Материал предоставлен Ольгой Харитоновой в качестве доклада Саратовские страдания: Гагаринское поле, Фединский дом, Янковская трубка Говорить о том, что связано с новым использованием значительных, знаковых культурных событий прошлого и попыткой перемещения их в современный художественный и социальный контекст я могу скорее как обыватель, который живет на протяжении своей жизни в одном городе и страдает по поводу того, насколько медленно и сложно идет тот процесс, которому посвящена наша нынешняя встреча. Поэтому словосочетание «саратовские страдания» я поместила в заголовок своего сообщения, но собираюсь применить его, не только в отрицательном, но и в положительном контексте. Сюжет первый. В 1951 году, после окончания Люберецкого училища по специальности литейщик-формовщик, Юрий Гагарин был направлен в Саратовский индустриальный техникум для продолжения обучения. Кстати, решетки, которые отливала гагаринская группа, сегодня сохранились в сквере около академического театра драмы имени И.А.Слонова. «Техник не может не знать физики, – говорил педагог Гагарина Москвин, – земной шар вращается по законам физики». Он организовал физический кружок, участники которого выступали с докладами. Любопытно, что тогда Гагарину был поручен доклад на тему «К.Э.Циолковский и его учение о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях». В 1955 году Гагарин закончил техникум с отличием, получив специальность литейщика. На фасаде здания, установлена мемориальная доска: «В индустриальном техникуме в 1951-1955 годах учился первый космонавт Герой Советского Союза Ю.А.Гагарин». В 1965 году в техникуме открыли музей, посвященный Юрию Гагарину. В 1985 году Министерство культуры РСФСР присвоило музею звание народного. Долгие годы директором Народного музея им. Ю.А.Гагарина был Владимир Иванович Россошанский. Вместе с коллегами он собрал много уникальных документов и материалов, посвященных первому космонавту, его саратовскому периоду, отряду первых космонавтов и полету в космос. В этот народный музей не зарастает народная тропа, причем представителей самых разных стран и национальностей – сюда приезжали корреспонденты и представители крупнейших мировых информационных агентств. 26 октября 1954 года Гагарин был зачислен в Саратовский аэроклуб на отделение пилотов. Здание бывшего аэроклуба, очень красивый особняк, там нынче расположен офис Лукойла. Самолет «Як-18» № 06, на котором будущий космонавт совершил свои первые полеты, передан на вечное хранение Областному музею краеведения. Окончив аэроклуб, Ю.А.Гагарин в 1955 году уехал в Оренбург в летное училище. С марта 1960 года уже шли тренировки кандидатов в группу космонавтов, а 13 апреля 1960 (ровно за год до полёта в космос) космонавтов перебазировали из Москвы под Саратов (в город Энгельс), на левобережье Волги, где они преступали к парашютной подготовке. В записанных воспоминаниях Гагарина есть слова о том, как уже после полета в космос, приближаясь к земле, он увидел и узнал блеснувшую вдали ленту Волги. «Я сразу узнал великую русскую реку и берега, над которыми меня учили летать». В 10 часов 55 минут 12 апреля 1961 года первый космонавт Земли приземлился на поле колхоза «Ленинский путь» Энгельского района Саратовской области. «Случилось, как в хорошем романе, – пишет Гагарин, – мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете». Представляете себе, внутри какого невероятного сюжета мы на саратовской земле живем? Тут никаких самых превосходных эпитетов не хватит. Какой ребрендинг территорий можно было бы тут осуществить? Что можно было здесь устроить и какие смыслы можно было бы отсюда извлечь в зависимости от подходов и полетов фантазии? Хотите – исторические, хотите – социальные, философские, фантастические, метафизические, мистические, какие душе угодно. В этом году отмечалось 50-летие полета человека в космос. Комиссии, оргкомитеты, заседания правительства – их было множество. На одном из расширенных советов по культуре при губернаторе демонстрировался проект обновления места приземления Гагарина к грядущему юбилею – некий скульптурный комплекс, призванный выразить глубокий метафорический смысл этого события. Не буду упражняться в остроумии, чтобы пытаться это убогое чудовище описать. Убогое не только по уровню творческого предложения, но и по намерению обойтись затратами эконом-класса. В дни празднования в театр для переговоров о постановке приехал болгарский режиссер и попросил отвезти его на место приземления Гагарина. Таким образом мне удалось собственными глазами увидеть нынешнее состояние этой территории. По мосту через Волгу, потом по городу Энгельсу, на выезде из которого начинается раздолбанная двуколейка, ведущая к легендарному месту. Время в пути чуть больше сорока минут. И ты оказываешься на заасфальтированном участке, усаженном деревцами, в центре которого – стела с устремленной ввысь маленькой ракетой, у подножья – побеленная или помытая фигура улыбающегося Гагарина в белой одежде, более всего напоминающей тренировочный костюм балеруна в танцклассе. А сбоку, там, где, вероятно должен был находиться так и неосуществленный скульптурный комплекс, выстроились в ряд барельефы десяти избранных космонавтов на легких гулких (мы по ним постучали) подставках-постаментах. Изображения похожи на чеканку советских времен, высевшую на стенах квартир в интеллигентных семействах. Понять, по какому принципу отобрана топ-десятка не представляется возможным. Если вам придет в голову, что в дешевой бронзе увековечен первые космонавты, так нет, – среди первых не было например, космонавта Крикалева, чье изображение в наличии, зато был погибший Владимир Комаров, которого нет. И так далее. Логическую цепочку выстроить невозможно. Напротив фигуры Гагарина – бюст Циолковского. Все. Вот такой ребрендинг территории. Неподалеку установлена небольшая трибуна, несколько десятков мест, с которых открывается вид на так называемое гагаринское поле, то есть непосредственное место приземления, где чудо в скафандре было встречено некой бабулей с внучкой, теперь – распаханная весенняя земля, по которой проложен колесами проезжающих машин проселочный маршрут. Время от времени здесь проводятся соревнования мотоциклистов. Трибуны уже были практически разобраны, мы с режиссером и риском для жизни на них взобрались, с печалью обозрели окрестности, и спустились вниз. Хорошо, что гость был из Болгарии – ему не привыкать, тамошняя культурная нищета покруче нашей будет. Не стоит, наверное, и говорить, что территория, выступающая в данном случае в качестве продукта, не используется ни с целью своего устойчивого развития, ни для привлечения инвестиций, ни с целью развития интеллектуального, профессионального или экономического потенциала. Местная элита, то есть часть общества, принимающая на себя ответственность за судьбу территории и готовая транслировать свои ценности на следующие поколения, не предпринимает для этого никаких усилий. Сюжет второй. Одним из самых авторитетных товарных знаков нашей области является саратовская театральная школа. Заданный стандарт качества сохраняется здесь на протяжении десятилетий. Мерило тут одно – степень востребованности дипломников. И дело не только в том, что ее заканчивали в разные годы Борис Андреев, Олег Янковский, Сергей Пускепалис, Галина Тюнина или Евгений Миронов. По количеству выпускников, работающих сегодня, скажем, в МХТ, мы тоже впереди планеты всей – Сергей Сосновский, Владимир Калисанов, Максим Матвеев, Дмитрий Куличков – я перечислила лишь часть саратовцев в труппе этого театра. Наверное, не стоит говорить о том, что означает сегодня для города и области тот факт, что Олег Иванович Янковский заканчивал в нашем городе 67-ю среднюю школу, театральное училище имени Слонова и на протяжении восьми лет работал на сцене драматического театра, который тоже носит имя основателя саратовской театральной школы. У входа в музей театра на сороковины была установлена мемориальная доска, через год мемориальные доски появились на здании училища со специального разрешения саратовской епархии, которая вернула себе это здание в центре города, и на здании школы, где он учился. Здесь Янковский успел сыграть не только вереницу молодых современников в забытых нынче пьесах, но и Мешема в «Стакане воды» Скриба, Петю Мелузова в «Талантах и поклонниках» Островского и князя Мышкина в «Идиоте» Достоевского. Поэтому инициатива проводить в Саратове театральный фестиваль его имени казалась нам совершенно естественным. Мы думали над его концепцией, встречались по этому поводу с Олегом Павловичем Табаковым, и он предложил оригинальную идею – сделать под этой эгидой смотр творческих тандемов – режиссеры с именем представляют спектакли своих молодых коллег, воплощая таким образом мысль о преемственности режиссерских поколений. Но афишу первого, презентационного, фестиваля мы решили собрать из выдающихся работ известных представителей саратовской театральной школы – Сергей Сосновский в роли Сарафанова в «Старшем сыне» «Табакерки», Евгений Редько в гоголевском «Портрете» – спектакль РАМТа, постановка пьесы Кокто «Человеческий голос» нынешним руководителем «Школы драматического искусства» Игорем Яцко – тоже нашим выпускником, и спектакль Ярославского театра драмы имени Волкова «Три сестры» в режиссуре Сергея Пускепалиса. Прибавьте сюда «Ленком», который должен сыграть «Все оплачено» на открытии фестиваля и нашего «Гамлета» в исполнении артистов академического театра драмы – афиша получается очень интересной, достойной имени великого актера. Поскольку Янковский – личность яркая и разносторонняя, то в программе фестиваля есть и кино-, и фото- составляющие и даже опыты научного характера, касающиеся попыток реставрации ушедших спектаклей с участием артиста. А так как в Саратове живет родной брат Олега Ивановича - Николай Иванович, мы планировали, что частью камерной программы под названием «Трубка Янковского» станут личные вещи и воспоминания близких ему людей. Однако сложность с ребрендингом имени возникла неожиданно. Подготовив программу фестиваля, мы обратились к родственникам Олега Ивановича и получили категорический отказ в его проведении от Людмилы Александровны Зориной, вдовы Янковского, тоже выпускницы нашего училища и бывшей ведущей актрисы нашего драматического театра. С именем Зориной связана театральная легенда – спектакль «Сто четыре страницы про любовь» по пьесе Радзинского, где она блистательно играла героиню, стюардессу Наташу. По какой причине вдова Олега Ивановича отказала нам в проведении фестиваля, сказать нельзя. Категорическое «нет» прозвучало без объяснения мотивов. За ним последовали несколько месяцев телефонных и эпистолярных переговоров с Филиппом Олеговичем, которые находятся сейчас в стадии завершения. Надеюсь, что нам удалось преодолеть первоначальное недоверие к идее фестиваля. Так что препятствия на пути ребрендинга великого имени могут быть весьма не очевидными. Еще один важный момент, касающийся в данном случае развития существующего уже бренда. Если мы соглашаемся с тем, что бренд можно и нужно не только создавать и «строить», но и поддерживать в рабочем состоянии, то это невозможно делать, не опираясь на молодежь. Любое создание бренда начинается с создания условий для наиболее перспективных, талантливых, грамотных, умелых представителей местного сообщества, с предоставления условий для развития и самореализации их на этой территории. Без этого любой регион стремительно теряет конкурентоспособность в любой области – благодаря оттоку квалифицированных кадров. Мы гордимся работой выпускников Школы в МХТ и ничего не делаем для того, чтобы они оставались в Саратове. При этом желание у людей есть. Город и область вообще не занимаются этими вопросами. Если молодому таланту негде жить, то и на работу в театр пригласить его руководство не может. Культурный бренд, работающий на другой территории, можно ли считать местным брендом? Сюжет третий. Одним из немногих успешных примеров правильного и эффективного переосмысления и использования культурного наследия области можно считать Международный телекинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания», который в сентябре 2011 года пройдет уже в восьмой раз. Мне приходилось писать о нем в «Культуре», а Марина Ивановна Старуш поучаствовала в его работе в качестве члена жюри. В названии использовано обозначение популярного некогда народного местного песенного жанра. По традиции фестиваль открывается и закрывается куплетами в жанре «саратовских страданий», которые звучат в исполнении народной артистки России Елены Сапоговой. Народный запев земли саратовской соединен в замысле с соответствующим им жанром мелодрамы, во-первых, и традициями, связанными с саратовским документальным кино, во-вторых. Существующая пока еще в Саратове Нижне-Волжская студия кинохроники имеет замечательную историю. Одна из самых славных ее страниц связана с именем знаменитого фронтового кинооператора народного артиста СССР, лауреата Ленинской и Государственных премий Владислава Микоши, который родился и делал здесь свои первые профессиональные шаги. Фестиваль поспособствовал тому, чтобы интерес к этому имени был возрожден. Вдова Микоши документалист Джемма Фирсова была председателем жюри Вторых «Страданий», полюбила фестиваль и студию и осуществила здесь целый ряд проектов, в том числе сделала кино с использованием фрагментов книги Владислава Микоши «Я останавливаю время», в которой он рассказывает и о своем саратовском детстве и о приходе на студию. Усилиями Джеммы Сергеевны и руководства студии на здании Дома кино была установлена мемориальная доска Микоше, здесь состоялись несколько его уникальных фотовыставок и показ фрагментов снятой им фронтовой хроники времен великой Отечественной войны. «Саратовские страдания» привлекли в Саратов кинематографистов более чем 20 стран мира, председателями жюри фестиваля были выдающиеся кинематографисты Михаил Литвяков, Джемма Фирсова, Артаваз Пелешян, Алексей Федорченко, Сергей Лазарук, Борис Хлебников и Герц Франк, а гостями – Кира Муратова и Гарри Бардин, Андрей Смирнов и Виталий Манский, Сергей Мирошниченко и Кирилл Разлогов, Евгений Миронов. Президентом фестиваля является Олег Табаков. Благодаря фестивалю вокруг Дома кино сложилась собственная культурная среда, из которой в дальнейшем вышли выпускники ВГИКа и режиссерских курсов, фильмы молодых сценаристов и режиссеров, работающих на студии стали участниками различных Международных кинофестивалей, были удостоены премий и призов, лауреатских званий и специальных дипломов. На каждом фестивале проводятся специальные показы фильмов, созданных здесь на протяжении всей истории существования – таким образом лучшие работы ветеранов студии вписываются в современный кинематографический контекст. Сеансы арт-хаусного кино и российских премьер, аудитория которых поначалу была малочислена, стали собирать полный просмотровый зал. Термин «очаг культуры» в полном смысле слова применим к Дому кино. Формирование молодежной творческой среды вокруг не вызывает ни малейших сомнений. На основе работающей на фестивале команды в Саратове стали проводится еще два фестиваля телевизионного документального кино – «ТелеПрофи» и «Мир права». С этим, буквально на наших глазах возникшим новым брендом власти под разными предлогами не устают бороться. Здание в центре города все время находится под угрозой передачи в посторонние руки, а директор студии – под угрозой возбуждения уголовных дел. Несмотря на то, что проверяющие изучили деятельность студии вдоль и поперек, документы постоянно изымаются в надежде найти какие-то нарушения, а нарушения не находятся, борьба с комитетом по имуществу не прекращается. Впечатление такое, что несмотря на официальную поддержку, существует задача ликвидировать этот естественным образом возникший культурный центр. Если бы не активная поддержка прессы и молодежные манифестации в защиту Дома кино уничтожение бренда произошло бы уже давно. Не всякий символический ресурс как совокупность значимых элементов историко-культурного наследия региона, способен выступать в качестве «точки роста» при формировании образа территории и поддается актуализации. Актуализировать Николая Гавриловича Чернышевского, бренд региона советского периода, сейчас затруднительно, несмотря на сохранившийся у берегов Волги флигель, где жила Ольга Сократовна и прекрасный памятник революционеру-демократу в самом центре Саратова. Не знаю, как быть с самим Чернышевским, но думаю, что «Сны Веры Павловны» в модном нынче жанре документальной реконструкции могли бы заинтересовать молодую музейную аудиторию. Или аттракцион – «Рахметов, спящий на гвоздях» – это, по-моему, в прямом смысле прикольно. Территории сегодня надо скорее брендить, чем ребрендить. Потому что добиться возвращения прежних актуальных символов территорий не так просто. Как вернуть интерес к имени советского писателя Константина Федина, когда в городе Саратове несколько раз бывал Михаил Булгаков и женился на дочери управляющего Саратовской казенной палатой Татьяне Николаевне Лаппа (кстати, здание бывшего облсовпрофа, где квартировало семейство Лаппа, находится в прекрасном состоянии, но добиться помещения на нем мемориальной доски Булгакову, как за это театр драмы, в репертуаре которого было в начале 90-х четыре булгаковских спектакля, ни боролся, так и не удалось)? Дом-музей Федина поступил правильно, переформатировавшись в литературный музей и посвятив значительную часть постоянно действующей экспозиции русской литературной истории ХХ века, а традиционные фединские чтения – проблемам современной российской литературы. Саратовские филологи, кстати, предложили веселый новый минибренд и вот уже в четырнадцатый раз в этом апреле приглашали на Хлестаковские чтения, организуемые кафедрой общего литературоведения и журналистики Саратовского университета. Ибо не только подорожная Ивана Александровича была прописана в Саратов, но Саратовская губерния признана родиной бессмертного литературного героя. Организаторы раз в год предлагают «заумствовать» на темы литературной, театральной, читательской судьбы и славы самого Ивана Александровича, петербургского и саратовского периодов жизни и деятельности Хлестакова, биографии его друга, журналиста Ивана Тряпичкина. В этом году Хлестаковские чтения были посвящены 175-летию постановки «Ревизора» на сцене Александринского театра. И, наконец, в Саратове некоторое время назад (в 2007-м) был издан уникальный совместный труд Энгельсского краеведческого музея, дома-музея Павла Кузнецова и университета – мифопоэтический атлас под названием «Саратовское озеро: сакральная география». Пространство Саратовского озера – акватории и берегов Волги в границах градостроительной системы Саратов-Энгельс. В чем состоят историко-географические особенности этой территории и как они влияют на ее культурно-символические характеристики – пытаются понять и определить авторы проекта. Мифопоэтический Атлас – экспериментальный научно-художественный продукт, сочетающий картографическую и историческую достоверность с поэтичностью мифа. Такого рода издания, синтетически объединяющего культурно-исторические ресурсы места, пока еще не было. Исследование включает в себя самые разные жанры повествования: эссе, литературные зарисовки, фрагменты исторических источников, легенды, научно-популярные статьи, воспоминания, имеющие отношение к специальной форме Атласа. Авторы Атласа, среди которых Евгений Стрелков (дизайн разработан в Нижнем Новгороде студией «Дирижабль», и напечатан он в Нижнем) хотели обрисовать культурно-символическое пространство уникального места, предлагая по-новому взглянуть на место, в котором мы живем. Ольга Харитонова В настоящей публикации использованы фотография Александра Коновалова www.asrmod.ru, а также фотографии, предоставленные Ольгой Харитоновой Материал предоставлен Ольгой Харитоновой в качестве доклада на семинар «Журналистика и культурное наследие: ребрендинг территорий» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|