Кароста – особый городской район. Это больше не военный городок, а целостный туристический объект, который вдохновляет творческих людей. Свято-Никольский православный морской собор Лиепайский Свято-Никольский морской собор – самое высокое купольное строение в Балтии (Katedrales iela 1, Karosta, Liepaja). Морской собор – визуальная и духовная доминанта Каросты. Церковь спроектирована и построена в соответствии со стилем русской православной церкви XVII века. Центральный и четыре боковых купола символизируют сына Божьего Христа с четырьмя апостолами-евангелистами. Строительство собора началось в 1901 году. В торжественной церемонии закладки храма участвовал российский император Николай II c семейством и вельможами из Санкт-Петербурга. Освящение церкви и первое богослужение прошли в 1903 году. В нем тоже участвовал император Николая II cо своей семьей и придворными. С началом Первой мировой войны многие предметы из собора, в том числе колокола и иконы, были эвакуированы в Россию. Остатки достались солдатам немецкой армии. В 30-е годы XX века храм приспособили для нужд лютеранского прихода Лиепайского гарнизона. После Второй мировой войны советская власть объявила лиепайскую Каросту закрытой секретной территорией, а в соборе устроили спортивный зал, кинотеатр для солдат и матросов и так называемый «красный уголок». Колоссальная акустика собора мешала зрителям понимать сюжет звуковых фильмов, поэтому пространство в центральном куполе забетонировали. Сейчас храм восстановлен, в нем проводятся богослужения. Тюрьма Каросты Лиепайская гарнизонная тюрьма Военного порта была построена в начале XX века для нужд Морского госпиталя, но как госпиталь никогда не использовалась. С самого начала она служила местом краткосрочного дисциплинарного наказания для матросов и младших офицеров флота. Уже в 1905 году в тюрьме наказание отбывали моряки гарнизона, участвовавшие в революции 1905 года. Место напротив тюрьмы стало братской могилой для многих заключенных, которые были расстреляны немецкими фашистами тут же, у тюремного забора. Во все времена здание служило гауптвахтой, как для Советской армии, так и для Морских сил латвийской армии. Последние заключённые оставили свои записи на стенах тюремных камер совсем недавно – в 1997 году. Сегодня тюрьма Каросты – это единственная в Европе военная тюрьма, открытая для туристов. У посетителей этого объекта есть возможность отправиться на экскурсию, поучаствовать в реалити-шоу «За решеткой», а для любителей острых ощущений – ночевка в тюремной камере. Для желающих осмотреть ближайшие окрестности и ощутить суровую привлекательность Каросты предусмотрена возможность взять в аренду велосипеды. Для желающих отдохнуть создан новый кемпинг. Мост Оскара Калпака Разводной мост через канал – уникальный инженерно-технический памятник (O. Kalpaka iela, Liepaja). Один из самых старых мостов из металлических конструкций Лиепаи и Латвии, технический памятник. Возможно, объект был спроектирован по эскизу французского инженера Александра Густава Эйфеля. Мост образован из двух одинаковых разводных ферм, которые поворачиваются на 90 градусов, каждая – в свою сторону. Развод моста производился с помощью электромотора или лебёдки и занимал 4-5 минут. За время своего существования мост много раз был серьёзно повреждён. В 2006 году его северную часть разрушил танкер «Анна», ходящий под флагом Грузии. После реконструкции мост Калпака опять работает. Он открывается для прохода кораблей несколько раз в сутки. Северные форты Северные форты – часть Лиепайской (Либавской) крепости. Крепость была построена в конце XIX – начале XX века для защиты Лиепайской военно-морской базы в случае нападения вероятного противника (система укреплений опоясывала весь город). В ноябре 1908 года Либавскую крепость ликвидировали, потому что ее строительство признали стратегической ошибкой. Часть пушек демонтировали и отвезли в Каунасскую крепость в Литве, часть переплавили. Артиллерийские батареи, подземные сооружения и пороховые склады пытались взорвать, но это не дало желаемого результата. Так что остатки самой новой и современной крепости царской России сохранились до наших дней. Сегодня северные форты можно осмотреть в сопровождении гида (экскурсия с факелами по подземным лабиринтам форта). В фортах предлагается командная игра «Побег из СССР», суть которой такова: действуя сплоченно, нужно найти друга, который попал в плен к советским пограничникам, а затем доставить его до подводной лодки. Северный мол Это гидротехническое сооружение – очень важная составная часть всего комплекса лиепайской Морской крепости и Военного порта. Общая длина мола – 1800 метров, ширина – 7,35 метров. Мол построен в конце XIX века. Манеж Здание манежа построено в 1903-1904 годах (Zemgales iela, Karosta, Liepaja). У него была лёгкая крыша из клёпанных металлических конструкций и кровельного железа. Для освещения огромного помещения в здании были спроектированы окна арочного типа и в покрытие крыши были вмонтированы полосы стеклянных пластинок. До Первой Мировой войны по воскресеньям в манеже проходила демонстрация выездки кавалерийских лошадей и конные соревнования всадников. В рабочие дни помещение использовалось для занятий физкультурой и гимнастикой матросов. В манеже хватало места для 4000 человек, поэтому здесь для матросов гарнизона проходили официальные приёмы с угощением. Водонапорная башня, станция почтовых голубей, школа подготовки водолазов Балтийских стран Водонапорная башня построена в 1905 году (Gen.Baloza iela, Karosta, Liepaja). Она обеспечивала водой всю территорию Военного порта. До наших дней ещё сохранились старые насосы времён строительства башни. Туристы могут осмотреть башню только снаружи. Как известно, удивительная способность голубей к ориентированию была замечена уже в древности. Если их выпустить на свободу, инстинкт всегда приведёт птиц обратно в родную голубятню. Преимуществом птиц является скорость передвижения – с хорошим попутным ветром она достигает ста километров в час. В истории новейших времён голуби больше всего использовались во время войны, даже во время Второй мировой войны они пригодились для пересылки корреспонденций. Станция почтовых голубей была построена для содержания 450 почтовых голубей. Здание много раз перестраивалась (теперь оно используется как жилой дом). Школа подготовки водолазов Балтийских стран (Atmodas bulvaris 1, Karosta, Liepaja) находится возле моста Калпака со стороны моря. Это единственная в Балтии Школа водолазов Балтийских стран. Школа является военным учреждением. Здесь обучают водолазов и сапёров. Как добраться до Каросты Из центра Лиепаи в Каросту можно попасть автобусами Nr.1, 3, 4, 7, 8 или маршрутными микроавтобусами Nr.1, 3. На автобусах Nr.10, 11, 11А и 15. Можно доехать до моста Калпака, перейти его пешком и оказаться в Каросте. Ежедневно с 1 мая по 30 сентября с 10.00 до 18.00 здесь работает «Центр посетителей Каросты» (Тюрьма Каросты, ул. Инвалидов, 4), где можно не только получить туристическую информацию о Каросте и Лиепае, приобрести сувениры и заказать услуги гида, но и посмотреть документальный фильм о Каросте, отведать блюда советской эпохи в стилизованном Буфете, взять в аренду велосипед и посетить музей тюрьмы Каросты. Материал предоставлен Карлом Бьёрсмарком в качестве доклада на семинар «Журналистика и культурное наследие: ребрендинг территорий» Адаптация текста: Галина Филимонова Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой для публикации в рубрике «Другие горизонты» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|