О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Резьба на доме в деревне Савино Городецкого района, фото Галины Филимоновой


29 июля 2014 года

В поисках копалкинских наличников

Предметом интереса проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области» фонда «Дать Понять» стал деревянный дом Корягина в деревне Савино Городецкого района, построенный плотницкой артелью Василия Копалкина (1850 – 1930-е) – одного из последних мастеров, работавших в технике поволжской глухой резьбы. «Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области» говорят о том, что этот объект – памятник градостроительства и архитектуры федерального значения (датировка – 1894 (по уточненным данным – 1893) год, документ о принятии на госохрану № 176).

Это тот самый дом, который описан и в хрестоматийном справочнике «Памятники истории и культуры Горьковской области» 1980 года, и в новом каталоге ОКН «Городецкий район», изданном в 2013 году. Фотографии его больших окон со ставнями и резными наличниками с фараонками, львами, конями и драконами неизменно иллюстрируют восторженные рассказы об объектах историко-культурного наследия Нижегородской области, когда речь заходит о деревянной архитектуре и местных традициях резьбы, сочетающей несколько видов техники (от барельефной до пропильной).

Экспедиция, предпринятая участниками проекта 27 июля 2014 года с целью сверить официальные списки памятников с действительностью и пополнить карту «мест памяти» Нижегородской области, показала, что копалкинских ставней с наличниками в указанном месте нет. По словам местных жителей, в июне этого года владельцы дома практически весь резной декор сняли и из Савина увезли. Ответы на вопросы «куда» и «почему» предложили задать «самим хозяевам», ведь ответственность за сохранность объекта культурного наследия современное российское законодательство возлагает на собственника памятника.

Дом Корягина в деревне Савино Городецкого района Нижегородской области, фото Юлии Сухониной

– В Городце теперь эта резьба, на улице Ленина, в доме № 2, – рассказывает супруга владельца дома, которому в Савине принадлежит несколько объектов (сам он особого желания принять участие в беседе не демонстрировал, пожаловался лишь, что музей собирался дом купить, но передумал). – Вообще-то мы спасти её решили, поэтому и пристроили в музей. Сам-то дом того и гляди рухнет. То, что государство присвоило дому статус памятника, на деле – пустой звук: пол на первом этаже провалился, от силы ему еще год стоять, если пожар раньше не уничтожит.

В Городце по указанному адресу находится антикварный салон. Выяснилось, что «главная скрипка» в нём – архитектор и автор книг о городецкой резьбе Владимир Горячев. Располагается салон в бывшем доме усадьбы Петелиных, который любители старины реставрируют собственными силами. При салоне действует выставочный зал, экспонатами которого и стали копалкинские наличники.

Наличники дома Корягина в деревне Савино Городецкого района Нижегородской области, фото Романа Быстрова

По словам В.Горячева, о продаже речь не идёт: на данный момент детали памятника законсервированы, и их может увидеть любой желающий (в часы работы салона, разумеется). В ближайшем будущем они могут стать экспонатами частного музея городецкой старины. А что делать, если ни собственнику, ни государству они не нужны?

Найти наличники оказалось проще, чем ответить на этот вопрос, поговорить с владельцем дома о памятнике и его предках или получить комментарий от органов государственной охраны объектов историко-культурного наследия.

Наличники дома Корягина в деревне Савино Городецкого района Нижегородской области, фото Романа Быстрова

– Хорошо, что нашлись, – делится впечатлениями участница экспедиции Юлия Сухонина. – Хорошо, что еще не перепроданы, и теперь перепродать будет еще сложнее. Плохо, что наличники, рожденные, чтобы украшать дом, больше ничего не украшают (коллекция собирателя не в счет). И очень странно, что можно вот так продать-купить предмет охраны федеральных властей. По крайней мере, незаконно. Ну и лично мне непонятно, как можно не хранить такое статусное наследство в своей семье, раз уж дед-прадед был таким ценителем красоты.

Наличники дома Корягина в деревне Савино Городецкого района Нижегородской области, фото Романа Быстрова

– Я бы не стал осуждать владельцев дома за продажу резьбы, – добавляет Владимир Горячев. – Ведь они не могли обеспечить сохранность дома, и никакой помощи в этом они не получали от государства, которое дом «охраняет». При ближайшем рассмотрении оказалось, что резьба в ветхом, требующем срочной реставрации и консервации, состоянии. И оставлять ее далее в таком виде было бы просто опасно, т.к. можно утратить этот памятник культурного наследия навсегда. Срок жизни дерева под открытым небом ограничен, и для спасения резьбы правильнее хранить ее в помещении. Например, в Городце оригинал ворот дома графини Паниной, по причине ветхости, хранится в музее города, а на здании – копия. И ещё один момент: владельцы дома не подписывали охранного обязательства и не брали на себя никаких обременений, поэтому резьба была продана по договору купли-продажи абсолютно законно.

Так или иначе, можно зафиксировать, что «место памяти» сместилось – с конкретного географического населенного пункта в выставочные залы и на страницы каталогов об объектах историко-культурного наследия Нижегородской области.

Продолжение – в материалах «История с продолжением: дом без наличников» и «Фотография как «место памяти» копалкинских наличников».

Галина Филимонова

Фрагмент материала опубликован в газете «Нижегородская правда» 27 ноября 2014 года

В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой, Юлии Сухониной и Романа Быстрова

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!