О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


13 апреля 2019 года

Священномученик  протоиерей Иоанн Лазарев

Продолжаем спецпроект «Белые пятна: Павловский район Нижегородской области», который фонд «Дать Понять» осуществляет совместно с газетой «Павловский металлист». Поводом для настоящей публикации стал сборник «Жития новомучеников и исповедников Выксунской епархии», вышедший в 2018 году по благословению епископа Выксунского и Павловского Варнавы. Среди десяти новых святых, чьи жития описаны на основе архивных изысканий архимандритом Дамаскиным (Орловским), протоиереем Максимом Максимовым и историком Ольгой Дёгтевой, фигурирует канонизированный священник Иоанн Лазарев (1876–1937), чья жизнь и служение до революции были связаны с Павлово. О нем с исследователем его биографии и составителем сборника Ольгой Дёгтевой беседует Галина Филимонова.

Ольга Владимировна, расскажите, пожалуйста, о павловском периоде биографии священномученика Иоанна Лазарева?

Согласно архивным документам, отец Иоанн начал свое служение здесь 30 июля 1900 года в качестве второго священника в Николаевском храме, количество прихожан которого достигало 2000 человек. Переведен он был сюда из села Бараново Горбатовского уезда, где 4 февраля 1898 года состоялось его рукоположение в сан священника. Это тоже был большой приход, т.к. помимо самого села в него входили еще пять окрестных деревень.

Среди местных жителей отец Иоанн был известен как прекрасный законоучитель и преподаватель. По его инициативе в деревне Крюково построили церковно-приходскую школу, где с 1902 по 1913 годы он был и заведующим, и учителем, а также преподавал Закон Божий в Павловском высшем начальном училище для мальчиков, двухклассном земском училище, а также в частной прогимназии. Как опытный педагог и активный проповедник, с 1911 по 1913 годы он был членом уездного отделения епархиального училищного Совета.

Священномученик протоиерей Иоанн Лазарев.

Священномученик  протоиерей Иоанн Лазарев.

Стоит отметить, что на благо своих прихожан батюшка исполнял различное церковное и общественное служение. В течение тринадцати лет он состоял членом миссионерского епархиального братства Святого Креста, являясь одновременно казначеем этой организации по Горбатовскому уезду. Более десяти лет отец Иоанн также исполнял должность наблюдателя за библиотекой местной Павловской кустарной артели. Спустя три года после переезда в Павлово, в 1903 году, когда состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, отец Иоанн удостоился своей первой церковной награды – набедренника. В 1907 году он был награжден скуфьей, а в 1912 году – камилавкой.

Во время служения в Николаевской церкви в Павлове отец Иоанн собрал и систематизировал информацию из летописи этого храма. К сожалению, материалы эти не были опубликованы, а в советское время утрачены. Среди архивных документах сохранилась только краткое повествование, выполненное отцом Иоанном при составлении в 1904 году «Описания памятников церковных древностей» своего прихода.

Утраченный Никольский храм, г. Павлово.

Утраченный Никольский храм, г. Павлово.

Исследуя биографию отца Иоанна, удалось ли Вам установить, что определило его жизненный путь? Почему он решил стать священнослужителем?

– С самых ранних лет будущий отец Иоанн испытал удары судьбы. Родился он 12 января 1876 года в уездном городе Курмыше Симбирской губернии в семье чиновника местной мещанской управы Михаила Лазарева и его супруги Анны Александровны. Его отец имел тяжелый характер, был неуживчив, часто менял место службы, за что его родственники прозвали «шатуном». Даже в своей семье Михаил Лазарев был несдержан, груб, проявлял нетерпимость по любому поводу и обижал свою супругу, несправедливо наказывал и бил детей. Вместе с Ваней в этой семье воспитывалось еще двое детей. Когда же Анна Александровна ждала еще одного ребенка, то незадолго до родов она не вытерпела поведения мужа и ушла от него, уехав к своим родителям в село Можаров Майдан Курмышского уезда. Во время родов Анна Александровна Лазарева скончалась. В семье было принято решение всех осиротевших детей оставить на воспитание у деда – церковного педагога Александра Николаевича Порфирьева.

Родная тетя Вани Серафима Порфирьева, красивая молодая девушка, которую многие сватали, отказалась от замужества ради детей своей сестры, которых очень любила. Именно в селе Можаров Майдан Ваня Лазарев начал свое обучение в местной школе, основанной его дедом, подвижником народного просвещения. В доме деда была большая библиотека, и поэтому, рано научившись читать, мальчик с удовольствием рассматривал книги, в особенности жития святых. В начале 1880-х годов Серафима Александровна Порфирьева увезла пятилетнего мальчика в Нижний Новгород, где поселилась с ним в квартире старшего брата – кандидата богословия, преподавателя Нижегородской духовной семинарии, священника Алексея Александровича Порфирьева (также будущего священномученика Нижегородской епархии). По воскресным и праздничным дням Ваня Лазарев с радостью и детским усердием прислуживал своему дяде в Никольской церкви, а затем в древнем кремлевском храме в честь Архангела Михаила. Когда Серафима Александровна вышла замуж за чиновника Петра Афанасьевича Никольского, то мальчик и его братья и сестры стали воспитываться в новой семье.

В дальнейшем Петр Никольский, будучи человеком глубоко верующим и благочестивым, родом из священнической семьи, выбрал путь спасения через служение в Святой Церкви. Он оставил государственную службу, приняв сан дьякона, а затем священника, и уехал с семьей в село Сопчино Семеновского уезда, которое стало его первым местом служения. Именно здесь и прошли отроческие годы священномученика Иоанна Лазарева. Впоследствии всю свою жизнь отец Иоанн почитал иерея Петра Никольского и его матушку Серафиму Александровну как подлинных родителей, а их собственных детей называл родными братьями и сестрами.

Получается, что родной отец Михаил Лазарев не принимал участия в судьбе своего сына. Общался ли он с ним вообще?

– Они встретились однажды, когда Ваня Лазарев, будучи студентом-семинаристом, в каникулы поехал домой к приемным родителям в Сопчино. Находясь на Московском железнодорожном вокзале, где он ожидал прибытия поезда, юноша заметил, что вокруг него ходит какой-то мужчина и пристально смотрит на него. Незнакомец подошел к нему и спросил: «А ты не Лазарев?» На что юноша ответил: «Да, я Лазарев». И незнакомец ему сказал: «Так я твой отец». Услышав это, Ваня сначала растерялся, а потом ответил: «Мои родители Никольские – Петр и Серафима. Я их люблю, и они меня тоже любят», – и бросился бежать. Приехав в Сопчино, он рассказал об этом своим приемным родителям и горько заплакал. Хотя его и любили в семье Никольских, и всячески старались восполнить для него и его сестры Александры потерю родителей, он оставался сиротой.

А как сложилась семейная жизнь самого отца Иоанна?

– После успешного окончания в 1897 году курса обучения в Нижегородской духовной семинарии на следующий год он женился на дочери священника из села Городца, выпускнице епархиального женского училища Анне Ефимовне. В семье отца Иоанна и матушки Анны воспитывалась единственная дочь Елизавета. Родилась она в Баранове 20 августа 1893 года. За два года до революционных потрясений жена отца Иоанна скончалась в возрасте 40 лет. Произошло это уже в Нижнем Новгороде, с несколькими храмами которого было связано дальнейшее после Павлово пастырское служение отца Иоанна Лазарева. Дочь Елизавета получила здесь начальное образование в частной женской гимназии госпожи Н.Ф.Геркен. Впоследствии она пыталась поступить в медицинский институт, но ее туда не приняли как дочь известного нижегородского священника. Елизавета Лазарева, несмотря на возражения отца, рано вышла замуж за драматического актера Евгения Николаевича Писарева. Брак этот распался, и в воспитании ее единственного сына Глеба всячески помогал отец Иоанн, который очень любил своего внука.

Фрагмент 4 страницы газеты «Павловский металлист» (№ 3 от 17 января 2019 года) с портретом священника Иоанна Лазарева с женой.

Фрагмент 4 страницы газеты «Павловский металлист» (№ 3 от 17 января 2019 года) с портретом священника Иоанна Лазарева с женой.

Наибольший период времени он прослужил в качестве настоятеля в одном из древнейших храмов купеческого Нижнего Новгорода – церкви Успения Божией Матери, построенной на Ильинской горе на средства нижегородского купца Афанасия Олисова в 1672 году. Церковный причтовый дом, который находился рядом с храмом и где жил отец Иоанн, был большой, с винтовой лестницей, анфиладой комнат и богатой библиотекой, в которой детей его родственников особенно привлекали подшивки иллюстрированных журналов. В воскресные и праздничные дни к нему очень любили приходить малолетние племянники из семьи Никольских. После революции 1917 года дом этот был национализирован, и тогда отцу Иоанну пришлось переселиться жить непосредственно в Успенскую церковь.

Но ведь сами культовые объекты в те годы находились под угрозой исчезновения. Как же ему удавалось быть настоятелем Успенского храма? С какими сложностями пришлось столкнуться?

– Еще в 1918 году согласно известному декрету «Об отделении Церкви от государства» все церковное имущество, ставшее народным достоянием, по особым соглашениям передавалось в бессрочное пользование приходским общинам. Такое соглашение с властями было заключено и в отношении Успенской церкви, которое подписал отец Иоанн Лазарев. Условия этого соглашения неукоснительно выполнялись, община платила налоги, занималась текущим ремонтом церкви, и поводом расторгнуть его у представителей новой власти не было. В 1928 году отец Иоанн был впервые арестован по обвинению в антисоветской деятельности и находился в горьковской тюрьме под арестом в течение месяца. Не сумев доказать данное обвинение, а также в связи с ходатайством прихожан батюшка был освобожден.

В 1930-е годы началась официальная кампания по закрытию Успенского храма. В мае 1932 года Приходской совет получил копию постановления Нижегородского краевого исполкома от 26 апреля этого же года о ликвидации Успенской церкви в Нижнем Новгороде. Решение это было принято с типичной для того времени формулировкой: «по многочисленным просьбам трудящихся Свердловского района города», желающих иметь взамен храма детский сад и пионерскую базу. На переоборудование древнего храма было даже выделено порядка 6 тысяч рублей бюджетных средств. Получив это решение властей, отец Иоанн и приходской совет приняли решение отстаивать свой храм и написать обращение во ВЦИК в Москву с просьбой оставить его верующим.

Успенский храм в Нижнем Новгороде, фото Дмитрия Сорокина.

Успенский храм в Нижнем Новгороде, 1998 год, фото Дмитрия Сорокина.

В ответ на это обращение Москва затребовала все документы по данному приходу, и, рассмотрев их в августе 1932 года, ВЦИК выносит постановление об отмене решения нижегородских властей. Но отстоять свой храм отцу Иоанну и его прихожанам удалось ненадолго. Спустя всего год, в сентябре 1933 года, на основании заявления руководства коммунального техникума, нуждающегося в помещении, было принято окончательное решение о ликвидации данной общины. Несмотря на повторное ходатайство верующих во ВЦИК, их прошение было отклонено, «ввиду новых данных и необходимости использования здания для нужд коммунального техникума…» было вынесено постанов­ление Успенскую церковь Нижнего Новгорода ликвидировать. Данное решение было приведено в исполнение 20 января 1934 года. После праздника Крещения верующие вместе с отцом Иоанном вынуждены были покинуть свой намоленный храм.

Что же сделал отец Иоанн?

– После закрытия храма он мог бы прекратить священническое поприще, уйти за штат, но отец Иоанн продолжил свою пастырскую деятельность сначала в нижегородской Вознесенской церкви, потом – в церкви Рождества Иоанна Предтечи, которая находится у стен Нижегородского кремля.

– Какие были последствия у такого решения?

– В ночь с 5 на 6 августа 1937 года, когда проводились массовые аресты духовенства Нижнего Новгорода, 60-летний отец Иоанн был арестован сотрудниками Кстовского районного НКВД на своей даче в деревне Фроловской, недалеко от города. В его городской квартире был произведен обыск, во время которого у батюшки были изъяты денежные средства, Святое Евангелие и богослужебные книги, а также более двадцати личных фотографий.

Во время следствия отцу Иоанну было предъявлено обвинение в том, что он является активным участником Горьковского филиала церковно-фашистской диверсионной террористической и шпионской организации, возглавляемой Горьковским митрополитом Феофаном (Туляковым). Кроме этого, отца Иоанна обвиняли в том, что он якобы проводил вербовку новых участников в эту контрреволюционную организацию, собирал шпионские сведения о настроениях различных слоев населения города. На единственном допросе, который состоялся 9 августа 1937 года, отец Иоанн не признал себя виновным. Но обвинений хватило для сурового приговора тройки НКВД, который был вынесен 21 сентября 1937 года. Именно этот день и стал датой памяти канонизированного священнослужителя. Протоиерей Иоанн Лазарев был расстрелян 4 октября 1937 года и погребен в общей могиле на безвестном расстрельном полигоне Горьковского НКВД.

Материал подготовила Галина Филимонова

Материал подготовлен в рамках проекта «Белые пятна: Павловский район Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!