Урочище Языково Арзамасского района: храм села Ново-Языкова На странице карты «мест памяти» Арзамасского района Нижегородской области фигурирует урочище Языково, отмеченное участниками фонда «Дать Понять» из-за полуразрушенного храма находившегося здесь когда-то села Ново-Языково. Возникло оно на месте деревни Языково в 1862 году, когда была построена Покровская церковь. В советские годы Ново-Языково было упразднено и разорено вместе с соседними деревнями, и сейчас о том, что здесь жили люди, напоминает лишь руинированный храм, стоящий посреди поля. Сделать специальную публикацию об этом месте мы решили в качестве ответа на запрос Андрея Языкова (г. Москва). Его предки – представители дворянского рода Языковых – владели рядом сел и деревень в Нижегородской губернии. Однако пока не удалось установить, было ли среди них Ново-Языково. Родословные книги такую информацию не содержат (хотя в других документах Ново-Языково упоминается), а родственники молчат. Последним, кто затрагивал эту тему, был дед Андрея – Сергей Сергеевич Языков, которого расстреляли в 1938 году. Дело С.С.Языкова, фото Андрея Языкова. Согласно материалам следственного дела, на допросах Сергей Языков говорил, что все родственники живут в Арзамасе. Буквально в 10 км от него и находится урочище Языково (бывшее село Ново-Языково, ранее – деревня Языкова). Карта 1911 года, фото Андрея Языкова. Выезд на место не принес ожидаемых результатов: расспросить здесь некого, а сомнительная информация, размещенная на поклонном кресте, напоминает не о Покровской церкви, а о храме «во имя св. Николая Чудотворца с. Новоязыково, построенного в 1885 – 1887 гг. и разрушенного в 1935 – 1937* гг.». Урочище Языково в Арзамасском районе, фото Владимира Бакунина. Часть этих сведений содержит и «Адрес-календарь Нижегородской Епархии» за 1888 год: «Село Языково-Новое. Церковь каменная во имя св. и чуд. Николая Мирликийского, построена в 1885 – 1887 годах, однопрестольная. Священник (вакансия), псаломщик В.И.Золотницкий**, 23 года, домашнее образование, на службе с 1886 года. Адрес: через г. Арзамас». А в «Адрес-календаре Нижегородской Епархии», вышедшем в 1904 году, – опубликованы другие данные: «Село Ново-Языково. Храм каменный (1862 год); престолы: главный (холодный) – в честь Покрова Божией Матери, придел тёплый правый – в честь св. Николая Чудотворца, левый – Рождества Христова. Земли – 29 десятин, дом общ., казенного жалованья 392 рубля, в приходе православных – 297 мужчин и 339 женщин; церковно-приходская школа. Иерей Виниамин Парфенович Платонов, 34 года, окончил епархиальную церковно-учительскую школу, в приходе – с 1902 года, законоуч. Псаломщик В.О.Преображенский, 39 лет, дом обр., в приходе – с 1904 года, церковный староста В.А.Ванин*** (1902 год)». Возможно, если понять историю храмов (кто и когда на самом деле их строил, за чей счет, что было раньше на их месте и т.п.), удастся не только уточнить противоречивые сведения, но и выйти на информацию о бывших владельцах этой местности? Для этого мы отправились в Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО), где, как выяснилось, хранятся планы и чертежи полуразрушенного храма. План Покровской церкви в Ново-Языкове, документ ЦАНО, фото Галины Филимоновой. Найденная нами «Ведомость о церкви в честь Покрова Божией Матери села Ново-Языкова Арзамасского уезда Нижегородской епархии» за 1903 год прояснила причину противоречивых сведений в «Адрес-календарях Нижегородской Епархии» за 1888 год и 1904 годах. «1. Церковь сия заложена в 1862 году, тщанием прихожан и выстроена только еще трапезная в 1886 году и освящена 30-го сентября 1886 года, а настоящая холодная и в настоящее время ещё не достроена. 2. Зданием каменная с такою же колокольнею, крепка, для молящихся поместительная, ограды и сторожки покуда при церкви нет. 3. Престолов в ней два, на правой стороне – в честь Николая Чудотворца, а на левой – в честь Рождества Христова, престольные праздники совершаются 9 мая, 6 декабря и 25 декабря. 4. Церковной утварью и ризницей церковь снабжена достаточно. 5. По Высочайше утверждению для Нижегородской епархии штатом 1877-го Причта при сей церкви положены быть священнику и Псаломщику и штат при сей церкви утвержден в 1886 году. 6. Усадебной земли при церкви – полудесятина, пахотной двадцать восемь 28 десятин, лугов и леса нет. План на одно поле, в количестве 7 ½ десятин имеется и хранится в церкви, а на оставшуюся землю плана нет и никакими гранями земля не разделена; земля для обработки удобна вся; священник обрабатывает землю сам, а псаломщик из половинной части. Земля вся в бесспорном владении и никаких дел о заявителе земли не проводится. План Покровской церкви в Ново-Языкове, документ ЦАНО, фото Галины Филимоновой. 7. Дома у священника и псаломщика общественные, деревянные; у священника построен на церковной земле, а у псаломщика на общественной; построены они в 1886 году на средства прихожан; дома нигде не застрахованы и капитала на страховку домов не имеется. 8. На содержание Причта положено с 1896 года жалования от казны в размере 392 рубля; билетов не имеется, зданием, угодий, домов, лавок, мельниц и т.п. нет. От земли причт получает дохода 90 рублей, от церковников и приходских служб и треб причт получает 350 рублей, а всего 732 рубля, руги от прихода нет. 9. Зданиев и угодий и билетов в пользу церкви нет. 10. Расстоянием сия церковь от местного Благочинного в 10 верстах, от Духовной консистории в 120 верстах, от города Арзамаса в 10 верстах, ближайшая станция железной дороги и почтовая – в г. Арзамасе. План Покровской церкви в Ново-Языкове, документ ЦАНО, фото Галины Филимоновой. 11. Ближайшая к сей церкви следующая: Кавлейская Скорятинская в 2 верстах; Козьмо-Усадская в 2 верстах, и Веригинская в 2 верстах. 12. Приписных церквей в сем приходе нет. 13. Домовых церквей нет. 14. Опись церковному имуществу есть; составлена и утверждена Консисторией в 1887 году. 15. Приходно-расходные книги хранятся с 1886 года, оные ведутся и хранятся исправно; последние выданы с 1902 года по 1905 год. 16. Копии Метрических книг хранятся в целости с 1887 года. 17. Исповедные росписи хранятся при церкви с 1886 года. 18. Обыскные книги хранятся с 1886 года, а последняя выдана в 1903 году, в ней писанных 11, а неписанных 90 листов. 19. Церковная летопись ведется с 1903 года. 20. Книги, относящиеся до круга церковного, имеются в достаточном количестве, кроме их книг нет никаких в библиотеке. 21. К следующему году за расходом состоит денег на лицо 1 р. 63 коп., хранятся они в церкви. В отчетном году церковь уплатила всего налогов 72 рубля 50 копеек, а именно 32, 3% сборов 19 руб. 56 коп. на местные учебные заведения, 30 р. 12 коп. в ресурс эмеритальной кассы, 2 р. должностным лицам округа жалованья, 9 рублей 75 коп. на бедное духовенство, 6 рублей 25 копеек на содержание епархиальных миссионеров, 2 рубля на Благочинническую библиотеку, 1 рубль 6% сбора на епархиальное женское училище 1 р. 62 к. План Покровской церкви в Ново-Языкове, документ ЦАНО, фото Галины Филимоновой. 22. Противораскольнической библиотеки в приходе не имеется. 23. Братства, попечительства, общества трезвости нет. Церковно-приходская школа есть в селе Ново-Языкове, открыта в 1888 году, в ней обучается в отчетном году мальчиков «17» и девочек «18», законоучитель состоит священник Вениамин Парфенов, а учительницей девица Елизавета Горшкова». «Ведомость» содержит раздел «О причте означенной церкви», из которого можно узнать, кто именно был священником и псаломщиком («где родился, из какого звания происходит, когда и кем в какой чин произведен, и к какому месту, какие проходил и проходит особенные должности, когда чем был награжден и кого имеет в семействе» и т.д.). Так, в 1903 году священником в Ново-Языкове был иерей Вениамин Платонович Парфенов (34 года). «Родился в селе Троицком Васильского уезда в 1870 году 1 октября, сын земского фельдшера Платона Сергеева Парфенова, окончил курс в 1885 году уездного училища и Епархиальной церковно-учительской школе в 1889 году. Преосвященным Иаковом Епископом Балахнинским определен на Псаломническое место к церкви села Студенца Горбатовского уезда, где состоял законоучителем (с 1891 года августа 10 дня) и учителем церковной школы с 1893 года, по 1895 год. Преосвященным Владимиром рукоположен во дьяконы церкви села Мары Макарьевского уезда, где состоял законоучителем Земского начального народного училища (1895 года Июня 5 дня) и за отличное преподавание Закона Божия удостоился Архипасторского Благословения (1896 года Октября 26 дня). Тем же Преосвященным переведен в село Палец (1897 года Октября 10 дня). Состоял учителем церковно-приходской школы в приходской деревне Вязовка во все время своего служения в селе Палец. Преосвященным Назарием произведен во священника у церкви села Гарей Арзамасского уезда 1902 года мая 26 дня. Тем же Преосвященным перемещен на настоящее место 1902 года июня 17 дня, где состоит заведующим и законоучителем церковно-приходской школы. На основании Высочайшего повеления от 30 января 1897 года за труды по всеобщей переписи населения пожалована ему бронзовая медаль. 1897 года апреля 24 дня. Грамоту и Указ имеет. В семействе у него жена: Ольга Александровна (33 года), дочь псаломщика. Дети: Александр (11 лет), обучается в Арзамасском Духовном училище; Елена (9 лет); Варвара (8 лет); Петр (6 лет); Серафим (1/2)». Выдержка из «Ведомости о церкви в честь Покрова Божией Матери села Ново-Языкова Арзамасского уезда Нижегородской епархии», документ ЦАНО, фото Галины Филимоновой. О псаломщике: «Василий Федорович Преображенский (40 лет), сын священника, нигде не обучался кроме отца. Преосвященным Макарием определен на Псаломническое место в село Коврово Семеновского уезда 1880 года 4 марта. Преосвященным Агафодаром перемещен в село Андрейково Княгинского уезда 1891 года 4 марта. Преосвященным Анастасием перемещен в село Гагино Сергачского уезда 1899 года 17 мая. Преосвященным Нестором перемещен в село Сиуху Нижегородского уезда 1901 года 17 сентября. Преосвященным перемещен на настоящее место 1904 года 17 января. Указ имеет. В семействе у него жена Надежда Афанасьевна, дочь священника, 31 год. Дети: Александр (14 лет), обучается в пойской втроклассной школе; Клавдия (11 лет); Антонина (8 лет)». Однако «о прихожанах означенной церкви», «тщанием» которых и был заложен храм в 1862 году, «Ведомость» дает довольно сжатые сведения, отмечая лишь, что к 29 января 1905 года в селе Ново-Языкове «всего прихожан: 294 мужчины и 329 женщин. Из них военных: 116 дворов (41 мужчина и 37 женщин). Мещан: 3 мужчины, 3 женщины. Крестьян: 250 мужчин, 289 женщин». Были ли среди прихожан Языковы, по этому источнику установить не удалось. Если бы строительство церкви началось до отмены крепостного права в 1861 году, то в «Ведомости» скорее всего была бы указана фамилия помещиков (как правило, храмы возводились при их активном участии). Из-за позднего образования села Ново-Языкова также не содержат информацию о Языковых и «Геометрические специальные планы», хранящиеся в архиве. Вообще, по Ново-Языкову есть только один документ (от 1912 года): «План участка земли с. Новоязыкова Арзамасского уезда под названием села Ямищ, владения крестьянки того же села Королевой А.И.». Любопытно, что сейчас Ямищи (другое название – Ямицы) тоже – урочище, и находится оно рядом с урочищем Языковым. Название «Ямищи» указывает на характер рельефа – карст. Возможно, карстовые провалы могут быть одной из причин упразднения этих населенных пунктов в 1970-х годах. Урочище Языково в Арзамасском районе, фото Ольги Новоженовой. От гражданских построек в Ново-Языкове не осталось и следа, а, судя по чертежу, выполненному с натуры в 1926 году, территория вокруг церкви была плотно окружена застройкой. Село Ново-Языково, чертеж с натуры, 1926 год, документ ЦАНО, фото Галины Филимоновой. Как следует из материалов дела «О ликвидации церкви в селе Ново-Языкове Арзамасского района», в 1937 году здесь находился колхоз «Красная Нива». Вероятнее всего, П-образные строения, обозначенные на чертеже выше, имели прямое отношение к нему. В то время «в частных двух домах, временно принадлежащих колхозу» проходили школьные занятия, а самой школы в селе уже не было. В связи с чем колхозники решили забрать храм «под начальную школу (с числом мест 90) и клуб с переоборудованием за счет колхоза». 20 ноября 1937 года – спустя несколько дней после расстрела новоязыковского священника Павла Адамантова* – в Ново-Языкове было проведено общее собрание жителей села, на котором присутствовали «280 мужчин и женщин» из 413 человек. Вот выписка из его протокола: «Выступало 16 человек, которые призывали колхозников не возражать против данного мероприятия, т.е. передачи церкви. Проект переделки церкви под начальную школу: план церкви (проектировал Г.Ясников. 9 апреля 1938 года), документ ЦАНО, фото Галины Филимоновой. Постановили: Мы колхозники и колхозницы и все граждане с. Ново-Языкова считаем, что пора покончить с религиозно-поповским дурманом. Мы убедились в том, что поповско-церковный дурман для народа являет вред, а также и для построения социализма в нашей стране, а поэтому имеющуюся в нашем селении церковь передать в пользование: 1) под школу, 2) под клуб. Ремонт произвести необходимо за счет колхоза, имеющиеся средства в церкви передать в колхоз для приобретения культ товаров для клуба». Проект переделки церкви под начальную школу: план школы (проектировал Г.Ясников. 9 апреля 1938 года), документ ЦАНО, фото Галины Филимоновой. Планировалось, что источником финансирования на переоборудование церкви будет «Новоязыковский колхоз, часть средств будет за счет имущества, находящегося под пользованием школы и средств самообложения и сельского населения, собираемого на территории». По составленной техником Г.Ясниковым смете, потребность в средствах составляла 17.100 рублей 13 копеек. Причем, 540 рублей из них надеялись «выручить от продажи старого кирпича: 8.000 штук по 70 рублей за I тысячу». Покровская церковь в Ново-Языкове, 1970-е годы, фото предоставлено Ольгой Дегтевой. Судя по фотографии советского периода, добившись Постановления Облисполкома от 11 декабря 1938 года «О закрытии церкви в селе Ново-Языкове № 404», которое вступило в законную силу 4 января 1939 года, о проекте перестройки забыли или не нашли необходимых средств для его реализации. Действовала ли начальная новоязыковская школа в бывшем храме? И были ли среди жителей села Языковы? Ответы на эти вопросы могут дать лишь люди, которые жили там, и их потомки, которым они рассказывали об истории Ново-Языкова. Архивные документы содержат некоторые ново-языковские фамилии: Максимовы, Андроновы, Колпаковы, Мамаевы, Карповы, Дельцовы, Королевы, Орешины, Петровы, Грушовы, Грачевы, Силаевы, Романовы, Борисовы, Власовы, Сидоровы, Преображенские, Денисовы, Туговы и другие. Если среди читателей этих строк найдутся те, кто знают ответы на эти вопросы и хотят подключиться к проекту, поделившись имеющейся информацией, присылайте свои сведения на e-mail: nonstop6@yandex.ru. * В 1935 – 1937 годах Покровская церковь в селе Ново-Языкове еще действовала. Последний священник Павел Семенович Адамантов был арестован в 1937 году. Биографическую справку о нем проекту предоставила историк Ольга Дегтева: «Адамантов Павел Семенович родился в 1870 году в Нижнем Новгороде, в семье дьякона. После 3-х лет обучения в нижегородской семинарии, определен псаломщиком в Архиерейский Дом. В 1890 году перемещен в село Вад Арзамасского уезда. 11 декабря 1894 года Преосвященным Алексием (Опоцким) посвящен в стихарь. В 1903 году согласно прошения перемещен в село Шипилово Макарьевского уезда. В 1904 году сдал экзамен на звание учителя церковно-приходской школы. В 1905 году согласно прошения перемещен в село Бор к Знаменскому собору. В 1907 году посвящен в сан дьякона. На следующий год по личному прошению перемещен к Горбатовскому Троицкому собору. В 1912 году переведен в село Журавлиха Лукояновского уезда, а затем в село Старовелетьма Ардатовского уезда. После 1917 года служил в селе Полдеревка. В 1921 году рукоположен в сан священника. В 1924 году награжден набедренником. В 1930 году служил в селе Худошино Дивеевского района. Арестован 27 января 1930 года. Обвинялся в антисоветской агитации и в агитации против мероприятий советской власти, в частности, против колхозного строительства. Виновным себя в предъявленном обвинении Адамантов П.С. не признал. Дело по обвинению Адамантова П.С. было прекращено 18 февраля 1930 года. Последним местом служения был Покровский храм в селе Новое Языково. Арестован 17 октября 1937 года. Приговорен Тройкой к ВМН. Расстрелян 1 ноября 1937 года». ** Фамилия Золотницкого в связи с Ново-Языковым встречается в архивных документах, датируемых 1918 годом. Правда, речь в них идет о семье священника Федора Золотницкого, которого нашли мертвым в полуверсте от села. Урочище Языково в Арзамасском районе, фото Ольги Новоженовой. В «Деле по прошению жены священника с. Ново-Языкова Арзамасского уезда Золотницкой Е. о выдаче ей пенсии за умершего мужа» под грифом «Секретно!» есть более ранний справочный лист о нем: В прошении вдовы священника Екатерины Золотницкой, поданном в Духовную Консисторию 3 января 1918 года, уточняются данные о членах семьи священника: «Екатерина (45 лет) и несовершеннолетние дети ея: София, рожд. 5 июня 1900 года, Тамара – 8 октября 1903 года, Сократ – 1 февраля 1907 года, Федор – 29 апреля 1904 года», а также причина смерти кормильца: «20 декабря 1917 года священник села Ново-Языково Федор Золотницкий на пути к селу Ново-Языкову замерз в полуверсте от села». *** «Ведомость о церкви в честь Покрова Божией Матери села Ново-Языкова Арзамасского уезда Нижегородской епархии» – «о старосте означенной церкви»: Галина Филимонова, Андрей Языков В настоящей публикации использованы документы ЦАНО, фотографии Галины Филимоновой, Ольги Новоженовой, Владимира Бакунина, Андрея Языкова, а также фотография, предоставленная Ольгой Дегтевой Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Языковские «места памяти» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|