20 декабря 2017 года Сведения о Д.М.Пожарском из личного фонда литератора, историка-краеведа, основателя НГУАК А.С.Гациского: от легенд о месте погребения до автографа князя Пожарского Доклад Галины Филимоновой на IX Всероссийских научно-краеведческих чтениях «Суздаль в истории России»* Сегодня личность национального героя Дмитрия Михайловича Пожарского (1578 – 1642). известна каждому школьнику. Но еще в середине XIX века его имя было предано забвению. Даже в Суздале в то время лишь немногие монашествующие могли показать приблизительное место захоронения князя в Спасо-Евфимиевом монастыре. И если в общероссийском масштабе он был просто забыт, то в Нижнем Новгороде фигура князя Пожарского обросла неожиданными легендами, в частности, считалось, что на самом деле похоронен он не в Суздале, а на нижегородской земле. В немалой степени для опровержения подобных заблуждений, в мае 1885 года историк Александр Серафимович Гациский [1] совместно с Л.И.Сахаровым – автором «Исторического описания Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиевского монастыря» – подготовили для публикации в «Нижегородских губернских ведомостях» два материала под общим названием «Суздальско-Нижегородское торжество наших дней». Суздаль в них – это «древний ковчег северо-восточной гражданственности» [2], «маститый старец» [3], проникнутый радостью: «мысленному, наблюдательному взгляду представляется, что он как будто встрепенулся, приглаживает свои серебристые седины, расчесывает свою вековечную бородушку и бодро выпрямляется перед Россией, как за три почти века назад от болезненного одра в Пурехе воспрянул герой Пожарский по призыву Минина с нижегородцами» [4]. Карелин А.О. Портрет историка А.С. Гациского. 1893 год. Поводом для публикаций стало «возобновление в Суздале исторической гробницы князя Дмитрия Михайловича Пожарского» [5] после реставрации монумента, возведенного по проекту академика Горностаева в 1868 году. Намеченный на 2 июня 1885 года «день освящения и открытия в Суздале монумента, воздвигнутого его над прахом» [6] позволил подчеркнуть связь нижегородцев с выдающимися религиозными деятелями Суздаля. «Основателем так горячо любимого Пожарским суздальского Спасо-Евфимиева монастыря был пр. Евфимий, уроженец Нижнего, прихожанин нижегородской Мироносицкой церкви, подвижник Печерского монастыря» [7]. Другой уроженец Нижнего Новгорода почивает «в здешнем [8] соборе под спудом» [9]. Речь идет о митрополите Суздальском и Юрьевском Иларионе – основателе знаменитой Флорищевой пустыни, а в самом Суздале – оставившем о себе «память построением многих церквей» [10]. Даже современник А.С.Гациского – настоятель суздальского Спасо-Евфимиева монастыря отец Досифей был «многим в Нижнем Новгороде памятен по монашескому подвижничеству своему в Печерском и Благовещенском монастырях» [11], а Л.И.Сахаров также был известен нижегородцам «по сотрудничеству своему в начале 60-х годов в местных изданиях» [12]. Получив от о.Досифея и Л.И.Сахарова «весьма обстоятельные сведения по этому близкому для них предмету, т.к. о.Досифей немало потрудился сам над делом восстановления дорогой гробницы, а Л.И.Сахаров, как бытописатель исторических судеб суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, да еще и всегда напутствуемый в литературно-исторических трудах своих о.Досифеем, стоит, как говорится, у самого источника познания» [13], Александр Серафимович Гациский решил посредством публикаций в «Нижегородских губернских ведомостях» «дать известию о предстоящем в Суздале общем торжестве нашем возможно большее распространение» [14]. Из-за того, что «место погребения князя долгое время оставалось не точно определенным» [15], предание «о действительном месте успокоения князя Д.М.Пожарского» [16] было описано для нижегородских читателей Л.И.Сахаровым. Нижегородцы не знали, что оно «передавалось преемственно только из уст в уста и поддерживалось преимущественно в среде монашествующих Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале: они даже с уверенностью указывали место, где скрывалась засыпанная землею усыпальница Пожарских и Хованских… До сего времени в Суздале жительствует несколько семейств с прозванием Обманиных. Один из них Федор Иванов, в монашестве Феодорит, несколько десятилетий переживает в монастыре. Он рассказывает, что предок их был армянин, купленный и привезенный князем Пожарским в дар архимандриту-настоятелю. И был армянин в крепостничестве у монастыря, обзавелся семьей и писался в монастырских ведомостях Армениным. Но когда зачуялось время расставания монастырям с рабами, то архимантрит Ефрем перечеркнул в списках «Арменин» и написал: «Обменин». В этой-то семье, обязанной поселением здесь князю Пожарскому, можно сказать, и уцелело всех вернее памятование о месте его погребения… Из уст предания потом начали заноситься в отечественную литературу: в 1810 году князем Долгоруковым, бывшим в то время владимирским губернатором, в 1817 году сенатором А.Ф.Малиновским особою брошюрою с портретом и факсимиле Пожарского, в 1833 году академиком К.И.Арсеньевым и в 1849 году академиком М.П.Погодиным» [17]. Отмечая, что исследованием и определением места погребения князя Пожарского было поручено заняться знаменитому археологу – графу Алексею Сергеевичу Уварову после того, как в августе 1850 года Суздаль посетили «царственные юноши – великие князья Николай и Михаил Николаевичи, которым угодно было пожертвовать значительную сумму на сооружение памятника над его прахом» [18], статья Л.И.Сахарова уделяет внимание процедуре идентификации захоронения. «В 1851 году бывшим министром внутренних дел графом Л.А.Перовским испрошено было Высочайшее соизволение на откомандирование чиновника-специалиста по истории и археологии. Этот жребий выпал на отлетевшего недавно в загробный мир графа Алексея Сергеевича Уварова, которому и посчастливилось произвести раскопки на том именно месте, где хранятся бренные останки виновника русского благоденствия, болярина Димитрия с двумя супругами его, с двумя сыновьями его и родичами Хованскими. Когда дело выяснилось в официальном порядке, то по Высочайшему повелению, объявленному через Святейший синод совершилось 24 февраля 1852 года вскрытие гробницы, столь драгоценной для русского сердца. Совершилось архиерейское служение в присутствии знатных гражданских чинов; спустились в разрытую на глубину 4-х арш. усыпальницу, вскрыли гробовую каменную плиту и по убеждении в действительном обретении искомого сокровища отслужили у гроба панихиду, составили акт [19], копии с которого послали в Синод и в Министерство внутренних дел. Император Николай Павлович повелел в 1852 году открыть по всему царству добровольную подписку, т.е. денежный сбор на увековечивание памяти незабвенного героя сооружением над могилою его приличествующего заслугам усопшего мавзолея. В течение 6 лет из жертвований русского народа образовалась сумма в 75.000 рублей» [20]. Все эти доводы были очень необходимы нижегородцам, для которых Минин и Пожарский давно символически соединились в единое целое: «оба родились на исторической почве нижегородско-суздальской земли, оба померли и почивают здесь же, оба вышли на свое историческое дело из Нижнего Новгорода» [21]. Поэтому в точность найденного места захоронения князя Дмитрий Пожарского по-прежнему верили не все нижегородцы, и после публикации материала «Суздальско-Нижегородское торжество наших дней» А.С.Гациский стал получать неожиданные отклики, в числе которых было письмо от археолога-любителя Петра Даниловича Дружкина (1836 – 1891). Петр Данилович – уроженец д. Сормово Балахнинского уезда Нижегородской губернии, «археологический протеже» Александра Серафимовича (ранее он опубликовал дневник П.Д.Дружкина о его раскопках), живший в конце 80-х годов XIX века в Балахнинском уезде, сообщил Гацискому о том, что «в 1886 году жарские мужички… нашли в Жарах [22] памятник князя Пожарского с надписью, а нашли его в болоте, в лесу» [23]. Дружкин знал, что «прах князя Пожарского нашли в городе Суздале, отыскал его граф Уваров» [24], а сведения о том, что «будто бы князь Пожарский похоронен в селе Юрине (см. Балахнинский район Нижегородской области), но его скрывают и памятник его спрятали в болоте или в озере» считал «ерундой» [25]. Зимой следующего года он узнал, что речь шла о другом месте: находка была сделана «близ села Бурцова», куда «недавно выезжало балахонское начальство осматривать и читали надпись», «никому не сказали, что написано, велели камень разбить» [26]. Однако жарские мужички на это не решились, хотя и откалывали себе на память от него кусочки, и 23 апреля 1887 года Петр Данилович отправился на поиски того, что осталось. Выяснилось, что памятник был найден «на Липовой гриве» [27] на месте исчезнувшей деревни. «Вот тебе и памятник. Сажень на пяток от берега в болоте. Камень серый дикарь с одной стороны плоский в один аршин длины и ширины, а с испода круглый как обыкновенный дикарь. На плоском месте нацарапаны слова в вершок длины таким манером» [28]. ЦАНО. Ф. 765. Оп. 597. Д. 47. Л. 12. Местные жители считали, что они «были крестьяне князя Пожарского. Потому и называются Жары – по Пожарскому. А Пожарский по Жарам прозывался. Он здесь и жил, похоронен в Юрине, а памятник спрятали прежние помещики, чтобы не отошли в казну крестьяне» [29]. Крестьянин д. Сормова Балахнинского уезда Нижегородской губернии П.Д.Дружкин упоминается и в «Дневниковых записях А.С.Гациского о проводившихся археологических раскопках в различных частях Нижегородской губернии в 1877 году» [30]. В листах этих «Дневниковых записей», находящихся в Центральном архиве Нижегородской области, содержится любопытный документ – «Подпись князя Д.М.Пожарского на обороте подлинной его грамоты к иноземцам» (выкопировка из «Собрания государственных грамот и договоров» (ч. III, стр. 137), хранившихся в государственной коллегии иностранных дел) [31]. ЦАНО. Ф. 765. Оп. 597. Д. 42. Л. 83. Эти материалы были использованы Александром Серафимовичем Гациским для подготовки статьи «В вотчине князя Пожарского» (1893 год), а также доклада на Ярославском археологическом съезде «О легенде о месте погребения князя Пожарского» (1889). Доклад этот был запрошен для публикации «Трудов Ярославского археологического съезда» Императорским Московским археологическим обществом 5 июля 1889 года [32] и вызвал дополнительный интерес к Суздалю, чего и добивались А.С.Гациский с Л.И.Сахаровым, понимая что «знаменательный город, к которому в былое время, в порядке администрации, цветущий ныне Нижний Новгород относился только как его пригородок, теперь изображает из себя лишь миниатюру прежнего величия, благодаря погрому незваного квартиранта пана Лисовского в начале XVII века и другим обстоятельствам, в числе которых нельзя умолчать об оскудении пригодной воды и несоединении с железнодорожной линией, к которой в весеннюю и осеннюю пору почти не бывает доступа» [33]. ______________________________ 1. Гациский Александр Серафимович (1838 – 1893). Краевед, литератор, общественный деятель. Родился в Рязани, жил в Нижнем Новгороде с 1847 года. Учился в Нижегородской гимназии, затем окончил юридический факультет Казанского университета. «Пионер провинциальной печати», он с 1862 года несколько лет был редактором неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей», во время ярмарки редактировал «Нижегородский справочный ярмарочный листок», печатая в газетах много исторических, краеведческих и этнографических материалов. С момента образования (1887) он возглавлял Губернскую ученую архивную комиссию. Цит. по: Шамшурин В.А., Морохин Н.В.. Наш край. Книга для учащихся школ, гимназий и лицеев. Нижний Новгород, 2008. С. 362. * Доклад Галины Филимоновой «Сведения о Д.М.Пожарском из личного фонда литератора, историка-краеведа, основателя НГУАК А.С.Гациского: от легенд о месте погребения до автографа князя Пожарского», представленный на IX Всероссийских научно-краеведческих чтениях «Суздаль в истории России» в Суздале 28 октября 2016 года и опубликованный в «Суздальском сборнике за 2016 год: сборнике научных статей» (Владимир: Изд-во ООО «Транзит-ИКС», 2017 год). Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную
Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|