О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Архангельская церковь в Шарголях Богородского района, фото Галины Филимоновой


Экспедиция в Шарголи

Предметом интереса специальной экспедиции Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять» стали объекты историко-культурного наследия села Шарголи Богородского района. Инициатором поездки выступил один из участников проекта «Места памяти Нижегородской области» Геннадий Васильевич Спирин, предок которого – священник Летицкий – в середине XIX века документально зафиксировал этапы создания каменного сельского храма (согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», Архангельская церковь в Шарголях – памятник градостроительства и архитектуры регионального значения).

Каменный храм в Шарголях был возведён вновь после пожара в 1850 году (с давних пор в селе был деревянный). В 1869 году Благочинный Летицкий из Хвощёвки отмечает, что церковь ещё не достроена, хотя серьёзных неисправностей у неё нет. Дело священники ведут усердно, несмотря на то, что часть прихожан склонна к расколу и суевериям. Среди прихожан – 620 православных мужчин и 738 женщин. В «Адрес-календаре Нижегородской Епархии» за 1904 год сообщается, что главный престол каменного храма – в честь Архангела Михаила, а придел – Успения Божией Матери. Земли – 34 десятины. Есть общественный дом священника, а пономарь живёт в квартире. Действует земская школа. В приходе – 3 деревни.

По воспоминаниям старожилов села, в шарголевском храме был красивый иконостас с фигурной деревянной резьбой, покрытой золотой краской. Часть великолепных фресок дошла до наших дней, т.к. в годы советской власти в церкви хранили зерно и следили за крепостью крыши. На стенах есть надпись, датирующая роспись 1883 годом. В 30-е годы ХХ века храм был разорён. По одной из версий, представители «органов» собрали всю утварь и отвезли в Хвощёвку, где сжигалось всё церковное имущество округи. По другой, иконы уничтожали в новом сельском клубе, построенном на месте старого кладбища рядом с церквью в Шарголях. Сегодня в селе создан приходской совет, проводящий службы и восстанавливающий храм своими силами.

Архангельская церковь в Шарголях Богородского района, фото Галины Филимоновой Архангельская церковь в Шарголях Богородского района, фото Галины Филимоновой Архангельская церковь в Шарголях Богородского района, фото Галины Филимоновой Архангельская церковь в Шарголях Богородского района, фото Галины Филимоновой

Участники экспедиции выявили ещё ряд объектов, обладающих ярко выраженными признаками памятников культурного наследия. В их числе: особняк и палатки, как и храм, построенные из местного кирпича и украшенные образцовой ковкой, а также пруд, по периметру которого высажена аллея серебристых тополей. Наличие рукотворного водоёма, в зеркале которого отражается сельский храм, и приёмы регулярной парковой посадки деревьев вокруг него транслируют нам через столетия великолепные задумки ушедшей усадебной культуры. И хотя об этих объектах нет упоминаний в официальном «Реестре загородных усадебных комплексов Нижегородской области», участники экспедиции решили выяснить, кому принадлежало село, и чья усадьба могла располагаться здесь.

Архангельская церковь в Шарголях Богородского района, фото Галины Филимоновой Пруд в Шарголях Богородского района, фото Галины Филимоновой Пруд в Шарголях Богородского района, фото Галины Филимоновой Пруд в Шарголях Богородского района, фото Галины Филимоновой

Согласно ведомости «О селениях Нижегородского наместничества с указанием количества населения и кратким описанием центра округа» под 1779 год, село Шарголи Горбатовской округи и 168 душ мужского пола в нём принадлежали графу Петру Борисовичу Шереметеву (всего в этот период за ним числились 57 сел и 166 деревень Горбатовского уезда). В середине XIX века в Шарголях было поместье одного из его потомков О.Д.Шереметева. По легенде, он привёз сюда из Рязани крепостных, выигранных в карты. Эта часть села получила соответствующее название – «Порядок Рязань». После отмены крепостного права в оставленном доме барина разместилась четырёхклассная земская школа.

Впрочем, пруд и строения, заинтересовавшие участников экспедиции, находятся в центре села – рядом с церковью. Но это уже «Буров порядок» (по фамилии семьи Буровых, проживавших здесь). Краевед Николай Пчелин в своей книге «Мы в селенье Шарголи…» отмечает, что жили здесь крепкие хозяева, многие из которых были репрессированы в годы советской власти, но их дома и палатки дошли до наших дней. Один из Буровых, по прозвищу Пиядин, избирался до революции членом губернской Думы и много сделал для благоустройства села. Другой Буров (Седенков), в прошлом офицер, был богатым человеком. Именно его имение находилось в центре села, к югу от церкви. В собственности Бурова был большой деревянный дом c местом для проживания прислуги. Для одной из своих сестёр он построил каменный дом с кирпичной кладкой. Однако запланированного новоселья не получилось: Бурова была напугана страшным шумом и треском, раздававшимися в доме в течение ночи. Она убежала из новостройки, побоявшись «нечистой силы». Здание пустовало несколько лет до и после революции, пока его не отдали под сельский магазин. Сегодня «нехороший дом» пустует вновь.

Дом Бурова в селе Шарголи Богородского района, фото Галины Филимоновой Дом Бурова в селе Шарголи Богородского района, фото Галины Филимоновой Дом Бурова в селе Шарголи Богородского района, фото Галины Филимоновой Дом Бурова в селе Шарголи Богородского района, фото Галины Филимоновой

«Из сведений о предпринимателях» от 1916 года известно, что крестьянин А.А.Буров в селе Шарголи занимался бакалейной торговлей с годовым оборотом 8000 рублей. Возможно, сохранившиеся каменные палатки рядом с мистическим домом Бурова использовались для торговли или в качестве складских помещений.

Дом Бурова в селе Шарголи Богородского района, фото Галины Филимоновой Палатка Бурова в селе Шарголи Богородского района, фото Галины Филимоновой Палатка Бурова в селе Шарголи Богородского района, фото Галины Филимоновой Палатка Бурова в селе Шарголи Богородского района, фото Галины Филимоновой

Интересно, что дом Бурова, палатки и Архангельская церковь смотрятся как единый комплекс. Это во многом объясняется тем, что в Шарголях до революции был собственный кирпичный завод, а в округе – около 70 частных кузниц и филиал фабрики промышленника Кондратова из Вачи. К слову, по распоряжению знаменитого фабриканта, в селе был сделан первый артезианский колодец глубиной до 96 метров. Да и сельский пруд, как выяснилось, – с «хитринкой». По сути, это большой запруженный овраг*, подпитываемый многочисленными родниками. Местные жители из-за боязни глубины не купались в нём, а лишь гуляли вокруг.

- Когда делали водопровод, строители что-то повредили в этой системе, и вода из пруда стала уходить, - рассказывает старожил села Юлия Ивановна Морзинкина. – Теперь на нашем «болоте» - камыши, которых здесь никогда не было.

Отклик от Вячеслава Бурова:

Отец рассказывал, что моего прадеда Федора Александровича Бурова вместе с братьями «раскулачили» и репрессировали в 1929 году. Его жену и шестерых детей (четыре сестры и два брата, один из них –  мой дед) после ареста выгнали из дома и ютились они в Ключищах (в рубленой палатке, оттуда моего деда призвали на войну, воевал в Маньчжурии в 1940-е годы).

Портрет Федора Александровича Бурова

Прадед вернулся с каторги в конце 50-х годов, привез из лагеря портрет маслом. Знаю, что после освобождения прадед женился, жил он и был похоронен в Куликове. Узнать подробности уже не у кого: все умерли. Подскажите, пожалуйста, как продолжить мой поиск?

Ответ историка О.В.Дёгтевой:

По книге Памяти Нижегородской области Буров Федор Александрович не значится. Есть однофамильцы, но с другим отчеством. Для уточнения информации, если правнук нижегородец, нужно обратиться в ЦАНО в 1 кабинет на 1 этаже. Взяв при этом все документы, подтверждающие родство. Желательно, чтобы цепочка от прадеда к правнуку подтверждалась документально. Если в архиве не окажется следственного дела, то нужно обратиться в Информационный центр ГУВД по Нижегородской области, либо непосредственно в Центральный архив ФСБ на Лубянку (в письме нужно приложить все копии документов, подтверждающие родство).

* В этих местах много оврагов, что, возможно, и стало причиной для названия села, которое связывают с двумя вариантами:

1. Шарголи – «голый шар». Это обосновывается географическим положением села. Ровная платформа села «обрезана» крутыми оврагами со всех сторон (кроме юго-восточной) и создаёт впечатление, что село выстроено на шаре.

2. От мордовского «шёргола», что означает «подобный петле», силку для ловли птиц. Это тоже обусловлено географическим расположением села. Овраги «обрезают» село так, что по внешнему виду, особенно с высоты, это в действительности напоминает петлю.

P.S. В километре от села Шарголи находится деревня с идентичным названием (отличаются наличием храма). Однако в деревне Шарголи редко где встречаются ровные, заселённые площадки. Она вся изрезана оврагами, ямами, горами. Про деревню Шарголи в шутку говорят: «Бог создал небо и землю, а чёрт Шилово и Шарголи деревню».

Галина Филимонова

В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой, а также фотография, предоставленная Вячеславом Буровым

Фрагмент материала опубликован в газете "Нижегородские новости" от 16 августа 2012 года

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!