О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Сценарный план документального фильма Галины Филимоновой "В собственном соку":

1. Аудиовизуальная версия проекта "Старые окна города NN" - "ночная тема" и титры: Алек Якубович, Илья Бубис, Игорь Чурдалев, Ася Феоктистова; Ирина Маршева, Георгий Ахадов, Георгий Молокин; Дмитрий Соколов; Екатерина Золина, Екатерина Рындык; Олейников; Павел Плохов, Светлана Васильева, Светлана Новаторова; Алексей Санников, Евгений Стрелков, Сергей Кириенко, Илья Борисов, Нина Зверева

в фильме Галины Филимоновой

2. "Белый круг" от проектора и титр "В СОБСТВЕННОМ СОКУ":

3. Сквозь белый фон появляется фигура человека и титр-этикетка (как и у всех персонажей на белом фоне далее) "Николай Олейников - художник":

Из чего будет состоять революционная масса, которая сдвинет нынешний массив консьюмеризма (потребительства)? Многие, по крайней мере, в Москве утверждают, что этим массивом будет интеллигенция. Причем, интеллигенция не только творческая, но и рабочая, и полицейская, то есть все срезы общества, из них набирается интеллигентский сок. Мне грустно наблюдать за тем, как маргинализировано то, что мы называем революционной массой. То есть то, что будет двигать культуру дальше – это единицы, которые делятся друг с другом на кухне, кулуарно, своими мыслями по поводу. И это ни в коем случае не критическая масса. Это та интеллигенция, о которой я говорю. Три – четыре человека. Все остальные – либо сочувствующие, либо игнорирующие. Потому что им нравится эта ситуация.

4. Улица Большая Покровская - люди - в кадре появляется Олейников и титры "09.05.2001г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская" и "Николай Олейников - художник":

Это та субкультура, которая, так или иначе, обступает, преследует, подходит. И мне это ближе и понятней, потому что я живу в нижней части Нижнего Новгорода, работаю в верхней части. И вся моя жизнь связана с верхней частью, с этой территорией. Это две совершенно разные территории, две субкультуры, в которых я вынужден вращаться. Приезжая сюда, я живу. Приезжая туда, я еду просто в свой спальный район (хотя там тоже безумно красиво, но это совсем другая история). Культура, все равно, верх культуры, определенный срез культуры, находится именно здесь, находится в этой части.

5. Светлана Новаторова - директор школы-студии «Радиокласс» (на белом фоне):

Культура – это как раз то, видимо, как чувствует себя человек, который живет в этом городе. И то, как чувствует себя вообще социум, то, как люди общаются друг с другом, люди творят что-то, люди работают, люди спят и отдыхают. Но, в общем и целом, создается определенная аура, определенный фон жизненный.

6. Николай Олейников (на Б.Покровской/ stand up /2 камеры):

В городе есть единственное джазовое радио, в городе есть единственное место, где продается интеллектуальная книга и в городе есть единственный джазовый клуб. С одной стороны, это странно и жалко, с другой стороны, в общем, это чем-то отличает наш город – единственностью, единственностью различных вещей, различных контекстов, и в каждом из них существует по одному предмету. Коллекционный город!

7. Проходка Олейникова по Б.Покровской (субъективная камера):

Я, в принципе, не мимикрирую. Я не переодеваюсь, когда выезжаю в свой район. Я в маршрутке бешено не снимаю шапку. Ко мне привыкают со временем. То есть вот этот образ странного человека, который странно одевается, странные сумки с собой носит, он уже, видимо, примелькался и я, в любом случае, оказался в том контексте. Вот это очень интересное место. Здесь находится рынок продажного искусства. И здесь своя тусовка, свой контекст, свой инвайромент. Здесь в 94 году состоялась моя первая выставка, самостоятельная, которую я считаю значимой и знаковой для себя. Потому что с нее началась моя художественная карьера. Я, моя жена Ольга Слепнева и мой друг Олег Вдовин, известный нижегородский живописец, мы здесь выставили старую мебель и плюс к ней – свои картинки. Мы чуть-чуть ушли в сквер и выставлялись там, ушли от глянца, выставили очень красивую старую мебель, эстетские стулья, столы, которые вытаскивали из сарая, и наши картинки, которые совсем не претендовали быть глянцевыми. Они были другими, находились вне контекста, они находились за витриной, которую знает каждый нижегородец. Мы смотрели за реакцией публики и, кстати сказать, не все даже замечали, что там что-то еще есть, не все просто видят. То есть все видят, безусловно, витрину.

8. Алек Якубович - нижегородский фотограф (на белом фоне):

Это нормальный советский андерграунд. Все, что происходит не на поверхности, имеет под собой настоящее творчество. Все, что на поверхности, то есть заказное искусство, - это полное говно.

9. Продолжение проходки Олейникова по Б.Покровской (субъективная камера):

Нижний Новгород ни в коем случае не является культурной вершиной России ни при каких обстоятельствах. Нижний Новгород является равниной, или даже ниже. Потому что здесь один джазовый клуб, одно нормальное радио, несколько концертов в год, пара хороших выставок и все. И церкви, пейзажи, и вперед! Я ничего не имею против нормальной хорошей живописи, но искусство ушло на несколько шагов вперед.

10. Светлана Васильева - журналист (на белом фоне):

Мне кажется, как таковой современной культуры в Нижнем, по сравнению с другими городами, очень мало. Первое, что приходит на ум – это деньги, точнее, отсутствие денег. Потому что проекты современной культуры требуют не только масло – холст - кисточки, они требуют больших затрат.

11. Продолжение проходки Олейникова по Б.Покровской (субъективная камера):

Сам Нижний Новгород имеет 3,5 современных художника, и я уже говорил об этом (о коллекционности) и по одной единицы из каждой среды. В принципе, среды в Нижнем Новгороде нет ни одной, кроме массы. А масса существует. Нет, денег здесь достаточно, денег здесь очень много. А вот, может быть, Горький был прав: дома железные - люди каменные. Очень много в данном случае зависит от менталитета – город купеческий, это не искоренишь ничем и никогда. Здесь было сильное производство в свое время, и здесь скоро уже будут очень сильные финансы. Но культуры, серьезной и сильной, хоть в какой-то степени здесь не будет. При этом приятно быть одним из 3,5! Но это страшно, когда понимаешь, что контекста нет, ты из 3,5 в этом городе. Уезжать? Уехав, ты будешь не один из 3,5, а один из тысячи. Вопрос очень сложный, который задает себе каждый современный художник и современный человек. Стараюсь не делать этого. Я общаюсь на средне-кухонном уровне с совершенно простыми людьми, которые никогда не посмотрят этот фильм, которые никогда не придут на мою выставку. Я знаю и такую часть жизни, то есть не рафинирован. Если я скажу, сколько я имею в месяц со своей работы, так вы будете смеяться.

12. Екатерина Золина - журналист (на белом фоне):

Бюджет очень слаб, и культуру невозможно поддерживать с помощью этого бюджета. Я не вижу механизмов, не вижу никаких источников материальных благ, которые могли бы поднять театры, кинотеатры. Я вижу людей, которые пытаются за что-то бороться, но вижу, что у них нет сил и не хватит, в этом механизме капиталистическом.

13. Николай Олейников (на Б.Покровской/ stand up /2 камеры):

Очень странная у нас в городе ситуация с театрами – нечего посмотреть, на мой взгляд. Хотя у меня есть друзья актеры. Я почитаю этих людей практически как святых. Они сейчас в очень сложной ситуации. Надо делать в искусстве шаги, в Нижнем Новгороде сделать это очень сложно. Сейчас театров на уровне искусства нет ни одного. В середине 90-х эту нишу занимал «Маленький театр». Они работали в новом стиле, они делали новый театр. Но после этого ничего не существует.

14. Георгий Молокин - экс-звезда нижегородского телевидения (на белом фоне):

Наверное, в 18 веке, в условиях некоей географической разрозненности, отсутствия каких-то связей, можно было себе представить, как занесенный снегом маленький город имел свой театр, и это было явление. Сегодня, когда мы легко можем перемещаться по всему миру не только физически, но и виртуально, говорить о каком-то локальном явлении как нижегородская культура, просто бессмысленно.

15. Николай Олейников (на Б.Покровской/ stand up /2 камеры):

Вот это драматический театр нижегородский. Вокруг него существует определенное место, которая называется ДРАМА. И мне эта субкультура, эта среда совершенно не знакома, мало того, она мне несколько все-таки чужда. Здесь собирается хипо-молодежь, достаточно агрессивная при этом. Это их право, это совершенно нормально, в каждом городе есть какая-то площадка, где собираются клубы по интересам. Это своего рода клуб по интересам все-таки. Хотя странно, я встречаю здесь своих знакомых, очень солидных, на мой взгляд, людей из культурной среды, из культурного инвайромента. Так или иначе все-таки какой-то магнитик здесь существует. Здесь происходит тусовка. В самом, что ни на есть правильном понимании этого слова. Люди встречаются, люди пересекаются, люди назначают свидания, забивают, как говорится, здесь стрелки. Здесь происходит котел, точнее, он здесь существует, в котором происходит бурление, кипение, процесс, я не знаю, нагревание, повышение температуры, гниение, все что угодно. Тут я не специалист. Я практически не бываю здесь никогда.

16. Продолжение проходки Олейникова по Б.Покровской (субъективная камера):

Уходим потихонечку отсюда. Идем вперед. Потому что там находится место, где я выучился быть художником. Это театральное училище. У меня там было два суперчеловека в моей жизни. Они встретились мне как раз в театральном училище, которые выучили меня быть художником. Это известный нижегородский скульптор Потапин и известный художник Куликов. После его отъезда в Соединенные Штаты здесь остался гигантский шлейф в среде живописцев. И до сих пор люди обмениваются новостями – у Боба родился сын, Боб написал картину, у Боба выставка в Нью-Йорке и т.д. В каждом городе, в каждой микросреде существует человек, который из этой среды вырывается. И после него остается шлейф. Таким человеком был Куликов Борис Витальевич, он научил меня живописи, научил смотреть на вещи и так далее. Мы собственно подходим уже к этому дому. У дома есть своя достаточно грустная история. Несколько человек пострадало от него в 20 веке. Просто сосульки упали. Но после этого дом отреставрирован. Дом живет, теперь у него существует собственная жизнь. И эта жизнь вписывается в контекст, культурный контекст Нижнего Новгорода, но в том понимании, как это преподносят на телеэкране: культура Нижнего Новгорода – это ряд театров, это выставочный зал центральный, с пейзажными выставками, это наш Кремль. В общем-то, это определенного рода культура. Так или иначе, дом этот вписывается в контекст культуры Нижнего Новгорода. Есть еще одно место, которое в том же контексте находится. Это «Кариатида». Кстати, салют начался!

17. Николай Олейников - художник (на белом фоне):

До последнего времени у меня не было возможности выставляться здесь, о чем я сожалел и к чему я стремился. Сейчас появилось больше площадок, на которых стало возможным применять мою собственную эстетическую позицию и действовать в соответствии с моими стратегическими и тактическими возможностями.

18. Аудиовизуальная вставка (подсъёмы Арсенала Нижегородского Кремля с наложением фрагментоа классики видеоарта + топот)

19. Закадровый текст Олейникова о концепции выставки "Вторжение" + аудиовизульная составляющая выставки + титр "Июль 2003 г./ Выставка «Вторжение»/магазин одежды «Луноход»:

Фэшн-индустрия как один из поводов для высказывания. И где же еще делать такого рода проект, как ни в магазине с одеждой, где и одежда и пространство подсказывают некоторые пластические ходы для решения. Если учитывать, что сплин закончился революцией, по сути, и сменилась эпоха достаточно серьезным катаклизмом, консъюмеризм пока еще не вышел даже в стадию апогея, мне кажется, он только-только наступает, и это еще не финал консъюмеризма.

20. Николай Олейников (на белом фоне):

На данный момент происходит достаточно странная штука, когда культурой по большому счету город перестал заниматься. Были сладкие времена, когда политике была необходима культура. На этой почве буйным цветом расцвело телевидение. Я говорю о ситуации начала и середины 90-х гг. Когда общественными звездами стали люди, которые были просто телевизионными журналистами. Вспомним Молокина, Блудышева, Ластова, Марину Ливанову. Тогда это действительно было необходимо власти для того, чтобы создать и поддерживать лицо города, нового города. Надо было срочно отделываться от номенклатурного имиджа, надо было как-то открещиваться от прошлого, потому что прошлое было сильно угнетающим.

21. Аудиовизуальная вставка - ОКНА ("красная" тема)

22. Ирина Маршева - искусствовед (на белом фоне):

Это город, который обречен быть буфером, быть на границе и быть в третьих. И однажды вырвавшись в столицы, слава богу, в конце 14-го века, он этот комплекс до сих пор не отработал, комплекс несостоявшейся столицы. Причем, Владимир и Ярославль гораздо ближе к Москве, чем мы, но эта трагедия висит на нас каким-то роковым образом. Интересно то, что при Немцове не было локального интереса в сторону политики, был интерес в развитии региона и города как такового. Строительство дорог, формирование некоего позитивного имиджа. И в этот процесс была включена культура очень органично.

Культура – это такая составная часть, которую вообще нельзя отделить от развития промышленности, экологии и всего на свете. Она развивается органично в этом контексте. Если ее выделить, если сороконожку спросить, с какой ноги она пойдет, то она не пойдет уже никуда. При Немцове сороконожку как раз никто и не спрашивал. Поэтому и пошло какое-то развитие.

23. Дмитрий Соколов - фотограф (stand up /на фоне развалин Мастерской Изобразительного Труда):

Мастерская изобразительного труда была центром, скажем, самым, пожалуй, существенным центром, в котором реально происходили какие-то события в середине и в начале 90-х, культурные события. Я застал фестиваль, как он тогда назывался, нонконформизма «Успеть». Это серия акций, которые проходили на ряде точек в городе. Это были и музыкальные события, и выставки. Это даже тогда включало шествие нонконформистов. В принципе, некий уличный экшн. Второй фестиваль «Полоса» был организован более профессионально. Он проходил на берегу реки Волги, на границе раздела сред вода – земля, и соответственно, вокруг этого строилась концепция.

24. Илья Борисов (участник акции/за столом в "Джем-Престиже" вместе с Олейниковым/1998 год):

На фестивале «Полоса» я вживил, то есть там была вода, кромка воды, кромка песка, я вживил, я положил бумажную полосу. Мне кажется, и еще некоторым людям кажется, что это достаточно удачная попытка была вживления материала в природу. Музыканты тоже работали с природой, с материалом, как бы в другой форме. Это состояние – найти гармонию, чтобы материал не вторгался в природу, не разрушал её, а был с ней гармоничен. Кто подражает себе, тот кретин, нужно подражать чему-то, в себе нет ничего. Человека связывает, формирует среда, люди, с которыми он говорит, вещи, на которые он смотрит.

25. Дмитрий Соколов - фотограф (на фоне развалин Мастерской Изобразительного Труда):

В принципе, это неплохо тогда концептуально увязывалось вообще с положением города, со всеми вещами. Участвовали художники не только из Нижнего. Это были люди из Москвы и несколько персонажей австрийских, поскольку были налажены контакты в тот момент именно с Австрией по преимуществу. И фестиваль «Сад. Масштаб 1:1», фестиваль лэнд-арта, который очень сильно напоминает вещи, которые происходят где-либо на территории Германии (не только Германии, естественно), когда собирается группа людей и живет несколько дней на территории какого-либо леса и каким-то образом видоизменяет ландшафт, не сам ландшафт, а устанавливает там какие-то объекты, которые в этот ландшафт вписываются, и получается мероприятие такого рода.

26. Аудиовизуальная вставка (фотоколлаж)

27. Павел Плохов - нижегородский художник (на белом фоне):

В начале 90-х был всплеск. Был заложен определенный фундамент. При определенных обстоятельствах действительно сложился фундамент, мощный. Нижний был похож на «сжатую Москву». Там, сям происходили мероприятия…

Были и личности во власти, были и деньги, были и личности в искусстве. И у художников, и у музыкантов, и у актеров. Огромный, я говорю, был всплеск.

28. Аудиовизуальная вставка (фотоколлаж)

29. Титр "2001 год/Нижний Новгород/Окский съезд" и Николай Олейников:

Совсем недавно Женя Стрелков, у которого здесь мастерская, он же периодически бывает культуртрегером, и в этом качестве он проводил недавно фестиваль «Пойма времени». Я принимал в нем участие. И он как раз проходил в том здании, к которому приводит вот эта Козья тропа.

30. Дмитрий Соколов (проходка по тропе вниз/голос за кадром) и титр "2003 год/Нижний Новгород/Козья тропа":

Если мы говорим о визуальных искусствах, сейчас можно говорить и об аудиовизуальных искусствах. У каждого формата существуют свои потребители – люди, у которых существуют зачатки восприятия, какие-то культурные обоснования и увязки с тем, что они знали до этого. Хотя бы форматные увязки. Когда ты показываешь альбом с черно-белыми фотографиями, а человек спрашивает, почему они не цветные?

31. Николай Олейников (на Окском съезде):

Вот там вон виден просто буквально фрагмент шестигранной башни красного кирпича. Она как раз имеет непосредственное отношение к водокачке. В помещение её проходило интересное событие, в котором принимали участие художники из Москвы, Петербурга, Новгорода, Австралии и Великобритании. Мне она нравится просто за то, что она красная, шестигранная и очень высокая. И у нее есть, кажется, сейчас посетители.

32. Дмитрий Соколов (у водокачки/субъективная камера/проходка/голос за кадром):

Я, по крайне мере, всегда пытался отстаивать какие-то независимые критерии оценки редактирования фотографии, которые, так уж получалось, не сходились с тем, что было среди прочих представителей (нельзя их назвать массой). Фотографы нижегородские делают по-своему хорошие вещи, но это просто не пересекается с тем, что делаю я, или почти не пересекается. Соответственно, какие-то попытки говорить об этом, обсуждать или находить в лице их, этих самых фотографов, зрителей своих фотографий не получалось. Вместо рассматривания и понимания того, о чем идет речь, просто идет критика. Ой, да, я, конечно, обиженный. Но дело не в этом. Дело ни в каких ни в обидах. А дело в том, что люди, в принципе, не совпадают по формату. И, соответственно, меня интересуют места, в которых это совпадение просто было бы большим. Тогда появляется хоть какое-то взаимодействие, кроме агрессивного и конфликтного, которое на фиг не нужно и не интересно. Да, здание замечательное. Я могу понять, почему Стрелкову оно понравилось, к примеру, и у него возникло такое суровое желание здесь что-то соорудить. Если туда заглянуть, там достаточно эффектно все это смотрится. В принципе, люди, которые проводили здесь какие-то акции, не рассчитывали, что останутся какие-то долговременные следы этой акции. Были какие-то долгоиграющие планы у того же Стрелкова. Он надеялся облагородить эту местность, сделать центром современного или какого-либо искусства, в очередной раз. То есть сколько таких планов было по Нижнему. Я уж сейчас даже не буду пытаться загибать пальцы на эту тему. А реально что? Здесь речь будет идти о конъюнктуре того, что на нашей территории происходит с этим самым современным искусством. Что с ним происходит? Оно не может собраться никак. Нет возможности сконструировать эту структуру. Потому что когда мы говорим о современном искусстве, мы не можем говорить о каком-то конгломерате авторов или деятелей этого самого современного искусства.

33. Дмитрий Соколов (stand up /на фоне здания, где Стрелков проводил "Пойму времени"):

Если мы заявим, что Олейников плюс Стрелков – это единственные люди, наверное, это тоже будет ошибкой. Вопрос, какова общая ситуация. Это отсутствие закономерно развивающегося пласта. Современное искусство оно связано с современными устройствами техническими, регистрационными. Будь-то фотокамера, видеокамера, как простейшие примеры. Связано с людьми, которые могут этим профессионально владеть. Реально работа профессионалов не востребована. То есть у всех людей, которые могут финансовые потоки направлять и регулировать существует мнение о том, что они могут все сделать сами, своими руками.

34. Николай Олейников (идет на камеру/поднимается с Окского съезда вверх и уходит из кадра/голос за кадром):

Димка Соколов говорит, что все потонуло в номенклатуре. Все-таки советский период, а именно 70-80е гг. очень сильно дали по яйцам Нижнему Новгороду, и они больше не растут и функционировать перестали.

Город упорно и целенаправленно оттесняет креативных людей, вытесняет их из собственного сознания либо на периферию, либо пытается излечиться от креативных людей совсем.

35. Аудиовизуальная вставка - ОКНА ("утренняя тема")

36. Дмитрий Соколов (субъективная камера/голос за кадром):

Это место значимое не только для меня. Это здание бывшей Мастерской изобразительного труда. Место, которое называется «Буфет», является перевоплощением, не стоит это называть возрождением из пепла, но вот этой самой Мастерской изобразительного труда, которая там наверху, буквально в 30 метрах, и которая находится в полнейшем запустении. На мой взгляд, и по всей обстановке помещения, это кафе. Если мы говорим о кафе как об элементе культуры, то «Буфет» и является единственным адекватным воплощением этого явления. Какие-то попытки искусственно это внедрить на деньги какого-нибудь приокского пищекомбината, который выпускает водку, то чем пытался заниматься Алек Якубович и кафе «Дионис» соответственно. Это все выглядело нелепо, а Алек Якубович только удивлялся, почему?

37. Дмитрий Соколов (stand up /сидит за столиком в "Буфете"):

А здесь просто конкретный заряд, и чего-то европейского в том числе. То как оформлено это помещение, это уникально. Это некий сформировавшийся стиль. Сформировавшийся причем именно в недрах Мастерской изобразительного труда. Он просто был сюда привнесен. Возникновение «Буфета» произошло естественным путем как раз таки. И в этом смысле мне он нравится. Мне нравится сюда заходить как в кафе. Мастерская изобразительного труда она не была закрыта для каких-то веяний из Европы. Сюда приезжали люди, и люди ездили туда отсюда и набирались всякого рода образов. В результате получился такой причудливый синтез. Первые люди, которые сюда начали ходить, - это были знакомые, друзья основателей кафе, а до этого, соответственно основателей и содержателей Мастерской изобразительного труда. Здесь можно упомянуть персонаж Ася Феоктистова.

38. Ася Феоктистова - художник (на белом фоне):

Культурной политики в Нижнем Новгороде не существует. За последние 10 лет я не назову ни одной выдающейся личности, которая бы состояла в административном аппарате культуры. Художники и люди искусства живут исключительно за счет своего энтузиазма и за счет поддержки друзей, зачастую друзей-бизнесменов, которые дают деньги не из-за того, что произведение стоит столько-то, а для того, чтобы поддержать художника как человека. Нет рынка культурных ценностей, нет аппарата, который поддерживает городскую культуру. Если у нас не нормализуется эта ситуация, то остатки художников могут уехать из нашего города.

39. Дмитрий Соколов (stand up /сидит за столиком в "Буфете"):

Из первоначального состава Мастерской изобразительного труда осталось не так много людей, часть из них она вот здесь. Постепенно сюда начинают ходить и другие люди, которые каким-то образом узнают об этом. То есть, в первую очередь, насколько я понимаю, это какие-то студенческие круги. Часть людей из иняза, часть людей из каких-то факультетов университета имени Лобачевского. И есть определенный контингент бизнесменов-патриотов, которые сюда заходят. Их здесь прямо так и именуют. Висела когда-то там табличка: «Бизнесмены-патриоты! Поддерживайте искусство! Покупайте картины!». Что касается «Буфета», это уже связано с моим прошлым (не всегда гладким, даже если Асе и Жанне Ледомской это казалось по-другому, я был вынужден поставить определенный запрет для себя). Мне проведение выставки здесь ничего не принесет. Я могу предсказать контингент людей, которые ее посетят. Я могу догадываться о комментариях. Всё это уже было.

40. Светлана Васильева - журналист (на белом фоне):

В городе чувствуется определенный недостаток мест, где молодые, продвинутые, люди культурные, если мы так говорим, могут объединяться. У нас много площадок для традиционной, немного устоявшейся культуры. Но нет площадок для современной культуры.

41. Титр "1998 год/Выставочный зал Нижегородского филиала Государственного Центра современного искусства) и Олейников (голос за кадром):

«Медиа-форум», который проводили ГЦСИ. Событие значимое само по себе в собственном контексте «Полиэкран». Но по странным каким-то обстоятельствам, я не знаю почему, но догадываюсь, это обособленная позиция ГЦСИ относительно контекста нижегородской культуры.

42. Аудиовизуальная вставка (фрагменты классики видеоарта)

43. Нина Зверева - тележурналист (на белом фоне):

Может, понятия немножко разные. У тех, кто делает проект. И у тех, кто здесь живет? Как это совместить?

44. Олейников (субъективная камера/ноги/земля-трава/голос за кадром + топот):

Может быть, насилие необходимо? Потому что агрессия относительно среды есть, а насилия в отношении ее нет, так как они не предпринимают действий ни насильственных, ни других, чтобы открыть глаза. Отстраненная агрессия это называется, мне кажется.

45. Николай Олейников - художник (на белом фоне):

Сейчас тем, что связано с культурой и поддержанием имиджа скорее занимается ПФО (Приволжский федеральный округ). Это не местная власть, это идет сверху, снаружи. Именно эту власть интересует культурная составляющая.

46. Титр: "В 2003 году Арсенал Нижегородского Кремля трансформировался в выставочное пространство для показа современного искусства по инициативе Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства"

47. Евгений Стрелков - художник, дизайнер, культуртрегер (голос за кадром Арсенала/ stand up на фоне Арсенала):

Для меня вообще это событие знаковое. Потому что до сих пор мы работали с этим зданием уже больше года, и я как дизайнер занимался тем, что как бы перекладывал какие-то виртуальные проекты. То есть делались чертежи, делались архитектурные перспективы этого дома. Но всё это было на бумаге. И вот сегодня первый день, когда помимо бумаги, появилось настоящее действо!

48. Аудиовизуальная вставка (подсъёмы Арсенала Нижегородского Кремля с наложением фрагментоа классики видеоарта + топот) и Евгений Стрелков (голос за кадром):

Современное искусство - это не только картины. И наверное, теперь это даже не столько. Это связано с разными причинами. И это, наверное, правильно. Потому что картина когда-то родилаь в средние века, и когда-то должна уйти на второй план. Сейчас другие времена и другие темпы жизни. Ещё Малевич говорил: "Я удивляюсь этим людям, когда их тела летают в аэропланах, а души их по-прежнему остаются в средневековье".

49. Аудиовизуальная вставка (фотоколлаж и титры: " В июле 2003 года Арсенал открылся выставкой "Проекция", в которой Олйников принял участие в соавторстве с Дмитрием Виленским"/"Орицание отрицания" - проект Дмитрия Виленского и Николая Олейникова")

50. Екатерина Рындык - тележурналист (на белом фоне):

Если вспомнить приснопамятное советское время, тогда, бесспорно, культурная политика была. Её можно ругать, можно возмущаться ею, говорить, что все советские фильмы – сплошное вранье. Но тем не менее, политика была. То есть было ощущение того, что государство поддерживает культуру, ту, которую ему нужно. Конечно, тут имеется очень большая обратная сторона медали. Но, то, что сейчас этой политики просто нет, или если она есть, то какая-то невнятная. Это тоже плохо.

51. Титр: "Через месяц после "Проекции", в августе 2003 года, по инициативе полпреда С. Кириенко в Арсенале была показана выставка, посвященная столетию со дня канонизации Св. прп. Серафима Саровского "Радость моя" на фоне хроники ("Новости" телекомпании "Волга")

52. Сергей Кириенко - полпред ПФО (сначала голос за кадром, затем stand up на фоне Арсенала):

Сила народа - это не только сила вооружения, это ещё и сила духа. Поэтому когда сегодня в стенах этого Арсенала, призванного беречь эту самую силу и опору России, развернулась выставка батюшки Серафима Саровского, Арсенал продолжает выполнять свою основную задачу. В его стенах находится сила и опора страны.

53. Георгий Ахадов - фотограф (на белом фоне):

Культурная ситуация в городе абсолютно критична. Люди власти заинтересованы не в продвижении культуры, а в продвижении как бы своих, да чего тут бояться-то, меркантильных целей просто! Потому что сейчас в стране происходят регулярные выборы. Надо людям власти "светиться" просто-напросто в городе. Они себя привязывают к ярким культурным событиям в городе. Но это.. для меня это не так.

54. Светлана Новаторова - директор школы-студии "Радиокласс" (на белом фоне):

События культурной жизни, инициированные полпредством, они заслуживают всяческих похвал. Они, во-первых, очень элегантно вписываются в жизнь города, а во-вторых, имеют уже давние традиции нижегородские. То есть поддерживается то, что уже воспринято широкими слоями нижегородцев.

55. Аудиовизуальная вставка (субъективная камера на выставке "Радость моя")

56. Ирина Маршева - искусствовед (на белом фоне):

В России культура - институция имперская абсолютно. И от интереса людей, представляющих высшую власть, зависят пути направления развития культуры.

56. Николай Олейников (субъективная камера в его жилище/голос за кадром):

У каждого региона есть своя харизма. И к Нижнему Новгороду харизма современного искусства никак все-таки не относится, не соотносится с ним. Так же как, в общем-то, и с Россией.У нас же город рок-н-ролла, понимаешь. И поэтому сюда же приезжал Гребенщиков для того, чтобы оценивать рок-музыкантов, а не приезжал Кулик, например, чтобы оценивать художников. Рок-н-ролл процветает, так сказать. Палата-люкс, понимаешь, все нормально. Среда другая совершенно. Меня постоянно удивляет, почему Нижний перечисляют в контексте других городов. Я сам бью себя пяткой в грудь, что живу в Нижнем Новгороде, третьем по значимости в России, но я не понимаю, почему до сих пор мы в этом списке. Была благоприятная политическая среда для развития малого и крупного бизнеса когда-то в самом начале 90-х, были немцовы замечательные и иже с ним.

57. Титр: "февраль/2003 год/ДОМА У ОЛЕЙНИКОВА"; Николай Олейников ( stand up ):

И при этом существовала культурная жизнь, и при этом развивалась культурная среда, и при этом возникли те ростки, которые сейчас поднялись и еле-еле шелохаются. Сейчас политическая среда отвратительна, экономическая работает сама на себя, культурной среды так и не возникло. Архитектура в Нижнем Новгроде существует в какой-то форме, призатухшей, так назовем. Не затухающей, не затухшей совсем, а призатухшей. То есть отдельные всполохи, до сих пор возникают - современная архитектура, но нет харизматической личности, которая вела бы за собой архитекторов. Школа осталась при этом, нет Харитонова.

Хорошо, вообще, что этот город, который нищ на культурные события, он дает возможность народу почувствовать, что здесь что-то хотя бы происходит. Народу это очень важно. Это очень сильная эмоциональная разрядка в социальном плане, когда есть культура, хотя бы в таком зародышевом состоянии, хотя бы в виде намека. Дело в том, что много сомнительного происходит. И по сомнительным причинам люди соединяются для того, чтобы делать культурные события. Само по себе это не плохо. Я просто не соглашаюсь с тем, что люди должны выставляться просто так, просто на вдохе: «Ура! Давайте! Вот есть площадка – художественный музей, есть площадка – кинотеатр «Рекорд». Давайте, весна! Что мы к весне можем придумать?». И вот там вот высасывается из пальца концептуальная составляющая выставки.

58. Титр "Выставка "Высокое напряжение/ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ" и Алексей Санников - генеральный директор "Нижновэнерго"; инициатор выставки (stand up ):

"Черное и белое"... Я сегодня утром когда вышел на улицу, я посмотрел на улицу, и первая мысль, которая у меня возникла: "Вот город у нас какой сегодня? Белый? Или всё-таки черные деревья под белым снегом?" Ну, условно говоря, сегодня на мне черный костюм, или всё-таки я в белую рубашку одет?

59. Николай Олейников (дома/ stand up):

Культурное событие должно либо соответствовать контексту, либо рождать его. И мне интереснее участвовать в том, что рождает контекст. По крайней мере, из того, что происходит в этом городе.

60. Титр "февраль 1997 года/Выставка "Бумаги Николая Олейникова"; Олейников (stand up):

Эта выставка спланирована как ряд развлечений для публики нижегородской, которая жаждет их. Всё здесь сделано для того, чтобы это произошло. Для того чтобы человек сел на стул, сфотографировался, унес ее с собой, и посмотрев на нее, улыбнулся. Чтобы человек подставил свое лицо, его сфотографировали, и он ощутил бы себя летчиком. Чтобы шикарная женщина, которая человека обнимает, навивала на него какие-то замечательные мысли. Всё для того, чтобы человек улыбнулся.

61. Титр "1998 год/Выставка, посвященная году существования "РАДИО ПРЕСТИЖ"; Олейников (голос за кадром):

Современный художник, даже если он занимается contemporary art, или он занимается театром, или исключительно инсталляциями, акциями, он должен постоянно проверять себя, проверять себя, естественно, на живописи.

62. Титр "Олейников и Илья Борисов/художники"; Илья Борисов (сидя за столом с Олейниковым):

Поскольку искусство, как жизнь, как человеческое общество живет по своим законам. Если нарушить эти законы, получится хаос, смерть.

63. Игорь Чурдалев - тележурналист (на белом фоне):

Культура – это понятие конвенциальное. Понятие, существующее одновременно для многих, нет культуры для одного. От одного может исходить предложение к другим. Такие люди были всегда: "Давайте сделаем так, давайте сделаем ЭТО". Если это принимается, другими осмысляется, то ЭТО может стать элементом культуры. В данном случае нужно некое общее усилие, у которого, конечно же, всегда есть некий инициатор. Не поэт делает художественное произведение, не скульптор сделав изваяние, сделал КУЛЬТУРУ, а общество в целом, которое восприняло эту скульптуру, прочитало это стихотворение, выслушало эту музыку и призналось, что да, это важно для нас, мы вместе сделали ЭТО художественным произведением, мы вместе сделали ЭТО культурой, мы вместе взрастили в себе новую ступень достоинства.

64. Титр: "осень - зима 2001 года/Закрытие "РАДИО ПРЕСТИЖ" и Олейников в эфирной студии ( stand up /голос за кадром/ stand up ):

Однажды я пришел в студию и - раньше у нас все это было плотно заполнено пластинками – и я не увидел того, что я обычно ставлю в свой эфир. И мне стало очень-очень грустно. Там были суперимена. Джон Колтрейн исчез, Майлс Дэвис остался 2-3 пластинки. Вот такие очень серьезные люди, очень серьезные музыканты. Нас решили на последние 2 месяца от них избавить. Публику решили от них избавить. Потому что я-то продолжаю их слушать, но не у всех есть такая возможность. В эфир: «Добрый вечер, товарищи, постоянные и не очень постоянные радиослушатели! Это "Радио Престиж", частота 102,4 FM , идёт прямой эфир - час по вашим заявкам. Вы говорите со мной, кашляете в телефонную трубку и происходит живая беседа, в конце концов... Как Вас зовут? (Слушатель: "Меня зовут Пётр!") Меня зовут Олейников. (Перебивка: "Час по заявкам на "Радио Престиж") Вот такая красота!

Нижний Новгород в очередной раз себя проявил. Сейчас, кстати, стоит у ворот проходной человек, который работает главным редактором на радио "Шансон", ранее он работал на "Эхо Москвы", он вёл культурные проекты "Эхо Нижнего Новгорода", курировал их, выпускал в эфир и т.д. Вот так произошло и с «Диалогом» несколько лет назад. В принципе, «Диалог» был очень неплохим проектом в задумке у Георгия Сергеевича. И там были очень интересные серьезные аналитические, критические программы. Этого нет ни на одном из телевидений, которые стремятся все к развлечению масс и публики и зарабатыванию денег. На культуре деньги у нас зарабатывать не научились. Видимо, и не научатся в скором времени.

65. Георгий Молокин - экс-звезда нижегородского телевидения (на белом фоне):

Значит, анекдот такой. Великий скрипач, получив очередную главную награду международного конкурса скрипачей, возвращается в Москву. Подъезжая к дому, он узнает в проходящем мимо бомже своего одноклассника. Музыканта накрывает поток чувств и воспоминаний, и он дает «концерт» для одного слушателя – бывшего школьного товарища, нынешнего бомжа. После двух часов виртуозной игры он спрашивает своего слушателя: «Ну, как?». Тот отвечает: «Вот это вот, смычком, - это нормально, а вот это вот, перебор струн, - это ты выёбывался!». Вот ЭТО вот ты выёбывался! Ребята, давайте жить в рамках нашей профессии - в журналистике, в литературе вот без вот ЭТОГО!

66. Олейников в эфирной студии "Радио Престиж" (stand up):

Только некоторые люди, которые являются нашими постоянными слушателями просекли ситуацию, что мы потеряли еще одну позицию по культуре, Нижний Новгород потерял эту позицию. Потому что информативной, информационной глыбой было радио «Эхо Москвы», культурной глыбой, музыкальной было радио «Престиж». И слушали радио "Престиж", в основном, люди сформировавшиеся, со вкусом разобравшиеся в своей жизни. И всё больше и больше молодых людей, "пепсикольного" возраста, стали приходить, и мы с Ромой стали замечать, что каждую программу по заявкам мы ведем с новыми персонажами.

Теперь от меня, как мне кажется, зависит несколько больше. Потому что все 4 года я людям доказывал, что могу донести им какую-то информацию, какой-то message. Когда возникает такая ситуация, message с другого вещателя – с радио «Максимум». Или я пойду на «Русское радио» и буду всем бодрым голосом рассказывать о культуре, но с "Русского радио". Это будет нонсенс. Для меня это будет внутренним нонсенсом и диссонансом. Я бы этого хотел меньше всего. У меня есть, слава богу, возможность зарабатывать деньги (ну, что это за деньги – полторы тысячи - я зарабатывал на радио), а у меня есть возможность кормить мою семью другим образом. Просто я ничего не теряю, уходя с радио. У меня нет привязок просто к пульту, если это пульт какого-то другого радио. Если нет здесь джаза, мне здесь делать практически нечего.

67. Аудиовизуальная вставка - ОКНА ("зимняя" тема)

68. Опять Олейников (выглядывает из окна/субъективная камера/голос за кадром):

Забавная ситуация: не то что бы я стал заложником своего эфирного образа, но что-то в этом роде. Пока быть заложником этого образа, мне по кайфу, мне это нравится, в этом есть определнный драйв. Тем более, что образ я пытался лепить сам и несу за него полную ответственность. Плохим он может получиться только, если у кого вкус другой, показаться то есть. Профессионально, ну, может быть, я опять же пафосно выражаюсь, профессионально он слеплен вполне приемлемо. Моя медийность! Медийность – это как раз возможность моделирования процесса. Это такая в некотором роде демиургическая позиция. Может, я зря беру на себя столько и тяну такое большое одеяло, но интересно процессом управлять, интересно за ним наблюдать, когда ты нажимаешь на кнопки, когда ты двигаешь полоски пульта, ты следишь за частотной шкалой, и видишь, как твой голос физически выходит в эфир. Это в данном случае, уже метафора. Потому что от эфира моего не осталось ровным счетом ничего, но, по-прежнему, мне кажется, что моя медийная составляющая со мной. Медиум это вообще очень хорошее слово. Это еще знаешь что значит, приблизительно? То, что человек находится в середине процесса, то есть внутри, то есть погружен в него полностью.

69. Олейников дома (stand up):

Вот с коллекцией получилось то же самое. Нашлись удивительные люди – модельеры – в этом городе, которые действительно делают адекватную одежду. Несмотря на то, что вообще здесь происходит. Я же говорил, все существует здесь в единственном числе здесь. ГОРОД КОЛЛЕКЦИЙ. Все по одной штуке. Штучные люди, которые шьют потрясающую одежду, на мой взгляд, очень интересно конструируют, следят за тенденциями и очень четко их отражают.

70. Аудиовизуальная вставка и титр: "февраль 2003 года/Показ коллекции "ДИЧЬ"; Олейников (голос за кадром):

Я предложил им свои услуги в качестве дизайнера, чтобы разработать знак и логотип. У них уже было готовое название «Удача. Кит». Они придумали его сами. И я просто предложил им свои услуги. Они спросили: "Сколько возьмешь?" Я сказал: "Сшейте шубу!"

71. Олейников дома (stand up):

ДИЧЬ. Имеются в виду два очень серьезных аспекта: это охота и потребление. Причем, потребление в гурманском смысле. И вот в этих двух аспектах я и рассматривал коллекцию.

72. Аудиовизуальная вставка - проходка Олейникова, которая заканчивается словами: «Как последний выход? Ещё до фига музыки, вы что?"

73. Олейников дома (stand up):

Вот, может быть, это и есть моделирование процесса, когда ты создаешь прецедент. Это очень важно для меня делать в этом городе. Почему? Потому что, то же самое невозможно сделать в Вене для меня сейчас, то же самое невозможно сделать в Чебоксарах. У меня была очень простая корысть: сделать культурное событие. Мне это было необходимо для психологической разрядки, чтобы понять, что что-то может стрястись!

По большому счету, здесь у меня нет заказчика, да вот просто так оказалось, то есть заказчиком, который оплачивает мой труд, который я могу предложить, не является никто. Или являются такие же люди, как я, которым просто необходимы мои профессиональные услуги, знания, опыт, я не знаю что. Поэтому у меня очень серьезные проблемы здесь. Была мысль стать петербургским художником, например. Посмотрим. Это то, что делалось параллельно с работой над «Дичью», к счастью, мне было чем себя занять. Иначе я бы сошел с ума, не став петербургским художником. Судя по всему, это очередная мифологема, которую я сам для себя создал, и она развенчалась.

Когда мы выходим на уровень пресыщения, мы теряем необходимость в креативе. То есть видите, как я живу. Я не горжусь этим. Мне хотелось бы, чтобы у меня была элементарная ванная с горячей водой. Так растить детей просто удобнее. Но я не могу себе этого позволить, буквально. Но чай есть.

74. Титры: " На момент завершения работы над фильмом:

Олейников прошел стажировку в области артменеджмента в США...

29.04.2004 года в отделе новейших течений Государственной Третьяковской галереи открылась персональная выставка "НОТ Х"...

Вернулся в радиоэфир в качестве автора и ведущего программ на радио "Эхо Москвы Нижний Новгород"...

13.05.2004 года в эфир ЭХА вышел первый выпуск авторской программы Олейникова "Выставочное пространство"...

75. Нина Зверева - тележурналист (на белом фоне):

Мне очень интересно поколение, которому от 20 до 30. Вот Вы мне очень интересны. Я вижу, что я мало заню о вас. Но вы совсем другие, вы свободные. И может быть, именно вам удастся создать новую среду в этом замечательном городе. Люди нашего поколения все равно не свободны. Мы привыкли к самоцензуре, и это никуда не выветрится. Мы привыкли служить, в том числе и власти. Нам очень трудно послать власть именно туда, куда ее надо послать. Когда молодежь нового поколения совместно с теми, кто еще остался из старого поколения жив и полон сил, сделает эту страну такой, чтобы претворять свои мечты в жизнь, вот тогда город станет культурной столицей, а Россия станет культурной страной.

75. Титр: "октябрь 2001 года/интерактивная выставка "6ю6"; субъективная камера (за кадром - голоса):

- Когда говорят «бутурлинский художник, или арзамаский художник, или павловский художник» - это унизительно. Нужно говорить: «Ренуар, Ван Гог, Дали». А где живет художник, в какой географической точке, ровно не имеет никакого значения (Георгий Молокин).

- На открытии выставки одна замечательная, очаровательная девушка сказала: "Я так поняла, что ЧЕРДАК - это голова" (Дмитрий Сорокин).

- У нас масса культурных проектов. Город перенасыщен PR-акциями. С точки зрения связи с общественностью, культура очень хорошо продвигается. В течение дня можно побывать на трех проектах из сферы культуры. Очень активны музеи, фотографы, художники, департамент культуры. Но я бы не хотела продвигать культурный проект. С точки зрения работы внутри этих компаний, это не денежно (Анна Вингурт).

- В Нижнем настоящее искусство почти в загоне. Оно никомк не нужно, это совершенно точно, пока. Нужно только нам. Тем, кто этим занимается. Как форма общения (Алек Якубович).

- Когда сегодня культура – это не культура, это фокусы. Это фокусы, вот и всё! (Илья Бубис).

76. Финальные титры:

Автор сценария и режиссер: Галина Филимонова; операторы: Владимир Дунаев, Илья Спиридонов, Мария Никонова, Алексей Калякин; монтаж: Илья Спиридонов, Сергей Пестряков; фотографы: Екатерина Розенфельд, Дмитрий Соколов; артсаунд: Сергей Петрушев, Николай Олейников, звукорежиссер: Юрий Беляев; lay out production: Николай Олейников.

Автор благодарит за сотрудничество и поддержку: Андрея Скорцова, Екатерину Хохлову, Юлию Фоминых, Ольгу Слепневу, Михаила Борисова, Светлану Игонину, Ирину Зороастрову, Светлану Демьянову, Татьяну Гусеву, Ольгу Новоженову, Ирину Ефремову, Алёну Рогозину, Светлану Голубеву, Светлану Лёвкину, Сергея Деулина, Светлану Черкасскую и всех, кто как-либо считает себя причастным к производству фильма



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!