О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


8 сентября 2017 года

Текст: Ольга Чеберева

Дом на перекрестке… многих судеб

Вдоль красной линии улицы с дореволюционных времен сохранившей название Провиантской расположены два дошедших до наших дней строения усадьбы XIX века: главный дом и скромный флигель. Главный дом усадьбы расположен на углу улиц Минина (Жуковой, Жуковской) и Провиантской.

Дом, в котором в 1894 году останавливался В.И.Ленин. Вид с улицы Провиантской. Фото Ольги Чеберевой. 2016 год.

Дом, в котором в 1894 году останавливался В.И.Ленин. Вид с улицы Провиантской. Фото Ольги Чеберевой. 2016 год.

В 1930-е годы на его главном фасаде по ул. Университетской (именно так в те годы называлась улица Минина в связи с выделением на ней участка для строительства здания университета) укреплена мраморная табличка, которая гласит: «В этом доме В.И.Ленин встречался с А.И.Пискуновым весной 1900 года».

За углом, на фасаде по Провиантской мемориальная доска из металла совершенно иного содержания: «Объект культурного наследия федерального значения ДОМ ТИТУЛЯРНОГО СОВЕТНИКА С.Я.НИКЛАУСА. Яркий образец архитектуры классицизма. Построен в 1841-43 годах. АРХИТЕКТОР Г.И.КИЗЕВЕТТЕР. Здесь в 1901-1922 годах жил известный музыкальный деятель и педагог ВАСИЛИЙ ЮЛЬЕВИЧ ВИЛЛУАН (1850-1922 гг.)».

Вот сколько судеб и «градообразующих» для Нижнего Новгорода имен пересеклись в одной точке города, в  доме весьма характерного, едва ли не «типового» для первой половины XIX века облика. Деревянный на каменном полуэтаже особняк титулярного советника С.Я.Никлауса сохранился со времени возведения практически в неизменном виде благодаря рачительным хозяевам и под некоторой защитой имени вождя пролетариата. Здание действительно является характерным для архитектурного почерка Георга Ивановича Кизеветтера образцом здания в формах позднего классицизма. Неподалеку на углу ул. Семашко и Ульянова узнаваем спроектированный именно для этого места весьма схожий по масштабу, этажности, общему строю композиции и декора «ремейк» кизеветтеровского классицизма, выполненный в конце XX века в кирпиче как часть жилого дома по проекту ТАМ В.Никишина.

Главный дом усадьбы С.Я.Никлауса получил симметричную объемную композицию, подчеркнутую треугольным фронтоном по ул. Провиантской. По центру тимпана расположено большое полуциркульное окно, обрамленное рустованным клинчатым архивольтом. Декор окон первого этажа составляют простые рамочные наличники, декор нечетных окон второго этажа составляют воспроизведенные в дереве сандрики.  Характерной деталью фасада по ул. Минина является расположенное по центральной оси «венецианское» тройное окно. Средний проем окна акцентирован пилястрами и архивольтом «с сиянием» в тимпане. Окна второго этажа обрамляют профилированные наличники, над каждым расположена неглубокая ниша.

Примечательна внутренняя планировка здания, повторяющая в сохранившихся чертах приемы планировки дворянских особняков: печи  расположены в толще стен и перегородок, планировки жилых помещений второго этажа тяготеют к анфиладно-кольцевой схеме. Первый этаж сохранил двухчастную схему зонирования капитальной стеной на помещения прислуги и прихожую господ, расположенную вдоль фасада по ул. Провиантской. Для подъема на второй этаж предназначалась несуществующая теперь деревянная лестница, располагавшаяся по центру первого кирпичного этажа. Первоначальная планировка и композиция двухэтажного прямоугольного объема перекрытого двускатной кровлей сохранялась вплоть до начала XX века. Пристрои по ул. Провиантской и ул. Жуковской зафиксированы в современной конфигурации на плане усадьбы Виллуан 1902 года.

План усадьбы В.Ю.Виллуан.1902 год.

План усадьбы В.Ю.Виллуан.1902 год.

Одноэтажный деревянный флигель на каменном цоколе имеет анфиладную планировку, состоящую из трех помещений. Его прямоугольный объем перекрыт двускатной кровлей. Фасад, обращенный к главному дому, акцентирован большим фронтоном. По центру тимпана, как у главного дома, расположено единственное на фасаде крупное полуциркульное окно с сегментной расстекловкой. Углы флигеля декорированы деревянными накладками, имитирующими квадры руста. Пять окон по ул. Провиантской обрамлены рамочными наличниками, соединенными подоконным поясом с отливом.

История появления Якова Дмитриевича Никлауса в России неизвестна. В Нижнем Я.Д.Никлаус обосновался с семьей в 1788 году, трудился в должностях учителя рисования Главного народного училища, уездного землемера. После ухода Я.А.Ананьина с должности губернского архитектора в 1794 году должность номинально занимал В.Смирнов, но реальное строительство казенных зданий часто поручали Якову Дмитриевичу Никлаусу. Я.Никлаус был способным художником, работал на должности учителя рисовального класса в Главном народном училище. Он разработал фасады и построил торговые ряды в Арзамасе, каменный гостиный двор в Балахне, в 1803 году создал проект двухэтажного здания лютеранской церкви для Нижнего Новгорода. Яков Никлаус неоднократно предпринимал попытки занять должность губернского архитектора, но отсутствие аттестата об архитектурном образовании не позволяло ей соответствовать, несмотря на это Яков Дмитриевич продолжал проектировать партикулярные строения в уездных городах.

В 1795 году в семье Никлаусов, где уже рос сын Сергей, родился еще один сын Семен, который впоследствии, в 1812 году примкнул к Нижегородскому ополчению и вернулся уже в чине прапорщика. Прежний, старый деревянный дом Никлаусов также занимал угловое положение на пересечении улиц Жуковой (Минина) и Провиантской. Участок, на котором расположен существующий главный дом, был официально отдан Никлаусам под застройку в 1811 году.  Летом 1812 года Никлаусы возводят рядом со старым деревянным домом флигель по ул. Провиантской. По возвращении Семена Никлауса в 1816 году в Нижний, и уже после кончины Никлауса-старшего прежний деревянный дом усадьбы уничтожает  пожар. Участок на углу улиц Жуковой и Провиантской к 1836 году числится в числе незастроенных. Выполненный Георгом Ивановичем Кизеветтером «Фасад на постройку в Нижнем Новгороде титулярному советнику Семену Никлаусу деревянного на каменном полуэтаже дома кремлевской части на Жуковой и Провиантской улицах» получает высочайшее утверждение 22 марта 1841 года.

Фасад на постройку в Нижнем Новгороде титулярному советнику Семену Никлаусу.

Фасад на постройку в Нижнем Новгороде титулярному советнику Семену Никлаусу.

В том же году дом выстраивается вчерне, но сушка кедрового леса подрядчиками занимает еще более полугода. Одноэтажный деревянный на каменном цоколе дом по ул. Провиантской, 5 был спроектирован Г.И.Кизеветтером в 1841 году как флигель усадьбы С.Я.Никлауса. Отделочные работы и возведение  усадебных служб: конюшни, сарая, погреба и коровника на каменном фундаменте начаты в марте 1842 года. Также по проекту Г.И.Кизеветтера.

Часть генерального плана города Нижнего Новгорода.

Часть генерального плана города Нижнего Новгорода.

В том же году флигель усадьбы вынуждено снимает обедневший дворянин, титулярный советник Алексей Константинович Балакирев с женой и сыном Милием, будущим композитором, главой, идеологом знаменитой «Могучей кучки».

Кончина старшего брата Сергея и переезд Балакиревых подвигли Семена Никлауса к реорганизации по утвержденному 23 июня 1843 году плану всей усадьбы с переносом служб и подведением под них каменных фундаментов. Семья Балакиревых занимает флигель до отъезда в Москву в 1848 году, о чем сейчас извещает мемориальная доска на его фасаде и памятник композитору Балариреву, установленный 10 ноября 1980 года на улице Провиантской между главным домом и флигелем  усадьбы Никлауса.

Дом Балакирева в Нижнем Новгороде, фото Галины Филимоновой Дом Балакирева в Нижнем Новгороде, фото Галины Филимоновой Мемориал М.А.Балакирева, скульптор В.Пурихов, архитектор Г.Малков, фото Галины Филимоновой Мемориал М.А.Балакирева, скульптор В.Пурихов, архитектор Г.Малков, фото Галины Филимоновой

После отъезда Балакиревых в 1855-57 гг. С.Я.Никлаус производит капитальный ремонт строений усадьбы и ставит по улице Провиантской ограду с въездными воротами. После смерти Никлауса дом переходит к его вдове, дворянке Коротковой. В дальнейшем, к 1901 году, участок с домом и службами переходит к Василию Юльевичу Виллуану. Известно, что вдовой Е.Я.Коротковой-Никлаус ему были завещаны значительные средства на развитие музыкальных классов. Однако, остается неизвестным, как именно перешел в собственность Василия Юльевича сам дом и усадьба Никлаусов.

Русский музыкант французского происхождения, сын купца Антона Юлия Цесаря Виллуана и его супруги Каролины, племянник блестящего композитора и педагога Александра Виллуана, урожденный Вильгельм Александр-Юлий Виллуан, он же Василий Юльевич, прибывает в Нижний Новгород 1873 году сразу после окончания Московской консерватории. По рекомендации директора консерватории Н.Г.Рубинштейна Виллуану предстоит  возглавить созданное Нижегородское отделение Русского музыкального общества. В 1878 году Общество получает статус Императорского Российского Музыкального Общества, сокращённо ИРМО.

Василий Юльевич ставит своей целью и создает в Нижнем Новгороде музыкальные классы, считая главной задачей своего детища воспитание любви к музыке и общей культуры слушателей. Он не тяготится своими педагогическими занятиями, преподает увлеченно, легко, весело, остроумно, но приучая слушателей к регулярному труду. Василию Юльевичу помогает преданная супруга Вера Карловна, урожденная 1875 года Гофман. Василий Юльевич не гнушается никакой работы, за отсутствием вспомогательного персонала может по необходимости убрать класс, переставить мебель. Вечерами Василий Юльевич пишет учебник по элементарной теории музыки. Скрипач, пианист, дирижер, композитор, педагог и общественный деятель, ставший основоположником профессионального музыкального образования в городе, Василий Юльевич Виллуан надолго становится заметной фигурой в культурной жизни города.

Чтобы ознакомить с деятельностью РМО нижегородцев, он организует в здании Дворянского собрания и Городского театра общедоступные и даже благотворительные концерты. По его приглашению в Нижний Новгород приезжают с концертами А.К.Глазунов, А.Н.Скрябин и С.В.Рахманинов, а также учителя Виллуана по консерватории - Н.Г.Рубинштейн и П.И.Чайковский. По воспоминаниям Василия Юльевича, все они бывали у него в гостях, в доме 25/3 на перекрестке ул. Минина (Жуковской) и Провиантской. Известно, что Петр Ильич Чайковский приезжал в Нижний на концерт учащихся музыкальных классов ИРМО в 1893 году, когда и посетил дом Виллуана. Удивительно, упоминания об этих фактах и посещениях нет в тексте мемориальных досок. Представляется глубоко символичной культурологическая коллизия, связанная с  идейным и политическим противостоянием ИРМО, в том числе главы Нижегородского отделения Василия Юльевича Виллуана и «Могучей кучки» Милия Алексеевича Балакирева.

Обитателей флигеля усадьбы Никлаус и посетителя главного дома усадьбы Виллуан связывает самым необычным образом еще одна нижегородская «музыкальная» фамилия. Известно, что на становление Милия Алексеевича, как музыканта и композитора оказали большое воздействие М.И.Глинка и А.Д.Улыбышев. С Глинкой в Санкт-Петербурге Балакирева познакомил в 1855 году близкий знакомец А.С.Пушкина, М.И.Глинки, А.А.Фета – дворянин Александр Дмитриевич Улыбышев, автор биографии В.Моцарта, ставший духовным отцом М.А.Балакирева и принимавший активное участие в его судьбе.

Согласно исследованиям филолога Валерии Белоноговой, Милий Балакирев всю жизнь поддерживал дружеские отношения с незаконнорожденными детьми Улыбышева, родными братьями Иваном Александровичем Покровским и Федором Александровичем Знаменским, получившими при крещении фамилии восприемников. При содействии Балакирева братья получили образование в Казанском университете, а в последствии, право подписываться фамилией отца. Иван Александрович Покровский закончил медицинский факультет, поселился с семьей в Симбирске и был личным врачом семьи Ульяновых, в том числе лечил маленького Володю Ульянова-Ленина, что после революции стало своего рода охранной грамотой для самого Ивана Александровича и связанных с ним людей. Дружна с инспектором симбирских народных училищ Ильей Александровичем Ульяновым была и семья законнорожденной дочери Александра Дмитриевича Улыбышева, вышедшей замуж за директора нижегородской гимназии.

Эти знакомства еще более интересны в связи с воспоминаниями А.И.Пискунова. По его свидетельству, в 1900 году в доме 25 по улице Жуковской (ныне Минина) жили две семьи: дом принадлежал занимавшему верхний этаж музыкальному деятелю и композитору В.Ю.Виллуану, а в нижнем проживала прислуга и снимал площадь скромный чиновник Иван Алексеевич Пискунов. При Иване Алексеевиче оставался младший сын Павел. Затем из Казани к отцу вернулся сын Александр и поступил делопроизводителем в городскую управу, а потом – в заводскую контору. Старшие дети в семье Пискунова жили уже отдельно. Весной 1900 года Владимир Ульянов-Ленин приехал в Нижний в четвертый раз проездом, всего на несколько часов. По данному в Уфе ссыльной О.И.Чачиной адресу, он нашел Александра Ивановича Пискунова, руководившего кружком рабочих Курбатовского завода с позиций экономизма. Пискунов вспоминал: «Так как я его раньше не знал, никаких паролей у него не было, то я отнесся к нему сначала довольно недоверчиво, но потом, втянутый в беседу, стал излагать свои взгляды. Владимир же Ильич с большой силой обрушился на меня за их неправильность и непоследовательность». Уже осенью 1901 года А.И.Пискунов возглавил первый Нижегородский комитет РСДРП.

В границы усадьбы Виллуана 1902 года уже не входит прежний флигель Никлаусов, в котором шесть детских лет провел Милий Балакирев, но большой фруктовый сад вдоль улицы Жуковской простирается вплоть до границ землевладения прилежащего к нынешнему дому №21а по улице Минина. В 1903 году не стало Веры Карловны, Василий Юльевич в 1905 году вторично женится на своей ученице, дочери купцов Поляковых, Зиновии Ивановне, у супругов рождается дочь Ада. За свой многолетний самоотверженный труд Виллуан получает ордена Станислава II и III степени. Дом четы Виллуанов в этот период в числе многих гостей посещают молодой писатель Максим Горький и певец Федор Шаляпин.

После 1917 года Пискуновы покидают квартиру в полуподвале дома. Коллежский советник и «свободный художник» В.Ю.Виллуан живет на прежней квартире, на втором этаже, лишившись имения на хуторе Хлебном, около Работок, приобретенного в 1897 году. В 1917 году он избран заместителем председателя Союза музыкантов Нижнего Новгорода. В 1918 году за вклад в развитие культуры (в связи с сорокапятилетием творческой деятельности) он получает звание профессора и Героя труда, продолжает трудиться, но 15 сентября 1922 года скоропостижно умирает, едва придя с заседания ученого совета.

Василий Виллуан написал около 70 музыкальных сочинений, среди которых: три оперы, в т. ч. "Принц и Лелио", четыре струнных квартета, фортепианные пьесы и романсы. Несколько изданий выдержало его  практическое руководство к изучению элементарной теории музыки с задачами. После смерти Василия Юльевича жилой дом переходит в собственность его второй супруги, помещения дома активно сдаются. Вдова Виллуана Зиновия выходит замуж вторично и берет фамилию мужа – Антюкова. После ее кончины в одной из квартир дома продолжает жить ее старшая дочь, педагог Ольга Николаевна Преображенская, не состоящая в родстве с Василием Юльевичем. След родной дочери Виллуана оказался потерян.

С 1969 года в доме проживает доктор филологических наук, профессор и создатель кафедры зарубежной литературы и межкультурной коммуникации Нижегородского лингвистического Университета им. Н.А.Добролюбова Зоя Ивановна Кирнозе, много сделавшая для сохранения дома, исследования истории усадьбы Никлаусов, рода Виллуан, биографии и культурного наследия музыкального деятеля. Согласно исследованиям З.И.Кирнозе, посвятившей истории дома главу в автобиографической книге «Былое. Живое»,  документальных свидетельств о пребывании Пискунова и Ленина в домовых книгах не сохранилось, об этом посещении историкам известно лишь из воспоминаний самого Александра Пискунова.

Библиография:

1. Грачева, Е.Е. Деревянные дома Нижнего. Архитектура деревянных и каменно-деревянных жилых домов Нижнего Новгорода XIX – начала XX вв./ Е.Е. Грачева – Н. Новгород: Кварц, 2015.- 208 с., илл.

2. Филатов, Н.Ф.  Нижний Новгород. Архитектура XIV- начала XX в./ Н.Ф. Филатов. -Н.Новгород: РИЦ «Нижегородские новости», 1994.- 356 с.

3. История города Горького. Краткий очерк. Горький, Волго-вятское кн. изд., 1971.-576.,илл.

4. Кирнозе, З.И. Былое. Живое./З.И. Кирнозе.- М.:Новое время, 2012, с. 376.

5. Наумова О., Тарасова В. Славная фамилия Зевеке /О.Наумова, В.Тарасова.- Н.Новгород: Кварц, 2015.- 176 с., ил.

6. Белоногова В.Ю. Забытая мелодия. Жизнь и труды Александра Улыбышева./В.Ю.Белоногова.- Н.Новгород: Кварц, 2016.- 208с., ил.

7. «Вам преданный В. Виллуан.» Письма В.Ю. Виллуана к А.Н. Каргер./ сост. Бердникова Н.П.// Нижегородские были. - Н. Новг.: Книги, 2011.-216 с.: илл.

8. ГКУ ГАНО Ф. 30, Оп.36 т.2, д. 2103. То же на пристройку сарая к службам В.Ю. Виллуан по второй Кремлевской части. 1902 г. 

9. ГКУ ГАНО Ф.30, Оп. 36. т.2, д. 2166. То же, на постройку дома С. Никлаусу в Кремлевской части на углу Провиантской улицы. 1841 г.

Ольга Чеберева

В настоящей публикации использованы фотографии, предоставленные Ольгой Чеберевой, а также фотографии Галины Филимоновой

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!