Материал предоставлен Ильёй Царёвым в качестве доклада Свято-Успенская Флорищева пустынь Основание Свято-Успенской Флорищевой пустыни восходит к середине XVII века, когда на Флорищевой горе, у берега реки Лух возникла небольшая монашеская община. «Пустынями» в те времена называли безлюдные, глухие места, - именно в такие, подальше от Мира, стремились христианские подвижники. Но настоящим основателем обители считается Святитель Иларион, при котором небольшая монашеская община в заклязменьской глуши превратилась в крупный и почитаемый монастырь. Святитель Иларион родился в 1631 году в Нижнем Новгороде в семье священника Анания (к числу учеников которого относят знаменитого патриарха Никона – инициатора «раскола»). С началом никонианской реформы Иларион, по совету отца, отправился из Коломны в далёкую Флорищеву пустынь, возможно затем, чтобы избавить себя от мук выбора – принимать или нет никонианскую реформу. Почти тридцать лет – с 1653 по 1681 годы – Иларион был настоятелем Флорищевой пустыни. Община быстро росла и слава о пустыни распространилась настолько, что настоятель Иларион был приглашен царём Алексеем Михайловичем в Москву для важного духовного дела – «изгнания бесов из богадельни на Кулишках». Вступивший на престол в 1676 году Фёдор Алексеевич особо благоволил к Флорищевой пустыни и её настоятелю Илариону. Уже с 1677 года Иларион стал духовником царя, и в этом же году Фёдор Алексеевич совершил своё первое богомольное паломничество в пустынь. Результатом паломничества был царский указ, повелевавший построить каменную церковь в Флорищевой пустыни, и дарующий монастырю пашенные земли, сенокосные, и рыбные угодья. Каменный Успенский собор был закончен в 1681 году, и в том же году царь Фёдор Алексеевич снова прибыл в обитель на освещение нового храма. В Успенском соборе был установлен иконостас, изготовленный в мастерских Оружейной палаты под руководством знаменитого изографа Симона Ушакова. Уезжая из Флорищевой пустыни, царь забрал с собой настоятеля Илариона, и возвёл его в архиерейский сан. Хотя с 1682 года Иларион был митрополитом Суздальским и Владимирским, он не забывал свою пустынь, и всё строительство шло под его контролем (Троицкая церковь было построена целиком на его личные средства). Весь комплекс монастырских строений был сооружен в период 1681-1703 годов, т.е. по меркам XVII века – единовременно. Монастырь отличает единый планировочный замысел и единый архитектурный стиль. В плане он представляет почти правильный квадрат, в котором четко прослеживается центральная пространственная ось, на которой расположены надвратная Петропавловская церковь и колокольня. Такое пространственное решение архитектурного комплекса, в котором, к тому же, доминировала отдельно стоящая колокольня (её высота больше высоты главного культового сооружения – Успенского собора) была внове в конце XVII века. Архитектура самих зданий также уникальна для своего времени. Они выдержанны в суровом, монументальном стиле XVI века. В Успенском соборе в качестве прототипа легко угадывается Успенский собор Московского Кремля (построенный в свою очередь по образцам Владимиро-Суздальской Руси), а также его «клоны» - Успенский собор в Ростове Великом, и Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1525 год). В этом же духе выстроены надвратная Петропавловская (1692 год), Троицкая церкви (1684 год), и угловая церковь Зосимы и Савватия (1703 год). Во внешнем убранстве храмов нет и следа столь популярного в конце XVII века «каменного узорочья», не прослеживается и влияния «нарышкинского барокко». Строгая, нарочито архаичная по меркам своего времени архитектура Флорищевой пустыни и её новаторская планировка вводит эту обитель в круг уникальных монастырских ансамблей, занимающих видное место в истории русской архитектуры и градостроительства. Лежавший в советское время в руинах монастырь ныне является действующим, и начиная с 2003 года активно восстанавливается. Володарский районный музейный центр (г. Володарск, Нижегородская область) организует автобусные экскурсии в Свято-Успенскую Флорищеву пустынь для всех желающих. Илья Царёв В настоящей публикации использованы фотографии Дмитрия Соколова и Павла Пронина, а также фотографии и иллюстрации, предоставленные Ильёй Царёвым (Володарский районный Музейный Центр) Материал предоставлен Ильёй Царёвым в качестве доклада на семинар «Журналистика и культурное наследие: ребрендинг территорий» Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта "Места памяти" |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|