О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Родники «12 апостолов», фото Владимира Бакунина

Материал предоставлен Владимиром Бакуниным для публикации
в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области»

Два века Курихи

Век первый

В Ардатовском районе, на водоразделе Тёши и Мокши, на границе лесостепи с густыми смешанными лесами расположено село Кудлей. Постоянных жителей здесь осталось немного, а добраться до местной церкви, разумеется, заброшенной, но неплохо сохранившейся, непросто – центральная часть села густо заросла борщевиком. Этот храм в честь Николая Чудотворца был построен в 1806 году, а всего через 3 года здесь, в крестьянской семье Логачёвых, родилась дочь Анастасия. Ей была уготована необычная судьба. В 8-летнем возрасте она была разлучена с родителями: отец, Семён Васильевич, был рекрутирован в армию, с ним отправилась и жена, а Настю отдали в семью дяди. Но «своей» среди родственников она не стала, её душа искала уединения и духовного спасения. На службах в сельском храме она стояла в укромном месте, а весной и летом часто ходила в лесное урочище Куриха (сейчас - на территории Вознесенского района), располагавшееся в 15 верстах от Кудлея, где располагалась пасека её дедушки Василия Логиновича. В 12 лет она выкопала там небольшую пещерку, чтобы спокойно молиться.

Разумеется, Анастасия не могла не знать о подвижнике своего времени – Серафиме Саровском, и горячо желала встречи с ним. В 17 лет она впервые побывала в Саровском монастыре. Батюшка, поняв мысли онемевшей от робости девушки, сказал ей, что время исполнения сокровенных её желаний ещё не настало. Анастасия посетила преподобного ещё дважды – после второго посещения отправилась на поклонение киевским святым, а в третий раз Серафим благословил её на пустынножительство там, где она ощутит запах курящегося ладана. Этим местом оказалась именно Куриха – аромат ладана Анастасия чувствовала там ещё в детстве. Однако расстаться с мирской жизнью она смогла только после смерти престарелых родителей, о которых заботилась до конца.

После этого Анастасия побывала в Муроме, затем снова в Киеве и окончательно утвердилась в своём решении. Первые пять лет (примерно с 1850 года) она прожила в лесу одна и перенесла множество искушений. Однако абсолютным это уединение не было. По преданиям, подкреплённым свидетельствами современников, недалеко от урочища Куриха жили несколько отшельников, и скорее всего, время от времени Анастасия просила у них советов в духовной жизни. Она регулярно ходила и в Ардатовский Покровский женский монастырь, где исповедовалась и причащалась. Сестры монастыря также посещали Куриху. Здесь одна из сестер, Мария, удостоилась посещения Богородицы. Это произошло в то время, когда они с Анастасией искали родниковую воду поближе к пещере, чтобы не спускаться в овраг. Святая Дева указала место, на котором сразу возник источник. А всего за время уединенного пустынножительства Анастасия открыла ещё 4 источника.

Подвижница Анастасия, фото Владимира Бакунина Подвижница Анастасия, фото Владимира Бакунина Родник на Старой Курихе, фото Владимира Бакунина Родник на Старой Курихе, фото Владимира Бакунина

По советам дивеевской блаженной Пелагеи Ивановны Анастасия строгим постом и молитвами в течение 120 дней избавила от вечных мук своего брата, покончившегося с собой. По примеру батюшки Серафима Анастасия в меру своих сил повторила его духовный подвиг: в течение 40 дней и ночей она молилась на большом камне. По сохранившимся преданиям, и сам Серафим приходил на Куриху и предсказывал Анастасии о том, что со временем здесь возникнет монастырь.

Родник на Старой Курихе, фото Владимира Бакунина Сень над пещеркой Анастасии, фото Владимира Бакунина Родник Богородицы около пещерки Анастасии в Курихе, фото Владимира Бакунина Камень, на котором молилась Анастасия в Курихе, фото Владимира Бакунина

Жители округи постепенно узнавали о спасительных подвигах, находились желающие жить с ней рядом, но слишком трудными были условия отшельнической жизни. Анастасия намеревалась устроить женскую общину, однако этому было не суждено исполниться. Волостной старшина села Тоторшева (это село вошло в состав Ардатова) Емельянов обманом и угрозами заставил крестьян из Кудлея дать отзыв против землеотвода и устройства общины. Анастасия была вынуждена перейти в знакомый ей Покровский монастырь уездного города. В это время ей удалось осуществить давнюю мечту – побывать на Святой Земле. По возвращении она попыталась вернуться на Куриху, но опять была изгнана тем же волостным старостой. За этим последовал новый неожиданный поворот судьбы: в 1863 году по ходатайству сибирского купца С.П.Петрова она была переведена из Ардатова в новообразованный Николаевский Улалинский монастырь Томской губернии, пострижена в монашество с именем Афанасия и поставлена его начальницей. Здесь в 1875 году она скончалась и была похоронена.

Однако монашеской жизни, начатой на Курихе Анастасией, окончательно прерваться было не суждено. Ещё во время отшельнической жизни там, ей было явлено видение, как с неба рядом с её пещеркой опускается пятиглавый храм. И действительно, в 1888 году на Куриху пришли сестры из общины села Ризадеево того же Ардатовского уезда, существовавшей с 1780 года, но так и не утверждённой официально и в итоге разогнанной тем же волостным старшиной Емельяновым. Благодаря ходатайству Натальи Васильевны Карамзиной при императорском дворе, Александр III выделил сёстрам 5 десятин земли на Курихе с условием непременно построить храм в течение 3 лет. В срок на месте, предсказанном Анастасии, был построен деревянный пятиглавый храм, который 2 октября 1894 года был освящён в честь иконы «Знамение». Храмовой иконой стала копия с чудотворной понетаевской иконы. За этим последовало официальное утверждение общины с наименованием «Курихинский Знаменский богадельный дом». Так сбылось предсказание преподобного Серафима.

Община постепенно крепла, расстраивалась, обзавелась подворьем в Нижнем Новгороде в 1904 году. В 1910 году в ней проживало 88 сестер, 3 монахини и 5 девочек-сирот. Увы, спокойное течение времени было прервано со сменой государственного строя. В 1919 году начались гонения на общину, а в 1927 году, во время повсеместного закрытия монастырей, она прекратила своё существование. Постройки были разобраны и перевезены с Курихи, которая теперь получила прилагательное «Старая», в недавно появившийся по соседству одноимённый посёлок…

Век второй

Над вековыми лесами теперь раздавались гудки паровозов. Начался новый век Курихи. В 1919-1920 годы, когда страну сотрясала гражданская война, система выксунской узкоколейной железной дороги была продлена от Димары до реки Сармы («сар» - болотистый, «ма» - исходящая вода по эрзянски), где возникла одноимённая станция и пристанционный посёлок в 1921 году. Так промышленная Выкса соединилась с Курихой настоящей магистралью. Ввиду военного времени сократилось поступление на заводы нефти, мазута и каменного угля и возникла потребность в более доступных местных источниках энергии: дровах, торфе и древесном угле, доставку которых и обеспечивала УЖД.

От Курихи существовали два ответвления дальше, в восточном направлении: первое - на месторождение «Бушуй», где в это время ещё мог действовать одноимённый металлургический завод, второе – через Илёв до нынешнего посёлка «Путь Ленина», что недалеко от Цыгановки. В планах Н.Н.Шипова было соединить железной дорогой входившие в «Шиповское общество горных заводов» заводы в Илёве и Балыкове (второй использовал руду Цыгановского месторождения), однако это произошло уже после их закрытия и по другим причинам…

Река Сарма, фото Владимира Бакунина Мост разобранной УЖД Выкса - Куриха через реку Сарма, фото Владимира Бакунина Мост разобранной УЖД Выкса - Куриха через реку Сарма, фото Владимира Бакунина Фундамент печи - всё, что осталось от железнодорожного вокзала, фото Владимира Бакунина

Интересно, что гипотеза о связи Выксунской системы УЖД с лесозаготовительной веткой Кулебакской УЖД не подтвердилась: по словам старейшей жительницы посёлка Сарма, отец которой принимал участие в строительстве магистрали, соединительной ветки не существовало вовсе. Позднее и жители деревни Серебрянка, что на южной окраине Кулебакского района, подтвердили, что рельсовый путь из Кулебак заканчивался тупиком.

Основной функцией выксунской системы УЖД в советское время был вывоз готовой продукции с лесозаготовительных участков и дешёвого топлива для ВМЗ. После Великой Отечественной войны на линии появились поезда с пассажирскими вагонами, а с 1958 года началась замена паровозной тяги на мотовозную, которая завершилась в 1978 году.

К сожалению, на рубеже веков нынешного и прошлого недальновидные чиновники от транспорта решили, что содержать утратившую своё промышленное значение (ввиду истощения лесного фонда) магистраль невыгодно и постановили пути разобрать. Уже к 2000 году пути от Курихи до Димары были сняты. В 2002 году прекратили курсировать пассажирские составы от Выксы до Димары, а к 2005 году рельсы на всём протяжении выксунской УЖД были полностью разобраны. Те из бывших лесозаготовительных посёлков, к которым не успели провести автодороги, были обречены. А ведь, например, переоснасткой главной магистрали Выкса-Куриха на широкую колею и продлением её до Сарова можно было бы сократить путь от наукограда до столицы примерно на 80 километров!

Исчезла железная дорога, затихла и жизнь в Курихе (Сарме). Стоя на обветшавшем деревянном железнодорожном мосту через Сарму, сейчас сложно представить, что он спокойно выдерживал вес пассажирских составов с 12 и даже 17(!) вагонами, ежедневно курсировавших между Выксой и Курихой. В последнее время существования дороги «экспресс» из Выксы прибывал в Куриху в 23:30, а обратно отправлялся в 00:15. Поездка на нём занимала примерно 3 часа. Ездили на нём жители посёлка и на утреннюю ярмарку в Выксу. Расписание его прибытия на станцию Унор было согласовано с расписанием поезда, ходившего от Унора до Мердушинского Тупика с заездом в посёлок Лесомашинный.

Теперь по бывшей магистрали до автодороги Выкса-Вознесенское можно проехать только на хорошем внедорожнике или на велосипеде. Дальше колёса пройдут уже не везде – разрушенные мосты, глубокие колеи...

Типовое здание вокзала на Сарме было разобрано на дрова совсем недавно – осенью 2010 года. На улице, которая по-прежнему носит название Железнодорожная, ещё остались стоять высокая вышка и кирпичный тепловозный ангар. А раньше жизнь здесь била ключом: посёлок был многолюден, дорога обеспечивала работой и продовольствием, сюда для отправки в Выксу, со всей округи свозился лес и зерно (действовал пункт Заготзерно). Были комбинат бытового обслуживания населения (КБО), баня, 5 магазинов, танцплощадка. Сейчас есть асфальтированная дорога из райцентра – Вознесенского, по-прежнему действует школа, есть лесничество, восстановлен Знаменский храм, который прежде находился на Старой Курихе, однако нет перспектив…

Знаменская церковь в посёлке Сарма, ранее находившаяся на Старой Курихе, фото Владимира Бакунина Знаменская церковь в посёлке Сарма, ранее находившаяся на Старой Курихе, фото Владимира Бакунина Знаменская церковь в посёлке Сарма, ранее находившаяся на Старой Курихе, фото Владимира Бакунина Знаменская церковь в посёлке Сарма, ранее находившаяся на Старой Курихе, фото Владимира Бакунина

Но и в нынешние тяжёлые времена есть у Курихи отличия от подобных ей тысяч постепенно угасающих населённых пунктов. Это гостеприимство и приветливость жителей. Есть среди них и настоящие таланты. В Вознесенском районе мало сёл, где бы не изготавливали на продажу игрушки из липы, в основном матрёшки. А курихинский умелец Александр Васильевич Шанин – мастер-краснодеревщик, занимается изготовлением намного более сложной уникальной резной мебели с помощью собственноручно изготовленных станков, не имеющих аналогов. К сожалению, открыть собственное малое предприятие у него не получилось: задушили налогами. В церквях сёл Мотызлей и Суморьево находятся вырезанные им иконостасы. Два года назад у него во дворе стоял самодельный вертолёт, который сейчас разобран: проект «временно заморожен».

Не забыто и место бывшей женской общины на Старой Курихе. В 1996 году усилиями местного уроженца С.С.Бардина построена часовня, а в 2006 году – небольшая деревянная церковь. Над местом, где располагалась пещерка Анастасии, построена сень, благоустроены родники.

Часовня, Старая Куриха, 1996 год, фото Владимира Бакунина Деревянная церковь, Старая Куриха, 2006 год, фото Владимира Бакунина Родник на Старой Курихе, фото Владимира Бакунина Родник на Старой Курихе, фото Владимира Бакунина

До сих пор сохранился камень, на котором она молилась 40 дней и ночей – большой мегалит, которых немало в Присаровье. Интересно, что всего в 7 километрах севернее, уже в Ардатовском районе, близ деревни Кавлей расположен ещё один мегалит – валун Грановой в урочище Моляна, который считается священным среди эрзян, поклоняющихся силам природы.

Рядом со Старой Курихой есть ещё одна группа родников: «12 ключей». В глубоком овраге около деревни Луктос на поверхность земли выбиваются подземные воды, сливаясь в быстрый ручей. В отличие от одноимённых источников в Вадском районе, они не благоустроены и потому пока малоизвестны.

Родники «12 апостолов», фото Владимира Бакунина Родники «12 апостолов», фото Владимира Бакунина Родники «12 апостолов», фото Владимира Бакунина Родники «12 апостолов», фото Владимира Бакунина

Куриха – удивительное место, запоминающееся надолго, и очень хочется верить, что оно увидит и свой третий век, и когда-нибудь переживёт свой новый расцвет…

Владимир Бакунин

В настоящей публикации использованы фотографии Владимира Бакунина

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!