Столиц – много, а родина – одна Экспедиция на родину «золотой хохломы» В современном медийном пространстве один из старейших и крупнейших народных промыслов России – хохлома – довольно часто становится «героем» информационных сюжетов: то под хохлому распишут самолёты авиакомпании «British Airways», то общественные туалеты в Москве. В подобную концепцию подачи новостей явно не вписывается разговор о проблемах сохранения наследия промысла на его родине, куда была организована очередная экспедиция Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять» в рамках проекта «Места памяти Нижнего Новгорода и Нижегородской области». Придётся сразу оговориться: речь пойдет не о «столице золотой хохломы» – городе Семёнове, где работает крупное предприятие ЗАО «Хохломская роспись» и проходит ежегодный Всероссийский фестиваль «Золотая Хохлома». В Семёнове этот промысел появился в 20-х годах XX века, когда там была открыта школа по художественной обработке дерева, а в качестве преподавателей приглашены мастера хохломской росписи из Ковернинского района (С.С.Юзиков, П.Ф.Распопин, И.Е.Тюкалов, И.Д.Смирнов и другие). Таким образом, «семёновской хохломе» нет ещё и ста лет, а искусство хохломы насчитывает более трёх веков. Зародился промысел в нижегородском Заволжье – на территории современного Ковернинского района – в связи с заселением этих земель «старообрядцами» (противниками церковных реформ Патриарха Никона). Они знали секрет «золочения» икон при помощи серебряного металла и льняного масла – олифы. Именно иконописное дело подсказало и технологию хохломской окраски, имитирующей золочение, и особенности колорита. К слову, красный, золотой и чёрный – «триколор», пришедший из иконописи. Красный – цвет власти; золотой – цвет поиска, благополучия, цвет божественного горения; чёрный – цвет занавеси перед вечной жизнью, цвет духовного очищения. По мнению учёных, проводивших специальное исследование, цвета в колорите хохломы способствуют снятию стресса и сравнимы с восприятием плавно текущей реки или мирно горящего огня. Мотивы хохломской росписи формировались под воздействием орнаментики икон, фресок, рукописей, старопечатных книг, резьбы по дереву, набойки, золотного шитья, а техника письма – под влиянием свободных кистевых росписей, бытовавших в Поволжье в XVII – XVIII веках. Черпая из различных источников, Хохлома выработала свой собственный художественный язык, который во многом определялся задачами массового производства посуды. Уже в XVIII веке хохломские изделия продавались партиями по тысяче штук и широко экспортировались как в дворцовый обиход столицы, так и в страны Востока. Хохломская роспись получила своё название от села Хохлома (на территории современного Ковернинского района). Рассказывает директор ковернинского музейно-выставочного центра «Отчина», народный художник РФ, член Союза художников РФ Николай Александрович Гущин, сопровождавший экспедицию в качестве эксперта: - Это село стоит на высоком берегу реки Хохломки (ударение – на первый слог, уезд был Хохломский, а не «Хохломской»). Там был четверговый торговый базар, куда на продажу свозили «бельё» – некрашеную посуду, полуфабрикат без росписи. Художники из сорока окрестных деревень и сёл это «бельё» покупали, в своих мастерских расписывали и туда же привозили готовую продукцию. В Хохломе росписью не занимались, там ею только торговали. Цехами и мастерскими славились совсем другие населённые пункты: Сёмино, Хрящи, Новопокровское… Уже в советское время отдельные артели были объединены под эгидой сёминской фабрики «Хохломский художник», остальные цеха стали называться её участками. В 1985 году предприятие приватизировали: теперь это ОАО «Хохломский художник» (сейчас фабрику называют ковернинской, но находится она по-прежнему в Сёмине – в 25 км от Ковернино). С конца 60-х годов XX века на предприятии «Хохломский художник» был создан музей, в экспозицию которого вошли лучшие образцы местных художников, начиная с конца XIX – начала XX веков. В фондах музея – 600 наименований и 2014 предметов. Среди экспонатов – шедевры «деревенской» хохломы, которая отличается от «городской» (семёновской) более бережным отношением к наследию промысла и к творческой индивидуальности. Стоить выделить фотографии мебельного гарнитура (из 37 предметов), расписанного братьями Фёдором и Степаном Красильниковыми для Максима Горького и отправленного заказчику на Капри. Род Красильниковых пользовался особым уважением. Ещё в XVIII веке Михаил Евдокимович Красильников по заказу царского двора изготовил и окрасил под хохлому большой стол, за которым государь принимал послов. В 1913 году «За высочайшее искусство и предоставление государю-императору вещи» Фёдор Красильников получил традиционный подарок монархов – золотые часы. Участники экспедиции, побывав в музее фабрики «Хохломский художник» в Сёмине при содействии сотрудницы музейно-выставочного комплекса «Отчина» Валентины Васильевны Смирновой, узнали о том, как ковернинским мастерам удалось отстоять традиции хохломы и не принять навязываемые сверху орнаменты «славянской вязи» и «переплёты», которые получили здесь прозвище «кишечных». Однако у этого музея нет правового статуса. Директор фабрики, которому принадлежит контрольный пакет акций, уже было планировал найти покупателя и распродать ценнейшие фонды. В защиту музея выступил Николай Гущин, сославшийся на статью № 44 закона «О культуре» от 1992 года, согласно которой «при приватизации предприятий народных художественных промыслов ассортиментные кабинеты и музеи не могут подлежать приватизации, как и помещения, в которых они находятся». Сейчас музей фабрики «Хохломский художник» в Сёмине считается филиалом ковернинского музейно-выставочного центра «Отчина», но для того, чтобы этот статус официально закрепить, нужно приложить немало усилий. Самому же центру «Отчина», ведущему невероятно активную выставочную и просветительскую деятельность (только в этом году при поддержке центра были организованы выставки и мастер-классы в Ковернине, Павлове, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Джакарте (столица Индонезии) и др.), приходится решать проблему с помещением. Дело в том, что музейно-выставочный центр занимает уникальное здание – бывший жилой дом купца Сезёмова, во времена репрессий сосланного в Сибирь. Сейчас это здание – собственность Сбербанка России, который на протяжении нескольких лет обещает его передать в безвозмездное пользование музею, но пока сдаёт его в аренду этому же музею. Получается, что все вырученные средства, полученные от входной платы (20 рублей – со взрослого, от 5 до 10 рублей – с детей), идут на оплату арендны и на содержание здания. Пока маркетологи думают, как «монетизировать» наследие хохломы, а сотрудники музея мечтают о том, чтобы его «распаковать» и вывести из закрытых и морально устаревших залов музея фабрики, широкая общественность вынуждена наблюдать за очередными «столичными» вариациями на тему хохломской росписи. Галина Филимонова В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой и Анны Капустиной Материал опубликован в газете "Нижегородские новости" от 20 октября 2011 года Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижнего Новгорода и Нижегородской области» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|