ПОГРУЖЕНИЕ В МАНДАЛУ До 12 июля 2006 года (ежедневно с 16.00 до 20.00) в бывшем кинотеатре Маяковского (ул. Рождественская, д. 6, второй этаж) проходит мультимедийный проект «Архетип». Его представляют нижегородский региональный общественный фонд деятелей культуры «Дать Понять» и литкафе «Безухов». В рамках проекта уже состоялось (и еще состоится) немало событий, так или иначе соответствующих понятию архетипа: выставка живописи Владимра Фуфачева в необычном интерьере и в сопровождении поэтических текстов Елены Крюковой, показ фильмов «странного» режиссера Владимира Кобрина, презентация кросскультурного проекта «Нижний Новгород – Линц». Впереди (11 июля) – творческий вечер петербургской группы художников «Митьки», которые в настоящие дни работают на пленере Нижегородской области (об этом в свое время будет непременно рассказано на страницах «Нижегородских новостей»). Где нужно искать братьев по разуму Работы уникального художника и радикального экспериментатора Владимира Кобрина (1942 – 1999) демонстрировались в минувшее воскресенье в «Буфете». Кобринские киноленты не находили признания на родине режиссера по причине авангардизма и слишком сильной необычности вообще. Впрочем, это же самое обеспечило Кобрину славу в мировом и независимом кинематографе. Он мастерски соединял кино, видео и компьютерную анимацию, лепил фактуру из подручных материалов, изобретая каждый кадр. Сегодня фильмы Кобрина по-прежнему мало известны широкому зрителю. Это нормально. Формально Владимир Кобрин занимался научно-популярным кино. Его первые фильмы назывались соответствующе: «Явление радиоактивности», «Механическая обработка полупроводниковых материалов», «Физические основы квантовой теории», «Особенности кинетики биологических процессов». Однако менее всего эти фильмы иллюстрировали мир науки и техники. Три фильма, показанные в «Буфете», последовательно вскрывали проблемы времени и памяти (глубина), бытия (точка отсчета) и общения с себе подобными (плоскость пространства), образуя модель мира, мандалу – круг с точкой посередине. В «Present continius» тлеющие обломки материи концептуально мелькают под свистящий перестук колес поезда, сокрушительно мчащегося не иначе как через материю живого триединого времени. Люди, стремительно поедающие некую пищу и пожирающие глазами телевизор, являли собою «Групповой портрет в натюрморте» (natur morte – конечно же, неслучайное совпадение). В том же фильме про натюр морт – ох уж эта непобедимая энтропия – человек вернулся домой через весенне-утреннее окно. Но окно оказалось телевизором, а справка об оживлении так и не дождалась подписи телопроизводителя, и вот возвратившийся медленно сползает куда-то вниз, скользя пальцами по внутренности телеэкрана. Кстати, действо происходило под симфонию-фантазию Андрея Петрова «Мастер и Маргарита». Третий фильм, «Абсолютно из ничего», основывался на документальных размышлениях некоего Семен Семеныча из Ростова-на-Дону, контактировавшего с инопланетным разумом и неслучайно видевшего на Луне свой портрет. Зачем художнику было нужно упорно мелькать своим параноидально-издевательским артом и лепить научно-фантастические мистификации? Наверное, так он решал бытийственные вопросы… и других подталкивал к ответам. Или с помощью кодов он искал себе подобных? Ибо «разбитые тарелки приносят счастья больше, чем летающие», а, как гласит последняя фраза фильма «Из ничего», «Братьев по разуму надо искать не в космосе, а на земле. Пока есть время». …В конце лабиринта – двери. Но это не выход, а вход Базовый элемент живописи нижегородского художника Владимира Фуфачева – петроглиф (петроглифы – высеченные на скалах изображения, относящиеся к доисторическому периоду). Колесницы и мандалы, люди и планеты, маски и шествия воплощены в богатейшей палитре природных цветов. Ощущение магии и тайны, идущее от древних наскальных изображений, в полной мере присутствует на картинах, но язык художника неправильно было бы называть «древним»: он вне времени. Архетипичен. Наверняка многие нижегородцы хорошо знакомы с живописью Фуфачева. Но у настоящей экспозиции есть очень важная особенность. Древнее «время» художника вписано в уникальное «пространство», оказавшееся вне времени и на перепутье стилей. Ободранные каменные стены бывшего советского кинотеатра взмывают вверх на много метров; рифленые волюты с капителями под сталинский ампир мистифицируют посетителя, ощущающего себя вроде бы уже не в руинах советской эпохи, но в зале замка, знавшего королевский блеск и величие. Тут глаза невольно взмывают к потолку… а потолок-то словно бы утыкан гвоздями, и это вызывает уже какие-то библейские ассоциации. Весь пространственный объем бывшего кинозала заполнен мягкими полотнищами флизелина: именно на эту ткань исследователи «снимают» петроглифы, и на этих полотнищах тоже отпечаталось что-то такое, древнее. Кстати, снова мистификация: эти эстампажи сняты с… асфальта! У посетителей выставки есть три варианта маршрута: аккуратно обойти зал по периметру, побродить сквозь колышущийся лабиринт… или пройти призрачной анфиладой к разбитым створкам фальш-дверей, к мощному снопу света… к «Богоматери». Архетипы – это элементы человеческой психики, скрытие в общем для всего человечества коллективном бессознательном. Архетипическое начало проявляется в мифических повествованиях, сказках, снах. Архетип лежит в основе творчества и делает возможным взаимосвязь различных эпох и трансляцию культуры. По сути, искусство есть сплошной архетип, потому как кодирует и сворачивает информацию, передавая ее в поколениях практически неизмененной. Сохраняя вечные ценности. Цитаты: «Одзу доступен, как открытая книга. В нее и заглянем, отрешившись от грез и зрелищ». «Единственным сюжетом кино является движение от одного кадрика к другому, а идеей – страстная вера в мужество сознания, способного ассоциировать это движение как движение времени, мысли и чувства…» Мария Федотова Материал опубликован в газете «Нижегородские новости» от 07 июля 2006 года |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|