О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


 

Конкурсная работа Елены Яровицыной
публикуется в рамках проекта
«Места памяти»

История Саровской пустыни и города Саров

На юге Нижегородской области в 200-х километрах от Нижнего Новгорода, при слиянии рек Саровка и Сатис, стоит город Саров. В Нижегородском крае это город с самой необыкновенной историей. Многие годы упоминание о нем было запрещено, а местоположение - засекречено.

Саровское городище

Первые постройки, обнаруженные археологами в окрестностях Сарова относятся ко второй половине I века до нашей эры. Эти места заселяли тогда Городецкие племена, строившие укрепленные поселения. Называли их городищами. Эта территория стала частью Саровского городища. Позднее эти земли были заселены мордовскими племенами. Все сведения об их образе жизни и традициях основаны на результатах археологических раскопок.

Во времена Золотой Орды, согласно легенде, на территории Саровского городища татарами была построена крепость Сараклыч, что означает «Золотая сабля». После взятия Иваном Грозным Казани, пала и крепость Сараклыч. Саровское городище в ХIII веке пришло в запустение. Эти места оставались пустынными до прихода первых русских иноков. Первый пустынножитель – монах Феодосий, поселившийся на Саровском городище в 1664 году, рассказывал о чудесах: колокольном звоне из-под земли, об исходившем от горы, на которой располагалось городище, необычайном сиянии.

Создание Саровской пустыни

Основателем же Саровской пустыни считается иеросхимонах Иоанн – монах арзамасского Введенского монастыря. В 1705 году он получает в дар от крещеного татарского князя Даниила Кугушева 30 десятин земли на Саровском городище. И сразу пишет в Москву челобитную о разрешении построить церковь. Место было выбрано удачно: вековые леса, изобилие ключевой воды, тишина и покой. И в то же время чуть западнее проходила старинная почтовая дорога, по которой можно было добраться до Нижнего Новгорода через Арзамас, а через Ардатов – до Владимира и Москвы.

Митрополит Николай рассматривает макет Саровской пустыни Археологические раскопки в Сарове Археологические раскопки в Сарове Пещерный храм

Свято-Успенская Саровская пустынь

300 лет назад по специальному указу Петра I дозволялось построить на месте древнего мордовского городища церковь во имя Пресвятой Богородицы и ее Живоносного Источника. Построена эта деревянная церковь была за 50 дней. 29 июня 1706 года – день основания Свято-Успенской Саровской пустыни.

Саровские пещеры

Одновременно со строительством монастыря, шло строительство «подземного города». Начало ему положил иеросхимонах Иоанн, когда под временное жилище вырыл себе пещеру в горе. Потом пещеры расширялись, в них устраивались кельи для молитвенного уединения. В 1711 году под землей была освящена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия.

Иеросхимонах Иоанн Саровские пещеры Свято-Успенская      Саровская пустынь Саровская пустынь

В Саровской пустыни закипела жизнь. Прослышав о новой обители, отовсюду приходили монахи и послушники. Каждому хватало работы: кто службы ведет, кто новые кельи строит, кто грибы да ягоды собирает. Вскоре вокруг нового храма вырос целый городок – прообраз монастыря. Саровский устав был составлен Иоанном по строгим образцам. Саров называли «академией монашества». Саровские монахи-подвижники расходились по всей стране, неся с собой правила Саровской пустыни. Они становились настоятелями и казначеями монастырей: Валаамского, Троице-Сергиевой Лавры, Санаксарской и Флорищевой пустыни.

Серафим Саровский

Саровскую обитель прославил великий русский святой Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин). Он родился 19 июля 1754 года в Курске, в купеческой семье. Отец его умер, не успев достроить храм, и его жена Агафья с сыном Прохором продолжили постройку собора. Однажды Агафья взяла на строительство сына, который оступившись, упал вниз с колокольни… Но произошло чудо – он остался в живых. Прохор рано выучился грамоте и с детства искренне верил в Бога. Как-то он тяжело заболел. Во сне ему явилась Пресвятая Богородица и сказала, что она его излечит. Так и вышло.

Прохор решил посвятить свою жизнь Богу. Он пришёл в Саровскую обитель в 1776 году. Через 8 лет был пострижен в монахи с именем Серафим, что значит «пламенный». В 1794 году Серафим стал жить в лесу в 5-ти км от монастыря. Он носил одну и ту же одежду и зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, постился. Ежедневно много молился и читал Евангелие. Около кельи Серафим развел огород и устроил пасеку. Однажды на него в лесу напали разбойники. Узнав, что к старцу часто приходят посетители, а среди них и богатые, разбойники решили ограбить келью. Но ничего там не найдя, сильно избили старца. Потом эти люди были найдены, но батюшка Серафим просил их не наказывать. В 1807 году он принял обет молчания почти на 3 года. В 1810 году вернулся ненадолго в монастырь, но снова ушел в затвор до 1825 года.

СЕРАФИМ САРОВСКИЙ Рака, подаренная Саровскому монастырю Николаем II Роспись храма Серафим Саровского, в котором долгое время находился городской театр СЕРАФИМ САРОВСКИЙ

В уединении только птицы и дикие звери посещали Серафима Саровского. Преподобный батюшка Серафим кормил медведя хлебом, который приносили ему из монастыря.

СЕРАФИМ САРОВСКИЙ Храм во имя преподобных Зосимы и Савватия Собор во имя Пресвятой Богородицы и ее Живоносного Источника Визит царской семьи в Саровскую пустынь

После этого у него появился дар прозорливости и исцеления людей от болезней. Ко всем приходящим он обращался со словами: «Радость моя!». Его трудами были созданы Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Ардатовская женская обитель. Батюшка Серафим скончался 2 января 1833 года в своей келье перед иконой «Умиление». Похоронен рядом с алтарем Успенского собора.

Иконописное изображение Серафима было написано с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (потом он стал послушником Саровского монастыря) за 5 лет до кончины старца. Основной письменный источник сведений о старце Серафиме – его жизнеописание, составленное саровским иеромонахом Сергием.

В 1903 году преподобный Серафим Саровский был причислен к лику святых. На торжествах, посвященных этому, присутствовала царская семья. Количество богомольцев в те дни в Саровской пустыни было около 200 – 300 тысяч человек. 18 июля 1903 года состоялось торжественное перенесение мощей Серафима Саровского в Успенский собор. Они стали открыты для поклонения. «Мощи хранились в кипарисовом гробу, вложенным в дубовый гроб, похожий на ту дубовую колоду, в которой 70 лет хранились останки Преподобного. Этот дубовый гроб помещен в раку, сложенную из 4-х массивных плит белоснежного мрамора. Стоит она на каменном помосте, к которому с двух сторон ведут по три ступени. Рака сделана из камня в воспоминание великого подвига моления Серафима на камне». Николай II подарил Саровскому монастырю раку для мощей святого старца.

Вид Саровской пустыни со временем менялся. Первоначально все строения и храмы были деревянными. Постепенно они заменялись на каменные. «Громадные двухэтажные корпуса для келий, расположенные между четырьмя угловыми башнями, служат вместо каменной ограды. С южной и с северной стороны стены почти висят над обрывом. Над главными западными воротами возвышается колокольня». Всего в монастыре было 9 храмов. Главным собором монастыря считался храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Построен он был на деньги купца Демидова. В 1903 году в нем находилась рака с мощами батюшки Серафима. После революции он использовался как склад, а в 1951 году был взорван.

Успенский храм Храм Иоанна Предтечи Храм Серафима Саровского Колокольня Саровского монастыря

Второй собор во имя Пресвятой Богородицы и ее Живоносного Источника – тот самый, что положил начало Саровской пустыни. Деревянный храм был разобран и в 1748 году начато строительство каменного. Оно продолжалось почти десять лет. В советское время в нем располагались сначала клуб, потом общежитие. Позднее столовая «Веревочка». Она была так названа из-за формы гипсовой лепнины на потолке. Храм был взорван в 1954 году.

Храм во имя преподобных Зосимы и Савватия

В 1745 году началось строительство храма во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. В алтаре находился престол, изготовленный руками Серафима Саровского. В 1942 году этот храм был разобран вручную из-за нехватки строительных материалов.

Колокольня Саровского монастыря

Колокольня монастыря строилась 10 лет (1789 – 1799) на пожертвования. Одним из вкладчиков на строительство был отец русского писателя А.Н.Радищева – отставной майор Николай Афанасьевич Радищев.

Саровский колокольный звон имел свою мелодию и ритм. Обычно звонарями в Саровском монастыре были слепые монахи. В праздничные дни колокольный звон Саровской обители разносился на десятки верст по всей округе.

Храм Серафима Саровского

В 1903 году был построен храм во имя преподобного Серафима Саровского. Он накрывал своими сводами келью, в которой жил и преставился старец. В советское время в 1949 году здание храма было отдано под театр со сценой в алтаре.

За монастырской оградой, среди амбаров и гостиниц, была построена кладбищенская церковь во имя Всех Святых. Храмы за чертой городов и монастырей для погребения умерших от болезней стали строить после страшной эпидемии холеры в 1830 году. После революции храм находился в запустении и был вновь освящен в 1993 году.

Храм Иоанна Предтечи

На восточной стороне монастыря разместился храм во имя Иоанна Предтечи. Он был построен на средства астраханского рыбопромышленника Кирилла Федорова. Внутри храма находился источник, который в день крещенского праздника становился главным местом действия и более ста лет снабжал монастырь прекрасной питьевой водой. В советское время в храме было устроено общежитие. А потом там расположился «секретный объект», а источник был забетонирован.

Пещерный храм

Пещерный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских с системой подземных галерей – самое древнее монастырское сооружение. Ему более 300 лет. В советское время вход в пещеры был засыпан.

В Саровский монастырь вело 4 дороги. Большинство богомольцев приходили по широкому тракту Арзамас – Темников. Дорога вела к руслу реки Сатис, выходила на красивую тополиную аллею, посаженную монахами. Потом богомольцы проходили через деревянный мост и поднимались по булыжной мостовой на Саровскую гору, к монастырю. Там стояли монастырские гостиницы: дворянская, купеческая, простонародная. У входа в монастырь, перед колокольней, располагалась базарная площадь, на которой можно было запастись всем необходимым в дорогу и купить памятные сувениры. В 1903 году в монастыре проживало 70 монахов и 240 послушников. Во время Первой мировой войны в 1914 году монастырь отправлял послушников в действующую армию, собирал посылки с теплыми вещами. Всего ушли на фронт около 100 человек. Были среди них и погибшие.

Создание Сарова

С приходом советской власти Саровский монастырь в 1927 году был ликвидирован, оставшееся имущество передано Нижегородскому управлению НКВД. А еще раньше - 17 ноября 1920 года - была создана комиссия из 157 человек для вскрытия мощей Серафима Саровского. Гробница была открыта, мощи вынуты, закрыты стеклянной рамой и выставлены на всеобщее обозрение. А потом вывезены в Ардатов и исчезли. Сначала в Саров переехал один из московских детских домов. А в 1928 году там разместилась Трудовая коммуна № 4. В этой коммуне жили не только беспризорники, но и настоящие уголовники. В 1931 году там был организован карантинный лагерь. А по соседству с ним находился исправительно-трудовой лагерь, в котором содержались воры. В 1936 году был заложен коньковый завод, на котором должны были делать спортивный инвентарь. С наступлением войны в 1942-1943 годах завод начал изготавливать корпуса снарядов для минометов «Катюша» и получил название Механический завод № 550. Во время войны в 1942 году старец Серафим Вырицкий 1000 ночей стоял на камне перед иконой Серафима Саровского и молился с воздетыми руками, повторив подвиг Преподобного.

Герб Сарова Саровский музей ядерного оружия Саровский музей ядерного оружия Колокола, возвращенные в Саровскую пустынь

Саровский музей ядерного оружия

В апреле 1946 года Советом Министров СССР было принято секретное постановление о создании конструкторского бюро по разработке ядерного оружия. Академики Ю.Харитон и И.Курчатов выбрали для этого Саров. Город стал сверхсекретным объектом и не значился ни на одной карте. Его называли Объект 550, Шатки-1, Кремлев, Москва-центр 300, Арзамас-75, Арзамас-16.

Сюда со всей страны были собраны лучшие ученые и самое современное оборудование. 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне была испытана первая атомная бомба, созданная в Сарове.

Академик Юлий Борисович Харитон – один из основателей Сарова и создателей ядерной бомбы.

Академик Юлий Борисович Харитон – один из основателей Сарова и создателей ядерной бомбы Саровский музей ядерного оружия КПП в Сарове Макет Саровской пустыни

Саров стал закрытым городом. Чтобы попасть в него теперь, необходимо иметь пропуск, который позволит пройти через КПП (контрольно-пропускной пункт).

Восстановление Саровской пустыни

Сейчас Саровская пустынь восстанавливается. В ноябре 1990 года были обретены мощи Серафима Саровского в Музее атеизма и религии в Санкт-Петербурге. 1 августа 1991 года они были помещены в Серафимо-Дивеевский монастырь. Были переданы церкви и отреставрированы храмы Всех Святых, Иоанна Предтечи, Серафима Саровского. В декабре 2002 года во время восстановительных работ в храме Серафима Саровского были обнаружены остатки его кельи, которая считалась полностью разрушенной.

В 1999 году на Саровскую колокольню были возвращены колокола, отлитые в Нижнем Новгороде на заводе Красное Сормово.

В 1992 году в Сарове состоялось первое после долгого перерыва богослужение в храме Всех Святых. Сейчас в городе 7 действующих храмов. На Дальней пустынке установлен памятник Серафиму работы В.М.Клыкова. Камень, на котором молился старец в советское время был расколот и его кусочки разошлись по всей России. На его месте установлен похожий камень, над ним построена деревянная сень и поставлен крест.

Крещенский молебен на Дальней Пустынке МОЛЕБЕН НА ДАЛЬНЕЙ ПУСТЫНКЕ КРЕСТНЫЙ ХОД ИЗ НИЖНЕГО В САРОВ Памятник Серафиму работы В.М.Клыкова

В 2006 году было принято решение о восстановлении монашеской жизни в Саровской пустыни.

Яровицына Елена (11 лет; Центральная Городская Детская Библиотека им. А.М.Горького; ЦБС Нижегородского района)

В настоящей публикации использованы фотографии и материалы, предоставленные Еленой Яровицыной

Конкурсная работа Максима Крылова опубликована на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти»



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!