Artes liberales во дворце Бобринских 16 марта 2012 года рассказ о деятельности Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять» услышали студенты факультета свободных искусств и наук, созданного Санкт-Петербургским государственным университетом при поддержке Bard College (факультет известен как Смольный институт свободных искусств и наук). В рамках проекта «Дискуссии об искусстве и эклектике» участники открытого семинара узнали об актуализации историко-культурного наследия в Нижнем Новгороде и Нижегородской области. – Этот проект знакомит наших студентов с деятелями современной культуры со всего мира, – рассказывает его куратор и руководитель магистерской программы «Искусство и арт-критика» Станислав Савицкий. – Сама же программа – для тех, кто хочет стать экспертом в области современного искусства, критиком и куратором. Она связана как с современным искусством, так и с историей искусства XIX-XX веков. Чтобы ребята знали по максимуму Россию и мир, мы проводим дискуссии. На них приглашаются люди, которые могут рассказать про то, что мало известно в Питере. Это учёные, кураторы, художники и эксперты из разных городов и стран, которые занимаются современным искусством и готовы поделиться опытом со студентами. Например, в феврале к нам приезжал руководитель академической программы “Christie’s”, профессор Университета Глазго Майкл Майкл с докладом «Искусство, законодательство и бизнес: социально-экономическая специфика вторичного арт-рынка», а в июне у нас будет выступать философ, теоретик и критик современного искусства Борис Гройс. Интересно, что сам факультет свободных искусств и наук занимает пространство памятника градостроительства и архитектуры федерального значения конца XVIII века – бывший дворец Бобринских в одном из старейших районов города, на улице Галерной. Он базируется в двух боковых флигелях дворца, в которых расположены учебные аудитории, лингафонные и компьютерные классы открытого доступа, видеоконференционные залы, специализированные лаборатории (в том числе лаборатория искусственного интеллекта и сложных систем, лаборатория когнитивных исследований, лаборатория электронной музыки, лаборатория видеомонтажа, фотолаборатория), кинозал. Это здание, приобретённое сенатором Петром Мятлевым в 1790 году, было перестроено ярким представителем неоклассицизма – итальянцем Луиджи Руска. Замысел первой самостоятельной работы знаменитого зодчего понятен и в наши дни, т.к. внешний вид объекта не подвергался особым изменениям, лишь в 1796 году два здания (№58 и №60 по Галерной улице), которые занимает дворец, были объединены. В 1797 году оба дома перешли в собственность Алексея Григорьевича Бобринского (1762-1813), побочного сына Екатерины II и графа Г.Г.Орлова. После воцарения Павла I Алексей Бобринский был назван императором братом, возведён в графское достоинство и назначен генерал-майором, Почетным опекуном и управляющим Санкт-Петербургским воспитательным домом. Дворец на Галерной подарила ему императрица Мария Федоровна. Семейство Бобринских владело им с 1797 по 1917 годы, а гостями дворца в разное время были Александр I, Николай I, В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, К.Нессельроде, А.М.Горчаков и А.С.Пушкин. К слову, Бобринские владели землями в Нижегородской губернии, в частности, им частично принадлежало многопоместное село Троицкое (сейчас – на территории Княгининского района Нижегородской области). В декабре 2001 года Федеральной комиссией по Управлению государственной собственностью дворец Бобринских был передан в оперативное управление Санкт-Петербургскому государственному университету для Смольного института свободных искусств и наук. В рамках проекта реконструкции дворца было предусмотрено сохранение фасадов, конфигурации кровель, сводчатых перекрытий первого этажа, реставрация металлической и кирпичной оград, а также уцелевшей декоративной отделки парадных помещений, которые приспособлены под читальные залы библиотеки, театрально-конференционный комплекс, большие аудитории и т.д. Уникальность интерьеров и художественного убранства дворца была отмечена А.Н.Бенуа, а И.А.Фомин взял его отделку за образец при возведении в 1910-х годах неоклассических усадеб. Дело в том, что ещё в 20-х годах XIX внутренней перестройкой дворца Бобринских занимался архитектор А.А.Михайлов-младший, создавший анфиладу парадных залов. В нескольких помещениях сохранились превосходные росписи первой четверти XIX века, которые специалисты приписывают Джованни Батисту Скотти. До наших дней частично или целиком сохранились интерьеры 15 помещений. – Здесь есть ощущение какого-то кампуса, такого особого места, – поясняет заместитель декана по учебной работе факультета свободных искусств и наук СПбГУ Филипп Федчин. – Если Вы обучаетесь в каком-то особом пространстве, символически значимом, то это может помочь настроиться на соответствующий лад. Ведь что такое свободные искусства и науки как идея? Латинский термин «artes liberales» эквивалент греческого – «энциклопедия»: комплекс знаний, которыми должен обладать свободный гражданин полиса. Мы строим такой колледж (факультетом свободных искусств и наук он стал называться с лета 2011 года), создавая в рамках российской высшей школы уникальную для нашей страны программу классического бакалавриата, в основе которой лежит традиционная для европейской системы образования либеральная модель (Septem artes liberales). Стремясь научить своих выпускников анализировать и критически мыслить, факультет свободных искусств и наук на практике реализует принцип индивидуальности и свободы выбора самим студентом того и или иного учебного курса. Ориентируясь на мультидисциплинарность, факультет предлагает 14 профилей подготовки, включая историю искусства, литературу, музыку, кино и выставки, антропологию, экономику, международные отношения, политические науки и права человека, философию, историю, когнитивные исследования, сложные системы, компьютерные науки и искусственный интеллект, науки о жизни, английский, французский, итальянский, немецкий и арабские языки. Здесь практически нет потоковых лекций, а размер групп не превышает 25 человек. Всё это позволяет использовать в качестве образовательного инструмента интерактивную педагогику, проводить семинарские формы занятий и создавать новые программы. Так, в марте 2012 года между факультетом свободных искусств и наук СПбГУ и британским фондом «Calvert 22» был подписан договор о сотрудничестве. «Calvert 22» – первый некоммерческий фонд поддержки русского и восточно-европейского искусства, базирующийся в Лондоне и основанный экономистом и коллекционером современного искусства Нонной Матерковой. – Сейчас у нас развивается новый проект, – говорит Н.Матеркова. – Рабочее название проекта «Calvert 23», потому что фонд «Calvert 22» – это выставочное и образовательное пространство на востоке Лондона. Сейчас в Британии есть огромнейший интерес к новой, креативной России. Мы уже поняли, что визуальное искусство – это лишь небольшая часть, и существует ещё архитектура, музыка, театр, фильмы и т.д. Таким образом, родилась идея создания интернет-портала обо всём современном из России из разных регионов. Причём, работа с регионами – это основная тема. Это тоже определённый ребрендинг, базирующийся на желании сломить культурные барьеры и стереотипы о русском искусстве, а также продвижение нового образа России в Британии и далеко за её пределами. Для справки: Выпускники факультета свободных искусств и наук СПбГУ получают два диплома о высшем образовании – диплом СПбГУ с квалификацией «Бакалавр искусств и гуманитарных наук» и диплом Бард колледжа с квалификацией Bachelor of Arts. С 2005 года факультет начал готовить магистров по направлению «Искусства и гуманитарные науки». Выпускники могут продолжить свое образование в магистратурах факультетов социологии и экономики, филологического факультета, международных отношений, в Европейском Университете и Санкт-петербургском филиале Высшей школы экономики. Декан факультета свободных искусств и наук – кандидат экономических наук, профессор, Министр финансов РФ с 2000 по 2011 годы Алексей Леонидович Кудрин читает курс «Актуальные вопросы экономической политики». Президент Бард колледжа – знаменитый американский дирижер
Леон Ботстайн. Он возглавляет Американский симфонический оркестр и организует
ежегодный музыкальный фестиваль в Фишер Центре, спроектированном архитектором
Фрэнком Гери, автором Музея Гуггенхайма в Бильбао. Материал подготовила Галина Филимонова В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой, а также материалы, предоставленные факультетом свободных искусств и наук СПбГУ Материал опубликован на сайте "Агентства культурной информации" 10 апреля 2012 года Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|