О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Вид центральной улицы села Чудь, фото Е.Сидорова (КБО) из Государственного архива аудиовизуальной документации Нижегородской области


3 сентября 2014 года

Загадки и тайны чудских храмов

Село Чудь Навашинского района упоминается в «Государственных списках памятников истории и культуры Нижегородской области», когда речь идет о местном храме. В 2000-м году он был включен в список вновь выявленных памятников градостроительства и архитектуры регионального значения (датировка объекта – XIX век, документ о приобретении статуса – приказ председателя комитета по охране и использованию историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области № 5-ОД от 24 апреля 2000 года).

Однако ни года постройки, ни события, в честь которого была возведена церковь в Чуди, официальный документ не называет. Вероятно, из-за того, что в период строительства храма это село входило в состав Муромского уезда Владимирской губернии, и уточняющие сведения нужно искать там, а не только в Нижегородской области.

Это и предложил сделать проекту «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области» исследователь истории села Руслан Филатов, при помощи и содействии которого участники проекта осуществили специальную экспедицию в Чудь, а также побеседовали с кандидатом исторических наук из Владимира Андреем Ершовым. Специально для этой публикации он изучил архивные документы.

– Рассказывая о храмах Чуди, местные жители вспоминают три культовых объекта. Во-первых, речь идёт о деревянной церкви, построенной в конце 1670-х годов и простоявшей чуть более 70 лет. Во-вторых, о каменном храме, возведенном в 1750 году и просуществовавшем до 1908 года. В-третьих, о дошедшей до наших дней церкви, возведенной из кирпича с 1908 по 1912 годы. Подтверждают ли эти сведения архивные материалы?

– Лишь частично. Архивы и старинные книги говорят о том, в Чуди в разное время было несколько храмов. В Окладных книгах 1676 года в селе значится деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Судя по этому документу, село Чудь было многопоместным: в приходе чудского храма числилось пять помещичьих дворов. Это значит, что причиной строительства новой церкви могла быть не утрата или ветхость старого храма, а желание того или иного помещика возвести свой собственный объект культа.

– И такой помещик здесь нашёлся?

– Да, им стал «дворцовой канцелярии комиссар» Роман Стефанович Каменский. В 1750 году он построил в селе новую церковь. Престол в храме был один. И тоже во имя Успения Пресвятой Богородицы.

– Как правило, храмы с престолом в честь Успения Пресвятой Богородицы возводились после смерти близких заказчику людей с целью проведения обряда их захоронения прямо в фундаменте новой церкви. Было ли время у Каменского при таких обстоятельствах возвести каменный храм?

– Храм Каменского был тоже деревянным. Это известно из «Историко-статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии» Добронравова, изданного в конце XIX века. Другое дело, что в 1886 году его обшили тесом, а внутри он был оштукатурен. Видимо, поэтому жителям села он и запомнился как каменный.

– Этот объект просуществовал до 1908 года?

– Несколько дольше. Официальные документы говорят о том, что деревянная церковь в Чуди была «снесена» бурей 1 мая 1924 года. Скорее всего, она была только повреждена, т.к. в июне 3 июня её обследовали археолог Селезнев, художник Куликов из Муромского музея и председатель сельсовета Долгов. Ими был составлен акт осмотра церкви, который гласил: «Древностей не оказалось, кроме 2 железных крестов (наглавных), икон XVIII века и плащаницы». Всё это было передано церковному совету. Музей направлял запрос о дальнейшей судьбе храма в Главнауку, но ответа не получил.

– Можно ли по архивным материалам установить, что предприняли жители Чуди по этому вопросу?

– Конечно. 24 августа 1924 года было проведено общее собрание жителей села, на котором решили разобрать церковь на дрова для местной школы. Протокол этого собрания Чудский сельсовет выслал в Монаковский волисполком, а на следующий день его утвердили и выслали в Муромский уездный исполком. В архиве есть постановление Муромского УИКа: «Принимая во внимание, что церковь при с. Чуди развалилась и растаскивается, и основываясь на постановлении общества и заключении Завмузея – постановить возбудить ходатайство перед Президиумом Губисполкома о разрешении произвести сломку означенной церкви, для употребления таковой на отопление школы села Чуди». Известно также, что 20 сентября 1924 года Владимирский губисполком заслушивал по этому поводу постановление Муромского УИКа и заключение Губкомиссии по реализации госфондов. Ходатайство Муромского УИКа было удовлетворено, и в селе осталась только каменная церковь.

Успенская церковь в Чуди, фото Владимира Бакунина

– А что про неё говорят документы тех лет?

– Судя по описи, которую проводили 11 октября 1927 года, каменный храм был трёхпрестольным. С колокольней, на которой висело 7 колоколов (1 – 205 пудов, 1 – 110 пудов, 1 – 33 пуда и 4 малых колокола). Среди указанного имущества обращают на себя внимание 2 позолоченные и 2 посеребренные дарохранительницы, 3 серебряных сосуда, 2 серебряных креста, 1 серебряный ковш и 1 Евангелие, окованное серебром.

– Удивительно, ведь в 1922 году все более-менее значимые церковные ценности повально изымались в пользу голодающих Поволжья. Почему же не тронули чудской храм, особенно предметы из серебра?

– Это, правда, удивительно! Либо верующим удалось выкупить некоторые предметы (такая практика иногда наблюдалась), либо члены комиссии были довольно лояльны и согласились с аргументами верующих, что данные предметы незаменимы (такое тоже редко, но встречалось).

– Много ли в те годы было здесь верующих?

– По официальным данным, хранящимся во Владимирском архиве, число прихожан Успенской церкви в Чуди в 1928 – 1929 годы составляло 314 человек. Правда, в члены общины не включались несовершеннолетние и представители дореволюционных эксплуататорских классов.

Это примерно раза в два меньше, чем до революции?

– Сложный вопрос. Действительно, в конце XIX века приводятся другие цифры: 370 мужчин и 411 женщин. Но сейчас практически невозможно установить, все ли верующие были записаны в состав общины. Очень часто там только главы семейств фигурируют. Это понимаешь, когда непосредственно со списками работаешь и видишь, что, например, отсутствуют женские фамилии. В документе по Чуди список вообще не приводится, а указывается лишь общее число верующих. Сколько их было на самом деле, одному Богу известно.

– Говоря о периоде гонения на церковь, местные жители рассказывают, что храм был закрыт в 1930-е годы, а в 1936-37 годах, чтобы покрыть школьную крышу, с церкви сняли кровлю с разрешения председателя Монаковского сельсовета Дмитрия Сергеевича Липова. Подтверждают ли это официальные данные того времени?

– В 30-е годы службы в храме ещё велись. По крайней мере, есть сведения, что 25 июля 1933 года Муромский епископ Николай назначил в село Чудь нового священника Николая Порфирьевича Смирнова. А 5 февраля 1935 года «согласно желания и выбора верующих» сюда на службу был отправлен священник Иван Владимирович Иванов. Это назначение было подписано архиепископом Муромским Амвросием (Смирновым). Церковь была действующей, за что священник и псаломщик Владимир Иванович Алексинский были наказаны советской властью. Они были арестованы 19 ноября 1937 года: священника Иванова через месяц расстреляли, а псаломщика Алексинского приговорили к 10 годам ИТЛ. К слову, Владимир Алексинский – родом из соседнего с Чудью села Александрова.

Успенская церковь в Чуди, фото Галины Филимоновой

– И после этого храм был закрыт?

– Непосредственно после ареста священника в 1937 году верующие какое-то время продолжали уплачивать все полагающиеся за храм платежи. Видимо, они надеялись на скорое возобновление церковной жизни. Однако обычно люди постепенно потеряли надежду, им надоедало платить за храм, которым они фактически не пользовались (иногда им приходилось еще и платить за выполнение треб какому-либо случайно не арестованному священнику на другом конце района, к которому они были вынуждены обращаться). Из-за выхода отдельных членов суммы платежей приходилось делить на все меньшее число людей. Но это становилось делать все труднее, налоги оплачивались уже не в полном объеме, появлялись пени. Когда последние верующие осознавали, что накопленную сумму им не оплатить, они отдавали ключи в сельсовет либо в райсовет, что являлось фактом расторжения договора.

– Когда же сдали ключи от чудского храма?

– В деле о закрытии церкви в Чуди, которое хранится в Центральном архиве Нижегородской области, фигурирует конкретная дата – 17 сентября 1940 года. В этот день члены церковного совета А.И.Кузьмина, Кувшинова и Лашонкова принесли ключи от храма в Муромский райсовет, заявив, что они больше не будут содержать церковь и платить за неё налог. По распоряжению исполкома Муромского райсовета, 19 октября 1940 года на воротах храма появилось объявление, в котором говорилось, что верующие, желающие заключить договор на пользование храмом, могут обращаться в райсовет.

– Нашлись ли желающие?

– Возможно, они и были, но, судя по документам этого архивного дела, к тому моменту церковь требовала капитального ремонта. 27 декабря 1940 года был составлен акт осмотра храма, подписанный секретарем исполкома Муромского райсовета И.И.Тюриным, зав.общим отделом Н.Д.Ильичевым и техником-строителем Муромского Райзо Щербаковым. На их взгляд, храм сильно обветшал, и муромские специалисты рекомендовали его полностью разобрать, а полученный при разборке материал использовать на новых стройках.

– По этому поводу тоже проводили общее собрание?

Конечно. Дело в том, что закрытие храма предполагало соблюдение определенного регламента. В частности, за закрытие должно было высказаться большинство местных жителей. Сдача ключей тремя людьми отнюдь не означает, что не найдется других желающих, которые потом закидают вышестоящие инстанции письмами с требованием вернуть храм. А мнение всевозможных комиссий об аварийности храма чисто теоретически могло быть опровергнуто сильным желанием и готовностью верующих провести ремонт любой сложности.

– Когда же оно состоялось и что решили на нём?

Общее собрание жителей села состоялось в Чуди 30 марта 1941 года. На нём присутствовали 299 человек из 375 (в возрасте от 18 лет и старше), которые единогласно постановили просить Муромский райсовет сломать храм, а полученный при разборке материал использовать при строительстве культурного очага, т.к. церковный совет отказался содержать церковь (есть заявление), церковь с 1934 года не действует, ветхая, требует ремонта и для дальнейшего использования «не способна». Обращает на себя внимание отсутствие на собрании каждого пятого жителя села. Возможно, это то, что сейчас называют «голосованием ногами». Вероятно, верующие, игнорируя собрание, пытались таким образом не взять грех на душу за участие в закрытии храма и при этом не вступить в конфликт с властью.

Деталь Успенской церкви в Чуди, фото Дмитрия Соколова

– Но ведь каменная церковь в Чуди, дошедшая до наших дней, датируется 1908 – 1912 годами. Что значит «сильное обветшание» 30-летней постройки?

– Тут-то и начинается самое интересное. Согласно данным архивного дела о закрытии церкви в Чуди, богослужения в ней прекратились в 1934 году из-за аварийного состояния здания. Но эти сведения вызывают сомнения по нескольким причинам. Во-первых, документально установлено, что в 1935 году в Чудь был направлен новый священник Иванов. Во-вторых, маловероятно, что власти стали бы терпеть действующий храм на протяжении трёх лет (с 1934 года и до ареста священника в 1937 году) при наличии такого повода для закрытия, как аварийность здания. В-третьих, не понятно, что стало причиной плохого состояния относительно новой постройки начала XX века. Правда, в Решении Муромского райсовета о сносе храма от 2 апреля 1941 года приводятся другая датировка объекта – 1778 год.

– А можно узнать точнее, о чём говорится в этом документе?

– Буквально: «Учитывая, что церковь в с. Чудь является приходом по обслуживанию одного селения и с 1934 года не производит совершения религиозных обрядов ввиду несостоятельности общины верующих, одновременно церковь требует капитального ремонта, церковный инвентарь находится в ветхом состоянии, т.к. церковь построена в 1778 году».

– На фотографиях, вклеенных в архивное дело о закрытии храма в Чуди, изображена старая церковь, не имеющего сходства с храмом из красного кирпича, дошедшего до наших дней. Получается, снесли её?

Фотография из дела о закрытии храма в Чуди, хранящегося в Центральном архиве Нижегородской области

– Ответ на этот вопрос требует специальных изысканий и помощи читателей сайта, что-либо знающих о храме, изображенном на этих снимках, которые хранятся в Центральном архиве Нижегородской области в деле о закрытии церкви в Чуди.

Фотография из дела о закрытии храма в Чуди, хранящегося в Центральном архиве Нижегородской области

– Спасибо! Будем надеяться на содержательные отклики тех, кто знает об этом больше, и продолжим исследование в этом направлении.

P.S. Если Вам известны истории и воспоминания, связанные с утраченными храмами в Чуди, присоединяйтесь к проекту и присылайте свои материалы для публикации на nonstop6@yandex.ru

Беседовали Руслан Филатов и Галина Филимонова

Материал подготовлен в рамках исследования «Чудь: специальная экспедиция»

В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой, Дмитрия Соколова, Владимира Бакунина, а также фотографии из Центрального архива Нижегородской области (за помощь в копировании – спасибо Татьяне Грачевой) и из Государственного архива аудиовизуальной документации (фотография Е.Сидорова, КБО)

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!