Подъёмные силы нижегородской Стрелки Нижегородская Стрелка – давно сформировавшаяся идиома. Это устойчивое словосочетание стало атрибутом бренда Нижнего Новгорода, расположенного у слияния рек Оки и Волги, ещё задолго до того как само слово «бренд» укоренилось в обиходе нижегородцев. «Обе эти реки одинаково величественны, ибо в месте своего впадения в Волгу Ока ничем не уступает последней и теряет своё речное «я», – писал о Стрелке, называя её «тесным треугольником» между этими водными потоками, в своих скандально известных мемуарах француз Астольф де Кюстин в 1839 году. – Место это просится на картину по естественной красоте ландшафта. А между тем древний город Нижний, вместо того чтобы любоваться обеими могучими реками, словно бежит от них и прячется за горой». С момента организации здесь крупнейшего речного порта Волжского бассейна в 1932 году, само острие «треугольника» Стрелки было выключено из культурного пространства города. По сути, нижегородский порт – это промышленное предприятие, позиционирующее себя как важное звено Международных Транспортных Коридоров «Север – Юг» и «Восток – Запад». Но сегодня его территория – это не только промзона с особым режимом для посещений, но и предмет интереса крупных девелоперов, продвигающих разные проекты её застройки (от конгломерата торговых, развлекательных и спортивных комплексов «Стрелка-Сити» до строительства стадиона чемпионата мира по футболу в 2018 году). Однако подобная перспектива развития географического центра Нижнего Новгорода устраивает далеко не всех, что наглядно уже второй год подряд демонстрирует российско-французский творческий эксперимент под названием «Подъёмные силы». - Это эксперимент по созданию временного художественного объекта, способного подчеркнуть возможности территории порта и Стрелки как сцены творческой активности, - рассказывает куратор проекта Марина Игнатушко. – Стрелка – воплощение понятия «Дух места». В глобальных городах подобным символическим территориям уделяют особое внимание. И прежде чем начинать их градостроительное освоение, проводят всевозможные творческие исследования нематериальных компонентов пространства, чтобы уловить импульс зарождения художественного образа. У нас принято считать, что арт-объект должен быть устойчивым (хотя бы временно), но опыт одного из ведущих художников Франции, профессора парижской архитектурной школы «Ля Вилетт» Ксавье Жюйо разрушает этот миф. Ксавье давно работает с городским пространством, создавая объекты для Олимпийских игр, международных фестивалей, на знаковых, подобных Стрелке, территориях Европы, Азии, Австралии. В Нижнем Новгороде он и его команда поставили перед собой задачу – обнаружить и показать энергию пространства в новых формах. Чтобы осуществить задуманное, здесь нужен не заказчик и бюджет, а подручные материалы и сила энергий (ветра и воды). Сам же Ксавье Жюйо считает, что нематериальный компонент пространства важен не менее, чем архитектура – видимая оболочка определённых желаний и представлений. Подъёмную силу он рассчитывает для «летательных аппаратов», сделанных из ПВХ-плёнки. Рассчитывается эта сила таким образом, чтобы превышать силу лобового сопротивления, и возникает она тогда, когда есть движение. Метафорическое значение этого проекта – сама попытка создать и организовать движение, чтобы обнаружить силы, помогающие «взлететь» и проследить, пережить их в конкретном развёртывании. Движение в данном контексте художник рассматривает как волю к изменению. Смысл проекта помогает раскрыть сам факт использования различных пластиков для создания «летательных аппаратов» различных форм. Пластик – это сублимация движения, а пластмасса – синоним трансформации – не существует как собственно вещество. Первую попытку запечатлеть формы, которые создаёт на Стрелке ветер, знаменитый художник предпринял совместно со студентами-архитекторами из Парижа и Нижнего Новгорода в мае 2011 года, когда, по приглашению ректора ННГАСУ Евгения Копосова, Ксавье Жюйо выступал с докладом на форуме «Великие реки» на Нижегородской Ярмарке. Для этого потребовалось организовать взаимодействие человека и природы, реальное, без посредничества компьютера и даже карандаша. Доступные на тот момент материалы были превращены участниками эксперимента в летающие объекты, которые ловили воздушные потоки и воплощали в материальной форме силу ветра. Всё это зафиксировали фото- и видеокамеры. По мотивам этого художественного акта была создана специальная экспозиция «Поэтика стихий», которая была показана в Арсенале осенью 2011 года. Второй этап – строительство художественного объекта, способного выразить значение и важнейшие смысловые характеристики Нижнего Новгорода, начался в апреле 2012 года в порту французского города Шалон, где Жюйо уже несколько лет проводит свои практические семинары. В подготовке приняли участие как студенты «Ля Виллетт», так и молодые художники, архитекторы Нижнего Новгорода, Йошкар-Олы, Красноярска, Иркутска, Ярославля и Москвы. В конце апреля группа художников перебралась в Нижний Новгород, а 3 мая 2012 года продемонстрировала итоги своей работы приглашённым на Стрелку. Благодаря тому, что акцию поддержали надёжные партёры проекта (Посольство Французской Республики в Российской Федерации, Архитектурный Институт «Paris la Villette», Приволжский филиал Государственного центра современного искусства, Лаборатория ЛЭП-500, Группа художников А3, Фонд Ростислава Алексеева и руководство нижегородского порта) художники смогли продолжить свой уникальный эксперимент, с которого легко можно было считать изумление и восторг от проектов всемирно известного конструктора судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов Ростислава Алексеева, создававшего в «волжской столице» суда принципиально нового типа. Показательно, что проект, адекватно представляющий Нижний Новгород далеко за его пределами, создан и поддерживается исключительно силами энтузиастов. Намерения главы города Олега Сорокина финансово поддержать художественный эксперимент международного масштаба так и остались на бумаге. В какой-то мере именно это обстоятельство подчёркивает острую необходимость актуализации наследия и формирования позитивного имиджа города самими нижегородцами, зачастую создающими события не благодаря, а вопреки сложившимся обстоятельствам. Материал подготовила Галина Филимонова В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой, Ольги Новоженовой, Жанны Ворониной, а также фотографии, предоставленные Мариной Игнатушко Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области» и цикла публикаций «Бывший порт на нижегородской Стрелке – «белое пятно» на карте города» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|