Материал предоставлен Юлией Сухониной и Владимиром Бакуниным для публикации В гостях у каменных людей Есть такие уголки в Нижегородской области, которые, несмотря на свою открытость и доступность, не спешат раскрыть все свои тайны… Село Большие Кемары Перевозского района – одно из таких мест. Село в провалеСело, основанное ещё в XVI веке и принадлежавшее поочередно боярину Морозову, а потом воспитателю Петра I князю Голицыну, достаточно большое (в прошлом являлось волостным центром) и располагается по берегам и дну огромнейшего геологического провала глубиной около 40 метров. Этот провал обнажил множество подземных родников, которые бьют ключами в окрестностях села и наполняют кемарские пруды. Тайны начинаются уже с одного только названия села – Кемары в переводе с марийского означает «каменные люди». Жили ли здесь марийцы? Эта местность сильно южнее их обычных мест проживания, хотя, судя по трепетному отношению кемарцев к источникам и марийскому празднику Девят (девятый четверг после Великой Пасхи), когда-то жили. Большими Кемары стали лишь в XIX веке, когда появились Малые Кемары в нескольких километрах от них. На въезде в село, справа, вас встретит небольшой лесной массив из лип. Судя по карте XIX века, именно на этом месте располагалась помещичья усадьба. В 1887 году голицынское поместье было приобретено помещицей Аглаидой Лукиничной Томановской, которая окружила усадьбу ягодниками и фруктовым садом. Последним владельцем Больших Кемар был Владимир Цейдлер – известный российский академик архитектуры. Источник тайнСейчас Большие Кемары могут похвастать только одной своей архитектурной изюминкой – каменной пятипрестольной церковью в честь Знамения Пресвятой Богородицы, построенной в 1701 году, к которой в XIX веке были сделаны пристрой и высокая колокольня, значительно расширившие храм. Удачно расположенный на высокой горе, храм отлично виден издалека, в том числе с водораздела над Ичалками. К сожалению, алтарная часть, верхняя часть колокольни, кровля трапезной утрачены. Под действием времени и стихии разрушились все пять куполов, догнивают у стен упавшие кресты. Ещё в начале прошлого века, чтобы не восстанавливать пышные кирпичные украшения стен, было решено закрыть фасад листовым железом с повторением архитектурных элементов. Сейчас почерневшие листы почти все отвалились, обнажив осыпающиеся стены. Около храма можно увидеть надгробие одному из помещиков – Дмитрию Григорьевичу Бахметеву. По всей видимости, он - брат княгини Натальи Григорьевны Бахметевой, в замужестве Голицыной, владевшей расположенным неподалёку селом Юрьевом Сергачского уезда. Это одна из самых старых каменных церквей юга Нижегородской области. «Старше» его – только Одигитриевский храм (1681) в селе Палец этого же района и Казанская церковь (1700) в соседнем с ним Григорове Большемурашкинского района – месте детства и юности протопопа Аввакума. Но не только в этом прелесть храма – он имеет свою легенду возникновения. Пожилые кемарцы помнят её по рассказам своих дедов и отцов. Захотев пить, мальчик-пастух склонился над родником и увидел в нём икону. Мальчик не смог её достать, так как образ ушёл на дно и пропал. Ночью пастушок видел сон, в котором Богоматерь попросила его собрать народ, позвать священника и торжественно достать икону из воды. Так икона была извлечена из родника. А вот дальше начинается тайна. Одни кемарцы говорят о том, что их храм, такой огромный и когда-то, безусловно, великолепный, был построен как раз над родником. Другие говорят, что святой источник, где была обретена икона, находится в полутора километрах от села. Скорее всего, Богородица на этой иконе была в образе Смоленской – в книге «Памятники церковных древностей» архимандрита Макария говорится о том, что кемарский храм был замечателен Смоленской иконой Божией Матери. У вас есть чудесная возможность убедиться в вероятности как одной версии, так и другой. Кемарский храм отличается от других сельских храмов не только размерами, но и наличием подземелья. Сейчас в него можно проникнуть, соблюдая все меры предосторожности. Сводчатые потолки, когда-то оштукатуренные явно под роспись, ещё достаточно прочны. Можно также удалиться от села на указанные полтора километра – там на одном из самых высоких холмов округи в поле стоит белый каменный столб с крестом и рельефными кругами. С этого места, где когда-то устраивалась ярмарка, село видно как на ладони, а вдаль просматривается даже левобережье Пьяны и купол церкви в селе Ягодном. На склоне горы – кемарское кладбище. Спуститесь вдоль его левой стороны вниз, под гору. Там между старых деревьев вы увидите небесно-голубую часовенку над источником, чью воду почти не видно в колодце – настолько она прозрачна. Это Гремячий ключ. Именно сюда приходят кемарцы, которые верят в чудесные свойства этой воды… Последний кемарский помещикЦейдлер Владимир Петрович (1857 - 1914) прибыл в Нижний Новгород в 1894 году после того, как был назначен правительством главным производителем строительных работ на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке 1896 года. Он - автор проекта Музыкального павильона этой всемирно известной выставки. В 1896 году Цейдлер проектирует по заказу предпринимателя Николая Бугрова здание Волжско-Камского банка (ул. Рождественская, 27). В 1899 - 1903 годах он проектирует здание городской думы (Дворец труда). По завершении работ в Нижнем Новгороде строит по своим проектам Коммерческий банк в Петербурге и церковь в Анапе. Юлия Сухонина В настоящей публикации использованы фотографии Владимира Бакунина Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижнего Новгорода и Нижегородской области» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|