Материал публикуется в рамках проекта Актуализация наследия: Арсенал в Нижнем Новгороде В преддверии открытия Арсенала современного искусства в Нижнем Новгороде Приволжский филиал ГЦСИ, ведущий с 2003 года реконструкцию здания арсенала, организовал специальную встречу с представителями прессы. Это мероприятие стало прекрасной возможностью для проекта «Места памяти Нижнего Новгорода и Нижегородской области» получить информацию из первых уст. На вопросы Галины Филимоновой ответила директор Приволжского филиала Государственного центра современного искусства Анна Марковна Гор: - Анна Марковна, известна ли точная дата открытия Арсенала современного искусства в Нижнем Новгороде? - Окончательной даты открытия Арсенала по числу у нас пока нет, т.к. каждый день в проекте вылезают новые проблемы, новые истории, но совершенно очевидно, что это будет первая половина 2011 года. Чуть раньше весной или чуть ближе к лету, но точно совершенно это произойдет в самом ближайшем будущем. (Открытие Арсенала состоялось 27 апреля 2011 года. – Примечание Г.Ф.). Стройка в старых стенах – это очень сложное, кропотливое и затратное дело. Все снести и построить заново намного проще! Но это не наш путь. Когда мы только получили это здание, с 2003 по 2006 годы мы проводили выставки в той части, которая максимально прилично сохранилась. Эта часть объекта благодаря нашим выставкам и известна широкой публике. Однако арсенал находился в разной стадии разрушения. И та часть, которую мы откроем сейчас (ориентировочно в конце апреля – начале мая 2011 года), была в очень плохом состоянии. Там были почти руины. Представьте: рухнувшая кровля, угол здания отваливался… Его выкладывали заново совершенно. Мы начали с самого сложного. В той части, где мы сейчас пока ремонт не делаем, там была более-менее приличная ситуация, поэтому там мы и делали выставки. Сложность еще и в том, что в этом здании никогда не было никаких коммуникаций. Не было воды, тепла, канализации, только электричество было, но в очень малом количестве. Все это было сделано заново. На сегодняшний день проведена инженерная реставрация стен и фундамента, их техническое укрепление. Мы провели фактически новое конструктивное строительство внутри старых стен, потому что старые перекрытия пришли в полную негодность. Все это было разобрано, и была сделана абсолютно новая межэтажная бетонная система, подготовленная и для больших нагрузок, и для потоков людей. А это гарантирует безопасность нашим посетителям. К апрелю – маю мы подготовили первую очередь (площадь – около 2 тысяч кв. метров). Отношение общей площади к экспозиционной примерно 1:4, так что экспозиционная площадь составит примерно 500 кв. метров: на одном этаже – 400 м, на другом – 100 м. Потом мы приступим к ремонту второй очереди, а это еще 4 тысячи кв. метров. Всего у нашего Арсенала – около 6 тысяч кв. метров. Конечно, он не такое огромный, как, например, в Киеве… - А в Киеве тоже есть Арсенал? - Вообще в Российской империи арсеналы появлялись в разных частях. Выполняли они тогда, понятно, военную функцию. С арсеналом в Киеве связаны всяческие легенды. Говорят, что на его месте стоял монастырь, где настоятельницей была мать Мазепы. Поэтому после Полтавской битвы эту обитель с лица земли стерли, и Петр I распорядился построить там арсенал. Сначала это были разные маленькие постройки, которые в конце XVIII века заменили одним зданием. Сейчас эта территория принадлежит искусству. В 2010 году там прошла крупная арт-ярмарка, а в течение пяти последних лет киевляне разрабатывают проект собственного Арсенала искусств. И, нужно сказать, наш нижегородский пример стал для них серьезным ориентиром. В советские годы в арсенале действовал завод, а когда его закрыли, местные власти стали думать, как использовать эту территорию. Предложения сделать Арсенал, как в Венеции, показались правительству Украины несомасштабными, а вот упоминание об Арсенале современного искусства в Нижнем Новгороде заставили всерьез задуматься над этой идеей. Таким образом, это невероятное фантастическое здание площадью 53 тысячи кв. метров было отдано в фонд художественного пользования. Дело еще в том, что Арсенал находится прямо напротив Киево-Печерской лавры, где расположено несколько вполне светских музеев (музей прикладного искусства, музей истории города Киева), которых из Лавры, естественно, выселяют. И это все переезжает в Арсенал. Плюс там делается большое выставочное пространство для выставок современного искусства. Известно также, что, когда Ющенко пришел к власти, то самый большой прием по поводу смены власти независимой оранжевой Украины был именно в этом здании. - Существуют ли еще в мире схожие вам по духу Арсеналы? - Конечно, ведь музей современного искусства – это принятый способ использования зданий арсеналов. Они по своей структуре, по типологии зданий (вытянутые в объеме) очень подходят для выставочных функций. Как правило, арсеналы строили в XVIII - XIX веках для довольно громоздкого, по нашим меркам, оружия, где можно было бы его и ремонтировать, и хранить. В мире довольно много таких примеров, но самый знаменитый из них – это Арсенал в Венеции. Построен он в XVI веке, но очень похож и на Киевский, да и на наш тоже. К слову, мы будем пытаться пригласить на наше открытие представителей Арсенала в Бостоне, где располагается сейчас выставочный зал, павильон д'Арсеналь в Париже, где работает музей градостроительства и современной архитектуры города Парижа. - А как дела с Арсеналами обстоят в нашей стране и на постсоветском пространстве? - На постсоветском пространстве в этом же русле работает Арсенал в Риге, где расположен выставочный зал национального художественного музея. Есть арсенал в Ижевске, но это краеведческий музей. Есть не приведенное в порядок, стоящее без крыши здание арсенала в Астрахани… - Нижегородский Арсенал входит в общий комплекс памятников Нижегородского Кремля. Сейчас Нижегородский Кремль становится собственностью Правительства Нижегородской области, а Арсенал – нет. Как такое возможно? - Нижегородский Кремль сейчас получил областной статус как недвижимость, как архитектурное сооружение, как здание. Потому что у него не было никакого статуса, т.е. у него был федеральный статус, а это уже касается памятника, и как памятник он остается в федеральном Реестре. Статус памятника не меняется, меняется статус недвижимости. А здание Арсенала, оно тоже, как и Кремль – федеральный памятник. Но когда мы его получили, мы его статус как здания, как недвижимости, сразу определили, сразу оформили, как федеральный. Оно принадлежит государству Российской Федерации, Министерству имущественных отношений РФ и передано нам в оперативное управление. Потому что ГЦСИ – федеральное учреждение. И проект реконструкции Арсенала финансирует федеральный бюджет, а не областной. Если федеральное имущество передано в оперативное управление федеральному учреждению и находится на федеральной земле, то тут не за что ухватиться. - Есть ли противники у Арсенала современного искусства в Нижнем Новгороде? - Есть такой активный человек – инженер Карпов, который в разные инстанции пишет письма, о том, что негоже у нас в Кремле иметь центр современного искусства. По его мнению, лучше сделать центр, посвященный Минину и Пожарскому. И пресса, и разные государственные учреждения обращались ко мне за комментариями по этому поводу. Никакой отрицательной связи между Кремлем и современным искусством я не нахожу. Кремль – это место для всех, в том числе и для молодежи, которая интересуется современной культурой, ровно в такой же степени, как и для тех, кто интересуется Мининым и Пожарским. В Ивановской башне есть отдельная экспозиция, посвященная Минину и Пожарскому, а вот хороша она или нет – это другой вопрос, причем, вопрос не к нам. Лично я ничего против них не имею, но мы должны делать свое дело. - В докладе «Зачем нам нужно наследие и что нас влечет к его изучению?», прозвучавшем на семинаре «Культурное наследие Нижегородской области: кризис памяти» в 2009 году, Вы высказали тезис о том, что современное искусство сейчас похоже на инструмент, который помогает актуализировать наследие (этот инструмент использует и Лувр, и Эрмитаж). Вы говорили о том, что, «сверяя наследие с современной художественной рефлексией, ярче выявляются заложенные в нем новые смыслы». Какие «новые смыслы» нам поможет открыть Арсенал современного искусства, расположенный в Нижегородском Кремле? - В Кремле сейчас довольно сложная ситуация. Нельзя нарушать баланс между двумя функциями Кремля – территорией власти и территорией культуры. Ведь территория культуры наиболее оптимальна для человека, она более открыта, более свободна. Мы очень надеемся на то, что наша работа приведет к тому, что Кремль будет интересен не только как памятник (это не отменяемо), но и как место, где культура развивается, где этот процесс можно отслеживать. Пусть именно здесь те, кто интересуются, что сегодня пишут писатели, делают художники или музыканты, смогут найти ответы на свои вопросы. Нам бы очень хотелось, чтобы Арсенал был не только и не просто выставочным залом, а был таким широким центром современной культуры, где находятся самые разные виды искусства, а также здесь были бы представлены самые новые материалы по современному искусству. - Что будет в Арсенале кроме выставочного зала? - Кроме экспозиционных залов (их будет несколько) появится и киноконцертный зал, камерный, на 140 мест. Это тоже очень важный городской дефицит, потому что у нас камерных залов в городе очень мало. Этот зал будет использоваться для показа видео, а также для лекций и конференций. Очень важная часть нашего Арсенала – медиатека (гибрид информационного зала и библиотеки) с открытым доступом. Это место, куда может придти любой человек, записанный или незаписанный, такого подхода у нас не будет. На дом, мы, конечно, выдавать ничего не сможем, но в нашей медиатеке – прямо в Арсенале – можно будет познакомиться с актуальными аспектами искусства, культуры, гуманитарных наук, посмотреть видеоматериалы, полистать альбомы, книги и журналы. Кроме того, мы установим там Wi-Fi, и можно будет приходить со своими ноутбуками и неограниченно пользоваться Интернетом. - Предусмотрена ли коммерческая составляющая деятельности Арсенала? - До сих пор посещение всех наших выставок было бесплатным, потому что инфраструктура для публики полностью не была готова. Мы удобства не гарантировали – мы искусство показывали! Но после ремонта Арсенал будет полноценным музеем с набором услуг: с хорошими туалетами, с гардеробом, с кофейней, где можно посидеть и обсудить выставку. Конечно, появятся и платные билеты. Но уже сейчас мы разрабатываем систему скидок и преференций для разных категорий публики. Например, каждый ребенок, который придет к нам по детскому билету, может провести с собой бесплатно одного взрослого. Мы хотим проявить разные способы стимулирования активности публики. Еще мы планируем открыть в Арсенале книжную лавку интеллектуальной литературы. В нашем городе большой дефицит мест, где продается литература не массового спроса, а эксклюзивный продукт (публикации исследователей, специализированные журналы по искусству, культуре, музыке, театру). Все, что с этим связано, мы в нашей лавочке собираемся продавать. Это бизнес-проект гуманитарной направленности. - Планируете ли Вы в дальнейшем устраивать подобные встречи для прессы? - У нас в этом смысле активная позиция. Мы считаем, что журналисты – наши единомышленники и непосредственные коллеги. Мы – за развитие культурной журналистики и поощрение таких аспектов работы прессы. Мы заинтересованы не только в том, чтобы писали только про нас. Мы готовы формировать общее пространство и помогать этому благому делу. При ситуации, когда культура со страниц наших СМИ все больше и больше вымывается, ее остается там все меньше и меньше. Но у меня – такое ощущение, что планка уже подошла к самому низу, и, как это часто бывает, достав до дна, она должна оттолкнуться и начать подниматься вверх. Вполне возможно, что скоро возникнет ситуация, при которой место культуры на страницах печати и в эфирах будет меняться. Но когда это произойдет? И что для этого сделать, чтобы это произошло как можно быстрее? Это те вопросы, над которыми мы совершенно точно будем работать в Арсенале, как только откроемся. P.S. С 20 по 21 марта 2015 года в Нижнем Новгороде состоялась Ассамблея Арсеналов «Арсенал между прошлым и будущим», ставшая поводом еще раз сфокусироваться на новом смысле памятника истории и культуры федерального значения – арсенале Нижегородского кремля. Подробнее – в материале «Новый смысл нижегородского Арсенала». Материал подготовила Галина Филимонова Материал опубликован в газете "Культура", № 8, 17 - 23 марта 2011 года В настоящей публикации использованы фотографии Дмитрия Соколова и Марии Фоминой, а также фотографии и материалы, предоставленные Приволжским филиалом Государственного центра современного искусства Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижнего Новгорода и Нижегородской области» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|