О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Воскресенский собор в Арзамасе, вид с Благовещенской колокольни, фото Владимира Бакунина


27 ноября 2013 года

10 нижегородских «мест памяти» Михаила Коринфского

К 225-летию архитектора

Знатокам и любителям классической школы в русской архитектуре XIX века хорошо известно имя одного из последних крупных её представителей – академика Михаила Петровича Коринфского (1788 – 1851). По его проектам возводились выразительные сооружения в Арзамасе, Симбирске (сейчас – Ульяновск), Казани и других городах и сёлах российской провинции. В столичном Петербурге под руководством профессора А.Н.Воронихина он участвовал в строительстве Казанского собора, дома графа Строганова и дачи Зиновьева.

Однако специалисты по историко-культурному наследию утверждают, что творчество выдающегося архитектора плохо изучено, до сих пор не установлены ни точная дата его рождения, ни фамилия (Коринфский, Коринский или Варенцов), а информация о постройках по его проектам полностью не систематизирована. Именно это решили исправить в Ульяновске, где архитектурная мастерская «Симбирскпроект» и музей-заповедник «Родина В.И.Ленина» провели всероссийскую научную конференцию «Архитектор Михаил Коринфский. 225 лет» в рамках III международного культурного форума «Культура нового поколения». Обобщив материалы конференции и собственных исследований, фонд «Дать Понять» в рамках проекта «Места памяти-2013» сфокусировал внимание на районах Нижегородской области, в которых по проектам Коринфского были построены общественные здания, частные дома и культовые сооружения.

1. Арзамас

Здесь родился архитектор. Ключевым фактом в его судьбе стало знакомство с местным художником Александром Васильевичем Ступиным (впоследствии – академиком живописи) и учеба в Ступинской художественной школе. В Арзамасе по проекту Михаила Коринфского в 1814 – 1841 годах был возведён памятник Отечественной войне 1812 года – Воскресенский собор, впечатляющий специалистов столичным уровнем, умело привнесенным архитектором в среду провинциального города. Описание этого памятника градостроительства и архитектуры федерального значения («величественного пятиглавого храма с двенадцатиколонными ионическими портиками и росписями воспитанников Ступинской школы») можно встретить во многих источниках, а имя архитектора – в «Государственных списках памятников истории и культуры Нижегородской области». Стоит заметить, что это большая редкость для официальных документов: других построек в Арзамасе за Коринфским не числится.

Воскресенский собор в Арзамасе, фото предоставлено Владимира Бакунина Воскресенский собор в Арзамасе, фото предоставлено Владимира Бакунина Воскресенский собор в Арзамасе, фото предоставлено Владимира Бакунина Фреска в Воскресенском соборе в Арзамасе, выполненная учениками Ступинской школы, фото предоставлено Владимиром Бакуниным

Между тем, современные исследователи насчитывают здесь ещё несколько памятников градостроительства и архитектуры регионального значения, имеющих отношение к Коринфскому и дошедших до наших дней. Это усадьба И.А.Попова, состоящая из деревянного жилого дома и сиротского приюта (1812 – 1814 годы), жилой дом дворянки А.В.Анненковой (1813 – 1825 годы), купеческая биржа (середина 30-х годов XIX века) и уездное народное училище (1833 год). Известны и утраченные объекты, над которыми работал архитектор в Арзамасе (художественная школа А.В.Ступина (проект перестройки здания 1809 – 1811 годов), мучной ряд и 15 лавок с каланчой (середина 30-х годов XIX века) на Нижнем Хлебном базаре), и нереализованный проект памятника просветителю и меценату Фёдору Ртищеву (1822 год).

Деревянный дом А.И.Попова в Арзамасе, фото Владимира Бакунина Воспитательный дом (каменный дом И.А.Попова) для круглых сирот в Арзамасе, фото Натальи Пакшиной Купеческая биржа в Арзамасе, вид с ул. Гостиный ряд, фото Владимира Бакунина Арзамасское уездное народное училище, фото Владимира Бакунина

2. Арзамасский район

Семёново

Ульяновские исследователи также установили, что в 1813 году архитектор разработал проект храма во имя Святой Троицы (село Семёновское Арзамасского уезда). По данным «Адрес-календаря Нижегородской Епархии» за 1904 год, каменный храм в селе Семёнове Арзамасского уезда был построен в 1839 году (престолы: главный (холодный) – святой Троицы, приделы: правый Преображения Господня и иконы Божией Матери «Избавление от бед Страждущих», левый – Рождества Богородицы). В 1989 году объект получил статус памятника градостроительства и архитектуры регионального значения. Экспедиция фонда «Дать Понять» показала, что сейчас памятник разрушен: нет купола, крыши, трапезы и колокольни. Но до сих пор можно оценить кубоватый объём здания, оформленный с боковых сторон колоннами дорического ордера, и хорошо проработанный барабан, оформленный пилястрами и арочными окнами. Подробнее о храме во имя Святой Троицы в Семёнове – в материале Александра Воронина «Возрождение Троицкой церкви в селе Семёнове Арзамасского района».

Троицкая церковь, село Семёнове, фото Владимира Бакунина Троицкая церковь, село Семёнове, фото Владимира Бакунина Троицкая церковь, село Семёнове, фото Владимира Бакунина Троицкая церковь, село Семёнове, фото Владимира Бакунина

3. Ардатовский район

Ардатов

В «Государственных списках памятников истории и культуры Нижегородской области» М.П.Коринфский фигурирует в качестве архитектора уездного училища в Ардатове, датируемого 1834 годом. Описание этого памятника градостроительства и архитекторы есть в хрестоматийном справочнике «Памятники истории и культуры Горьковской области», вышедшем в 1980 году под редакцией профессора В.П.Фадеева. Авторы раздела «Памятники архитектуры» – С.Л.Агафонов и Ю.Г.Самойлов – так описывают этот объект: «Это одноэтажное строение имеет монументальные формы, присущие скорее более крупному зданию. Главным мотивом фасада служит большая арка, в нижнюю часть которой вписаны окна главного помещения дома с колоннами между ними, а полукруглый верх использован для устройства окна мезонина. Приемы архитектуры здесь максимально упрощены, и четкий рисунок прорезанных в гладкой стене оконных проемов не дополняется больше никакими пластическими деталями».

Уездное училище в Ардатове, фото Галины Филимоновой Уездное училище в Ардатове, фото Галины Филимоновой Уездное училище в Ардатове, фото Галины Филимоновой Уездное училище в Ардатове, фото Галины Филимоновой

По мнению ардатовского краеведа Александра Базаева, Коринфский сделал проект Ардатовского уездного училища во время работы над Воскресенским собором в Арзамасе: «Он лично руководил его постройкой в 1830 – 1832 годах. Кроме основного здания были построены подсобные помещения, жилой дом для иногородних учащихся, игровые и спортивные площадки. Обучение учеников в новом здании началось с 1834 года. Все постройки, задуманные М.П.Коринфским, кроме основного учебного здания, сгорели в пожаре 1837 года, после которого в городе осталось только 7 каменных домов». Однако исследователи из Ульяновска уточняют, что авторство Коринфского в случае с ардатовским уездным училищем (1830 – 1834 годы) предположительно, в отличие от проекта перестройки этого здания, выполненного в 1835 году. Сегодня в здании бывшего уездного училища, признанного памятником градостроительства и архитектуры регионального значения в 1983 году, располагается отдел МВД России по Ардатовскому району. Однако состояние объекта оставляет желать лучшего.

Сёла Автодеево и Нучарово

Ещё одно предположение: Михаил Петрович Коринфский проектировал храм во имя живоначальной Троицы в Автодееве в 1820 году. Этот объект числится в «Списках» как памятник градостроительства и архитектуры регионального значения 1822 года постройки. Описан он и Агафоновым с Самойловым в справочнике «Памятники истории и культуры Горьковской области». Причем, как храм, имеющий аналогичную структуру с Рождественской церковью, построенной в 1820 году в Нучарове. Основные сооружения этих культовых объектов представляют собой «кубический объём, завершенный барабаном, с круглыми окнами и куполом. Алтарь полукруглый. С запада невысокая трапезная и трехъярусная колокольня. В шестиколонных портиках, приставленных с южной и северной сторон к главному объёму, угловые колонны придвинуты друг к другу. Четырехгранная колокольня имеет портики в первом ярусе и вытянутые арочные проемы в ярусе звона». Исследователи также отмечают, что в соответствии с духом классицизма архитектор стремился использовать простейшие геометрические формы и обходиться минимумом пластических средств, поэтому «лишь немногие скромные детали украшают гладкие стены сооружений этого времени».

Троицкая церковь в Автодееве, фото Василия Безденежных Троицкая церковь в Автодееве, фото Юлии Сухониной Рождественская церковь в Нучарове, фото Галины Филимоновой Рождественская церковь в Нучарове, фото Галины Филимоновой

Пополняя карту «мест памяти» Нижегородской области информацией, собранной в ходе экспедиций, удалось установить, кому принадлежали сёла в период строительства храмов: Автодеево – дворянам Рахмановым (в 1802 село приобрёл генерал-майор Фёдор Михайлович Рахманов со своей супругой Елизаветой Яковлевной), а Нучарово – Зиминским-Стремоуховым (с 1805 года селом владела дочь Зиминского – Наталья Афанасьевна Стремоухова, с 1828 года часть села – за князьями Гагариными). Вероятнее всего, владельцы сёл и были заказчиками строительства церквей в своих усадьбах. Экспедиция проекта «Места памяти-2013» зафиксировала состояние этих объектов: храм в Автодееве отреставрирован (в настоящее время там находится Никольский скит Серафимо-Дивеевского монастыря), а в Нучарове – в руинированном виде. К слову, оба объекта – памятники градостроительства и архитектуры регионального значения, получившие этот статус в 1983 и в 1960 годах соответственно.

4. Гагинский район

Покров

Ульяновские специалисты установили, что в 1820 году Михаил Коринфский разработал проект церкви села Покров Сергачского уезда Нижегородской губернии и участвовал в перестройке здания. Однако о современном местонахождении и состоянии объекта им ничего не известно. Дело в том, что на территории современной Нижегородской области – три села с названием Покров: в Гагинском, Княгининском и Навашинском районах. Навашинский отпадает сразу, т.к. в XIX веке эта местность входила в состав Владимирской губернии. Судя по «Адрес-календарю Нижегородской Епархии» за 1904 год, каменный храм в честь Покрова Божией Матери, построенный в 1827 году, был в селе Покров Княгининского уезда. Этот объект сохранился в руинированном виде, с 2000 года имеет статус памятника градостроительства и архитектуры, находится в границах Княгининского района и по сей день.

Покровская церковь, фото Владимира Бакунина Покровская церковь, фото Владимира Бакунина Покровская церковь, фото Владимира Бакунина Покровская церковь, фото Владимира Бакунина

Согласно «Адрес-календарю», в селе Покров Сергачского уезда каменный храм был построен в 1875 году (престолы: главный (холодный) – в честь Покрова Божией Матери, придел внизу трапезы (правый) – в честь святого Николая Чудотворца, левый – в честь святого Василия Великого, внизу трапезы – в честь святого Филиппа, митрополита Московского). Этот же источник сообщает, что «в приходе было 4 деревни (причем, в деревне Ломакине – свой деревянный храм, построенный в 1903 году)». Сейчас Ломакино входит в состав Гагинского района, как и находящееся рядом село Покров (так стали называть село Покровское с 30-х годов XIX века). По данным краеведа Н.А.Мухина, через Покровское пролегал Симбирский тракт: в 1780-х годах церковь находилась на северо-восточной окраине села рядом с плотиной, где проходила большая дорога из Арзамаса на Алатырь и Владимирский почтовый тракт из Арзамаса в Симбирск.

Как показала экспедиция проекта «Места памяти-2013», современная дорога через Покров повторяет тот старинный маршрут (он зафиксирован на карте А.И.Менде середины XIX века). Однако Покровская церковь утрачена. На месте храма сейчас находится школа. Подробнее – в материале Галины Филимоновой «Утраченное наследие архитектора Михаила Коринфского: как исчезла Покровская церковь в селе Покров Гагинского района Нижегородской области».

Чертеж церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покров Гагинской волости Сергачского уезда (ЦАНО, ф. Р-1679). Фото предоставлено Яном Вайле.

Чертеж церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покров Гагинской волости Сергачского уезда (ЦАНО, ф. Р-1679). Фото предоставлено Яном Вайле.

Юрьево

Здесь находилась усадьба Бахметевых-Голицыных, где, согласно «Адрес-календарю», в 1819 году была возведена каменная церковь Обновления Храма Воскресения (другое название села – Воскресенское). «Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области» уточняют дату постройки: 1826 – 1829 годы. Заказчиком строительства был владелец села – князь А.С.Голицын. Как выяснилось на Всероссийской научной конференции в Ульяновске, в 2013 году в Казани этому нашли документальное подтверждение. В фондах Национального архива Республики Татарстан хранится «Аттестат», выданный А.С.Голицыным в 1832 году «Архитектору Михайле Петровичу Коринфскому в том, что по прожектированному им плану, под личным его надзором выстроена мною в селе Воскресенском каменная церковь, и во всем соблюдено как правила архитектуры равно и прочность здания».

Князь А.С.Голицын был похоронен в 1848 году в склепе под левым крылом усадебной церкви. К слову, на конференции историк архитекторы, доктор искусствоведения Евгения Ивановна Кириченко (г. Москва), рассказывая о соборах, спроектированных Коринфским, выделила среди характерных черт его произведений использование элементов храма-ротонды, выполнявшего функцию усыпальницы (даже Воскресенский собор в Арзамасе возводился как памятник усопшим воинам Отечественной войны 1812 года). О сходстве юрьевской церкви с главным храмом Арзамаса говорят и местные жители, правда, акцентируя внимание на колоннаду.

Воскресенский храм в Юрьеве, фото Владимира Бакунина Купол Воскресенского храма, фото Владимира Бакунина Остатки лепнины, фото Владимира Бакунина Усадьба Голицыных в Юрьеве на карте Менде

Судя по карте Менде, созданной в середине XIX века, в усадьбе был интересный парк, где липовая аллея была высажена в форме «восьмёрки» – одного из масонских символов («масонский узел» («кафийский») в виде лежащей восьмёрки), что, по одной из трактовок, означает связь всех масонов воедино через руководящую верхушку. Как показала экспедиция проекта «Места памяти-2013», до наших дней парк не дошёл: на месте усадьбы был построен советский посёлок. Разорён и склеп с захоронением Голицына, а сам храм, обладающий статусом памятника градостроительства и архитектуры с 1995 года, находится в руинированном виде.

5. Лукоянов

По данным профессора кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ Татьяны Павловны Виноградовой, по проекту Коринфского был построен Покровский собор в Лукоянове, а на фундаменте храма (на бывшей Соборной площади) сейчас располагается Дом культуры. Как выяснили участники экспедиции проекта «Места памяти-2013», этот объект сейчас закрыт на реставрацию и нуждается в специальном обследовании. Дело в том, что Покровский собор строился в Лукоянове после опустошительного пожара 1816 года. Проектом была предусмотрена специальная кладовая под храмом, где состоятельные жители могли хранить свои вещи, оберегая их от огня. В местном краеведческом музее сохранилась фотография этого собора, сделанная художником Свешниковым – по ней можно судить, как выглядело это строение.

Покровский собор в Лукоянове, фото из Лукояновского краеведческого музея Покровский собор в Лукоянове, фото из Лукояновского краеведческого музея Покровский собор в Лукоянове, фото из Лукояновского краеведческого музея Покровский собор в Лукоянове на картине из коллекции Лукояновского краеведческого музея, фото Галины Филимоновой

Авторство М.П.Коринфского подтверждает «Историческая справка о храме в честь Покрова Божьей Матери в г. Лукоянове», выданная музею Нижегородской епархией в 1999 году. Этот документ дает следующее описание объекта: «Православный храм (собор) в честь Покрова Божией Матери в г. Лукоянове Нижегородской губернии построен по проекту знаменитого зодчего Коринфского и освящён в 1826 году. Эту дату следует считать годом образования Покровского прихода в городе Лукоянове. Храм был величественный, каменный, пятикупольный с высокой колокольней». Покровский собор просуществовал как здание до 1932 года, когда он был окончательно разграблен и полностью разрушен. Стоит отметить, что интерес к истории этого утраченного объекта в наше время появился в связи с составлением родословной Патриарха Кирилла (Владимира Михайловича Гундяева). Так, в сохранившейся метрической книге Покровского собора за 1907 год есть сведения о том, что здесь крестили новорожденного младенца города Лукоянова Михаила Васильевича Гундяева (отца будущего Патриарха).

6. Починки

Лукояновские краеведы, перечисляя города, в которых реализовывались проекты Коринфского, упоминают не только Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Арзамас, но и Починки. В местной литературе есть сведения о храме, построенном по всем канонам зрелого классицизма. Речь идёт о Христорождественском соборе, который, судя по дошедшим фотографиям, до 1930-х годов прочно занимал место главной городской доминанты (в советское время храм был разорён и взорван). Починковцы вспоминают, как были утрачены ценные документы и церковные бумаги: их выбрасывали из ризницы соборного архива. Имя архитектора установить не удалось, но известно, что в плане собор имел форму вытянутого креста. Крылья собора были украшены изящными портиками с колоннами тосканского ордена. Объем здания венчал огромный световой барабан, оформленный в виде ротонды – с парными трехчетвертными колоннами в простенках. Барабан перекрывался куполом с вызолоченной главой. Интерьер был украшен масляной росписью и превосходным иконостасом с работами художников школы академика живописи А.В.Ступина.

Починковский собор на рисунке из коллекции Починковского краеведческого музея, фото Владимира Бакунина Макет Христорождественского собора из коллекции Починковского краеведческого музея, фото Марии Кочуновой Христорождественский собор в Починках, фото из коллекции Починковского краеведческого музея Христорождественский собор в Починках, фото из коллекции Починковского краеведческого музея

Христорождественский собор строился более 25 лет. В огне городского пожара 1795 года был утрачен прежний деревянный храм, к возведению нового смогли приступить только в 1800 году. Однако к 1824 году строительство нуждалось в серьёзном финансировании, и местные жители даже оформили займ для завершения работ, о чём свидетельствует дошедший до наших дней документ – прошение Министра Духовный дел и народного просвещения князя А.Голицына. Сохранившиеся фотографии Христорождественского собора в Починках, его описание, а также упоминание близких Михаилу Петровичу людей – Ступина и Голицына – позволяют сделать вывод о том, что предположение о причастности Коринфского к возведению храма в Починках небезосновательно и требует дальнейших изысканий.

7. Саров

Современные исследователи вслед за арзамасским писателем и краеведом П.В.Еремеевым предполагают, что в 1821 году Коринфский сделал проект храма Иоанна Предтечи Саровской пустыни. Этот памятник градостроительства и архитектуры федерального значения, входящий в монастырский комплекс «Саровская пустынь», был построен в 1824 году (согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области»).

Пятикупольный храм, украшенный лепниной и колоннами, был построен в стиле классицизма на средства астраханского рыбопромышленника Кирилла Фёдоровича Фёдорова. Располагается он на восточной стороне монастыря, под Саровской горой – над ключом, бьющим прямо из-под горы. Внутри храма находился источник, который снабжал монастырь питьевой водой. В 30-е годы ХХ века объект был частично разрушен и перестроен (в советское время в нём было устроено общежитие, позднее расположился «секретный объект», а источник был забетонирован).

Храм Иоанна Предтечи, фото предоставлено Еленой Яровицыной Храм Иоанна Предтечи, фото предоставлено Еленой Яровицыной Храм Иоанна Предтечи, фото предоставлено Еленой Яровицыной Храм Иоанна Предтечи, фото предоставлено Еленой Яровицыной

Выступая на конференции в Ульяновске, доктор архитектуры, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук Инесса Николаевна Слюнькова (г. Москва) отметила, что предположения относительно авторства Коринфского в данном случае также имеют право на существование. Она считает, что храм Иоанна Предтечи в Сарове восходит к образцам византийской культуры, здесь есть коринфский ордер и повторяется приём ступенчатого барабана купола, как в Казанском соборе в Санкт-Петербурге.

8. Чкаловский район

Катунки

Изучение «ступинского периода» может открыть ещё одно «место памяти», связанное с Михаилом Коринфским. Писатель и краевед П.В.Еремеев в книге «Арзамасская муза» сообщает, что с 1805 года Ступин выполнял крупный заказ князя Грузинского, в селе Катунки Балахнинского уезда (сейчас – Чкаловский район). В течение двух лет (1805 – 1806 года) Александр Васильевич со всеми учениками, включая Коринфского, занимались росписями храма в Катунках. Было написано 90 картин на библейские и евангельские сюжеты. В.Ф.Карпенко в очерке «Александр Васильевич Ступин» пишет, что «работа оценивалась в семь тысяч ассигнациями. С заказчиком, а им был князь Грузинский, сошлись на трех тысячах, но князь заплатил всего лишь две тысячи шестьсот в назидание за то, что Ступин не сделал золотых накладных венцов и подписей на иконах, как того желала княгиня Грузинская». Однако ни Еремеев, ни Карпенко не называют храм, на котором велись эти работы (в Катунках их было несколько). По мнению В.В.Коваля такое количество фресок не могло разместиться в интерьерах другого катунского храма, кроме Рождественского, точная дата строительства которого неизвестна (в источниках фигурируют 1804, 1823, 1824 годы).

В рамках проекта «Места памяти» в 2011 году фонд «Дать Понять» организовал специальную экспедицию в Катунки, в ходе которой участники проекта изучили стоящий на границе зоны затопления Горьковского водохранилища храм Пресвятой Богородицы (он был составляющим усадьбы Грузинских-Турчаниновых). По данным, собранным в ходе поездки, эту церковь расписывали, опираясь на композиции из евангельских и библейских сюжетов. В советское время, когда храм приспособили под механический завод, все фрески были закрашены побелкой. В годы войны завод изготавливал детали для танков и самолётов, позднее – челноки для швейных машин (здесь был филиал Подольского завода «Швеймаш»). В 1972 году завод построил новое здание, и 30 лет храм был в запустении. Это привело к тому, что побелка стала отваливаться, и стали проявляться фрески. В книге В.В.Коваля «Храмы Катунок» можно найти их фотографии до реставрации.

Фрагмент росписи в арке окна второго яруса в храме Пресвятой Богородицы в Катунках, 2005 год, фото из книги В.В.Коваля «Храмы Катунок» Фрагмент росписи восточной стены в храме Пресвятой Богородицы в Катунках, 2006 год, фото из книги В.В.Коваля «Храмы Катунок» Интерьер в храме Пресвятой Богородицы в Катунках, 1947 год, фото из книги В.В.Коваля «Храмы Катунок» Фрески в храме Пресвятой Богородицы после реставрации в Катунках, фото Ольги Чеберевой

9. Шатковский район

Костянка

Среди утраченных объектов, возведённых по проектам Михаила Коринфского в Нижегородской губернии, числится храмовый комплекс в честь Апостолов Петра и Павла в селе Костянка (первоначальное название – Петропавловское). Построен он был в усадьбе Кутлубицких в 1813 – 1825 годах (по данным «Адрес-календаря», в 1831 году). Высота самой Петропавловской церкви достигала 45 метров, а колокольни – 60. Храмовый комплекс располагался на холме – на месте водораздела притоков Пьяны (Сердеми и Якшенки). Архитектурный ансамбль доминировал над сельским ландшафтом и был виден за десятки вёрст.

Одно из ценных приобретений проекта «Места памяти Нижегородской области» – фотография этого комплекса, которую сделал житель села Костянка Иван Григорьевич Бубнов (1916 – 1986) до полного уничтожения объекта в 1957 году. Интересно, что до наших дней дошёл главный дом усадьбы Кутлубицких, из подвала которого, по словам краеведов, к храму вёл подземный ход.

Петропавловский храм в Костянке Шатковского района, фото предоставлено Владимиром Бубновым Петропавловский храм в Костянке Шатковского района, фото предоставлено Владимиром Бубновым Петропавловский храм в Костянке Шатковского района, фото предоставлено Владимиром Бубновым Петропавловский храм в Костянке Шатковского района, фото предоставлено Владимиром Бубновым

10. Нижний Новгород

После окончания Петербургской Академии художеств молодой Коринфский пытался реализовать свои творческие замыслы на строительстве главного города губернии – Нижнего Новгорода. В 1816 году он сделал проект здание дворянского собрания, которое предполагалось построить взамен старого деревянного дома, находившегося на площади против Дмитриевских ворот кремля (сейчас площадь Минина и Пожарского). Сохранилось письмо губернского секретаря Иванова на имя тогдашнего министра народного просвещения графа А.К.Разумовского, которое сопровождало представление проекта Коринфского в Академию художеств в 1816 году: «Дворянство Нижегородской губернии предназначило построить в Нижнем Нове-городе… каменный дом для общего своего и депутатов собрания; Императорской Академии художеств художник Михайло Коринфский сделал сему дому проект, который имею представить Вашему Сиятельству. Осмеливаюсь всепокорнейше просить согласно с желанием г. Коринфского о предложении оного Имп.Академии художеств естли искусство и труды сего художника удостоятся одобрения то в поощрении может он надеяться получить награду, зависимую от благоволения вашего Сиятельства, а с тем вместе у всех сословий обитателей здешней губернии пребудет с большею доверенностью к его познаниям».

Однако этим надеждам не было суждено сбыться: Коринфский не только не получил награду, но и лишился права реализовать свой проект в Нижнем Новгороде. Когда из-за перемены участка пришлось составлять новый проект дома дворянского собрания, то для проектирования его был приглашен другой архитектор. Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», здание Дворянского собрания (ул. Большая Покровская, 18) было построено в 1826 году по проекту архитектора И.Е.Ефимова.

Проект здания Дворянского собрания М.П.Коринфского Проект здания Дворянского собрания М.П.Коринфского Евангелическо-лютеранская церковь св. Александра на Большой Покровской в Нежнем Новгороде, фото М.П.Дмитриева Архитектор Михаил Петрович Коринфский

Заслуженный архитектор России Святослав Леонидович Агафонов в своей статье «Архитектура и зодчие Нижегородского края» называет ещё одну работу Коринфского в Нижнем Новгороде – небольшое здание Евангелическо-лютеранской церкви св. Александра на Большой Покровской «с его скромным, построенным в благородных пропорциях, четырехколонным портиком ионического ордера». Лютеранская кирка была спроектирована в 1821 году, построена в 1828-м (по другим данным – в 1827 году). В 1963 году храм был снесён (о том, как он выглядел, можно судить по дореволюционной фотографии М.П.Дмитриева). Однако современные исследователи творчества архитектора отмечают, что эти сведения нуждаются в документальном подтверждении, т.к. на чертежах, хранящихся в архиве, его подписи не обнаружено.

P.S. Согласно каталогу, изданному архитектурной мастерской «Симбирскпроект», кроме Нижегородской губернии можно сформировать ещё одну – общероссийскую – десятку «мест памяти» архитектора Коринфского:

1. Казань (астрономическая обсерватория университета, служебные полукружные корпуса университета, генеральный план местонахождения строений университета, анатомический театр университета, химическая лаборатория университета, библиотека университета, клиника университета, дом М.П.Коринфского, дом Н.Саврасовой, дом А.А.Белозёровой, дом Акчуриных, проект ветеринарной клиники университета, проект праздничной иллюминации главного корпуса университета по случаю визита императора, проект фасадов двух соборных храмов, проект собора в псевдоготическом стиле, проект института благородных девиц, проект перестройки гимназии, проект здания клиник университета, проект манежа университета, проект перестройки здания духовной семинарии, проект магнитной обсерватории университета, планы перестройки этажей главного корпуса университета (антесольного этажа, бельэтажа, подвального этажа), проект института благородных девиц (Родионовский институт), надгробие на семейном захоронении Коринфских на Арском кладбище, проект Дома дворянского собрания, проект иконостаса для церкви Николая Нисского, интерьер танцевального зала Дворянского собрания, дом М.С.Коринфской, памятник Г.Державину, оранжерея университета и квартира со службами, главный фасад университета с внутренней стороны двора, фасады зданий университета, планы этажей химической лаборатории, библиотеки и хозяйственных служб университета, типография университета, ботанический сад университета, проект пристроя дома Н.И.Мергасова, интерьер Губернаторского дома, дом священнослужителей при Петропавловском соборе).

2. Казанская губерния (Собор во имя Грузинской иконы Божией матери в Раифской Богородицкой пустыни, Покровская церковь в селе Отарке).

3. Самара (Успенская церковь).

4. Санкт-Петербург (под руководством профессора А.Н.Воронихина М.П.Коринфский участвовал в строительстве Казанского собора, дома графа Строганова, дачи Зиновьева).

5. Симбирск (Троицкий собор, план Соборной площади губернского города Симбирска, Дом трудолюбия, удельная контора, классическая гимназия).

6. Симбирская губерния (церковь Живоначальной Троицы в селе Пятине, Преображенская церковь в селе Усолье, проект церкви в селе Богдановке (с. Зеленовка), больница в селе Сыреси, образцовые хлебные магазины в селе Ключищи, Михайло-Архангельская церковь в селе Шигоны, торговые ряды (каменные ярмарочные ряды с гостиным двором) в городе Карсуне, церковь Рождества Христова в селе Царевщине, церковь Рождества Христова в селе Рождествено, усадьба князей Гагариных в селе Заборовке, усадьба Чарыковых в селе Богдановке).

7. Оренбург (проект Караван-сарая (не реализован).

8. Пензенская губерния (церковь Тихвинской иконы Божьей матери в селе Вороновке, церковь Спаса Нерукотворного в селе Салме).

9. Полтавская губерния (усадьба А.Ф.Лукьяновича в селе Шидееве).

10. Чебоксары (предположительно проект перестройки дома надворного советника И.И.Соловцова (с 1816 года – уездное училище).

Материал подготовила Галина Филимонова

В настоящей публикации использованы фотографии Владимира Бакунина, Натальи Пакшиной, Галины Филимоновой, Юлии Сухониной, Василия Безденежных, Марии Кочуновой, Елены Яровицыной, Ольги Чеберевой, а также фотография М.П.Дмитриева

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти-2013»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!