Материал предоставлен
Владимиром Бакуниным для публикации Два века Курихи Век первый В Ардатовском районе, на водоразделе Тёши и Мокши, на границе лесостепи с густыми смешанными лесами расположено село Кудлей. Постоянных жителей здесь осталось немного, а добраться до местной церкви, разумеется, заброшенной, но неплохо сохранившейся, непросто – центральная часть села густо заросла борщевиком. Этот храм в честь Николая Чудотворца был построен в 1806 году, а всего через 3 года здесь, в крестьянской семье Логачёвых, родилась дочь Анастасия. Ей была уготована необычная судьба. В 8-летнем возрасте она была разлучена с родителями: отец, Семён Васильевич, был рекрутирован в армию, с ним отправилась и жена, а Настю отдали в семью дяди. Но «своей» среди родственников она не стала, её душа искала уединения и духовного спасения. На службах в сельском храме она стояла в укромном месте, а весной и летом часто ходила в лесное урочище Куриха (сейчас - на территории Вознесенского района), располагавшееся в 15 верстах от Кудлея, где располагалась пасека её дедушки Василия Логиновича. В 12 лет она выкопала там небольшую пещерку, чтобы спокойно молиться. Разумеется, Анастасия не могла не знать о подвижнике своего времени – Серафиме Саровском, и горячо желала встречи с ним. В 17 лет она впервые побывала в Саровском монастыре. Батюшка, поняв мысли онемевшей от робости девушки, сказал ей, что время исполнения сокровенных её желаний ещё не настало. Анастасия посетила преподобного ещё дважды – после второго посещения отправилась на поклонение киевским святым, а в третий раз Серафим благословил её на пустынножительство там, где она ощутит запах курящегося ладана. Этим местом оказалась именно Куриха – аромат ладана Анастасия чувствовала там ещё в детстве. Однако расстаться с мирской жизнью она смогла только после смерти престарелых родителей, о которых заботилась до конца. После этого Анастасия побывала в Муроме, затем снова в Киеве и окончательно утвердилась в своём решении. Первые пять лет (примерно с 1850 года) она прожила в лесу одна и перенесла множество искушений. Однако абсолютным это уединение не было. По преданиям, подкреплённым свидетельствами современников, недалеко от урочища Куриха жили несколько отшельников, и скорее всего, время от времени Анастасия просила у них советов в духовной жизни. Она регулярно ходила и в Ардатовский Покровский женский монастырь, где исповедовалась и причащалась. Сестры монастыря также посещали Куриху. Здесь одна из сестер, Мария, удостоилась посещения Богородицы. Это произошло в то время, когда они с Анастасией искали родниковую воду поближе к пещере, чтобы не спускаться в овраг. Святая Дева указала место, на котором сразу возник источник. А всего за время уединенного пустынножительства Анастасия открыла ещё 4 источника. По советам дивеевской блаженной Пелагеи Ивановны Анастасия строгим постом и молитвами в течение 120 дней избавила от вечных мук своего брата, покончившегося с собой. По примеру батюшки Серафима Анастасия в меру своих сил повторила его духовный подвиг: в течение 40 дней и ночей она молилась на большом камне. По сохранившимся преданиям, и сам Серафим приходил на Куриху и предсказывал Анастасии о том, что со временем здесь возникнет монастырь. Жители округи постепенно узнавали о спасительных подвигах, находились желающие жить с ней рядом, но слишком трудными были условия отшельнической жизни. Анастасия намеревалась устроить женскую общину, однако этому было не суждено исполниться. Волостной старшина села Тоторшева (это село вошло в состав Ардатова) Емельянов обманом и угрозами заставил крестьян из Кудлея дать отзыв против землеотвода и устройства общины. Анастасия была вынуждена перейти в знакомый ей Покровский монастырь уездного города. В это время ей удалось осуществить давнюю мечту – побывать на Святой Земле. По возвращении она попыталась вернуться на Куриху, но опять была изгнана тем же волостным старостой. За этим последовал новый неожиданный поворот судьбы: в 1863 году по ходатайству сибирского купца С.П.Петрова она была переведена из Ардатова в новообразованный Николаевский Улалинский монастырь Томской губернии, пострижена в монашество с именем Афанасия и поставлена его начальницей. Здесь в 1875 году она скончалась и была похоронена. Однако монашеской жизни, начатой на Курихе Анастасией, окончательно прерваться было не суждено. Ещё во время отшельнической жизни там, ей было явлено видение, как с неба рядом с её пещеркой опускается пятиглавый храм. И действительно, в 1888 году на Куриху пришли сестры из общины села Ризадеево того же Ардатовского уезда, существовавшей с 1780 года, но так и не утверждённой официально и в итоге разогнанной тем же волостным старшиной Емельяновым. Благодаря ходатайству Натальи Васильевны Карамзиной при императорском дворе, Александр III выделил сёстрам 5 десятин земли на Курихе с условием непременно построить храм в течение 3 лет. В срок на месте, предсказанном Анастасии, был построен деревянный пятиглавый храм, который 2 октября 1894 года был освящён в честь иконы «Знамение». Храмовой иконой стала копия с чудотворной понетаевской иконы. За этим последовало официальное утверждение общины с наименованием «Курихинский Знаменский богадельный дом». Так сбылось предсказание преподобного Серафима. Община постепенно крепла, расстраивалась, обзавелась подворьем в Нижнем Новгороде в 1904 году. В 1910 году в ней проживало 88 сестер, 3 монахини и 5 девочек-сирот. Увы, спокойное течение времени было прервано со сменой государственного строя. В 1919 году начались гонения на общину, а в 1927 году, во время повсеместного закрытия монастырей, она прекратила своё существование. Постройки были разобраны и перевезены с Курихи, которая теперь получила прилагательное «Старая», в недавно появившийся по соседству одноимённый посёлок… Век второй Над вековыми лесами теперь раздавались гудки паровозов. Начался новый век Курихи. В 1919-1920 годы, когда страну сотрясала гражданская война, система выксунской узкоколейной железной дороги была продлена от Димары до реки Сармы («сар» - болотистый, «ма» - исходящая вода по эрзянски), где возникла одноимённая станция и пристанционный посёлок в 1921 году. Так промышленная Выкса соединилась с Курихой настоящей магистралью. Ввиду военного времени сократилось поступление на заводы нефти, мазута и каменного угля и возникла потребность в более доступных местных источниках энергии: дровах, торфе и древесном угле, доставку которых и обеспечивала УЖД. От Курихи существовали два ответвления дальше, в восточном направлении: первое - на месторождение «Бушуй», где в это время ещё мог действовать одноимённый металлургический завод, второе – через Илёв до нынешнего посёлка «Путь Ленина», что недалеко от Цыгановки. В планах Н.Н.Шипова было соединить железной дорогой входившие в «Шиповское общество горных заводов» заводы в Илёве и Балыкове (второй использовал руду Цыгановского месторождения), однако это произошло уже после их закрытия и по другим причинам… Интересно, что гипотеза о связи Выксунской системы УЖД с лесозаготовительной веткой Кулебакской УЖД не подтвердилась: по словам старейшей жительницы посёлка Сарма, отец которой принимал участие в строительстве магистрали, соединительной ветки не существовало вовсе. Позднее и жители деревни Серебрянка, что на южной окраине Кулебакского района, подтвердили, что рельсовый путь из Кулебак заканчивался тупиком. Основной функцией выксунской системы УЖД в советское время был вывоз готовой продукции с лесозаготовительных участков и дешёвого топлива для ВМЗ. После Великой Отечественной войны на линии появились поезда с пассажирскими вагонами, а с 1958 года началась замена паровозной тяги на мотовозную, которая завершилась в 1978 году. К сожалению, на рубеже веков нынешного и прошлого недальновидные чиновники от транспорта решили, что содержать утратившую своё промышленное значение (ввиду истощения лесного фонда) магистраль невыгодно и постановили пути разобрать. Уже к 2000 году пути от Курихи до Димары были сняты. В 2002 году прекратили курсировать пассажирские составы от Выксы до Димары, а к 2005 году рельсы на всём протяжении выксунской УЖД были полностью разобраны. Те из бывших лесозаготовительных посёлков, к которым не успели провести автодороги, были обречены. А ведь, например, переоснасткой главной магистрали Выкса-Куриха на широкую колею и продлением её до Сарова можно было бы сократить путь от наукограда до столицы примерно на 80 километров! Исчезла железная дорога, затихла и жизнь в Курихе (Сарме). Стоя на обветшавшем деревянном железнодорожном мосту через Сарму, сейчас сложно представить, что он спокойно выдерживал вес пассажирских составов с 12 и даже 17(!) вагонами, ежедневно курсировавших между Выксой и Курихой. В последнее время существования дороги «экспресс» из Выксы прибывал в Куриху в 23:30, а обратно отправлялся в 00:15. Поездка на нём занимала примерно 3 часа. Ездили на нём жители посёлка и на утреннюю ярмарку в Выксу. Расписание его прибытия на станцию Унор было согласовано с расписанием поезда, ходившего от Унора до Мердушинского Тупика с заездом в посёлок Лесомашинный. Теперь по бывшей магистрали до автодороги Выкса-Вознесенское можно проехать только на хорошем внедорожнике или на велосипеде. Дальше колёса пройдут уже не везде – разрушенные мосты, глубокие колеи... Типовое здание вокзала на Сарме было разобрано на дрова совсем недавно – осенью 2010 года. На улице, которая по-прежнему носит название Железнодорожная, ещё остались стоять высокая вышка и кирпичный тепловозный ангар. А раньше жизнь здесь била ключом: посёлок был многолюден, дорога обеспечивала работой и продовольствием, сюда для отправки в Выксу, со всей округи свозился лес и зерно (действовал пункт Заготзерно). Были комбинат бытового обслуживания населения (КБО), баня, 5 магазинов, танцплощадка. Сейчас есть асфальтированная дорога из райцентра – Вознесенского, по-прежнему действует школа, есть лесничество, восстановлен Знаменский храм, который прежде находился на Старой Курихе, однако нет перспектив… Но и в нынешние тяжёлые времена есть у Курихи отличия от подобных ей тысяч постепенно угасающих населённых пунктов. Это гостеприимство и приветливость жителей. Есть среди них и настоящие таланты. В Вознесенском районе мало сёл, где бы не изготавливали на продажу игрушки из липы, в основном матрёшки. А курихинский умелец Александр Васильевич Шанин – мастер-краснодеревщик, занимается изготовлением намного более сложной уникальной резной мебели с помощью собственноручно изготовленных станков, не имеющих аналогов. К сожалению, открыть собственное малое предприятие у него не получилось: задушили налогами. В церквях сёл Мотызлей и Суморьево находятся вырезанные им иконостасы. Два года назад у него во дворе стоял самодельный вертолёт, который сейчас разобран: проект «временно заморожен». Не забыто и место бывшей женской общины на Старой Курихе. В 1996 году усилиями местного уроженца С.С.Бардина построена часовня, а в 2006 году – небольшая деревянная церковь. Над местом, где располагалась пещерка Анастасии, построена сень, благоустроены родники. До сих пор сохранился камень, на котором она молилась 40 дней и ночей – большой мегалит, которых немало в Присаровье. Интересно, что всего в 7 километрах севернее, уже в Ардатовском районе, близ деревни Кавлей расположен ещё один мегалит – валун Грановой в урочище Моляна, который считается священным среди эрзян, поклоняющихся силам природы. Рядом со Старой Курихой есть ещё одна группа родников: «12 ключей». В глубоком овраге около деревни Луктос на поверхность земли выбиваются подземные воды, сливаясь в быстрый ручей. В отличие от одноимённых источников в Вадском районе, они не благоустроены и потому пока малоизвестны. Куриха – удивительное место, запоминающееся надолго, и очень хочется верить, что оно увидит и свой третий век, и когда-нибудь переживёт свой новый расцвет… Владимир Бакунин В настоящей публикации использованы фотографии Владимира Бакунина Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|