О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Подъёмные силы на нижегородской Стрелке, 2012 год, фото Ольги Новоженовой


Подъёмные силы нижегородской Стрелки

Нижегородская Стрелка – давно сформировавшаяся идиома. Это устойчивое словосочетание стало атрибутом бренда Нижнего Новгорода, расположенного у слияния рек Оки и Волги, ещё задолго до того как само слово «бренд» укоренилось в обиходе нижегородцев. «Обе эти реки одинаково величественны, ибо в месте своего впадения в Волгу Ока ничем не уступает последней и теряет своё речное «я», – писал о Стрелке, называя её «тесным треугольником» между этими водными потоками, в своих скандально известных мемуарах француз Астольф де Кюстин в 1839 году. – Место это просится на картину по естественной красоте ландшафта. А между тем древний город Нижний, вместо того чтобы любоваться обеими могучими реками, словно бежит от них и прячется за горой».

С момента организации здесь крупнейшего речного порта Волжского бассейна в 1932 году, само острие «треугольника» Стрелки было выключено из культурного пространства города. По сути, нижегородский порт – это промышленное предприятие, позиционирующее себя как важное звено Международных Транспортных Коридоров «Север – Юг» и «Восток – Запад». Но сегодня его территория – это не только промзона с особым режимом для посещений, но и предмет интереса крупных девелоперов, продвигающих разные проекты её застройки (от конгломерата торговых, развлекательных и спортивных комплексов «Стрелка-Сити» до строительства стадиона чемпионата мира по футболу в 2018 году). Однако подобная перспектива развития географического центра Нижнего Новгорода устраивает далеко не всех, что наглядно уже второй год подряд демонстрирует российско-французский творческий эксперимент под названием «Подъёмные силы».

Подъёмные силы на нижегородской Стрелке, 2012 год, фото Галины Филимоновой Подъёмные силы на нижегородской Стрелке, 2012 год, фото Жанны Ворониной На нижегородской Стрелке, фото Ольги Новоженовой Нижегородский порт, фото Галины Филимоновой

- Это эксперимент по созданию временного художественного объекта, способного подчеркнуть возможности территории порта и Стрелки как сцены творческой активности, - рассказывает куратор проекта Марина Игнатушко. – Стрелка – воплощение понятия «Дух места». В глобальных городах подобным символическим территориям уделяют особое внимание. И прежде чем начинать их градостроительное освоение, проводят всевозможные творческие исследования нематериальных компонентов пространства, чтобы уловить импульс зарождения художественного образа. У нас принято считать, что арт-объект должен быть устойчивым (хотя бы временно), но опыт одного из ведущих художников Франции, профессора парижской архитектурной школы «Ля Вилетт» Ксавье Жюйо разрушает этот миф. Ксавье давно работает с городским пространством, создавая объекты для Олимпийских игр, международных фестивалей, на знаковых, подобных Стрелке, территориях Европы, Азии, Австралии. В Нижнем Новгороде он и его команда поставили перед собой задачу – обнаружить и показать энергию пространства в новых формах. Чтобы осуществить задуманное, здесь нужен не заказчик и бюджет, а подручные материалы и сила энергий (ветра и воды).

Подъёмные силы на нижегородской Стрелке, 2012 год, фото Жанны Ворониной Подъёмные силы на нижегородской Стрелке, 2012 год, фото Жанны Ворониной Подъёмные силы на нижегородской Стрелке, 2012 год, фото Жанны Ворониной Нижегородский порт, фото Ольги Новоженовой

Сам же Ксавье Жюйо считает, что нематериальный компонент пространства важен не менее, чем архитектура – видимая оболочка определённых желаний и представлений. Подъёмную силу он рассчитывает для «летательных аппаратов», сделанных из ПВХ-плёнки. Рассчитывается эта сила таким образом, чтобы превышать силу лобового сопротивления, и возникает она тогда, когда есть движение. Метафорическое значение этого проекта – сама попытка создать и организовать движение, чтобы обнаружить силы, помогающие «взлететь» и проследить, пережить их в конкретном развёртывании. Движение в данном контексте художник рассматривает как волю к изменению. Смысл проекта помогает раскрыть сам факт использования различных пластиков для создания «летательных аппаратов» различных форм. Пластик – это сублимация движения, а пластмасса – синоним трансформации – не существует как собственно вещество.

Первую попытку запечатлеть формы, которые создаёт на Стрелке ветер, знаменитый художник предпринял совместно со студентами-архитекторами из Парижа и Нижнего Новгорода в мае 2011 года, когда, по приглашению ректора ННГАСУ Евгения Копосова, Ксавье Жюйо выступал с докладом на форуме «Великие реки» на Нижегородской Ярмарке. Для этого потребовалось организовать взаимодействие человека и природы, реальное, без посредничества компьютера и даже карандаша. Доступные на тот момент материалы были превращены участниками эксперимента в летающие объекты, которые ловили воздушные потоки и воплощали в материальной форме силу ветра. Всё это зафиксировали фото- и видеокамеры. По мотивам этого художественного акта была создана специальная экспозиция «Поэтика стихий», которая была показана в Арсенале осенью 2011 года.

Подъёмные силы на нижегородской Стрелке, 2011 год, фото предоставлено Мариной Игнатушко Подъёмные силы на нижегородской Стрелке, 2011 год, фото предоставлено Мариной Игнатушко Подъёмные силы на нижегородской Стрелке, 2011 год, фото предоставлено Мариной Игнатушко Подъёмные силы на нижегородской Стрелке, 2011 год, фото предоставлено Мариной Игнатушко

Второй этап – строительство художественного объекта, способного выразить значение и важнейшие смысловые характеристики Нижнего Новгорода, начался в апреле 2012 года в порту французского города Шалон, где Жюйо уже несколько лет проводит свои практические семинары. В подготовке приняли участие как студенты «Ля Виллетт», так и молодые художники, архитекторы Нижнего Новгорода, Йошкар-Олы, Красноярска, Иркутска, Ярославля и Москвы. В конце апреля группа художников перебралась в Нижний Новгород, а 3 мая 2012 года продемонстрировала итоги своей работы приглашённым на Стрелку.

Ксавье Жюйо на нижегородской Стрелке, фото Ольги Новоженовой Подъёмные силы на нижегородской Стрелке, 2012 год, фото Ольги Новоженовой Подъёмные силы на нижегородской Стрелке, 2012 год, фото Ольги Новоженовой Подъёмные силы на нижегородской Стрелке, 2012 год, фото Галины Филимоновой

Благодаря тому, что акцию поддержали надёжные партёры проекта (Посольство Французской Республики в Российской Федерации, Архитектурный Институт «Paris la Villette», Приволжский филиал Государственного центра современного искусства, Лаборатория ЛЭП-500, Группа художников А3, Фонд Ростислава Алексеева и руководство нижегородского порта) художники смогли продолжить свой уникальный эксперимент, с которого легко можно было считать изумление и восторг от проектов всемирно известного конструктора судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов Ростислава Алексеева, создававшего в «волжской столице» суда принципиально нового типа.

Подъёмные силы на нижегородской Стрелке, 2012 год, фото Ольги Новоженовой Подъёмные силы на нижегородской Стрелке, 2012 год, фото Ольги Новоженовой Подъёмные силы на нижегородской Стрелке, 2012 год, фото Ольги Новоженовой Подъёмные силы на нижегородской Стрелке, 2012 год, фото Галины Филимоновой

Показательно, что проект, адекватно представляющий Нижний Новгород далеко за его пределами, создан и поддерживается исключительно силами энтузиастов. Намерения главы города Олега Сорокина финансово поддержать художественный эксперимент международного масштаба так и остались на бумаге. В какой-то мере именно это обстоятельство подчёркивает острую необходимость актуализации наследия и формирования позитивного имиджа города самими нижегородцами, зачастую создающими события не благодаря, а вопреки сложившимся обстоятельствам.

Нижегородский порт, фото Галины Филимоновой Нижегородский порт, фото Галины Филимоновой Подъёмные силы на нижегородской Стрелке, 2012 год, фото Галины Филимоновой Подъёмные силы на нижегородской Стрелке, 2012 год, фото Галины Филимоновой

Материал подготовила Галина Филимонова

В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой, Ольги Новоженовой, Жанны Ворониной, а также фотографии, предоставленные Мариной Игнатушко

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области» и цикла публикаций «Бывший порт на нижегородской Стрелке – «белое пятно» на карте города»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!