О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Нижегородская Стрелка, 2012 год. Фото: Надежда Щема.


Свободная Стрелка

Начну немного издалека и с личного. По понятным причинам, долгое время для меня, как большинства жителей и гостей Нижнего Новгорода кусок суши в точке слияния рек Волги и Оки был в большей степени символом визуальным. Так как с момента организации здесь крупнейшего речного порта в 1932 году эта территория была в определенном смысле отсечена от культурной ткани города. Стрелку с жирафами кранов видели все, проезжая по мосту на транспорте, прогуливаясь по набережным, проплывая на пароходах. Видели на фотографиях, картинах, открытках, в фильмах.

Фактическое знакомство с местом, произошло почти 6 лет назад в 2011 году, когда Марина Игнатушко (журналист и куратор ряда проектов) предложила поучаствовать в российско-французском творческом эксперименте, получившем название «Подъёмные силы» и проходившем под руководством одного из ведущих художников Франции, профессора парижской архитектурной школы «Ля Вилетт» Ксавье Жюйо. Это был в какой-то степени образовательный и исследовательский процесс, дающий возможность глубже понять «genius loci». Некое предпроектное знакомство с территорией, в ключе не характерном для обычной практики.

Тогда же (в мае 2011 года) при первом знакомстве с местом, в поиске идей и подручных материалов для работы заглянули в открытые двери одного из пакгаузов, разместившихся вдоль Волги. В темноте, между складируемыми вещами просматривались и  моментально обращали  на себя внимание металлические конструкции. Но ни рассмотреть их подробно, ни понять масштаб, а тем более нормально сфотографировать возможности не было. Проект длился 3 года, все это время складские корпуса работали по назначению.

Проект «Подъемные силы». 2011 - 2013 годы. Фото: Надежда Щема.

Проект «Подъемные силы». 2011 - 2013 годы. Фото: Надежда Щема.

Хочу отметить, что и бетонные пакгаузы, протянувшиеся вдоль реки Оки, весь этот период обращали на себя не меньшее внимание. Они, по сути, участвовали в творческом процессе наравне с портовыми кранами. Это были дополнительные смотровые площадки, на их плоскость стен вечером можно было транслировать фотографии и кино. В них четко читалась трехнефная, базиликальная структура, несмотря на утраченные зенитные фонари. Уже много позже из устных источников появилась версия, что их авторство принадлежит Анатолию Федоровичу Жукову – главному архитектору Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВДНХ СССР – ВВЦ).

2013 год стал последним годом работы проекта «Подъемные силы», а 2014-й – год начала строительства стадиона к Чемпионату мира по футболу 2018 года. И изменения в перспективах развития Стрелки замаячили с особой ясностью, а вот впечатление от увиденных металлических конструкций и интерес к ним не отпускали.

В октябре 2015 года в рамках блока мероприятий ежегодного нижегородского фестиваля «Международный день архитектуры», инициатором и куратором которого также выступает Марина Игнатушко прошла прогулка-экскурсия на Стрелку с профессором кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ Татьяной Павловной Виноградовой. Темой экскурсии и точками притяжения и внимания стали с одной стороны уникальные фундаменты Собора Александра Невского, а с другой – портовые строения, и особо – металлические конструкции складов вдоль Волги. Тогда-то и удалось попасть в один из двух сохранившихся на территории пакгаузов, и довольно подробно заснять, очищенные от грузов пространства.

Экскурсия проекта «Дни архитектуры». 2015 год. Фото: Надежда Щема.

Экскурсия проекта «Дни архитектуры». 2015 год. Фото: Надежда Щема.

Фотографии с мероприятия были выложены в сеть на следующий день и буквально через пару часов стали предметом обсуждения и поводом для исследования, проведенного коллегой Денисом Плехановым.

Мнения о том, что эти пакгаузы изначально строились не как объекты хранения (аналогии с пассажами, крытыми рынками рубежа XIX – XX веков, перекрытыми с помощью похожих металлических конструкций, клепанного соединения), прозвучала одновременно в нескольких комментариях в ходе обсуждения опубликованных фотографий интерьеров. Но вот предположение о том, что запечатленные конструкции могут быть частью Главного павильона сразу 2-х Всероссийских промышленных и художественных выставок московской 1882 года и нижегородской 1896 года высказал Денис Плеханов.

Сравнение фото с экскурсии проекта «Дни архитектуры» 2015 года и фото М.П.Дмитриева. Фото: Надежда Щема.

Сравнение фото с экскурсии проекта «Дни архитектуры» 2015 года и фото М.П.Дмитриева. Фото: Надежда Щема.

Он на первом этапе сравнил доступные в сети исторические фотографии павильона со сделанными на экскурсии. На этом не становился. Буквально за сутки, провел дальнейший анализ планов, карт, аэрофотосъемки и фотофиксаций различных лет, которые помогли ему проследить произошедшие с конструкциями трансформации. В частности продажу после выставки части корпусов главного павильона, с установкой их на Сибирских пристанях (что было обычным делом, если вспомнить Шуховскую башню в Полибино, приобретенную Нечаевым-Мальцовым для своей усадьбы). Также последующий перенос к 60-м годам прошлого века 2-х корпусов с утратами ближе к Волге и их разворотом вдоль реки.

Экскурсия проекта «Дни архитектуры». Октябрь 2015 года. Фото: Надежда Щема.

Экскурсия проекта «Дни архитектуры». Октябрь 2015 года. Фото: Надежда Щема.

Завершающим этапом, подтверждающим версию о Главном павильоне, стал, проведенный Денисом графический сравнительный анализ пропорций на базе фотографического материала. Все это позволило сделать вывод о том, что один из сохранившихся пакгаузов – это 5-пролетный входной павильон центрального здания, другой – один из семи 4-пролетных рядовых, который был озвучен позже на пресс-конференции.

В завершении в качестве небольшой справки хочется напомнить, что Центральный павильон XVI Всероссийской промышленно-художественной выставки, проходившей в 1896 году в Нижнем Новгороде на территории нынешнего парка «1 мая», создавался еще к предыдущей XV выставке, проходившей в Москве на Ходынском поле. Архитекторами этого здания были А.И.Резанов, А.С.Каминский и А.Г.Вебер. Переносом занимался Петербургский металлический завод. В целом при переносе архитектурный образ сохранялся. За монтажом конструкций в Нижнем следил архитектор Ф.О.Станек. Незначительным изменениям подвергся лишь павильон с главный входом, который для большей выразительности подняли в основании приблизительно на 3 метра, обновлением его фасада занимался архитектор А.Н.Померанцев.

Экскурсия проекта «Дни архитектуры». Октябрь 2015 года. Фото: Надежда Щема.

Экскурсия проекта «Дни архитектуры». Октябрь 2015 года. Фото: Надежда Щема.

Недавно в СМИ появилась информация об обнаруженных аналогичных металлических конструкциях в городе Бор, на территории завода «Теплоход». Хочу напомнить, что от выставочных сооружений всероссийских выставок XIX – начала XX веков сохранились крохи. Снести всегда проще. То, что найдено, ждут дальнейшие этапы архивных и натурных исследований. Тоже относится и к бетонным пакгаузам 30-х.

Надежда Щема

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках цикла публикаций «Бывший порт на нижегородской Стрелке – «белое пятно» на карте города» 

Как поддержать проект?

 

Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!