4 июля 2019 года Куда исчезли скульптуры, простоявшие у нижегородского ТЮЗа около 30 лет? В 2019 году – 30 лет с момента организации и проведения в Нижнем Новгороде (Горьком) «Симпозиума скульптуры на открытом воздухе», подарившего городу 16 произведений искусства, созданных в 1989 году скульпторами из Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга), Воронежа, Ульяновска, Саратова и Горького. Один из объектов, появившийся в ходе работы симпозиума, хорошо известен нижегородцам и гостям города: он установлен на улице Большой Покровской около здания «Нижегородских художественных промыслов». Скульптура Т.Г.Холуевой «Нижегородские мотивы». 1989 год. Известняк. 140 х 190 х 50. Фото: Надежда Щема. На этой двухсторонней декоративно-орнаментальной композиции «Нижегородские мотивы» Татьяны Холуёвой запечатлены знаковые образы городецкой глухой резьбы: лев и фараонка. Скульптура Т.Г.Холуевой «Нижегородские мотивы». 1989 год. Известняк. 140 х 190 х 50. Фото: Надежда Щема. По словам искусствоведа В.Батуро, эта «ностальгия о былом богатстве фантазии нижегородских резчиков… ставит проблему возрождения национального скульптурного декора, органично входившего в эстетическую архитектурную среду русских городов». До недавнего времени можно было понять, как решали историческую тему другие участники симпозиума: скульптуры из известняка были установлены около здания Нижегородского государственного театра юного зрителя (ТЮЗа). К примеру, здесь можно было увидеть «Нижний Новгород» Виктора Бебенина, который, по мнению искусствоведа «свободно подчиняет камень своему замыслу, обнаруживая при этом умение выявить конструкцию предмета, выразить ее композиционно» (см. первое фото ниже), «Параскеву Пятницу» Анатолия Блонского, созданную «на стыке станковой пластики и рельефа» (см. второе фото ниже), а также вызванные неизменным интересом к людям русской истории образы Александра Смирнова «Иконописец Андрей Рублев» (см. третье фото ниже) и Александра Молева «Аввакум», выразившие «в действенной форме… сущность человека-творца» (см. четвертое фото ниже): Сейчас рассмотреть эти объекты у ТЮЗа уже не получится: на их месте – парковка. Остался лишь буклет с искусствоведческим текстом В.Батуро и фоторепродукциями Б.Жижилкина, изданный в 1990 году организаторами симпозиума (Управление культуры Горьковского Горисполкома, Горьковская организация Союза художников РСФСР). Судя по содержимому этого буклета, искусствоведческий интерес представляли и другие объекты. Например, работа известного скульптора Алексея Григорьева (1949 – 2002) «Благовещенье», где «бережно сохраняя благородное естество каменной известковой глыбы, посредством художественной метафоры он сумел выразить движение душевного волнения, наполнить образы особой драматургической окраской». См. первое фото ниже: «Не менее значительна по выразительной убедительности и новаторскому решению работа «Лунный вечер» Николая Борисова, – пишет В.Батуро, – в которой скульптор демонстрирует интересные пластические приемы образной символики» (см. второе фото выше). Также искусствовед отмечает, что «символичной глубины достигает Николай Бунин в образном толковании в работе «Волга» (см. третье фото выше), а «определенную мысль с многослойным метафорическим подтекстом предлагает Василий Шеломов в своей работе «Нитратная груша» (см. четвертое фото выше). Результаты работы симпозиума были интересны тем, что «в творческом соревновании, при свободном выборе тематики, по-разному определились подходы ваятелей к образному воплощению своих идей. У одних – стремление к метафоре, аллегории, символу, у других – к языку конкретной реалистической формы пластических и зримых образов». Здесь была и «символичная глубина в образном толковании» как в работе Владимира Петрихина «Стрелец» (см. первое фото ниже), и «глубина истинного человеческого чувства» в разных по решению композициях, например, «Ожидание» Вячеслава Потапина (см. второе фото ниже) и «Материнство» Александра Горшкова (см. третье фото ниже): «Несомненной творческой удачей», на взгляд искусствоведа, были работы Павла Глызина «Кабан» (см. четвертое фото сверху) и Виктора Пурихова «Плодородие» (см. фото внизу). Последняя скульптура вслед за работой Татьяны Холуёвой дошла до наших дней: она размещена внутри ТЮЗа – в фойе. Говоря о пластическом замысле музыкально-поэтичного и аллегорического образа «Плодородия», искусствоед Батуро отмечает, что «эмоциональная проникновенность произведения достигается здесь чуткой моделировкой форм»: Фрагмент скульптуры В.И.Пурихова «Плодородие». 1989 год. Известняк. 195 х 110 х 56. Фото: Галина Филимонова. Но не так повезло еще одной работе под названием «Материнство», которую выполнил на симпозиуме скульпторов Владимир Каштанов (см. второе фото ниже). Она все еще стоит у ТЮЗа (рядом с лестницей), но значительно повреждена (см. третье и четвертое фото ниже): Что же произошло со стоявшими у ТЮЗа скульптурами? Куда они исчезли? Возможно, их нужно отреставрировать и найти им достойное место в городе? С этими вопросами скульптор Николай Борисов и художник Илья Борисов обратились в рабочую группу «Историко-культурное наследие Нижнего Новгорода: историческая память и вызовы современности» при Общественной палате города Нижнего Новгорода, которые были рассмотрены на седьмом заседании 24 января 2019 года. Седьмое заседание участников рабочей группы «Историко-культурное наследие Нижнего Новгорода: историческая память и вызовы современности» при Общественной Палате города Нижнего Новгорода в формате общественных обсуждений тем, инициированных участниками группы. Фото: Руслан Филатов. В ходе заседания участники рабочей группы пришли к выводу, что от имени Общественной палаты города Нижнего Новгорода необходимо отправить запрос о местонахождении объектов, созданных во время симпозиума скульпторов в 1989 году, на имя министра культуры Нижегородской области Н.А.Преподобной, т.к. ТЮЗ находится в подчинении этого Министерства. 28 февраля 2019 года – на заседании Общественной палаты города Нижнего Новгорода – большинство членов ОП НН проголосовали за утверждение текста этого обращения, 25 марта 2019 года письмо на бланке ОП НН было подписано председателем ОП НН Ю.Л.Крузе, а 29 апреля 2019 года был получен ответ от Министерства культуры Нижегородской области, в котором сообщалось следующее: «После проведенного в 1989 году «Симпозиума скульптуры на открытом воздухе» обозначенные в Вашем обращении скульптуры были установлены у здания «Нижегородского государственного театра юного зрителя» (далее – ТЮЗ). Они простояли на открытом воздухе около 30 лет, большинство их них были разрушены и не подлежали восстановлению. В 2016 году Министерством культуры Нижегородской области скульптуры были демонтированы и вывезены с территории ТЮЗа». Такое письмо Министерства культуры Нижегородской области, подготовленное Сизовой Ниной Ивановной (ее имя указано в качестве составителя), не дало прямого ответа на вопрос: «Где именно находятся объекты, созданные на симпозиуме скульпторов в 1989 году?», не прояснил ситуацию и звонок по указанному в письме телефону. Со слов Н.И.Сизовой, в 2016 году скульптуры с территории ТЮЗа приказал убрать губернатор В.П.Шанцев, потому что «у них нет ни рук, ни ног», занимался их демонтажем строительный отдел, но никаких документов не сохранилось, кто и куда их вывез – неизвестно. Именно поэтому мы решили вынести вопрос: «Куда исчезли скульптуры, простоявшие у нижегородского ТЮЗа около 30 лет?» за пределы обсуждения в рабочей группе и сделать тематическую публикацию в надежде на то, что среди читателей сайта найдутся и откликнутся те, кто знает ответ на него. Если у Вас есть ответ на этот вопрос, напишите, пожалуйста, об этом на e-mail: nonstop6@yandex.ru Материал подготовила Галина Филимонова Материал размещен на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Нижегородский исторический клуб» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную
Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|