Нучарово: и здесь Коринфский? Предметом интереса очередной экспедиции фонда «Дать Понять» стало село Нучарово Ардатовского района, где, по сведениям «Государственных списков памятников истории и культуры Нижегородской области», находится памятник градостроительства и архитектуры 1820 года постройки – Рождественская церковь. Участники проекта решили выяснить, что представляет собой этот объект культурного наследия, кому принадлежало село и с кем из его владельцев связано возведение местного храма. Нучарово впервые упоминается в Арзамасских поместных актах за 1585 год как деревня, подаренная царем свияжскому жильцу Петру Чуркину. Селом оно стало около 1690 года, когда здесь была построена деревянная церковь в честь Архистратига Михаила с приделом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. О том, что село мордовское говорит его название, которое происходит от языческого имени Нучар (в «Нижегородском топонимическом словаре Н.В.Морохина – Начар). Краевед Александр Базаев приводит ещё одну трактовку: «живущий на Нуче», предполагая, что основатель был родом из соседнего селения Нуча. Известно, что в 1751 году Нучарово принадлежало надворному советнику Ивану Васильевичу Татищеву* (в селе проживали 455 душ мужского пола и 258 душ женского пола). В 1784 году среди владельцев села – советник Петр Васильевич Татищев, коллежский асессор Афанасий Иванович Зиминский, Александр Степанович Соловцов, Михаил Павлович Жуков. С 1805 года селом владела дочь Зиминского – Наталья Афанасьевна Стремоухова**, с 1828 года часть села – за князьями Гагариными*** (Стремоуховы и Гагарины владели землями в Нучарове до революции 1917 года). Получается, что строительство местного каменного храма (престолы: главный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, приделы: правый – в честь Архистратига Михаила, левый – великомученицы Варвары), законченное в 1820 году, связано с именем Зиминской-Стремоуховой. Описывая Рождественскую церковь в Нучарове в справочнике «Памятники истории и культуры Горьковской области» в 1980 году, авторы раздела «Памятники архитектуры» С.Л.Агафонов и Ю.Г.Самойлов подчеркнули схожесть её структуры с некоторыми другими храмами Ардатовского района, построенными в те же годы. Среди них – Троицкая церковь (1822 год) в Автодееве, проект которой современные исследователи приписывают талантливому архитектору, уроженцу Арзамаса, ученику А.Н.Воронихина – Михаилу Петровичу Коринфскому. Учитывая эти сведения, а также тот факт, что каменный храм в Нучарове был построен на два года раньше автодеевского, можно предположить, что к проекту этого храма также имеет отношение Коринфский. Интересно, что в приходе Рождественской церкви кроме села Нучарово была и деревня Миякуши – имение дяди известного писателя Павла Ивановича Мельникова-Печерского – Василия Ивановича Мельникова. В Миякушах жила и бабушка писателя Елизавета Ивановна Мельникова. Из автобиографии Мельникова-Печерского известно, что она была похоронена при церкви села Нучарова. Впрочем, никаких захоронений у Рождественской церкви в Нучарове экспедиция не обнаружила, а, согласно «Адрес-календарю Нижегородской Епархии» за 1904 год, в селе с 1737 года была ещё и деревянная кладбищенская церковь (престолы: главный – в честь святого Николая Чудотворца и святого Дмитрия, митрополита Ростовского, левый придел – в честь мучеников Андриана и Наталии). * Из статьи В.В.Руммеля в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона»: «Татищевы – графский и дворянский род, происходящий от князей Соломерских или Соломерецких, отрасли князей Смоленских. Предок их Василий Юрьевич по прозвищу Тать-ищ, сын князя Юрия Ивановича Соломирского, был, по семейному преданию, наместником великого князя Василия Дмитриевича в Новгороде в начале XV столетия. Род Татищевых внесен в V и VI части родословной книги Московской, Тверской, Тульской, Костромской, Пензенской и Санкт-Петербургской губерний (Гербовник, II, 17)» ** Там же: «Стремоуховы – дворянский род, происходящий, по сказаниям старинных родословцев, от греченина Александра Афанасья Строматороса-Стромаухова, выехавшего в 1462 году из Царьграда к ведомству князя Василия Васильевича. Род Стремоуховых внесен в VI, II и III части родословной книги Курской, Московской, Харьковской и Нижегородской губерний (Гербовник, III, 19)». *** Там же: «Гагарины – княжеские роды, ведут свой род от князей Стародубских, родоначальником которых был Иван Всеволодович, младший сын великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо, получивший от отца в удел городок Стародуб-Кляземский. Один из его потомков, князь Михаил Иванович Стародубский-Голибесовский (от Рюрика колено XVII) имел пять сыновей, из коих первый Василий, четвертый Юрий и пятый Иван имели общее прозвание Гагара. От них пошли три ветви князей Гагариных». P.S. 1. Весной 2014 года на связь с проектом «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области» вышел родственник регента Рождественской церкви В.В.Михалева. Он поделился ещё одной версией происхождения названия села (по большому рву проходила река Чара, а рядом – село Нуча), рассказал семейные предания о владелице села, её усадьбе и храме, а также сообщил, что в Нучарове было развито гончарное искусство. Глина добывалась из соседнего карьера, поэтому в постройках использовалось много кирпича. Село было знаменито производством паровых котлов, которые шли на экспорт в Европу, и деталей из латуни и меди, включая декоративное оформление различной утвари. Из-за богатства внутреннего убранства церкви на её балансе была собственная пушка с ядрами. В советские годы, когда разрушали храм, огромный колокол сбросили в пруд, и он ушёл на дно (попытки найти его уже в наши дни ни к чему не привели). Саму же церковь разграбили местные жители, поверившие коммунистам. Последнего настоятеля храма увезли из села вместе с последней коровой (по слухам, его расстреляли). В советские годы разграбили и разобрали на кирпич пятистенный дом усадьбы Стремоуховой, располагавшийся вместе с купальней около одного из прудов. Владелица села Наталья Афанасьевна Стремоухова имела славу азартной картёжницы: однажды она выиграла в карты целую деревню, вошедшую впоследствии в состав Нучарова. О том, что здесь когда-то была её усадьба, сегодня напоминают разве что названия прудов: Барский, Приказчика, Поиский… 2. В 2017 году, исследуя фонды Государственного архива аудиовизуальной документации Нижегородской области, Галина Филимонова обнаружила две фотографии нучаровского храма, сделанные Святославом Леонидовичем Агафоновым в 1964 году. Рождественская церковь зафиксирована им с юго-востока: С.Агафонов. Рождественская церковь в селе Нучарове Ардатовского района Нижегородской области. 1964 год. И с юго-запада: С.Агафонов. Рождественская церковь в селе Нучарове Ардатовского района Нижегородской области. 1964 год. 3. По сведениям, предоставленным проекту Алексеем Дикушиным, около Рождественской церкви в селе Нучарове были захоронения. На их месте был построен крытый ток, где хранили зерно в летнее время. На самом берегу пруда были два церковных амбара. Захоронения были в сторону плотины. Материал подготовила Галина Филимонова В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой, Ольги Новоженовой, а также фотографии В.В.Михалёва и С.Л.Агафонова Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проектов "Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области", «Места памяти-2013» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|