28 января 2015 года Крестьянская усадьба в центре Нижнего Новгорода Уменьшение границ охранной зоны Нижегородского кремля – памятника градостроительства и архитектуры федерального значения – актуализировало целый ряд объектов историко-культурного наследия, автоматически оказавшихся в зоне регулируемой застройки. Предметом интереса проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области» общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять» стало необычное для центра города пространство усадьбы, построенной в 1880-х годах крестьянином Иваном Арбековым на улице Тихоновской (сейчас – улица Ульянова). От нее кроме главного дома (№ 4а) до нашего времени дошли два флигеля (строения № 4б и № 4в) и аутентичный двор. Чтобы понять, в чем ценность этого места, обратимся к архивным документам. Начнем с фондов Государственного архива аудиовизуальной документации Нижегородской области. На одной из стеклянных фотопластин Максима Дмитриева, сделанных в начале XX века, есть изображение Благовещенской площади (теперь – площадь Минина и Пожарского) с видом на улицу Тихоновскую. Рассматривая эту фотографию, цифровая копия которой была заказана специально для этой публикации, можно представить, что окружало усадьбу крестьянина Арбекова (на данной репродукции его дом отмечен красным маркером). Тут и храм в честь святого Тихона Амафунтского (практически напротив его усадьбы), и церковь Благовещенья (на переднем плане справа), и памятник императору Александру II Освободителю. Интересно, что строительство здесь своего каменного двухэтажного дома Иван Арбеков приурочил к 20-летию отмены крепостного права Александром II в 1861 году. Об этом свидетельствуют документы, хранящиеся в Центральном архиве Нижегородской области: «План и фасад на постройку каменного дома Арбекову на Тихоновской улице» датируются 1881-м – годом смерти российского императора. Это означает, что усадьба Арбекова – живой памятник эпохе Александра II и то немногое, что еще позволяет идентифицировать Нижний Новгород на фотографии Максима Дмитриева. Так простой крестьянин стремился символически закрепить свои достижения за годы свободной жизни и продемонстрировать их горожанам. Этим можно объяснить более богатый декор фасада дома, чем предполагалось проектом, согласованным с Нижегородской городской управой. К слову, работы по строительству каменного дома Арбекова велись под надзором губернского архитектора Николая Богдановича Фельдта. Маскароны в виде мужских голов, фигурные филенки между окнами и лепные розетки должны были показать общественности, что владельцу этой усадьбы есть чем гордиться. Не зря же в 1880 году его имя публиковали «Нижегородские губернские ведомости» в списке лиц, имеющих право быть избирателями по Нижнему Новгороду, и писали о том, что «крестьянин Иван Петрович Арбеков имеет дом стоимостью 7820 рублей». Архивные документы говорят и о том, что собственником этой усадьбы, изначально включавшей в себя деревянный дом и два каменных флигеля, Иван Арбеков стал ещё в 1878 году. План части г. Нижнего Новгорода. А. Место, принадлежащее Арбекову: а) существующий каменный флигель; в) существующие деревянные навесы; с) существующий деревянный сарай; d) строения, предполагаемые к сломке; е) вновь предполагаемый к постройке каменный дом Однако обустройство самой территории по вкусу нового владельца шло с трудом и сопровождалось судебными разбирательствами. Так, 9 января 1884 года Нижегородский Окружной Суд выявил здесь отступления от плана строительства, утвержденного 8 июня 1881 года, и вынес решение их устранить. Для этого от Арбекова требовалось снести во дворе незаконные сооружения, возвести брандмауэрные стены, заменить каменными все деревянные постройки, включая лестницы и отхожие места, чтобы соответствовать действующим противопожарным нормам. Причиной такого пристального внимания Нижегородской городской управы к деятельности Ивана Петровича послужило его намерение построить в усадьбе баню. Об этом также говорят сохранившиеся документы (план и фасад двух каменных навесов и бани) с припиской: «По сему чертежу строица желаю. Иван Арбеков» (орфография автора сохранена). К слову, современные искусствоведы обращают внимание на то обстоятельство, что Арбеков собирался возводить в своей усадьбе семиколонные навесы. Такое количество колонн символизировало принадлежность к масонству. Чертеж на постройку двух каменных навесов и бани крестьянину Ивану Петровичу Арбекову на Тихоновской улице в Нижнем Новгороде Вместе три постройки усадебного комплекса Арбекова в последовательности 4б – 4а – 4в образуют своеобразную литеру «G». Это видно и на плане места, и при осмотре территории, границы которой обозначены протяженным фасадом восточного флигеля (4б) с небольшим выступом в виде буквы «Г» и перпендикулярно введенным в усадебное пространство малым флигелем (4в). У масонов есть несколько трактовок этого знака: литера «G» считается напоминанием о Боге (God), а также утверждается, что она обозначает Геометрию, пятую из Семи Свободных Искусств и Наук и символизирует «равномерное развитие науки, от точки к линии, от линии к плоскости, от плоскости к телу» будучи неоплатонической репрезентацией Божества. В этом контексте количество колонн на чертежах бани с навесами – реплика на Семь Свободных Искусств и Наук. Впрочем, существование частной бани в этом месте противоречило правилам Строительного Устава города, и планы Арбекова не были осуществлены. Судя по окладным книгам Нижнего Новгорода 1890-х годов, домовладение Ивана Арбекова представляло собой «каменный двухэтажный с подвалом, частью жилым и торговым помещением, дом и два каменных двухэтажных, с подвальной частью флигеля» стоимостью 9450 рублей. Впоследствии владельцы этой усадьбы неоднократно менялись. Известно, что в 1906 году она уже принадлежала Ивану Брылину, который собирался переделать главный дом. Однако, судя по дореволюционным документам, цена его не менялась, а это значит, что крупных перестроек здесь не проводилось. Сопоставляя с действительностью план усадьбы Арбекова, найденный в Центральном архиве Нижегородской области, видно, что исторические границы земельного участка этого уникального пространства сохранились в наши дни. План места усадьбы Ивана Арбекова: А) места, принадлежащие Арбекову; а) каменный двухэтажный дом; Б) каменные двухэтажные флигели; С) деревянные навесы; q) предполагаемые навесы к постройке; F) к сломке (покрыто тушью); Y) соседние строения; N) к сломке; K) пристройка, которая должна быть снесена от ветхого ее состояния и выстроена из несгораемого материала И сегодня границы усадьбы легко считываются благодаря двум флигелям и брандмауэрным стенам (еще три – четыре года назад она была полностью на месте, а сейчас частично разрушена) во дворе главного усадебного дома, обладающего статусом памятника градостроительства и архитектуры регионального значения. В отличие от дворцов промышленников-миллионеров и купеческих особняков, представление о которых есть чуть ли не у каждого нижегородца, крестьянская усадьба практически у стен кремля – явление скорее редкостное, чем обыденное. Именно поэтому оно достойно не только осмысления, но и сохранения для будущих поколений в качестве своеобразного символа эпохи Александра II. К сожалению, сегодня большинство объектов историко-культурного наследия России не защищено юридически. Для этого мало статуса памятника истории или градостроительства и архитектуры, присвоенного тому или иному объекту государством. Согласно действующему законодательству РФ, еще необходимо разработать проект зон охраны объекта культурного наследия, режим использования земель и градостроительный регламент в границах данных зон, провести историко-культурную экспертизу этого проекта, согласовать и утвердить границы его территорий и охранных зон, подписать охранные обязательства. Причем, инициировать проведение таких работ вправе не только представители власти, но заинтересованные лица (собственники объектов, некоммерческие организации и т.д.). Дело это трудоемкое и требующее финансовых расходов, поэтому берутся за него единицы. В этом смысле усадьбе Арбекова повезло: собственник объекта по установленной законом процедуре заказал разработку проекта зон охраны памятника и его экспертиз. В свою очередь, Управление государственной охраны объектов культурного наследия (это структурное подразделение Правительства Нижегородской области – орган исполнительной власти) приняло решение согласовать научно-проектную документацию, по которой в границы охранных зон памятника входят и два флигеля, и главный дом, и усадебный двор. Для сохранения уникального памятника градостроительства и архитектуры, необходимо, чтобы проект зон охраны объекта культурного наследия, разработанный специалистами и согласованный с государственным органом охраны памятников, был утвержден Постановлением Правительства Нижегородской области. Подробнее – в следующем материале «Как сохранить памятник в исторической среде: дом Арбекова и его охранные зоны». Галина Филимонова В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой, чертежи-реконструкции Михаила Борисова, а также фотография М.П.Дмитриева Материал опубликован в газете «Нижегородская правда», № 14, 12 февраля 2015 года Если у Вас есть сведения об усадьбе Арбекова, старинные фотографии ее построек, владельцев и жителей, присоединяйтесь к проекту и присылайте свои материалы для публикации на nonstop6@yandex.ru Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную
Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|