О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Купеческий «дворец», ставший музеем

Участники проекта «Уходящая натура», посвященного старинным усадьбам, предприняли новую экспедицию.

На сей раз они отправились в один из славных городов Нижегородской области Павлово, в центре которого возвышается роскошный дом купца Василия Гомулина.

Нарядное здание красного кирпича с белой лепниной, коваными решетками, кружевным литьем, башней и шпилем больше похоже на дворец, чем на купеческий особняк. У постройки сложный силуэт – ее можно обходить кругом и любоваться с разных сторон. У Василия Гомулина и его жены Елизаветы не было детей, и жили они в этих хоромах вдвоем - шиковали купцы, да и только! Такой усадьбе позавидовал бы любой губернский город и любой дворянин.

Гомулин был успешным купцом, на нижегородской ярмарке он имел один из лучших павильонов, в три этажа, но не забывал и о благотворительности: давал деньги на мирские расходы, на обеспечение общественной больницы, на постройку здания для павловского кустарного попечительства. Свой «дворец» он завещал супруге в пожизненное пользование, а после ее кончины здесь должна была появиться «Павловская Василия Гомулина богадельня». Перед смертью (а прожил он всего 51 год) Василий Илларионович просил жену внести в Государственный банк 20 тысяч рублей на содержание неимущих. Еще купец поручал супруге перечислить капитал на украшение церкви Воскресения Христова, обеспечение клира и моление о его грешной душе. Эта церковь, кстати, и сейчас реставрируется, но уже на средства «соседа», как ласково именуют павловчане Никиту Михалкова. У него самого, говорят, за рекой добротная усадьба в русском стиле…

До богадельни дело не дошло, и после революции во «дворце» поселился уездный исполком. А с 1936 года здесь располагается Павловский исторический музей, который хранит богатства, достойные роскоши самой усадьбы.

Четверть музейного фонда – легендарные павловские изделия из металла. Местные бритвы были лучше немецких, а павловские кортики и сабли – это по сей день государственное наградное оружие. В Павлове производились две трети всех российских весов, в селе даже располагалась одна из четырех Палат мер и весов в стране. Здешние мастера одними из первых стали выпускать кодовые замки: чтоб открыть такой, надо было, например, набрать слово «Париж». А павловские ошейные замки для домашних животных десятками тысяч поставлялись в Европу.

Кстати, жители села по своему виду были истинными европейцами. Женщины не носили русское платье: местные кустари торговали без пошлины не только по России, но и за рубежом, откуда привозили наряды. Павловские дамы были учтивы, грамотны, по манерам ничем не уступали петербурженкам. Шляпки, страусиные перья, зонтики, заколки, губная помада, пудра, духи – все было в их арсенале. Есть в музее фотография «Крестьяне на отдыхе»: какие там крестьяне – чистые пижоны!.. А еще в селе была демократия – все, что касалось вопросов благоустройства Павлова, решал сход. Он же выпускал собственную газету.

Расскажут вам в музее и о великих уроженцах Павловской земли. Один из них – ботаник Николай Альбов, возглавлявший Музей флоры и фауны в Ла-Плата в Аргентине. Там он открыл и описал архипелаг Огненная земля, и из его трудов Жюль Верн черпал информацию о Патагонии для «Детей капитана Гранта». В Аргентине Альбов – национальный герой, его именем названы площади и скверы, ему установлены памятники. Другой павловчанин – академик Алексей Фаворский, ему принадлежит открытие искусственного каучука. Как рассказал нам и.о. директора музея Владимир Савичев, дом Фаворских, в семье которых много выдающихся людей, в Павлове сохранился, но под музей его не отдают.

Налюбовавшись на некоторые бесхозные усадьбы в ходе проекта «Уходящая натура», его участники не могли не оценить, как ухожено это здание. Красиво оно и изнутри: здесь мраморные подоконники и декоративные печи, а затейливая лепнина на потолках и узорчатый паркет во всех комнатах разные. Усадьба продолжает реставрироваться в рамках региональной программой «Развитие культуры Нижегородской области на 2006-2010 гг.». Восстанавливаются парадный вход, каретный сарай. Возможно, будет заново отстроена и баня купца Гомулина, представлявшая собой терем из сибирской лиственницы.

Проект "Уходящая натура" стал лауреатом конкурса "Культурные инициативы и журналистика", который организовывает и проводит Автономная некоммерческая организация "Единство журналистики и культуры". Осуществляет проект Нижегородский региональный общественный фонд деятелей культуры «Дать Понять». Участники – фотографы, художники и журналисты – посещают старинные усадьбы в разных районах Нижегородской области, чтобы «задокументировать» их состояние. По итогам поездок в Нижнем Новгороде пройдет выставка.

Ольга Горнова

Материал опубликован на сайте "Агентства культурной информации" 14 августа 2008 года

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!