О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Татьяна Павловна Виноградова на семинаре с докладом о Шухове и его идеях

 

Материал предоставлен Татьяной Виноградовой в качестве доклада
на семинар
«Журналистика и культурное наследие: ребрендинг территорий»

Шуховские идеи в развитии в XXI веке: популяризация сохранения и восстановления шуховского наследия

Идеи гениального инженера и конструктора Владимира Григорьевича Шухова (1853 – 1939) сегодня востребованы во всем мире. Современная архитектура немыслима без висячих покрытий в форме пространственной несущей конструкции (например, знаменитое здание стадиона в Мюнхене и др.). Однако революцию в этой области совершил именно Шухов, строивший подобные сооружения в XIX - XX веках в России.

О гиперболоидах инженера Шухова можно говорить бесконечно. Если архитектора они восхищают своей гармонией и совершенством линий, а инженер поражается прочностью и устойчивостью этих конструкций, то самый неискушенный зритель при знакомстве с ними начинает понимать, что такое высокое инженерное искусство. Гиперболоид Шухова стал символом совершенства инженерной мысли и эстетики архитектурного образа конструкций. Именно поэтому в 2003 году на выставке «Лучшие конструкции и сооружения в архитектуре XX века» в Мюнхене демонстрировался шестиметровый позолоченный макет московской радиобашни, а на выставке «Инженерное искусство» в центре Помпиду в Париже шуховский гиперболоид использовался в качестве логотипа.

Шуховские идеи в современной архитектуре Шуховские идеи в современной архитектуре Шуховские идеи в современной архитектуре Шуховские идеи в современной архитектуре

Первая гиперболоидная башня, созданная Шуховым, была представлена для все общего обозрения в Нижнем Новгороде больше ста лет тому назад в 1896 году на Всероссийской промышленной и художественней выставке. Это была водонапорная башня высотой вместе с резервуаром 32 метра. Она представляла собой одноярусный гиперболоид вращения, составленный из 80-ти взаимно пересекающихся металлических стержней, перевязанных восьмью кольцами жесткости, диаметр нижнего основания – 10,9 метра, верхнего кольца – 4,2 метра, диаметр резервуара составлял 6,45 метров, а высота – 4,8 метра. На резервуаре привлекала внимание надпись, сделанная крупными буквами: «Строительная контора инженера А.В.Бари» (Александр Вениаминович Бари - владелец Строительной конторы, где Шухов служил главным инженером). Следует признать, что подпись на резервуаре стала дизайнерской удачей архитектора Косова, который работал в паре с Шуховым. Внутри башни была запроектирована винтовая лестница, проходящая сквозь резервуар и ведущая на смотровую площадку, с которой открывалась панорама выставки. «Вид дивный: вся выставка и ярмарка у наших ног... Эта картина одна из немногих в мире по красоте и грандиозности», - писали очевидцы.

Инженер В.Г.Шухов Шуховская башня на Нижегородской Ярмарке Шуховские перекрытия на Нижегородской Ярмарке Шуховские перекрытия на Нижегородской Ярмарке

В экспозиции Нижегородской выставки 1896 года на стенде ювелирной фирмы Фаберже одно из центральных мест занимала «сделанная из серебра довольно крупных размеров модель водонапорной башни Шухова. Модель в аршин вышины сработана весьма изящно и легко. На вершине ее установлена фигура гения Промышленности, по мраморному пьедесталу расположено около шести эмалированных медальонов с фотографиями крупнейших инженерных сооружений, построенных фирмой Бари: зданий, барж, резервуаров, паровых котлов системы Шухова. Модель была поднесена конторою фирмы ее хозяину, инженеру А.В.Бари, к недавно исполнившемуся 15-летию ее существования», было опубликовано в «Известиях Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде» в 1896 году.

После закрытия выставки фирма Бари продала водонапорную башню известному промышленнику и меценату Ю.С.Нечаеву-Мальцеву, который перевез ее в свою усадьбу в село Полибино Липецкой области для использования по назначению. Процесс демонтажа башни выполнялся под личным наблюдением В.Г.Шухова. После 1919 гола водонапорная башня в Полибине долго находилась в бесхозном состоянии и только в 1974 году была поставлена на государственную охрану как объект культурного наследия.

Идея сетчатых гиперболоидных башен, как и идеи многих других изобретений Шухова, была буквально на лету подхвачена инженерами, оценившими их преимущества. После Нижегородской выставки 1896 года сам В.Г.Шухов постоянно совершенствовал и развивал конструкцию гиперболоида. Он разрабатывал проекты по его применению в самых разных сооружениях: были водонапорные башни, береговые маяки, мачты военных кораблей, пожарные вышки, опоры линий электропередач, антенны радиостанций. Особенностью проектирования В.Г.Шуховым гиперболоидных башен был индивидуальный подход к созданию каждого конкретного заказа, позволяющий избегать однообразия своих построек, среди которых не найдется двух одинаковых. Вариативность конструкций создавалась за счет изменения соотношения верхнего и нижнего диаметров гиперболоида и его высоты в диапазоне от 9,1 до 39,5 метров, определяющих пропорции башни, а также количества опорных стержней, образующих рисунок сетки, число которых в различных объектах колебалось от 24 до 80.

За период с 1896 года по 1917 год в списке одноярусных водонапорных башен системы Шухова, построенных конторой Барии значатся 46 объектов по всей стране, среди которых наибольшее число было выполнено для различных промышленных предприятий.

В число этих объектов входит и водонапорная башня, построенная в Выксе, на территории Выксунского металлургического завода (бывшего Нижневыксунского) в Нижегородской области, сохранившаяся до настоящего времени и являющаяся объектом культурного наследия федерального значения. Высота башни составляет 40 метров, конструкции образованы 50 наклонными стержнями из металлических уголков, связанными по горизонтали двадцатью кольцами, нижнее из которых имеет диаметр 14,6 метров, а верхнее – 7,4 метра. Снизу, из центра опорного кольца, идет металлическая винтовая лестница, сверху располагался массивный резервуар водонапорного бака, окруженный обходной галереей, утраченный в настоящее время.

Шуховская башня в Выксе Профессор Райнер Грэфе в Выксе Перекрытия листопрокатного цеха в Выксе Перекрытия листопрокатного цеха в Выксе

К началу 1910-х годов гиперболидные водонапорные башни стали активно применяться для российских железных дорог. Первая водонапорная башня была заказана Управлением Северной железной дороги для станции «Ярославль» и построена в 1911 году. Уникальность конструктивного решения В.Г.Шухова при разработке этой башни заключалось в создании двухъярусной системы гиперболоидов. При общей высоте 39,5 метров башня состояла из двух самостоятельных гиперболоидов, соединенных между собой общим кольцом и несущих каждый свои резервуар: верхний, предназначенный для противопожарных целей, и нижний, для снабжения водой курьерских поездов. Строительство водонапорных башен Шухова активно продолжалось и в последующее время. Так, в отчете Строительной конторы завода «ПАРОСТРОЙ» (так стала называться Строительная контора наследников А.В.Бари после национализации предприятия) за 1920-й год записано: «Предъявляется к нам большой спрос на водонапорные башни системы Шухова. Сейчас имеется, кроме полученных 13 башен, предложение на 14 башен, из них 9 штук для НКПС (Наркомат путей сообщения). Имеется также запрос от ЦУЖЕЛ на разработку башен определенных стандартных типов целью предложить дорогам устраивать при развитии своих водоснабжений водонапорные башни Шухова. Общая потребность в башнях только для НКПС определяется до 1000 штук». За период с 1924 по 1929 годы было построено более 40 водонапорных башен. В 1930 году были утверждены типовые проекты стандартных водонапорных башен Шухова, а в 1949 году издан атлас водонапорных сооружений, который включал в себя башни системы Шухова.

Гиперболоидные башни Шухова нашли свое применение и в оснащении судов российского военно-морского флота. В 1909 году сетчатые мачты высотой 24 метра были установлены на двух броненосцах: «Андрей Первозванный» и «Император Павел I». Поперечное сечение мачт представляло собой эллипс, а сами конструкции были выполнены из труб, постепенно уменьшающихся диаметре. Замена традиционных цельных мачт на ажурные гиперболоидные башни позволяла снизить сопротивление воздуха при движении судов, сделать корабли менее заметными для неприятеля на большом расстоянии, а также снизить ущерб повреждений элемента мачт при ведении боевых действий.

В 1910-1911 годах по проекту В.Г.Шухова были построены ажурные маяки в форме гиперболоидов для Херсонского порта: Аджигольский высотой 68 м и Станиславский высотой 26,8 м (свое название маяки получили от двух мысов: Станислав и Аджигол).

С конца 1930 годов идеи Шуховских гиперболоидов нашли свое применение при строительстве деревянных башен-градирен (на ТЭЦ в Харькове: Орской и Краснозаводской). В середине прошлого века инженер И.М.Бондаренко использовал гиперболоид при возведении железобетонных градирен. Ему принадлежат слова: «Русская инженерная мысль в лице инженера Шухова создала стержневые гиперболические башни, завоевав в этой области приоритет; забывать это наследство нам, советским людям, непозволительно ...».

Вершиной творчества В.Г.Шухова в coздании гиперболоидных высотных сооружений стала знаменитая Шаболовская радиобашня им. Коминтерна в Москве, ставшая символом отечественного радиовещания. Башня была спроектирована и построена в 1919-1922 годах. Первоначально ее высота составляла 148,5 м, но после установки двух траверс и флагштока она достигла 160 м. Это многоярусная башня, составленная из шести соединенных последовательно гиперболоидов, имеет неоспоримые преимущества при сравнении с башней Эйфеля, и с точки зрения инженерной логики, и экономичности, и веса конструкции. Так, на сооружение Эйфелевой башни потребовалось 12 тысяч стальных элементов самой разной конфигурации, каждый из которых изготовлялся по своим чертежам, башня же Шухова собиралась из прямых стандартных швеллеров. Гениальность Шухова проявилась и при разработке системы монтажа радиобашни. Он применил так называемый «телескопический» метод, при котором последующий ярус собирался на земле, внутри башни, а затем поднимался и устанавливался в проектное положение с помощью лебедок и системы блоков и закреплялся болтами на верхнем кольце ранее установленного яруса. Для «телескопического» выдвижения каждой последующей секции В.Г.Шухов предложил временное упругое уменьшение нижнего диаметра поднимаемой секции специальными стяжками, необходимыми только для процесса монтажа. После прохода секции через верхнее кольцо нижестоящей секции, стяжки ослаблялись, нижнее кольцо поднимаемой секции принимало проектное положение, что позволяло сомкнуть обе секции.

Телескопический способ монтажа конструкций был так же применен Шуховым при сооружении гиперболоидных опор ЛЭП па берету реки Оки у с. Растяпино (сегодня - г. Дзержинск Нижегородской области), при этом им были внесены некоторые усовершенствования к ранее примененному при строительстве Шаболовской радиобашни.

Металлические опоры линии электропередачи (НиГРЭС) через р. Оку около города Дзержинска, ниже Дуденевского затона, были построены в 1927-1929 гг. в связи с реализацией плана ГОЭЛРО. Опоры были установлены для перехода реки Оки и несли две параллельные силовые линии для Нижегородской государственной районной электростанции (НиГРЭО), находившейся в Балахне. Каждый переход был запроектирован на четырех металлических опорах, из которых три (высотой последователь но 10, 69,5, 128 м ) находились на левом берегу и одна ( высотой 20 м) - на правом. Высота опоры 128 м определились величиной стрелы провеса провода и требованиями судоходства. Опоры 128, 69,5 и 20 м были гиперболоидной системы: опора 128 м состояла из пяти секций, опора 69, 5м – из трех, опора 20 м имела одну секцию.

Производителем работ по сооружению линий электропередачи был Государственный Котельный завод «ПАРОСТРОЙ» им. В.М.Лихачева и Строительная контора по сооружению металлических конструкций в Москве под руководством инженера Шиловцева Дмитрия Павловича. Несомненно, обе многоярусные гиперболоидпые башни уже в момент их создания стали памятниками инженерного искусства не только в России, но и за рубежом. «Самыми высокими сооружениями в СССР являются башни Шухова - Шаболовская в 150 м и две вышеописанные по 128 м. За ними следует Исаакиевскнй собор - 120 м». Такие выводы делает участник строительства башен – инженер Д.П.Шиловцев.

В настоящее время сохранилась только одна из шести сетчатых опор ЛЭП НиГРЭС, высотой 128 метров и находящаяся на правом берегу реки Оки. Вторая парная опора высотой 128 метров, которая располагалась в непосредственной близости от сохранившейся опоры, была разрушена в марте 2005 года. Время демонтажа остальных конструкций ЛЭП НИГРЭС не установлено.

Две опоры ЛЭП под Дзержинском, одна - утрачена Опора ЛЭП под Дзержинском Сохранившаяся опора ЛЭП под Дзержинском Сохранившаяся опора ЛЭП под Дзержинском

К 2007 году критическая ситуация сложилась в отношении сохранившейся опоры ЛЭП в г. Дзержинске, которая длительное время находилась в аварийном состоянии из-за вырезанных продольных стержней в опорной части (из 40 вырезано 16) и ее обрушение могло произойти в любой момент.

В результате совместной деятельности участников международного проекта в марте 2008 года были завершены противоаварийные работы по восстановлению утраченных конструкций первого яруса опоры ЛЭП в г. Дзержинске. Работы выполнялись по проекту, разработанному Нижегородским архитектурно-строительным университетом, производство работ осуществлялось ООО «Практика» и ОАО «Волгонефтехиммонтаж» пол надзором и при согласовании Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области.

Т.П.Виноградова на противоаварийных работах сохранившейся опоры ЛЭП под Дзержинском Противоаварийные работы сохранившейся опоры ЛЭП под Дзержинском Противоаварийные работы сохранившейся опоры ЛЭП под Дзержинском Противоаварийные работы сохранившейся опоры ЛЭП под Дзержинском

Эти работы были выполнены за счет средств собственника данною объекта ОАО «Нижновэнерго», а также благотворительных средств, в числе которых добровольные пожертвования международной группы ученых, возглавляемой профессором Райнером Грэфе, и фонда «Шуховская башня», возглавляемого правнуком великого инженера В.Ф.Шуховым. В настоящее время ОАО «Нижновэнерго» запланировано проведение всего комплекса ремонтно-реставрационных и берегоукрепительных работ на сумму в 128 млн. рублей.

Историю создания гиперболойдных конструкций системы Шухова необходимо дополнить новым видом сетчатых башен, ранее неизвестных и нашедших свое применение только в Нижегородской области. Это металлические гиперболоидные пожарные вышки, которые использовались как смотровые при пожарных депо. На территории Нижегородской области сохранились две подобных конструкции: пожарная вышка с флагштоком в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода и пожарная вышка в п. Ляхово Балахнинского района.

Пожарная вышка с флагштоком, находящаяся на ул. КИМа, 86 в Нижнем Новгороде была построена для Сормовского Пожарного Общества рядом со зданием пожарного депо напротив Троицкой церкви. Данный объект является памятником истории и культуры регионального значения, ошибочно атрибутированным с наименованием «водонапорная башня». Точные сведения о разработчике проекта, времени строительства и изготовителе данного сооружения отсутствуют. Однако, по имеющимся данным, содержащимся в «Отчете Правления Сормовского Пожарного Общества с 1 января 1911 года по 31 декабря 1911 года (второй год существования)», возведение пожарной вышки можно датировать временем до 1910 года. Сборка металлических конструкций вышки выполнена с помощью клепочных соединений, которые применялись на гиперболоидных башнях инженера В.Г.Шухова. В Сохранившихся документах Общества этот объект описывается как «каланча железная со шпилем» (высота со шпилем – 26 метров, до площадки дежурного – 18 метров).

В Отчете Правления Сормовского Пожарного Общества за 1913 год есть интересный документ, доносящий до нас сведения о том, что от Сормовского Пожарного Общества 1 июня Августейшей Председательнице Императорского Российского Пожарного Общества Великой Княгине Марии Павловне был поднесен «альбом фотографических видов депо Общества, каланчи, закладки, обоза, выездов и команды…».

Пожарная вышка в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода Пожарная вышка в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода Пожарная вышка в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода Пожарная вышка в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода

Сохранившаяся пожарная вышка на ул. КИМа представляет собой решетчатый гиперболоид и образована из 32 вертикальных наклонных стержней, выходящих попарно от основания под разными углами наклона, и 10 горизонтальных колец, закрепленных с наружной и внутренней стороны вертикальных стержней последовательно. Внутри вышки – три подъемные лестницы с цельнометаллическими ступенями, закрепленные с помощью системы конструкций из металлических стержней на уровне третьего, шестого и восьмого горизонтальных колец. На верхнем кольце установлено покрытие по типу «мембраны» из тонкого листового железа со шпилем.

В настоящее время бывшее пожарное сооружение находится в бесхозном состоянии, что привело к значительному ухудшению объекта: основание опорных ног повреждено коррозией, частично разрушена площадка дежурного, шпиль имеет значительное отклонение от вертикали.

В 1927 году пожарная вышка аналогичной гиперболоидной конструкции была запроектирована для 2-ой пожарной части г. Нижнего Новгорода на углу улицы Жуковской (ныне ул. Минина) и Троицком площади (ныне застроена). Ее статистический расчет был выполнен на «Механическом чугунно и медно-литейном, судостроительном, паровозо и вагоно-строительном, сталелитейном и железоделательном заводе «Красное Сормово». По проекту вышка была образована 48 стержнями из металлических уголков, высота пожарной вышки составляла 25 метров до площадки для дежурного, 27 метров до верхней отметки вышки без шпиля; диаметр железобетонного основания составлял 7 метров. Из архивных материалов фонда Губернского Инженера приемка в эксплуатацию данного объекта была «предположительно» назначена на 14 сентября 1927 года. Однако необходимо отметить, что документы, подтверждающие введение в эксплуатацию данного инженерного сооружения в настоящее время отсутствуют.

До недавнего времени считалась, что в Нижегородской области существует единственная по своей типологии гиперболоидная конструкция системы Шухова - пожарная вышка в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода. Однако в августе 2008 года была выявлена еще одна гиперболоидная пожарная вышка в п. Ляхово Балахнинского района, недалеко от села Большое Козино. Необходимо отметить, что ни пожарная вышка, ни здание пожарного депо дореволюционной постройки, не состояли на государственной охране.

Пожарная вышка в Ляхове Балахнинского р-на Нижегородской области Пожарная вышка в Ляхове Балахнинского р-на Нижегородской области Пожарная вышка в Ляхове Балахнинского р-на Нижегородской области Пожарная вышка в Ляхове Балахнинского р-на Нижегородской области

Пожарная вышка расположена в непосредственной близости от сохранившегося здания депо Ляховского Пожарного Общества, основанного в 1917 году. Дата создания Ляховского Пожарного Общества и исторический вид пожарных сооружений содержится в фотографиях семьи Бебениных, сохранившихся со времени работы начальником пожарного депо Лазаря Федоровича Бебенина. Конструктивная схема вышки выполнена по аналогии с конструкциями пожарной вышки в Сормово, но имеет иные параметры: состоит из 22 вертикальных стержней, скрепленных 5 горизонтальными кольцами, высотой около 14 метров. Завершается пожарная вышка площадкой для дежурного.

По имеющимся сведениям, применение данного типа конструкций для сооружений пожарного дела не имеет аналогов в России и обе пожарные вышки можно с уверенностью отнести к уникальным памятникам инженерного искусства не только для Нижегородской области, но и в мировом масштабе, поэтому так велико значение каждой из них.

В настоящее время из огромного количества построенных гиперболоидных башен системы инженера В.Г.Шухова в стране сохранилось только 9 подлинных объектов, 4 из которых находятся на территории Нижегородской области. Этот факт, безусловно, вызывает гордость за то, что именно здесь, на Нижегородской земле, удалось сохранить гениальные творения великого русского инженера, и в то же время, накладывает большую ответственность за их дальнейшую сохранность перед всей мировой общественностью, которая очень полюбила идеи Шухова.

Шуховские идеи в современной архитектуре Шуховские идеи в современной архитектуре Шуховские идеи в современной архитектуре Шуховские идеи в современной архитектуре

Автор доклада:
Виноградова Татьяна Павловна
профессор кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ

В настоящей публикации использованы фотографии, предоставленные Татьяной Виноградовой, а также фрагмент фотографии Дмитрия Соколова

Материал предоставлен Татьяной Виноградовой в качестве доклада на семинар «Журналистика и культурное наследие: ребрендинг территорий»



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!