Анастасия Бабушкина 24 ноября 2016 года Село Вязовка: материалы для экскурсионного маршрута Село Вязовка находится в 10 км от Нижнего Новгорода по Арзамасскому направлению в Кстовском районе Нижегородской области. Возникло оно задолго до XVII века среди дремучего леса. Старожилы утверждают, что вокруг поселения были большие густые леса. Здесь росли дубы, березы и вязы, а при въезде в село стояли большие ворота в виде арки из вяза. О том, что из-за обилия вязов и этих вязовых ворот село получило свое название, отмечает и историко-краеведческий и литературно-художественный альманах «Край наш Кстовский», выпущенный в Кстове в 2004 году. Как выяснилось, подробнее узнать об истории Вязовки, можно, обратившись в Вязовскую сельскую библиотеку. Оказалось, что исследованием истории села занималась сельская учительница Людмила Юрьевна Барабанщикова. На основе её изысканий мы решили сделать специальный материал, добавив в него фотографии и копии архивных документов, которые приобрел фонд «Дать Понять» для проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области». В документе датированном 1863 годом, говорится о разделе земель у села Вязовка, принадлежащих до 1785 года помещикам Давыдовым: «Геометрический специальный план Нижегородской губернии Нижегородского уезда части дачи с. Вязовки, состоящей во владении статской советницы Софьи Андреевны Давыдовой, генерально обмежованной в 1785 году, а после того дача сия разделилась на три части...». Большая часть этой земли поступила в казенное ведомство. Другая часть осталась в собственности Софьи Андреевны. Третья часть земель, как можно утверждать на основе других документов от 1785 - 1786 годов о межевании земель села Вязовка, отошла во владения князя Петра Никитича Трубецкого, а также полковницы и княгини Дарьи Матвеевны Трубецкой. В Нижегородском архиве сохранилась губернская родословная книга, где есть запись о родословной Трубецких. Сведений о Петре Никитиче Трубецком, жившем в 1785 году и имевшем во владении земли близ села Вязовка, не оказалось. «Дворяне должны были записываться в губернскую родословную книгу в любой или даже нескольких губерниях, где дворянин имел наследственное или «благоприобретенное», то есть купленное имение. К примеру, Пушкины, владевшие болдинским имением с конца XVI - начала XVII веков предпочитали числиться в московском и петербургском дворянстве, а в нижегородские дворяне записалась с детьми лишь вдова брата А.С.Пушкина, проживавшая в Болдино». Возможно, что так и получилось, что Петр Никитич Трубецкой был записан в родословной книге другой губернии. Или же в документе о межевании земель от 1785 года была допущена ошибка в имени Трубецкого. Но, безусловно, что Петр Никитич Трубецкой, владевший вязовскими землями в 1785 году, имеет отношение к дворянскому роду Трубецких, а следовательно, и к известному декабристу Сергею Петровичу Трубецкому (1790 - 1860), семья которого имела крупные имения в Нижегородской губернии. «Петр Сергеевич (отец Сергея Петровича Трубецкого) имел крупные имения в Нижегородской губернии и с конца XVIII века и до 1807 года был губернским предводителем дворянства». В Вязовке до реформы 1861 года проживали помещечьи крестьяне, платившие оброк или находившиеся на барщине, и значительная часть «казенных» крестьян, которые имели свои наделы и отдавали подати в пользу государства. В то время в селе уже была своя деревянная церковь престола Казанской Божией Матери. Первые письменные упоминания о ней относятся к 1785 году в документе П.Н.Трубецкого о межевании земель: «Геометрический специальный план межевания земель его сиятельства князя Петра Никитича Трубецкого и земли церкви Казанския Пресвятыя Богородицы. Межевание учинено в 1785 году октября 9 дня». Первоначально церковь была деревянной, но, по неосторожности псаломщика, предположительно в 1857 году она сгорела. Вместе с церковью сгорели и два порядка села. После пожара было решено построить каменный храм. К строительству новой церкви приступили в 1861 году, сразу после отмены крепостного права. В Клировых ведомостях за 1905 год есть запись: «Построена оная церковь в 1874 году и освящена в 1876 году мая 26 дня тщанием прихожан при помощи доброхотных дателей». Помогали, кто как мог. К строительству храма были причастны так или иначе все жители села и прихода. А к приходу Вязовской церкви Казанской Божией Матери относились в то время пять сел: Вязовка, Бугры, Елховка, Митино, Кременки. Раствор для кладки готовили очень тщательно, в него добавляли куриные яйца, которые собирали по всем дворам села. Кирпичи для постройки тоже изготавливали сами вязовцы. Глину для этого брали в местных оврагах, где были встроены печи для обжига кирпича (камня). Именно поэтому впоследствии эти овраги стали называть Каменскими. Храм получился белоснежным, купола и кресты позолочены, внутри все убранство тоже было сделано под золото. Всюду висели иконы, многие из которых были очень древними. В Клировой ведомости за 1905 год говорится, что церковь «утвари и ризницей церковной достаточна». Церковь имела большое значение в жизни селян. Она была духовно-нравственным, культурно-просветительным и образовательным центром Вязовки и всего прихода. При церкви была своя библиотека, о чем свидетельствует запись в Клировой ведомости от 1905 года за №20: «Круг церковных книг имеется в достаточном количестве. Книг в церковной библиотеке, предназначенных для чтения и одобренных Священным Синодом и цензурой, 96 томов». Среди жителей села были и приверженцы старообрядчества. В тех же Клировых ведомостях говорится, что «раскольников 15 мужчин и 10 женщин» а «противораскольнической библиотеки нет». Эти данные подтверждают, что «с 1762 года стали отменяться указы, притеснявшие староверов, а уже в конце XVIII века возрождались скиты в Нижегородском Заволжье, основывались и новые старообрядческие поселения». С 1867 года нижегородское земство начало постепенно расширять и перестраивать систему образования. Нижегородское уездное земское собрание по инициативе бывшего декабриста Ивана Александровича Анненкова (1802 - 1878) постановило открыть школы во всех 69 приходах Нижегородского уезда. А село Вязовка в те годы относилось именно к Нижегородскому уезду. В книге В.Ф.Карпенко «Нижегородцы-декабристы 1825» констатируется следующий факт: «В июле 1865 года Иван Александрович Анненков избирается председателем Нижегородской уездной управы-органа местного самоуправления. Ему положен оклад в две тысячи рублей в год. Управы занимались строительством и содержанием дорог, устройством школ и больниц. За три года им было много сделано в сфере образования и медицины». В Клировых ведомостях, в записи от 1905 года за №23 говорится: «Первая земская школа в селе (Вязовка) открыта 2 февраля 1867 года. Содержится на средства земства и сельского общества». Одним из пунктов реформы 1861 года было наделение крестьян, вышедших из крепостной зависимости, участками земли на выкуп. Причем участки эти оказались гораздо меньше, чем были у крестьян до реформы. Так называемые «отрезки» были самой вопиющей несправедливостью пореформенного времени. Подтверждение тому можно найти в «Геометрическом специальном плане Нижегородской губернии и уезда части дачи села Вязовки, состоящей во владении статской советницы Софьи Андреевны Давыдовой», где говорится, что в 1863 году была «сделана нарезка на 81 душу в 4,5 десятин душевого надела...», то есть на каждого крестьянина приходился земельный участок в 4,5 десятины. А это по тем временам было чрезвычайно мало, так как крестьянские семьи были традиционно большими. «По Нижегородской губернии средняя численность деревенской семьи состовляла 6 человек. По исчислениям российских экономистов, для нормальной жизни, чтобы и себя обеспечить и налоги своевременно платить, крестьянскому хозяйству требовалось не менее 15 десятин». В последующие годы владельцами вязовских земель были представители дворянского рода Нарышкиных. Об этом свидетельствует документ 1885 года: «План дачи села Вязовки и второй части села Палец владения помещицы Нарышкиной». Отсюда становится известно, что земли у Вязовки в то время принадлежали Женни Петровне Нарышкиной: «Чертеж крестьянских наделов Нижегородской губернии и уезда деревни Вязовка и второй части села Палец, получивших наделы из дачи того же уезда сел Палец и Гризино с деревнями владения Женни Петровны Нарышкиной». Из этого документа видно, что план этот составлен по ограничению крестьянских наделов. Это показывает нам на примере крестьян Вязовки и других сел продолжение сокращения земельной собственности крестьян в пользу помещиков в пореформенные годы. Следующие сведения по истории села и его окрестностей, относящиеся к XIX веку, были обнаружены в архивных документах Нижегородского Дворянского депутатского собрания от 1899 года. В деле под № 4033, начатом «По прошению кандидата Федота Ардамоновича Розинг (годы жизни неизвестны) о внесении его, семейства, в Дворянскую родословную книгу Нижегородской губернии», Ф.А. Розинг пишет: «Умерший отец мой стацкий советник Ардамон Иванович Розинг, полученным им 28 июня 1823 года чином Коллежского Ассесора, на основании 19 статьи IX тома, приобрел право на потомственное дворянство. Владел в Нижегородской губернии и уезде при сельце Буграх недвижимым имением...». Так же Федот Ардамонович Розинг имел Удостоверение Нижегородской Уездной земской управы от 8 октября 1899 года за № 3087, в котором говорится, что «Федот Ардамонович Розинг владеет в Нижегородской губернии и уезде при деревне Буграх в пустыши «Кочковатое болото» и «Давыдово болото» 548 десятинами 536 саженями земли». Эти сведения фигурируют и в архивных документах Нижегородского Дворянского депутатского собрания от 1899 - 1901 годов. В деле № 6542 на обороте листа № 60 находим такую запись: «Давыдово болото» и «Кочковатое болото» - земли, прилегающие к Вязовке и к селу Бугры. Ими-то то и владел Ардамон Иванович Розинг, а затем - его сын со своей семьей. В более поздних документах, найденных в Нижегородском архиве, о владениях помещиков Розинг говорится о принадлежности Вязовки и близлежащих деревень к имению статской советницы Марьи Федотовны Розинг, Федота и Марьи Розинг. По словам местных жителей, богатое поместье и огромное пастбище в Вязовке принадлежали князю Оболенскому, который жил в Москве и приезжал в Вязовку два раза в год. Князь прослыл человеком добрым, честным, заботливым. Он всегда интересовался бытом и жизнью своих крестьян. Крестьяне, по свидетельствам старожилов, любили и уважали князя Оболенского. Даже после отмены крепостного права они, пренебрегая данной свободой, просили вернуть им «своего барина» (со слов З.В.Стебловой). Сейчас часть улицы Большой названа Оболенщина. На этой улице стоял каменный дом управляющего князя Ивана Ивановича Улицына. В начале XX века - в 1905 году - в Вязовке построили новую школу (около церкви). Купчиха Ламанова (имя и годы жизни неизвестны), которая, по словам старожилов, проживала в Вязовке, пожертвовала деньги на постройку школы. Окрашена она была в светло-коричневый с желтоватым оттенком. Поэтому ее часто называли «желтая школа». Классы были светлыми, просторными, и что интересно, двери классов были остеклены большими стеклами, что тогда было большой редкостью. Школа относилась к местному земству и содержалась на его средства. В Клировых ведомостях за 1905 год говорится, что «в приходе (Вязовской) церкви три школы: первая земская школа открыта 2 февраля 1867 года, содержится на средства земства и сельского общества. Обучается в ней 77 мальчиков и 27 девочек. Учитель Александр Сергеевич Васютин, вторая учительница-жена его Софья Александровна, законоучителем (преподавателем Закона Божия) — местный священник Александр Маков. Вторая земская школа в деревне Елховка открыта в 1903 году, обучается в ней 39 мальчиков и 6 девочек. Учительница Елизавета Александровна Хохлова, а законоучителем тот же священник Александр Маков. Третья церковно-приходская школа в деревне Буграх открыта в 1896 году, обучается в ней 25 мальчиков и 4 девочки. Законоучителем и учителем в ней работает сын священника Николай Красовский». В Клировых ведомостях за 1908 год отмечается, что в Вязовской школе обучается уже 98 мальчиков и 38 девочек, а в приходе появилась еще одна школа, четвертая. Построена она была в деревне Митино и открыта в сентябре 1906 года на средства богатого купца Решетова. Обучалось в ней 19 мальчиков и 11 девочек. Учителем был А.А.Жулин, а законоучителем- дьякон Петр Успенский. На месте, где сейчас находится современная школа, в начале XX века размещалось здание Земского собрания, рядом с которым был постамент Николаю I, разрушенный с приходом Советской власти (со слов З.В.Стебловой). Со временем в Вязовке из числа наиболее зажиточных крестьян появились купцы, имена которых до сих пор сохранила народная память. Купец Дрожилов имел в окрестностях села небольшой кирпичный завод, который был расположен на берегу реки Кудьмы. Также ему принадлежала водяная мельница, паточница и лес-березняк. Жил Дрожилов в большом двухэтажном каменном доме с просторным двором и садом, который сохранился до наших дней. В советские годы в разные периоды в нем размещалась контора отделения совхоза «Ждановский» и детские ясли. В настоящее время в доме купца Дрожилова проживают работники совхоза ОПХ «Центральное». Однако вопрос о собственности остается неразрешенным, так как на владение домом претендуют наследники Дрожилова, проживающие ныне в Москве. Другим известным в здешних краях купцом был Решетов, которому принадлежал значительный лесной массив близ Вязовки, получивший впоследствии название Решетовского леса. На его средства в 1906 году была построена каменная школа в деревне Митино, которая впоследствии содержалась на средства земства. Еще одной достопримечательностью и жизненно важным объектом села была кузница. Находилась она тоже рядом с церковью. Здесь можно было подковать лошадь, заказать кузнецу что-нибудь из домашней утвари или инструмента. 1917 год стал переломным в истории Вязовки, как и в истории всей страны. По-разному встретили селяне революцию. Кто-то стал ее ярым поборником, иные же были недовольны новыми порядками. В школьном архиве сохранился список первых сторонников большевиков: «три брата Соколовых: Василий Александрович, Николай Александрович и Константин Александрович, Никитин Михаил Константинович, Грязнов Павел Иванович, Карпычев Авдей Иванович и многие другие. Из женщин: Никитина Зинаида Павловна - организатор, которая вела большую разъяснительную работу среди односельчан». В 1918 году из-за начавшегося голода в Вязовке произошли волнения. «Крестьяне во главе с меньшивиком А.И.Соколовым и торговцем Клюевым и арестовали комиссара Бабкинова, проезжавшего в это время мимо Вязовки в Арзамас. Это восстание было очень быстро подавлено, а его организаторы арестованы». С приходом советской власти в селе произошло много изменений. В 1923 - 1924 годах отремонтировали и перестроили «желтую школу», в которой стали заниматься дети 4-7 классов. В эти годы в Вязовской школе работали два учителя: Зинаида Александровна Беляевская, окончившая «Пансион благородных девиц» и ее муж Александр Иванович Беляевский. В селе появилась рыболовецкая артель, в работе которой участвовали и ученики Вязовкой школы. После занятий они вязали сетки, помогая взрослым. Особенно трудными оказались для жителей села годы коллективизации, когда с каждого двора уводили скот, а люди порой оказывались без жилья и средств к существованию, если их признавали так называемыми «кулаками». В 1929 году в Вязовке был создан колхоз. Работали там поначалу «за палочки» (трудодни) (со слов З.В.Стеблевой). Летом 1937 года сельская церковь была разграблена. Иконы свозили в Березовую яму на реке Кудьме и сжигали, но жители тайком уносили и прятали их. Татьяна Алексеевна Серова рассказывала, что видела в доме одной старушки старинную большую икону «от пола до потолка». Возможно, это была одна из спасенных от сожжения икон. В тридцатые годы пытались неоднократно разрушить церковь, но, к счастью, она выстояла. Старожилы вспоминают такой случай, связанный с историей разрушения церкви. Житель села по фамилии Гарашин поднялся на колокольню ломать крест. Сломать крест не получилось, тогда он решил его спилить. Подпилив крест, он не смог удержать равновесие, упал и погиб. Для остальных это стало знамение: ни у кого больше не возникло желание ломать крест (со слов Т.А.Серовой). 22 июня 1941 года практически все мужское население было срочно мобилизовано. На том месте, где прощались будущие воины со своими близкими, благодарные земляки установили памятник. В сельском клубе в военные и послевоенные годы находились пленные немецкие солдаты. Местные жители до сих пор вспоминают, как каждое осеннее утро их под охраной«выгоняли» обрабатывать картофельные поля. Одежда на пленных была настолько легкой, ветхой, что добросердечные селяне делились с ними теплой одеждой, а порой приносили что-нибудь из еды, потому что многие из пленных были истощены и буквально умирали от голода. В 1978 году была построена новая, действующая ныне школа. Был пущен в эксплуатацию большой животноводческий комплекс, для работников которого были возведены семь жилых многоквартирных домов. 18 апреля 1992 года благодаря усилиям местных жителей и жителей близлежащих селений перед светлым праздником Пасхи был восстановлен храм Казанской Божьей Матери, находившийся в запустении с лета 1937 года. Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», Казанская церковь в Вязовке, построенная в 1865 году, – памятник градостроительства и архитектуры регионального значения (документ о принятии на госохрану № 22). В настоящей публикации использованы фотографии Анастасии Бабушкиной, а также копии архивных документов (ЦАНО, ф. 639, оп. 125, д. 6542, л. 60 об., л. 61) Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную
Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|