О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Колумбарий на бумаге

Пока строительство колумбария в Сормовском районе лишь планируется, в том же Сормове на днях завершила свою работу выставка «Уходящая натура: виртуальный колумбарий».

В экспозиции были представлены черно-белые снимки Дмитрия Соколова, сделанные в семи усадебных комплексах Нижегородской области. Снимки - красивые, но в них «что-то не так», они не просто художественные, но с привкусом аналитики. Сам Соколов называет это «мистической документалистикой».

Поездки в усадьбы были организованы фондом деятелей культуры «Дать Понять» в рамках проекта «Уходящая натура», в минувшем году ставшим лауреатом конкурса «Культурные инициативы и журналистика».

Русская усадьба - символ эпохи Просвещения - сегодня балансирует на грани исчезновения. Редкая усадьба не прошла символическую «кремацию» (пожар или поджог) и не превратилась в «урну с прахом», которую государство поместило для хранения в своеобразный колумбарий - реестр загородных усадебных комплексов.

Экспозиция итоговой выставки проекта «Уходящая натура» представляет собой стену с «урнами праха» - черно-белыми фотографиями усадеб Нижегородской области. Сам же «колумбарий» расположен в одной из современных многоэтажных новостроек, и вид из окон отсылает зрителя выставки к реальной действительности: торговым центрам, транспортному коллапсу и современным застройкам.

- Обычно жизнь усадьбы отражается в выставках двух типов: в формате национального гламура (заснеженные пейзажики, крестьяне и телега с лошадью) или же репродукции архивных снимков Дмитриева и Карелина, - комментирует куратор выставки, глава фонда «Дать Понять» Галина Филимонова. - Мы хотели показать именно то, что есть сегодня, не приукрашивая, не «забалтывая» и не «очерняя» реальность.

Увиденное не случайно объединила метафора «колумбария». Ситуация трагична, и мы пытаемся заставить людей смотреть на нее реально. Массы уверены, что в Нижегородской области есть немало прекрасных усадеб и есть подвижники, которые восстанавливают их. Но в целом это иллюзия. То, что мы увидели в ходе поездок, а мы посетили семь объектов из 105, числящихся в реестре загородных усадебных комплексов, подтвердило наши выводы. Каждая усадьба горела. Простой люд не жаловал барские дома до революции, не питал к ним особой любви и после. В советское время усадьбы Нижегородчины использовались под общественные нужды, а когда они были освобождены, вновь прокатилась серия поджогов: нередко таким образом заметались следы грабежей.

Еще одна беда усадеб - псевдореставрация, когда памятник сносят и ставят на его место новодел. Такая имитация объекта не имеет никакого отношения ни к культуре, ни к «сохранению», а является обыкновенным обманом и возможностью заработать.

Мы показали не только красоту, но и проблему. И тем самым старались разрушить иллюзорное представление о том, что «все хорошо».

Мария Федотова

Материал опубликован в газете "Нижегородские новости" от 12 января 2009 года



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!