15 ноября 2016 года Чудские храмы как «место памяти» 2016-й – год, когда село Чудь отмечает своё 340-летие. Мимо этой даты не мог пройти проект «Чудь: специальная экспедиция», т.к. её подтверждают дошедшие до наших дней документы. Дело в том, что в Окладных книгах за 1676 год здесь «значится церковь Успения Пресвятой Богородицы», а это значит, что древнее поселение Чудь в XVII веке поменяло свой статус: с появлением церкви местность переставала быть деревней и считалась селом. Впрочем, от Успенского храма XVII века не осталось и следа. Уже в середине XVIII века – в 1750-х годах – вместо него в селе появилась новая Успенская церковь, построенная помещиком Каменским. В 1924 году она была повреждена бурей, после чего разобрана и пущена на отопление школы. Однако в Чуди до сих пор хранят её название. Именно оно врезалось в память местных жителей. Дошедшую до наших дней церковь из красного кирпича, выстроенную в начале XX века, здесь называют Успенской. Хотя построена она была в честь Святой Живоначальной Троицы, и на начало XX века в Чуди было две церкви – Успенская и Троицкая. Успенская – «древняя деревянная во имя Успения Божией Матери с таковым же приделом во имя Святителя и Чудотворца Николая, крыта железом, без колокольни», а Троицкая – «новая каменная во имя Святой Троицы, крыта железом, с таковою же колокольнею». Об этом мы узнали из документов, хранящихся во Владимирском архиве. Составлены они были в 1915 году, когда жители Чуди решили застраховать оба храма: Для того чтобы застраховать «движимое церковное имущество в полной оценочной сумме», 31 июля 1915 года была проведена «Опись и оценка предметов, составляющих движимое имущество Успенской и Троицкой церкви 2 благочиннического округа Муромского уезда Владимирской епархии села Чуди». Подписана она священником Успенской церкви села Чудь Иоанном Михайловичем Шиповским, который был направлен в село Чудь после окончания Владимирской духовной семинарии в 1898 году и стал свидетелем строительства нового кирпичного храма в честь Святой Живоначальной Троицы, дошедшего до наших дней. По воспоминаниям старожилов, опубликованных в 2010 году в сборнике статей «История церквей Навашинского района», строительство каменной церкви в селе Чудь начали в 1908 году. Этот же источник сообщает: «Семь глав венчали ее. В 1912 году строительство было завершено. Руководил строительством Быков». Попробуем протянуть ниточку от этой фамилии? Любопытно, что Быков фигурирует в архивных документах в связи со строительством ещё одного храма в честь Святой Живоначальной Троицы: «В 1894 году тщанием купца Иродиона Гаврилова Быкова с приходскими людьми построена Троицкая церковь в селе Польцо». А церковь в Польце очень похожа на чудскую! Может быть, в таком подходе к строительству скрыта личная история Иродиона Быкова? Дело в том, что Троицкие храмы возводили в память о родителях и близких, «отлетевших в мир иной», чтобы поминать их на Троицу, а, если они были родом из Чуди и из Польца, то тогда замысел Быкова построить по Троицкому храму в каждом из этих сёл обретает смысл. Причем, смысл сакральный. В Чуди до сих вспоминают не только звон колоколов местной церкви, но и полифонию, которую создавали колокола окрестных храмов: «Колокольный звон по округе подхватывался как по цепочке». Впрочем, о родственных связях купца Быкова и о его происхождении известно не так много. Разные источники называют и разные годы его рождения: 1823-й и 1833-й. Известно, что в 1906 году он был муромским купцом II гильдии, был вдов первым браком (может быть, жена его была из Чуди?), имел сына Ивана (родился около 1863 года), умер 7 января 1909 года и похоронен в Муроме на Напольном кладбище. Возможно, что его смерть в 1909 году и стала причиной затянувшегося строительства нового храма в Чуди, который был освящен лишь в 1912 году. Отдельно стоит отметить тот факт, что новый храм в Чуди был 7-ми купольным. Это говорит о том, что статус села на момент постройки каменного храма увеличился в семь раз относительно периода постройки деревянного храма и был выше Монакова (там остался однокупольный храм). Значит, расцвет Чуди пришелся на начало XX века и был связан с деятельностью муромского купца II гильдии Иродиона Быкова, а также с чудской ярмаркой. Со строительством нового храма в Чуди связано и появление здесь кирпичного завода: Весной 1908 года в Чуди были выстроены три кирпичных сарая, рабочая изба и калильная яма вместимостью до 20 тысяч кирпичей. За сезон было изготовлено до 200 тысяч штук кирпичей, которые были изготовлены на месте. Следы чудского кирпичного завода дошли до наших дней: Интересно ещё и то обстоятельство, что новый Троицкий храм был построен не вместо старого Успенского, а в добавлении к нему. Где же стоял старый храм? Рядом с новым? В пользу той версии, что старый храм стоял рядом с новым, говорит следующее: 1. В «Клировых ведомостях» старого Успенского храма написано, что при нём находится кладбище. Если в Чуди с давних пор кладбище находится на одном и том же месте, то тогда старый храм находился рядом с новым, т.к. при нём есть кладбище. 2. По традиции строительства на Руси, возведение нового многокупольного храма рядом со старым однокупольным состоялось тогда, когда статус села повышался. Для Владимирский губернии ориентиром был город Владимир, где сначала был однокупольный Дмитриевский собор, а когда город «поднялся», рядом с ним был выстроен 5-купольный Успенский собор. То есть строили не вместо утраченного храма, а рядом, и давали разные названия храмам. К тому же, если Владимир был примером, то сельские храмы старались выстроить так же – на горе. Галина Филимонова, Руслан Филатов В настоящей публикации использованы фотографии Руслана Филатова, Галины Филимоновой, а также материалы Государственного архива Владимирской области Материал подготовлен в рамках исследования «Чудь: специальная экспедиция» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную
Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|