Смолино: имение нижегородского вице-губернатора Михаила Дмитриевича Языкова В центре внимания проекта «Языковские «места памяти» – урочище Смолино Дивеевского района. До отмены крепостного права в 1861 году здесь находилось имение нижегородского вице-губернатора – надворного советника Михаила Дмитриевича Языкова (1829 – 1871)*. До 1985 года Смолино было селом, от которого до наших дней дошла лишь Троицкая церковь 1864 года постройки**. В связи с укрупнением соседнего суворовского колхоза в 1980-х годах произошло его слияние со смолинским, а жители Смолина, разобрав свои дома, переехали жить в другие места (Суворово, Глухово, Саров и т.д.). Раз в год – на Троицу – бывшие смолинцы и их потомки организовывают сход, чтобы на один день оживить исчезнувшее село, приводя в порядок могилы предков, рассуждая о причинах распада и вспоминая прежнюю жизнь здесь***. Смолинский сход в 2016 году, фото Ольги Новоженовой. Однако о том, что в середине XIX века Смолино находилось в собственности помещиков Языковых (тех самых, которым принадлежала и соседняя деревня Сунгулово), никто из участников смолинского схода не помнит. Поэтому для подготовки этого материала пришлось обратиться к документам, которые находятся в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге, в Центральном архиве Нижегородской области (ЦАНО) в Нижнем Новгороде и в Государственном архиве Владимирской области (ГАВО) во Владимире. В «Атласе Ардатовского уезда Нижегородской губернии», который хранится в РГИА, есть описание этой местности: «Селение Смолино по обе стороны оврага Селищнаго, а безымянного на правое стороне оврагов Тухнарского Крутетцкого на правой речке Пузы отвершков Смолинского Крутецкого на левой и по обе стороны оврагов же Колодезного Смолинского и Селищнаго и отвершков онаего речкам Пузы в самое жаркое время бывает шириною в полторы сажени глубиною в пять вершков в ней. Рыбы не имеется. В том селе церковь деревянная во имя Архистратега Михаила с пределами Трех Святителей вселенских учителей Василия Великого Григория Богослова, Ионана Златоуста. В оном селе пруд в коем рыба караси, вода в показанной речке Пузе и пруде для употребления людям и скоту здрава. Земля Чернозем с песком на коем родится рожь, пшеница, овес, ячмень, горох, греча, лен, просо и сенные покосы средственно крестьян состоят на оброке и землю запахивают всю на себя онежи ине сверх полевой работу упражняются в рукоделиях, прядут лен посконь и шерсть ткут холсты и сукна для себя и на продажу». Получается, что до постройки Троицкой церкви из камня в 1864 году в Смолине был деревянный храм, возведенный в честь «Архистратега Михаила с пределами Трех Святителей вселенских учителей Василия Великого Григория Богослова, Ионана Златоуста». Судя по документам ЦАНО, в 1860-е годы этот храм ещё действовал, т.к. в архиве хранятся метрические книги одноклировой Архангельской церкви села Смолина за 1864 – 1865 годы. Скорее всего, именно этот деревянный храм имел отношение к помещикам Языковым, т.к. каменную церковь смолинские крестьяне построили уже за свой счет после отмены крепостного права. В РГИА есть «Дело надворного советника Языкова М.Д. селения Смолина. 25 октября 1863 г. – 22 апреля 1864 г.», исследуя которое удалось установить, что имение в Смолине досталось Михаилу Дмитриевичу Языкову в наследство от отца, впоследствии было заложено (оценочная стоимость составила около 12 000 рублей), а после отмены крепостного права было продано Выкупной казне Министерства финансов Российской империи. Из-за процентов по залогу к выплате владельцу имения доставалось лишь немногим более 3 000 рублей, а в крестьянский надел переходило около 822 десятин земли. План дачи с.Смолина с пустошами Страховой и Федотовой Ардатовского уезда, владения коллежского секретаря Языкова 1785, 1850 годы. Документ ЦАНО, фото Галины Филимоновой. Правда, крестьяне на протяжении 49 лет должны были расплачиваться за это с государством, считаясь «временно обязанными г-ну Языкову». Поэтому в деле о выкупе языковского имения в Смолине тщательно описаны все крестьяне и все наделы, а сам Михаил Дмитриевич стал автором трактата «О воззрении крестьян на повинности и средства уплаты их», проанализировав жизнь крестьян в Ардатовском уезде Нижегородской губернии. Фрагмент плана дачи с.Смолина с пустошами Страховой и Федотовой Ардатовского уезда с указанием, где и какие сорта пшеницы сеять. Владения коллежского секретаря Языкова 1785, 1850 годы. Документ ЦАНО, фото Галины Филимоновой. * Михаил Дмитриевич Языков (1829 – 1871). Сын Дмитрия Сергеевича Языкова. Родился 1 июля 1829 года. Надворный советник Нижегородской палаты гражданского суда; член Совета по хозяйственной части Нижегородского Мариинского губернского института благородных девиц; статский советник, член Судебной палаты Московского округа и Нижегородский вице-губернатор («Общая роспись» 1860-1861, 1866-1867, 1868-1869 годов). Среди документов архивного фонда «Владимирское губернское дворянское депутатское собрание» ГАВО есть «Формулярный список о службе исправляющего должность товарища председателя Владимирской палаты уголовного суда титулярного советника Языкова», составленный в 1853 году. Вот его содержание: «Чин, имя – титулярный советник Михаил Дмитриевич сын Языков исполняющий должность товарища председателя Владимирской палаты уголовного суда, двадцати четырех лет, православного исповедания. Знаков отличия не имеет. Жалования получает 700 руб. 50 коп. серебром. 8 ноября 1854 года М.Д.Языков женился на дочери отставного полковника Ксенофонта Павловича Гевлича – Софье Ксенофонтовне и стал отцом Анны (27.11.1854 г.), Дмитрия (16.2.1857 г.), Агриппины (29.6.1859 г.), Елизаветы (2.6.1860 г.), Павла (9.10.1861 г.), Ольги (5.7.1863 г.), Ксенофонта (27.8.1865 г.), Марии (22.7.1867 г.) и Екатерины (17.7.1868 г.). Выдержка из родословной Языковых, документ ЦАНО, фото Андрея Языкова. 14 июля 1871 года вдова статского советника Софья Ксенофонтовна Языкова направила в Нижегородское Дворянское Депутатское Собрание Прошение с приложением метрических свидетельств о рождении и крещении её детей: Дмитрия, Павла, Ксенофонта, Анны, Агриппины, Елизаветы, Ольги и свидетельства о рождении дочери Екатерины. В Прошении содержалась просьба о включении ее и детей в Дворянскую Родословную книгу Нижегородской губернии и ссылка, что коллежский асессор Дмитрий Сергеевич Языков с сыновьями Сергеем Дмитриевичем и Михаилом Дмитриевичем включены в VI часть Дворянской Родословной книги Нижегородской губернии, что и было удовлетворено Герольдией. Могила председателя Пироговской медицинской комиссии Ксенофонта Михайловича Языкова (1865 - 1901) в Донском монастыре в Москве. Рядом - могила его сына - профессора Дмитрия Ксенофонтовича Языкова (1898 - 1962). Фото Андрея Языкова. Михаил Дмитриевич Языков – прямой родственник инициатора исследования «Языковские «места памяти» Андрея Языкова (брат его прадеда Сергея Дмитриевича Языкова). ** Троицкая церковь в Смолине – памятник градостроительства и архитектуры регионального значения (1864 – 1895 годы, документ о принятии на госохрану № 286). Троицкая церковь в Смолине, фото Ольги Новоженовой. «Адрес-календарь Нижегородской Епархии» в 1888 году публикует о ней следующие сведения: «Церковь каменная, в честь Пресвятой Живоначальной Троицы построена в 1864 году, двухпрестольная. Священник П.П.Певницкий, 59 лет. Окончил курсы семинарии по 2 разряду, на службе с 1851 года, имеет набедр. Псаломщик Н.А.Веселовский, 30 лет, из двухклассного духовного училища, на службе – с 1877 года, церковно-учитель. Заштатный псаломщик И.В.Ульянов, 62 года. Адрес: через Вертьяновскую почтовую станцию». В 1904 году тот же источник уточняет информацию: «Храм каменный (1864 – 1895); престолы: главный – святой Троицы, придел правый – Арх. Михаила, левый – св. Трех святителей. Земли 34 десятины, дом у священника общ., каз. жал. 392 рубля, в приходе – 1 деревня, православных: 522 мужчины и 580 женщин, церковно-приходская школа. Иерей – Александр Васильевич Ремезов, 25 л., окончил семинарию, в приходе – с 1900 года, законоуч. Псаломщик Н.А.Веселовский, 47 лет, из двухклассного училища, в приходе – с 1884 года. Церковный староста И.Е.Демидов (1903). Адрес: с. Большой Макателем». Чертеж церкви в селе Смолине, 1926 год, документ ЦАНО, фото Галины Филимоновой. Храм был закрыт в 1937 году. Участники смолинского схода вспоминают, что «в декабре 37-го приезжал специальный отряд из Дивеева, который снял колокола и увез их в неизвестном направлении». В 2000-е годы по инициативе суворовского священника отца Александра (Лукьянчикова), который приехал в эти места из Пермского края, началось восстановление разрушенного храма, возобновились службы и крестные ходы во время смолинских сходов. Отцу Александру «так понравилась Смолинская церковь, что он один взялся ее восстанавливать: жил и в палатке, и прямо в церкви. Каждый день бегал в Суворовский храм служить службы, но как отслужит – снова в Смолино». Сын священника Андрей Лукьянчиков сделал для церкви новые окна, при поддержке бывших жителей села (Полюховых и др.) «забетонировали верх храма, чтобы не рухнул купол». Троицкая церковь в Смолине, фото Ольги Новоженовой. Но в 2008 году отец Александр скончался, а его сын Андрей повредил позвоночник, заниматься восстановлением церкви он теперь не может. В 2015 году участники смолинского схода сняли с храма четверик, чтобы он не упал с колокольни. Четверик с колокольни Троицкой церкви в Смолине, фото Ольги Новоженовой. В 2016 году впервые за 18 лет смолинских встреч на Троицу в Смолине не было священника (новый настоятель ближайшего Суворовского храма не поддержал инициативу участников схода провести службу в смолинском храме). Смолинцы же считают, что «служба в этом храме – очень хорошая традиция, которую хотелось бы поддерживать, ведь церковь – это не только поддержание культа, но и поддержание традиций, любви к своему месту», «а уж где провести службу (тем более, на Троицу в одноименном храме) – это вопрос вторичный и выездная служба была бы всем в радость». Участники смолинского схода на месте бывших сельских домов, фото Ольги Новоженовой. *** Организатором смолинского схода 2016 года был Александр Юрин, который специально приехал из Сыктывкара, чтобы провести это мероприятие. Его мать Екатерина Ивановна Юрина (в девичестве – Захарова) – уроженка Смолина. Она родилась в 1928 году и была старейшей на сходе. Екатерина Ивановна закончила исторический факультет в институте им. А.М.Горького в Горьком, была знакома с краеведом и писателем Василием Ивановичем Карпушовым (родился в 1927 году, жил в Лихачах, недавно умер), а также была 10-м и последним ребенком в семье смолинских крестьян Захаровых и жила здесь до 16 лет. Она поделилась своими воспоминаниями: «Мой отец Иван Трофимович Захаров рассказывал, что на месте Смолина был древний монастырь. Говорил он и про древнюю деревянную церковь. Рядом с ней находились захоронения монахов с надгробными плитами. В советское время на этом месте – у церкви – был магазин с тремя большими известковыми плитами (их передвинули, когда началась стройка). Надгробные плиты у Троицкой церкви в Смолине, фото Ольги Новоженовой. Когда старая церковь окончательно обветшала, на ее месте построили каменную в середине XIX века. Площадь у храма и прилегающая территория в направлении Глухова называлась Свистовка (улица Свистовка), т.к. здесь собирались смолинцы, чтобы услышать, как тогда говорили, «новый звон», т.е. получить новую информацию. Здесь оглашались указы, а люди обсуждали новые законы. Территория от храма к кладбищу называлась Середина (была такая улица тоже), далее – улица Курмыш (там, где кладбище). Реку смолинцы называли не рекой, а рвом («ров»): отец говорил, что это татарское название и связывал это с татарским происхождением коренного населения. Здесь смолинцы прудили плотину, загоняли воду, купались и ловили рыбу. Через овраг еще была улица – Захаров конец, оттуда-то как раз мои корни, наш дом был за оврагом, там до сих пор есть наше семейное дерево и сады древние остались. Был ещё Сазонов конец. Со стороны Глухова была еще территория, которую называли Выселки, но появилась она уже в советское время». В Смолине было два рода Захаровых. Один из них, который жил в Свистовке, был раскулачен, а второй, потомком которого является Екатерина Ивановна, выстоял. Смолинские Захаровы, фото из личного архива Е.И.Юриной. Вот как она вспоминает об этом времени: «Когда стало известно, что род свистовских Захаровых сгинул, родители стали думать, что им делать и спросили совета у двоюродного брата матери Василия Андреевича Полюхова, который на тот момент был секретарем партийной ячейки. И он сказал, что, чтобы спастить, нужно всё добровольно отдать в колхоз: и землю (а у нашей семьи было много земли, семья-то многодетная была), и скотину, даже лошадь с жеребенком, которых очень любил отец, жить без них не мог. Оставить можно было только корову. И родители приняли такое решение: всё добровольно передали, а отец устроился даже работать конюхом в колхоз, чтобы быть рядом со своей любимой лошадью и ухаживать за ней. Хотя по профессии (а у него их было две, он учился в Арзамасе) он был портным и строителем». Говоря о том, что отличает смолинцев от жителей других мест, участники схода выделили некоторые качества и, в первую очередь, самостоятельность, которая напрямую связывает их с историей бывшего села. Находилось оно в отдалении от других населенных пунктов («путей-дорог к нам нет, да и никогда и не было»), развивалось самостоятельно, и этот дух саморазвития унаследовали его уроженцы. Смолинца можно было узнать по говору: они «цавокали», говорили вместо «ч» – «ц», не «чай», а «цай» и т.д. Считают, что всё это из-за предков – татар. Другая особенность смолинцев – смекалка, способность до всего доходить своим умом. Старожилы вспоминают, что в селе была церковно-приходская школа, но ради дальнейшего образования, к которому у смолинцев была настоящая страсть в крови, многие смолинцы уезжали учиться кто – в Арзамас, кто – в Дивеево, кто – в Москву и Санкт-Петербург. В Москве, например, остался «смолинец» Феоктистов, который работал в Думе, а его сын был послом в Мексике (Михаил Александрович Феоктистов, 1929 года рождения). В 1937 году в селе было 170 домов и около 850 жителей (если считать, в среднем, по 5 человек в доме). В селе была настоящая борьба между богатыми и бедными, которая часто приводила к смертельному исходу и ранениям. Лечить раненых можно было только в другом селе – Макателеме – в Карамзинской больнице. Из Смолина мы возвращались вместе с Екатериной Ивановной (довезли её до дома в Глухове). По дороге из Смолина она показала Смолинский посёлок в Суворове и обратила внимание на аллею довольно больших деревьев, которые образуют направление, указывающее на смолинский храм: «Не так давно здесь была дорога (сейчас, возможно, есть тропинка) из Суворова в Смолино – своеобразный символ попытки возрождения села после перестройки. Люди хотели здесь поселиться и планировали жить, но, видимо, не получили на это необходимые согласования. Распад села начался где-то в 1940-х годах: тогда под это вся политика была заточена. Затем – укрупнение и слияние смолинского колхоза с суворовским. Однако концом села считается 1985 год, когда последний его житель Захаров Михаил Павлович переехал жить в Суворово (его дети сейчас живут в Сарове, приезжают сюда летом). Он разобрал свой дом в Смолине и перевёз его на окраину Суворова. Сейчас это самый крайний дом в Суворове, а само место называется Смолинским посёлком. Смолинский поселок в Суворове, фото Ольги Новоженовой. Тут вся улица смолинская. Второй с конца дом тоже смолинский – Захарова Михаила Григорьевича, участника второй мировой войны (у него было 7 сыновей и 1 дочь). Третий дом – Полюхов Виктор Михайлович. Четвертый дом – Малин Василий Григорьевич (здесь живет его жена Марья, а дети в Ардатове). Один из последних жителей Смолина Федор Павлович Сазонов тоже поселился в Суворове. Свой дом в Смолине он не стал разбирать из-за ветхости и поселился в квартире, которую ему выделил колхоз».
Екатерина Ивановна Юрина (в девичестве - Захарова) у своего дома в Глухове, фото Ольги Новоженовой. P.S. По данным, предоставленным проекту Владиславом Старостиным, в 1811 году крестьяне из села Смолино переводились в Тульскую губернию – в сёла Мясное и Голина Слобода, которые принадлежали Аграфене Михайловне Языковой. Материал подготовила Галина Филимонова при содействии Андрея Языкова, Сергея Пестрякова и Ольги Новоженовой Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Языковские «места памяти» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|