О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Вид на Арсенал Нижегородского кремля с площади Минина и Пожарского, фото Галины Филимоновой


6 апреля 2015 года

Новый смысл нижегородского Арсенала

Поводом сфокусироваться на новом смысле памятника истории и культуры – арсенала Нижегородского кремля, построенного в середине XIX века для хранения оружия, стала международная Ассамблея «Арсенал между прошлым и будущим», организованная Волго-Вятским филиалом ГЦСИ совместно с представительством Европейского Союза в Российской Федерации.

В марте 2015 года на площадке нижегородского Арсенала – недавно отреставрированного и приспособленного для современного использования объекта культурного наследия федерального значения – собрались представители музеев и выставочных залов, когда-то бывших военными объектами, а сегодня выполняющих культурную функцию в разных городах и странах (Болгарии, Германии, Голландии, Дании, Литвы, Португалии, России, Франции и Эстонии). Собрались, чтобы показать, как можно делать искусство вместо войны, поговорить об исторической памяти, культурной конверсии и ответственности за прошлое, сформировать творческую сеть Арсеналов, а также ответить на вопрос, является ли здание, в котором расположена та или иная культурная институция, «судьбой», определяющей ее деятельность.

Принято считать, что своеобразным ориентиром для представителей огромной вселенной Арсеналов давно стал комплекс зданий Венецианского арсенала, где регулярно проходят главные художественные выставки знаменитой Венецианской биеннале. Ключевое слово здесь – выставка, а не музейная коллекция (коллекционеры современного искусства равняются на другой пример – Новый Гуггенхайм, подчеркнуто расположенный в здании новейшей архитектуры). Однако Ассамблея Арсеналов показала, что всё намного сложнее. Так, французский «Арсенал Мец», на открытии которого 26 лет назад выступал Мстислав Ростропович, сделал ставку не на выставки, а на музыку и танец, вытеснив тем самым старую функцию здания и окончательно забыв ее. Другие площадки по-прежнему работают с темой войны, говоря о ней языком современных инсталляций (Арсенал в Копенгагене) и храня память о ней в фотографиях как в резервуарах прошлого (Арсенал в Софии).

Какой же путь выбирает нижегородский Арсенал? Здесь уместно вспомнить, что представлял собой этот памятник в 2003 году, когда его передали в оперативное управление Нижегородскому филиалу ГЦСИ. Это была руина: тогда функционировала только правая часть здания, где до 2002 года размещался картографический архив Министерства обороны, левое крыло находилось в аварийном состоянии, а крыша и перекрытия центрального ризалита и вовсе были обрушены.

В философском смысле, ГЦСИ обратил внимание на Арсенал с «конца», в обветшавшем состоянии, акцентировав внимание на его временной, а не смысловой (содержательной, предметной) стороне. Взятый на ущербе и увиденный со стороны ограничивающей бессмыслицы (со стороны небытия), нижегородский арсенал тогда наглядно демонстрировал, что утратил значение военного склада и остро нуждался в тех, кто усмотрит в нем, по определению философа Сергея Лишаева, что-то «умное», а, значит, спасет памятник от исчезновения.

Арсенал внутри Нижегородского кремля, фото Галины Филимоновой

В данном случае, умной (уже без кавычек) стала идея превращения арсенала в территорию культуры, основанная на переделке хранилища оружия в хранилище памяти, где главенствуют уже не военные, а художники, работающие с новыми общественными смыслами. Реализацию идеи такого превращения можно считать символом позитивных изменений и победой мирного мышления и гуманитарных ценностей над конфликтами, включая конфликт между старым и новым.

По словам директора Волго-Вятского филиала ГЦСИ Анны Гор, 20 лет назад задумавшей вместе с Любовью Сапрыкиной эту масштабную трансформацию, культура не разделяет будущее и прошлое барьерами, а, двигаясь вперед, осмысливает то, что стало историей и подготавливает открытия, которые когда-нибудь, в свою очередь, станут наследием. По сути, культурный процесс определяется двумя равнозначными векторами – охраной старого и поддержкой нового: первым обусловлена память и традиции, а второй задает стимулы к развитию, обеспечивает движение вперед и позволяет чувствовать современность. В самом понятии «культура» заложено неконфликтное понимание мира, позволяющее совмещать оба вектора и сохранять объект культурного наследия, смотря на него под другой, более сложной оптикой и придавая ему новое качество.

Процесс культурной конверсии Арсенала оказался намного сложнее, чем считали авторы ее концепции в самом начале пути. Перед реставрационными работами пришлось провести археологические и исторические исследования, архитектурное изучение памятника, инженерно-техническую экспертизу состояния первоначальных элементов, материалов и конструкций здания, а также противоаварийные работы по усилению оснований и фундаментов. Взяв за основу реставрации принципы научности и аутентичности, нужно было найти способ гармонично вписать в целостный облик здания и современные элементы приспособления так, чтобы они отличались от подлинных фрагментов и полностью исключали искажение исторической документальности и художественного образа памятника.

Пространство Арсенала Нижегородского кремля, фото Галины Филимоновой

Автору проекта приспособления здания нижегородского Арсенала – архитектору Евгению Ассу на эту работу потребовалось 15 лет. Минимально вмешиваясь в исторический материал объекта, постоянно обосновывая реставрационное вмешательство и визуально выделяя все вновь добавленные современные элементы, архитектору XXI века удалось подчеркнуть драматизм прошлого и соприкоснуться с его реальностью, которая транслируется через кованые ограждения подлинных лестниц в ризалитах, чугунные плиты на полу, историческую расстекловку окон и даже через каждый кирпич.

– Искусство требует контекстов, – уточняет Анна Гор. – Особенность Арсенала подсказана этими стенами, где речь идет о современном искусстве, но не в вакуумном пространстве, а в пространстве художественной коммуникации, развивающем человека и территорию.

От наивного представления о классическом музее как «хранилище прошлого» и о ГЦСИ как «о пустом пространстве со свободным прошлым» порекомендовал избавиться и директор Института культурной политики, член Правления Европейского музейного форума, эксперт Совета Европы Михаил Гнедовский. На его взгляд, Арсенал – это институция памяти, способная работать с одной из самых сложных тем – «неостывшей памятью». Для этого нужно преодолеть гипноз большой истории, избавиться от болезненного интереса к кровавым вождям (от Ивана Грозного до Сталина) и обратить внимание тех выдающихся деятелей науки, искусства и культуры, чьи имена осознанно вытеснены на периферию коллективной памяти.

В этом смысле Арсенал становится не только «местом памяти», но и «музеем великим надежд», поставившим задачу «расколдовать» локальную историю с помощью одноименной выставки, которая строится на отношении современных художников к личностям и творчеству известных, но «хорошо забытых» нижегородцев, среди которых Иван Кулибин, Надежда Суслова, Милий Балакирев, Михаил Матюшин, Андрей Карелин, Максим Дмитриев, Петр Нестеров, Максим Горький, Михаил Бонч-Бруевич, Ростислав Алексеев.

О своих краеведческих предпочтениях Арсенал довольно внятно заявил также на Ассамблее Арсеналов, организовав в рамках этого мероприятия специальное событие, на котором звучали избранные фрагменты «первой футуристической оперы» «Победа над Солнцем», созданной в 1913 году композитором и одним из лидеров русского авангарда первой половины XX века Михаилом Матюшиным в союзе с поэтом-футуристом Алексеем Крученых (автором «заумного языка») и автором костюмов и декораций Казимиром Малевичем.

Экспонат выставки «Музей великих надежд» в Арсенале Нижегородского кремля, фото Галины Филимоновой

Дело в том, что Михаил Матюшин родился в Нижнем Новгороде (в 1861 году), но нижегородский период его жизни и раннего творчества (он жил в Нижнем до 16 лет) плохо изучен его биографами. Возможно, всплеск интереса к личности этого знаменитого художника-авангардиста напрямую связан с запросом на модернизацию у широких слоев населения. И если его время еще не пришло, то Арсенал дает понять, что его всячески нужно приблизить.

Галина Филимонова

В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой

Другие публикации Галины Филимоновой об Арсенале «Актуализация наследия: Арсенал в Нижнем Новгороде», «Первая ассамблея Арсеналов в Нижнем Новгороде» и «Современное искусство и локальные контексты»

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!