Материал предоставлен Семёном Подкаром в качестве доклада на семинар Место и роль музея науки ННГУ «Нижегородская радиолаборатория» в позиционировании бренда Нижнего Новгорода Бренд Нижегородской радиолаборатории (НРЛ) следует рассматривать в двух аспектах: как бренд, позиционирующий территорию Нижнего Новгорода в двадцатом и двадцать первом веке, и бренд как источник внутреннего развития самого Музея науки НРЛ. Картинка Нижнего Новгорода 19-го века – знаменитая Нижегородская ярмарка. Город позиционируется как «карман России». Огромный коммуникационный выставочный и логистический центр всемирного значения. Век 20-й уже несет новую доминанту – индустриальный город. В 1918 году в Нижнем появляется знаменитая «Нижегородская радиолаборатория», удивительное учреждение, где научные открытия и изобретения очень быстро превращались в полезные продукты. Как сказали бы сегодня современники – это был первый технопарк России. В Нижнем был создан первый полупроводниковый радиоприемник (1922 год, О.В.Лосев), на 30 лет опередивший эпоху транзисторного радио. В 1927 году Лосев же открыл явление холодного свечения кристаллов при прохождении по ним электрического тока, названное позднее электролюминесценцией, его пионерские работы заложили основы оптических средств связи и светодиодной техники – альтернативного энергосберегающего освещения будущего. В Нижнем научили радио говорить и сделали самый совершенный по тем временам радиопередатчик «Коминтерн». Тем самым совершили еще один шаг в информационной революции того времени. Научно-инженерный коллектив НРЛ работал с потрясающей эффективностью, не уступающей по производительности знаменитой лаборатории Белла, создавая совершенные технические решения, превращая изобретения и открытия, без малейших проволочек, в технические устройства и полезные модели. Историкам науки и техники предстоит еще немало сделать открытий теперь уже в фондах Музея науки «Нижегородская радиолаборатория». Кто-то в шутку высказал такое предположение, что если бы капитализировать все знания, произведенные в НРЛ с 1918 по 1928 годы, то сумма может получиться неслабенькая, примерно 1 трлн. $ валового мирового продукта (в современном исчислении, конечно). Объем производства только транзисторов в мире в 2006 году составил в мире 274 млрд. $. НРЛ дала начало зарождению горьковской школы радиофизики и развитию ее впоследствии уже в стенах Нижегородского университета. В городе стала формироваться индустриальная база для производства радиотехнических устройств и компонентов, и сразу стали создаваться институты (знаменитая ЦВИРЛ). Но феномен НРЛ не только в этом. Нижегородская радиолаборатория дала нашему городу еще новый имидж: мы - «столица радио». Нижний становится городом IT-технологий. Сегодня, когда город стал открытым, мы с еще большей очевидностью в этом убеждаемся. Позиционирование нашей территории, как высокотехнологичной, способной привлечь, обучить творческую молодежь, создать условия (технопарки ННГУ, Саровский технопарк-Сатис) для быстрого внедрения инноваций и превращения их в полезные продукты - важная составляющая экономической политики властей и вкупе выступающим с ними научно-технологическим сообществом. Тон, несомненно, задают Нижегородский государственный университет (ННГУ) и научно-исследовательские институты. ННГУ, как инновационный университет и его самые знаменитые научные школы, продолжающие славные традиции НРЛ, становятся сегодня генераторами изменений и образовательной площадкой неограниченной смысловой мощи, где выдающиеся ученые передают свои знания и креативные умения будущей научной и инженерной элите России. Вернуть лидерство и занять подобающее место в элите креативных наций не общий лозунг, но уже конкретные действия в образовании, науке и технологии. Надеемся, и в политике тоже. Бренд Нижнего Новгорода в России начинают справедливо связывать с высокими технологиями. И в 21-м веке, именно они, будут задавать основную парадигму развития. Это развитие дает возможность создавать продукты более высокого передела, с высокой добавочной стоимостью, где определяющая роль будет за учеными и инженерами-инноваторами. Оно даст возможность развиваться не просто целому инновационно-промышленному кластеру, но существенно повлияет на всю социально-культурную сферу, жизнь горожан, систему ценностей и приоритетов, выбор в образовании. Создание такого кластера потянет формирование обслуживающей инфраструктуры, что создаст немалое количество рабочих мест и наполнит бюджет (и быстрее, чем металлообрабатывающая промышленность). И, когда мы сегодня начинаем говорить о том, как повысить капитализацию нашей территории , бренда нашего города, как сделать ее привлекательной и богатой, ответ лежит почти на поверхности – мы - город высоких технологий , мы - производители знаний и умений 21-го века, мы – производители высокотехнологичной продукции и столь же высокотехнологичных услуг. Креативная, научная культура, экономика знаний становятся важным фактором формирования ценностей сильного бренда города. Наступает время креативной экономики, где определяющими факторами становятся инновации. Технологическая конкурентоспособность державы будет зависеть от того, какова будет наша научная креативная культура. Бренд НРЛ, перешедший автоматически на Музей науки НРЛ, становится жизненно важным аспектом этой организации. Весь музейный сервис - это, в сущности, живое выражение исторического образа бренда. Поэтому каждый момент общения с посетителями, исследователями и другими категориями потребителей музея науки отражает бренд, его атрибуты, выгоды/преимущества, ценности и, наконец, суть. Обещание бренда находит отражение во внутренней политике и процессах организации. Бренд естественным образом интегрирует в корпоративную культуру музея. При таком подходе можно планировать больший процент преданных клиентов, превратившихся в страстных приверженцев и пропагандистов бренда музея и науки в целом. А лояльные, наделенные широкими полномочиями служащие, будут испытывать законное чувство «обладания сильным брендом». Посетители же будут ощущать постоянную, эмоциональную связь с музеем. Интегрированным результатом такой стратегии будет повышенная ценность бренда, более высокая посещаемость, большее количество сторонников и участников научной деятельности, как результата пропагандистской деятельности музея науки. С одной стороны музей – это учреждение культуры. С другой – научно-пропагандистское, исследовательское и образовательное учреждение. Факты экспериментального открытия в стенах НРЛ полупроводника и его первое практическое использование, открытие «свечения Лосева», на основе которого позднее появился промышленный светодиод, известны очень узкому кругу специалистов. Первое (голосовое!) радиовещание и первый технопарк России, аргументы, приобретающие огромное значение для позиционирования города сегодня, только начинают осмысляться. Эти ключевые открытия ХХ века должны стать основанием для построения сильного бренда. Сам музей, выстраивается, таким образом, как ориентированный на бренд НРЛ. Музей НРЛ - один из ключевых факторов построения сегодняшней идентичности горожан, одно из сильных оснований формирования нижегородского гражданского патриотизма. По крайне мере нам, из Музея науки «Нижегородская радиолаборатория» ННГУ (музея всемирного значения, между прочим) , хранителю идентичности бренда Нижнего Новгорода, будущее видится именно таковым. А дети и молодежь, которые приходят к нам, слушают лекции по нанотехнологиям, современной гидродинамике, теориям игр, прикасаются к священным предметам – первому полупроводниковому приемнику Лосева-«Кристадин», вакуумным лампам и прочим предметам приключений человеческого разума и труда, не лишний раз нас убеждают нас в этом. Практика современного музейного менеджмента и city-маркетинга накопила огромное множество решений и кейсов, которые можно адаптировать к деятельности музея науки НРЛ и в целях построения сильного, конкурентного бренда города. Источник развития города как системы, заключен в самой городской системе. Музей НРЛ - важная часть этой культурной парадигмы - хранитель городской идентичности и ценностей бренда территории. Эффективность подхода с точки зрения маркетинга территорий доказала свою состоятельность в мире. Если мы признаем это, мы перестанем бояться. Хорошие аналитики перестанут бояться потерять свои рабочие места, хорошие руководители перестанут бояться плохих консультантов. Мы перестанем бояться «имплантации чужой культуры», потому что все давно уже имплантировано, либо изобретено предшественниками, наше дело только это использовать, по возможности и извлекать из этого выгоду.
Подкар Семён Борисович Кандидат социологических наук, Нижегородский государственный университет (Национальный исследовательский университет) Материал предоставлен Семёном Подкаром в качестве доклада на семинар «Журналистика и культурное наследие: ребрендинг территорий» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|