О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


UPD: 23 сентября 2018 года

Александр Жуков

НИУ «Культурно-историческое общество Заветлужье»

Как в Тоншаеве православную церковь пытались построить  

Большинство марийского населения Нижегородской области принадлежит к северо-западной группе, в которой отчетливо выделяются шарангские и тоншаевские марийцы, имеющие в речи ряд диалектных различий. Особый интерес представляет Тоншаевский район. Исторически тоншаевское ополье  складывалось  обособленно от основного ареала марийского расселения. Русское население начало заселяться в тоншаевском ополье только с начала XIX века, перемещаясь сюда как с севера (из-под Котельнича), так и с запада (с Ветлуги).

Начиная с середины XVI века, сразу после взятия Казани, русское государство прилагало большие усилия по внедрению православной веры в среду нерусских крестьян-язычников. Некоторые цари (например, Алексей Михайлович) применяли принудительные меры, последующие использовали другие методы. Федор Алексеевич за принятие христианства ввел льготы на уплату ясака и других податей сроком на шесть лет. Указы Петра Первого 1720 – 1722 годов, направленные казанскому митрополиту Тихону, обещали трехлетнее освобождение от податей, повинностей и возврат рекрутов всем крестившимся иноверцам. Однако к 1724 году вопреки всем усилиям церкви и правительства только четыре тысячи марийцев Казанского, Уржумского, Царевококшайского, Царевосанчурского и Яранского уездов приняли христианскую веру.

В первой четверти XVIII века были обращены в христианство яранские марийцы, в том числе жители деревень Ромачинского конца волости Ошлы, т.е. мари современного Тоншаевского района Нижегородской области. Но из-за бюрократической волокиты они не смогли сразу получить причитающиеся льготы. «Отчего они новокрещены, совестию мятутся и от истины развращаются», докладывал в 1721 году митрополит Тихон. Сенатский указ о льготе яранским марийцам на три года вышел только в середине 1722 года.

В начале XVIII века изменился административно-территориальный статус Марийского края. С середины XVI века присоединенными марийскими и татарскими землями управлял Приказ Казанского дворца. Главным городом края была Казань. В 1709 году по административно-территориальной реформе была учреждена Казанская губерния. Почти вся территория Марийского края вошла в состав этой губернии и двух её провинций Казанской и Свияжской. Центром марийских поселений Тоншаевского района в то время была деревня Ромачи. Деревня стала центром волости (Армачинская волость Яранского уезда Свияжской провинции Казанской губернии). Поскольку все местное  марийское население было еще крещено во время правления Петра Первого, волость к середине XVIII века считалась старокрещенской и подчинялась Яранскому духовному правлению,  но уже Вятской консистории. То есть вся гражданская, светская власть Яранского уезда подчинялась Казани,  а церковная, духовная власть принадлежала Вятке.

Ближайшие церкви от Армачинской волости находились за 80 – 100 верст в Яранске, Кикнуре и на Какше. За дальностью расстояния и практически полным отсутствием дорог священники в здешних краях появлялись всего несколько раз в год. Не чаще бывали в церкви и местные жители марийцы. Такое положение дел их, в общем-то, устраивало. Несмотря на то, что все они были крещеными, основная масса  по-прежнему придерживалась традиционных языческих верований и православие принимала довольно формально.

Марийские крестьяне из деревни Пижма. Тоншаевская волость. Начало XX века.

Марийские крестьяне из деревни Пижма. Тоншаевская волость. Начало XX века.

Духовные власти, прекрасно осознавая всю серьезность такого двоякого положения дел, всячески стремились увеличить количество храмов, поддерживая любую инициативу местного нерусского населения о строительстве церквей. Поэтому когда 20 июня 1777 года от жителей Армачинской волости поступило прошение о строительстве  церкви, все необходимые бумаги были сразу направлены по соответствующим инстанциям.

Подавал прошение выборный Тимофей Алексеев, составили его сотники Роман Михайлов, Федор Сидоров и десятник Иван Петров с «лучшими людьми».  Просили они о дозволении построить деревянную церковь во имя Святого пророка Илии в деревне Тоншаеве при речке Пижме. Мотивировали они свою просьбу дальностью расстояния до ближайшей церкви в селе Ошминском (Кикнуре) и необходимостью исполнения христианских треб (крещение младенцев, отпевание умерших и пр.). В предполагаемом приходе будущей церкви проживало триста пятьдесят человек мужчин, которые обязались снабдить священников и церковнослужителей всем необходимым, «справить им дворы, огороды, пашню, сенные покосы, наделить землей в поле». Уже 4 июля 1777 года Тимофей Алексеев  получил в Яранске указ из Вятской консистории о строительстве церкви в деревне Тоншаеве.

Улица в марийской деревне Пижма. Тоншаевская волость. Начало XX века.

Улица в марийской деревне Пижма. Тоншаевская волость. Начало XX века.

Казалось  бы, никаких препятствий для строительства не было. Но 6 января 1778 года из Армачинской волости поступило новое прошение. Жители волости сообщали, что прежнее прошение о строительстве церкви в деревне Тоншаеве является незаконным, фальшивым. Оно было составлено без ведома местных жителей, без их рукоприкладства (подписи), за взятку золотом от сотников и десятников – выборным от крестьян. «Вместо рукоприкладства сотники надавали золото». Марийская знать заплатили выборным  за то, что бы они «сами пожелали» просить о строительстве церкви. Жители сообщали, что против церкви как таковой они ничего не имеют, но поскольку в данное время «по оскудению претерпевают немалый глад» (голод) и не что священнослужителей, даже себя содержать не могут. Поэтому строительства церкви в Тоншаеве они не желают. Согласны лишь на возведение нового здания церкви в селе Ошминском  – Кикнуре, вместо старого ветхого, с приделом пророка Илии как бы от жителей от Армачинской волости. Против Федора Романова и Тимофея Алексеева просят начать следствие.

Через две недели 20 января 1778 года протопоп Яранского Успенского собора Тимофей Иванов в своем рапорте доложил о результатах расследования данного дела. Действительно первое прошение было составлено, «потому что подплатили», и жители волости не хотят строительства церкви в Тоншаеве. В 1780 году было образовано Вятское наместничество. Яранский и Царевосанчурский уезды были переданы из Казанской губернии в Вятское наместничество. Армачинская волость не вошла в Вятское наместничество, а была включена во вновь образованный Ветлужский уезд Костромского наместничества, созданного в 1778 году. Центр гражданской власти  для Армачинской волости переместился из Яранска и Казани в Ветлугу и Кострому. Но по духовному ведомству волость по прежнему подчинялась Яранскому духовному правлению и Вятской консистории.

Летом 1793 года выборные от всех жителей 14 деревень Армачинской волости обратились  в Яранское духовное правление с просьбой построить церковь во имя Николая Чудотворца при деревне Ромачах на левом берегу реки Унжы. Причины назывались прежние – дальность расстояния до церкви и необходимость исправления христианских треб, «по причине великих лесов в летнее, паче же в вешнее и осеннее время почти не проходимых грязей в означенные нами жительства приходской наш священник весьма неуспевает». Для священнослужителей они обязуются выделить земли под пашню, сенокос, огороды и кладбище, собрать пожертвований на церковь по два рубля с души плюс возможные добровольные подаяния до двух сот рублей. Если собранных средств для строительства церкви будет не достаточно, жители дополнительно выделять стройматериалы: бревна, тес и мох. 

В декабре 1793 года Яранское духовное правление получило из консистории указ, разрешающий строительство церкви в Ромачах, но выполнять его не спешило. В Яранске опасались, что по окончании строительства, церковь может сразу перейти в ведение Костромской епархии. Чтобы не строить для соседей, в духовном правлении начали мощнейшую бюрократическую волокиту. Рассылали во все концы доклады, записки, рапорты, требуя предоставить дополнительные сведения о количестве жителей в волости, удаленности от ближайшей церкви и т.д. Во всех документах правление скрыто или явно проводило мысль, «что построить церковь надо, но что бы оставить её в епархии Вятской».

Получив такой недвусмысленный ответ, выборные жители Армачинской волости поняли, что от них хотят и составили в марте 1794 года новое прошение, где просили построить церковь в Ромачах и передать волость в Вятскую губернию. Поскольку территориально Яранск и Вятка находятся значительно ближе, чем Ветлуга и Кострома. А Яранские марийцы являются их ближайшими родственниками и соседями. Из Яранска и Вятки с этим прошением обратились в Костромское Губернское правление и сообщили, что во время проведения очередной ревизии (переписи) населения в 1795 году Армачинская волость  в одностороннем порядке будет включена в состав Вятской губернии.

В Костроме слегка растерялись от такой наглости и ответили, что по поводу передачи волости Губернское правление «никакого определения сделать не может». Когда растерянность прошла, Костромское правление начало активно отстаивать свои интересы. На очередное требование из Яранска и Вятки передать волость там дали ответ, что это противоречит действующему законодательству. По указу Сената от 1785 года, переход крестьян из одной губернии в другую разрешался только в особых случаях: в интересах высокой короны (императора).

Провели костромичи и необходимую работу с местным населением. В 1796 году жители волости подали прошение, где объявили, что «они уже и сами в ведомство Вятской губернии перемещаться не желают, а остаются в Костромской губернии». Наконец, Костромская казенная палата на новое требование из Вятки о передаче волости недвусмысленно дала понять, что у неё находится указ о назначении нового Епископа Вятского (прежний умер в марте 1796 года), который можно получить только отказавшись от своих претензий к Костроме. В результате, Епископ Амвросий смог прибыть в Вятку только через пять месяцев после назначения – в сентябре 1796 года. Да и сами жители, а не выборные, в феврале 1798 года подали прошение, что «ныне отменяют они прежнее свое желание построить в деревне их Ромачах деревянную церковь», из-за чего собственно все и началось. Вятскому губернскому правлению ничего не оставалось как оступиться от своих требований к Костроме.

Никольская церковь в Тоншаево. Начало XX века (1910 –1914 гг.).

Никольская церковь в Тоншаево. Начало XX века (1910 –1914 гг.).

В итоге, церковь в Армачинской волости – только уже в Тоншаеве – была построена в начале XIX века, когда началось ее массовое заселение русским населением, тогда же волость перешла в ведомство Костромской епархии. Однако значительная часть марийского населения Тоншаевского района до настоящего времени сохранила многие элементы традиционного вероисповедания.

Фотографии предоставлены Александром Жуковым

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!