О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Арт-технологии как приоритетные составляющие выставки  

Если заклеить стены плакатами, напечатать стихи на продовольственной карточке,
оттиснуть «Интернационал» на носовых платках, то организм так приспособится,
что не увидит и не услышит ничего.
Виктор Шкловский

Фотография, кино, телевидение, репродукции, реклама – эта тиражная культура во многом вытесняет непосредственную реальность жизни, натуру как таковую. Телевидение, например, как и любое зрелище, затрепывает и людей, и то, что они рекомендуют к употреблению. В эпоху технологических, информационных и визуальных взрывов, когда подлинной и незыблемой остается лишь экономическая сущность вещей, такая классическая форма презентации как ВЫСТАВКА не только не утратила свою актуальность, но и приобрела ряд специфических оттенков, о которых, собственно, и пойдет речь.

Время требует напряжения интеллектуально-технических ресурсов, и, в первую очередь, для совершенствования способов презентации. Информационные потоки стали такими разнообразными и такими широкими, что человеческое сознание перестало с ними справляться. В теории информации Клода Шеннона есть закон, в соответствии с которым информация будет восприниматься тем лучше и качественней, чем канал ее уже. То есть ширина информационного канала должна быть несопоставимо уже его длины, примерно так же, как ширина проволоки должна быть несопоставимо уже ее длины. Иначе любая презентация будет воспринята как информационная помеха, шум в канале связи. Да и люди сами понимают, что нужно сужать канал связи: что не обязательно выписывать все газеты и журналы, не обязательно съедать все сорта колбасы и выпивать все сорта пива-водки, что надо найти от каждой позиции по одному виду, который больше всего тебе подходит, который тебе в резонанс.

Но где гарантия, что информация, которой мы хотим снабдить мозг, будет именно той, которая ему нужна. Может, он её не воспримет, не «считает». Как понять, какая именно информация нужна, например, современному городскому жителю, пребывающем в «царство равновероятности, усредненности сознания»? Здесь потребуется внесение в сознание неравновероятных информационных вспышек. Это может каким-то образом разбудить спящий мозг, очистить его от депрессивной отравы и заставить работать в здоровом режиме. Наиболее мощными генератором информации является произведение искусства. То есть дело не обстоит так, что человеку показывают «Купание красного коня» - и он сразу начинает плясать от радости. Здесь возникают те же проблемы, что и при переливании крови, и роль группы крови выполняет в первую очередь человеческий характер.

Выставка как некоторая функция в собственном смысле слова – локализованное и точное ВЫСКАЗЫВАНИЕ. Оно адресовано широкому зрителю (потребителю), внимание которого сосредоточено исключительно на объекте, требующего продвижения. Кроме того, это уникальная площадка для развития мотивации у потребителя вышей продукции. Кроме внимания необходимы интерес и желание. Мы перестали быть художниками в обыденной жизни, мы не любим наших домов и наших платьев и легко расстаемся с жизнью, которую не ощущаем. Для того чтобы вернуть ощущение жизни, почувствовать вещи, для того, чтобы делать камень каменным, существует то, что называется искусством. Цель искусства – дать ощущение вещи как видения, а не как узнавание. Прием искусства – прием «остранения» вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия.

Представьте себе хорошо оборудованный павильон выставочного комплекса, целиком и полностью заполненный светильниками и люстрами всех мастей. Или продукцией фирмы, занимающейся печатью на ткани. Вещи, воспринятые несколько раз, начинают восприниматься узнаванием: вещь находится перед нами, мы знаем об этом, но ее не видим. Поэтому мы не можем ничего сказать о ней. Это аксиома. Но стоит только оборудовать современными осветительными приборами заброшенный чердак старинного особняка и распечатать работу хорошего фотографа на постельном белье и вывесить на том же чердаке – это вызовет фурор. Произведение искусства, как и производные собственного успеха, начинаются со своеобразного отношения к вещам.

В моей практике были случаи, когда для продвижения разнообразной продукции (светильники, печать на ткани, бумага и пр.), организовывались специальные выставки, ориентированные в первую очередь на показ произведений искусства. Экспозиция выставки на чердаке состояла из 36 фотографий и называлась интерактивная светозвуковая выставка «6 ю 6, или 36 фоторабот на чердаке современного искусства». Для демонстрации ассортимента фирмы, поставляющей бумагу, известным художником были сделаны специальные объекты и напечатаны стихи («Выставка СТИХОВ в кафе «Зеленая лампа»).

Разновидностью искусства как генератора информации считается природа. Природу можно рассматривать как разновидность искусства (об этом, в частности, писал известный философ ХХ века Пол Фейерабенд в работе «Искусство как натуральный продукт») и как выставочную площадку под открытым небом. У многих людей настроение повышается, когда они уезжают за город, в лес, едут на лодке по реке или забираются высоко в горы. Однако если произведение искусства может заряжать новой энергией, то природа может умиротворять, то есть приводить в состояние сбалансированности уже имеющуюся информацию.

Во-первых, попробуйте самостоятельно определиться с выставочным пространством. Иметь фантазию – не значит выдумывать то, чего нет, а значит считаться с тем, что есть. Возможно, экспозиция выставки будет выигрышно смотреться, на первый взгляд, в абсолютно не предназначенном для её демонстрации пространстве (чердак, кафе, сад, ангар, старый аэродром и т.д.) Здесь важен эффект информационного резонанса. Помните о том, что окружение не воспринимается эстетически. Так воспринимается только противостоящий нам образ.

Во-вторых, сильное зрительное впечатление способно захватить на некоторое время – но ненадолго. Современному человеку, задавленному властью культурных условностей, одного зрения для восприятия мира недостаточно. Учитывая этот факт, предложите посетителям вашей выставки пищу для ума или… уха. Например, арт-саунд (звуковое или шумовое оформление выставки). Посетители выставки на чердаке, проходя мимо «белья», слышали как кто-то, видимо прямо здесь, стирает и смеется. Это интриговало настолько, что многие пускались в поиски. С загадочными «стиральщиками» встретиться было не суждено, зато качественная печать фотографии на белье была рассмотрена в непосредственной близости. Спасибо саундтреку!

Известно, что музыка действует на змей не оттого, что она несет им духовную пищу, а оттого, что змеи длинные, они свиваются на земле в длинные кольца, их тела почти целиком соприкасаются с землей, и музыкальные вибрации, сообщаясь земле, достигают их как очень легкий и продолжительный массаж. Нервная система человека через определенное время начинает отзываться на самые тонкие музыкальные вибрации и даже переживает в связи с этим длительные внутренние изменения.

К звуковому оформлению можно добавить освещение. Свет не только окрашивает или освещает – он несет с собой свою энергию, свое воздействие, свою силу. Свет зеленой пещеры предрасполагает нас совсем к иным чувственным ощущениям, чем, например, свет ветреного дня.

Для максимальной эффективности вашей акции потребуется генератор информации. Так как на практике мы имеем дело с людьми (посетителями выставки, потребителями продукции) зачастую подверженными депрессии. Среди современных городских жителей таких большинство. Депрессия есть разрушение информационных связей внутри организма и между организмом и средой. В этом случае любые сигналы, поступающие от реальности, воспринимаются прежде всего как однообразные, то есть однообразно опосредованные обедненным сознанием, - краски реальности меркнут, она вся становится серой, неинтересной, тягостной, неупорядоченной, несбалансированной и наконец хаотичной.

От депрессии своих клиентов нужно лечить. Поэтому информационный резонанс, который может возникнуть при общении с искусством и природой депрессивного состояния, можно назвать медитативным (то есть посредническим, снимающим противоречия между крайностями). Если это произойдет на выставке, где выставляются ваши «объекты», то информация будет «считана», а ваша продукция замечена и оценена.

Галина Филимонова

Материал опубликован в журнале "Рекламодатель: теория и практика" № 7, 2004 год

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!