О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Форум свободного слова "Слово не воробей"

Галина Филимонова
организатор акции
автор фильма "Слово не воробей"; президент Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры "Дать Понять":

Это печатная версия видеопроекта, съемки которого проходили в кафе "БУФЕТ" с 3 по 5 июня 2003 года. Кафе "БУФЕТ" - отличный пример модели современной, то есть горизонтальной культуры, которая включает в себя живопись, литературу, музыку, магию человеческого общения, кофе и даже запах кофе. Кафе - единственная нейтральная зона, которую не затрагивает смена времен года. Смена всего остального тоже. Потому в кафе можно говорить с кем угодно, о чем угодно и сколь угодно долго. Участниками акции стали деятели культуры и искусства Нижнего Новгорода, проявлявшие активность в разных сферах деятельности на протяжении последних десяти лет. Продукты этой акции (фильм - экспозиция - газета - сайт) зафиксировали "неформатные" мысли известных в городе журналистов, художников, искусствоведов, "пиарщиков" и бизнесменов. Обсуждая сложившуюся культурную ситуацию в городе, политику, экономику и прессу, герои проекта вступают друг с другом в виртуальную дискуссию. В этой газете представлены фрагменты интервью без вопросов. Только прямая речь. Атмосфера кафе располагала к продолжительной беседе. Получился серьезный документальный фильм, в котором нет места шуткам.

 

Ася Феоктистова
организатор акции
арт-директор кафе "Буфет":

Культурной политики в Нижнем Новгороде не существует. За последние 10 лет я не назову ни одной выдающейся личности, которая бы состояла в административном аппарате культуры. Художники и люди искусства живут исключительно за счет своего энтузиазма и за счет поддержки друзей, зачастую друзей-бизнесменов, которые дают деньги не из-за того, что произведение стоит столько, а для того, чтобы поддержать художника как человека. Нет рынка культурных ценностей. Нет аппарата, который поддерживает городскую культуру.
Когда сформируется культурная среда потребителя, которая будет интересоваться свободной прессой, истинным мнением журналистов, тогда и появится свободная пресса.

 

Нина Зверева
директор школы-студии телемастерства:

Наш город был и остается настоящей культурной столицей, и он не нуждается в трепыханиях. Пускай в это вкладываются деньги, средства, политические и информационные ресурсы. Я как продюсер поддерживаю проект "Культурная столица". Работая в его рамках, я видела как само название заставляет людей шевелиться. Я устроила здесь российскую школу телемастерства. К нам приезжают люди из разных стран и регионов России учиться. Они возвращаются в свои города, они журналисты, они рассказывают про наш город. И это большой вклад в культуру Нижнего. Мне вообще кажется, когда культура тянет ручку это не правильно. Я не совсем согласна с министром культуры Седовым, когда он говорит, что культура должна зарабатывать сама. Где унижение, там культуры нет. Культура там, где достоинство. И нужно зарабатывать. Существуют международные проекты, есть российские гранты. Министерство образования, министерство культуры дает гранты. Прежде чем руку протянуть надо посмотреть какие есть возможности, чтобы их получить. Надо верить в себя и не унижаться. Мне очень интересно поколение, которому от 20 до 30. Я очень мало знаю о них, но они совсем другие, свободные. И может, именно этому поколению удастся создать новую среду в этом замечательном городе. Люди нашего поколения все равно не свободны, они привыкли к самоцензуре и это никогда не выветрится. Они привыкли служить, в том числе и власти. И нам очень трудно послать власть именно туда, куда ее и надо послать. Когда молодежь нового поколения совместно с теми, кто еще остался, сделают эту страну такой, чтобы претворять свои мечты в жизнь, тогда город станет культурной столицей, а Россия станет культурной страной. Для телевидения деньги как прибыль безусловно решают проблему свободы издания. Телевидение перестало быть телевидением для зрителя, оно стало информационным ресурсом, оно подмято властью в той или иной степени, потому что олигархи срослись с властью, телевидение зарабатывает на выборах и только пиаром. Хотя, телевидение задумывалось как истинная картинка мира для зрителя, а зритель не является заказчиком, не платит за это. И заказчиков, и руководителей не интересует, смотрят телевидение зрители или нет, мне кажется, что это совершенно немыслимо. Решает все политика, пиар и, к сожалению, телевидение для зрителя в России заканчивается. Я надеюсь, что ситуация каким-то образом выправится, прежде всего я надеюсь на экономику. Когда компания станет экономически независимой, она будет думать о зрителе.

 

Георгий Ахадов
фотокорреспондент/фотохудожник:

Культурная ситуация в городе абсолютно критична. Люди власти заинтересованы не в продвижении культуры, а в продвижении своих меркантильных целей. Сейчас в стране просходят регулярные выборы. Людям власти надо светиться. Поэтому они привязывают себя к ярким культурным событиям. Если бы власть поддерживала культуру в городе, людей искусства, тогда можно было бы соотносить людей власти, их связь с творческими носителями. Эта связь неискренна. С финансами то же самое. В городе становится все меньше творческих людей. Пресса публикует совершенно нежизнеутверждающие факты. Люди перестали читать книги.
Что касается меня, я ушел из "АиФ": в газете работают, казалось бы, одни и те же люди. Но власть сменилась, и они поливают грязью тех, кого воспевали до этого. Я работаю фотокорреспондентом: кушать как-то надо. Быть просто фотохудожником - это нас не кормит.

 

Светлана Новаторова
директор школы-студии "Радиокласс":

По пятибальной системе культурная ситуация Нижнего Новгорода заслуживает "тройки". Я не говорю, что нет интересных инноваций в сфере культуры. Они не на поверхности, они очень глубоко. То, что тиражируется и мощно "пиарится", это такая тухлая провинция, что грустно об этом говорить. Мы на уровне многих российских городов. Провинциальных, разумеется. Нижний вполне достоин называться "культурной столицей". Здесь в последние несколько лет очень много проектов и событий, которые интересны на общероссийском и общемировом уровне. События культурной жизни, инициированные полпредством, очень элегантно вписываются в жизнь города и имеют давние традиции. Поддерживается то, что уже воспринято широкими слоями нижегородцев. Что касается бизнесменов, ведь проблема не в том, что мы не умеем просить деньги у них. Мы не умеем предлагать те продукты, которые необходимо финансировать. Мы сами затрудняем это общение. Нужно выработать какой-то язык общения. Может быть, это будет искусственно, долго не проживет. Но иначе мы не достучимся. Пока ситуация в стране не изменится, мы будем иметь четкое разделение в СМИ на информационную и на идеологию вообще. Надо к этому спокойно относиться. Нужно двигаться дальше как бы то ни было. В городе обилие радиостанций похожего формата. Дробление аудитории. Законы рынка не срабатывают. Но тем не менее, все существует, все функционирует. У всех какой-то успех... Радио похоже на любимое кафе, где каждый находит себе место. Каждый нашел себе радиостанцию по вкусу и платит деньги за рекламу на этой станции. Это отличает наш город. В нем есть какая-то генетическая традиция. Нижний тесно связан с именем Александра Степановича Попова. Его "грозоотметчик" впервые был представлен широкой публике на Нижегородской ярмарке. Не обоснованная, но подсознательная любовь к радио отличает город в большей степени, чем создание медиахолдингов, информационные войны, появление и умирание новой прессы.

 

Татьяна Хрипкина
журналист газеты "Новое дело":

Я могу присоединиться к тому мнению, что культура в Нижнем Новгороде закончилась в начале прошлого века, когда у нас были Карелин, Горький. Можно упомянуть Сахарова, который был сюда сослан. У Волги не очень бурное течение в районе нашего города. Соответственно, жизнь течет плавно. И культурная в том числе. Если все газеты напишут, что такое-то событие перевернуло жизнь Нижнего Новгорода, то это нужно поделить на 2, на 3, а то и на 5. У нас культура не слой, а отдельные личности. Стоит эту личность унести, и ничего не будет. Да никто и не заметит. Кроме тех людей, которые это создают и потребляют, нет заинтересованных лиц. Если деятели культуры не будут ходить и выпрашивать деньги у политиков, не будут их ворошить, не будут им напоминать, что им нужно что-то сделать, у нас культура будет на уровне праздника русской ложки, то есть на уровне наших политиков. Сейчас для России более важно насытить основные человеческие потребности. Как только у человека будет свободное время, чтобы потратить его на что-то несвязанное с добыванием денег на питание, одежду, он начнет искать духовных наслаждений. "Культурная столица" - красивая этикетка, красивый фантик. Когда человек состоялся, ему не важно, как его называют. Точно так же и город. Если ты будешь писать о том, что неинтересно никому, то ты умрешь с голоду. Ты не получишь свой кусок хлеба с маслом. У нас для этого не достаточно средств.

 

Георгий Молокин
экс-звезда нижегородского телевидения:

Культура - это то, что происходило с Россией в ХIХ веке. Сейчас происходит разрушение культуры. Для того, чтобы претендовать на роль столицы, надо понимать, что здесь должны быть носители культуры, а их очень мало. Несравненно меньше, чем в Нью-Йорке, Париже, Москве, Санкт-Петербурге. Культура не может существовать в локальном масштабе. Особенно когда мы понимаем, что есть некое пространство, где нам доступен Бродский, Довлатов, Булгаков. Размышлять о том, что есть некая отдельная нижегородская или бутурлинская культура - это очень глупо.
Если мы увидим здесь какое-либо явление, и если этот человек не может найти тысячу рублей, что-бы передвигаться, значит он ничего не стоит. Прекратите заниматься бормотанием, что сейчас есть непонятые гении, которые не могут куда-то приехать, показать свою картину, роман, сценарий. То, где живет художник, в какой географической точке, ровно не имеет никакого значения. Мир изменился. Мы легко можем перемещаться по всему миру. Не только физически, но и виртуально. Ровно не имеет значения, кто где родился, кто где крестился, кто где женился. Что это за бредни - "нижегородская культура"? Разного рода нижегородцы начинают надувать щеки и говорить, что если бы вот сейчас, вот чего-нибудь, то мы бы воспарили... Уверяю Вас, ничего бы не произошло!

 

Алик Якубович
фотограф:

Культурная ситуация города - это нормальный советский андеграунд. Все, что происходит не на поверхности, имеет под собой настоящее творчество. Все, что на поверхности, то есть заказное искусство, - это полное говно. Я не заметил вложений в культуру. Я даже не заметил нового министра культуры. Я не заметил, что бизнесменам это интересно. Есть единицы, но они не заметны. Искусству от этого не хуже, не лучше. В Нижнем настоящее искусство почти в загоне. Необходимо оно только нам. Тем, кто этим занимается. Как форма общения. Да еще молоденьким девушкам, чтобы крутиться вокруг этого, показываться в свете. Не дай бог, чтобы у нас была культурная столица. Нижний - это тихий город, в котором еще живо настоящее искусство. Только потому, что это тихий город без пафоса. У нас нет свободной интересной прессы, а, может быть, я ее просто не читаю. Нет уровня, который бы растил своего читателя. Нет "Литературной газеты", которую можно было читать в советское время... Современные издания испытывают голод (в уровне, в хорошем авторском подходе, большой форме).

 

Игорь Чурдалев
директор телестудии "Горький-НН":

Россия - единственная страна в мире, где люди с гордостью говорят: "Мы бедные". Со спесью, как будто в этом есть какая-то добродетель. Мы до сих пор говорим: что мы бедные, говорим: "Дайте, дайте денег!" Культура ходит и пресмыкается и просит денег. Это вообще несопоставимо со статусом человека, который несет в себе культуру. Потому что, прежде всего, достоинство должно быть основой культуры. Россия - это молодая территория, которая последние 500 лет, собственно говоря, все время, которое она и существует, пытается стать страной. Эта страна еще не знала никогда за все время своей истории формы правления отличной от самой крайней деспотии. Это страна, где подавление одними людьми других было единственной нормой все 500 лет существования. И человек, который взрастал в этой ситуации, знал, что от его личных усилий, от его творческого участия в его личной жизни ничего не зависит. Он не способен этим изменить свою жизнь, жизнь своей деревни, своих близких, он все равно будет ограблен, будет избит, будет нищим. И когда это продолжалось из поколения в поколение, взошла генерация людей, которые думают, что богатым может быть только подлец, потому что нельзя заработать честным путем. Я убежден, что бедность - есть результат неработоспособности, пьянства, неохоты учиться и просто природной малоодаренности. Если человек жалуется, что же мешает ему учредить свое собственное средство информации? И через них говорить миру то, что является форматом с его точки зрения. Мы не имеем права жаловаться. Людей, которые имеют свои информационные и имущественные интересы, становится больше и они очень разные. Журналист, который ищет возможности высказать то, что наболело в его душе может найти того человека, которому его высказывания выгодны и интересны. И пресса, и телевидение - вещи в основном проплаченные. Так или иначе заказные. Телевизионщик, который работает за свой счет, колебля эфир, просто ради красоты, - это миф. Его нет на свете. Есть только люди, которые более или менее критично относятся к возможности выбора потенциального заказчика. Это и определяет порядочность или непорядочность журналиста. Я не могу в своих программах и статьях часто сказать горькое, сказать о самых достойных людях Нижнего, которые сумели сделать дело свое, добиться чего-то, которые не вызывают ни малейшего сомнения с точки зрения их ума, храбрости, мужества, трудолюбия. В них есть известная доля неизживаемого холопства. Холопства, которое ограничивает их интеллектуально, они беспомощны, они разводят руками, они говорят: "Мы беспомощны". Эти люди не способны создать элементарной общественной структуры, которая может спросить у политических институтов общества: "Где наши деньги?!" И вот опытный, богатый и умный человек, поднатаревший в жизни, разводит руками и не может спросить даже с мелкого чиновника, где его деньги. Мы не научились до сих пор и страдаем избыточной степенью остаточного холопства, которое мешает нам просто задать этот вопрос, объединившись вместе.

 

Марина Метнева
обозреватель газеты "Нижегородский рабочий":

Как культурная столица город недооценен. Не использованы его культурные, туристические, экономические возможности. Из пустыни в Египте сделали шоу. Почему же мы уникальный ландшафт на слиянии двух рек не можем показать? Нижний Новгород за последние десять лет расцвел в плане архитектуры. У нас появились образцы современной архитектуры в российском масштабе. Но куда спрятаться от огромной кучи мусора, которая заполонила город? Культуру нужно предлагать как товар на рынке, за который будут платить деньги. Культура не должна быть идиоткой и фоном для политиков. Должны появиться адекватные личности. Они будут представлять культуру на политической арене. Однако их именами должна пользоваться уже для своих целей и вторая сторона. Формат работает против прессы в целом и замыкаться на нем нельзя. Нужно его расширить, сделать больше командировок в областные центры. Там же такие герои встречаются, просто сногшибательные персонажи. Они могли бы быть интересны не только городскому читателю, но и общероссийскому.

 

Илья Бубис
фотограф:

С одной стороны, культурная ситуация в Нижнем Новгороде совершенно замечательная. Лет двадцать назад мы могли ощущать себя культурной столицей. Вершины культуры были тогда невыездными и время от времени наведывались к нам. До Горького им было доехать одну ночь. Во время войны сюда эвакуировалось много москвичей, питерцев. Они оставались здесь. У нас была промышленность, образованная интеллектуальная элита. И с ней рядом была культура. Сейчас мы идем по следам западных технологий, где существуют галереи. Количество арт-менеджеров растет. Им надо на кого-то опираться, из ничего делать художников, фотохудожников, из ничего делать еще кого-то. Имена сегодня не сами собой делаются, их делают арт-менеджеры, искусствоведы. И возникает на пустом месте оазис культуры. Это технология. Это фокус. Сегодня культура - это не культура, а фокусы. В свое время талантливые люди ушли из фотографии в бизнес. Сегодня у нас есть главные редакторы, руководители холдингов... из фотожурналистики (Ю.Иванов, А.Новиков).

 

Светлана Васильева
шеф-редактор "толстушки" "КП":

В городе чувствуется недостаток мест, где молодые, прогрессивные, культурные люди могут делиться своими мыслями. У нас много площадок для традиционной, устоявшейся культуры. И нет мест для современной. Как таковой современной культуры в Нижнем вообще мало. Главная проблема - отсутствие денег. Эти проекты требуют больших затрат. Ментальность города по-прежнему близка к купеческой, можно сказать, замшелой. Борис Ефимович Немцов продвинул город в отношении политики и экономики. Но он не был интеллигентным человеком, интересующимся культурой. Тогда можно было писать "неформатные мысли" с точки зрения политики. О культуре говорили с особым восторгом, не анализируя и не критикуя. Серьезного анализа, кстати, нет и до сих пор. В провинции всегда существует боязнь того, что читатель или зритель нас не поймет. В этом беда провинциальной культуры. Да и прессы, по большому счету.

 

Дмитрий Кабешев
начальник отдела по связям с общественностью и СМИ компании "НСС":

Культура Нижнего Новгорода у меня не ассоциируется с единым образом. Наш город - слоеный пирог. Прослойка интеллектуальной элиты. Плюс прослойка людей, работающих на предприятиях. Нижний Новгород - это неоднородная масса. Здесь удается сосущетвовать традиционному наследию, которое олицетворяет Кремль с его храмами, с новой современной культурой, символом которой стала современная нижегородская архитектура. В начале 90-х необходимо было дать городу новое имя, необходимо было прозвучать. На помощь городу пришла новая культура. Большинству людей, которые занимаются бизнесом, интересно поддерживать культуру, интересно принимать участие в культурной жизни города. Это позволяет им создавать благоприятную среду обитания для людей, которые потребляют их товары. Кстати, о социальной ответственности бизнеса первыми заговорили сами бизнесмены. Настоящее искусство не может себя окупать. Это понятно. Но почему не происходит сближения этих двух сфер? Бизнесмены не понимают, что им это надо? Не все, может быть. Но проблема не в этом. Мы говорим на разных языках. Люди искусства, до настоящего времени избалованные долгой опекой государства, считают, что вложение денег должно происходить безвозмездно. Но существуют препятствия, в том числе связанные с нашим налоговым законодательством. Бизнесмены не могут отдавать деньги просто так. Они должны отчитываться перед государством. Спонсорство - это другое дело. Скорее это поддержка проекта в рекламных целях. Помимо того, что деньги идут на благое дело, хочется, чтобы они работали на благо компании. Купцов-меценатов, поддерживающих культуру и искусство в царской России, "пиарили" журналисты, пресса, общество. За свои вложения они получали определенное общественное признание, свои дивиденды. Хотелось бы, чтобы люди знали, что компания не только предлагает им услуги, но и вкладывает деньги в общественную жизнь, то есть тратит их не на себя.

 

Анна Вингурт
директор PR-агентства:

У нас масса культурных проектов. Город перенасыщен PR-акциями. С точки зрения связи с общественностью, культура очень хорошо продвигается. В течение дня можно побывать на трех проектах из сферы культуры. Очень активны музеи, фотографы, художники, департамент культуры. Но я бы не хотела продвигать культурный проект. Это не выгодно с точки зрения финансов. Люди искусства и культуры не достаточно понимают, сколько стоит работа PR-специалиста. Поэтому делают сами все, что могут и достаточно хорошо справляются своими силами и исключительно на своем энтузиазме. Административный ресурс, хорошие финансы никогда не помешают. Грамотная организация, поддержка мерии, администрации или полпредства - это другие возможности. Возможности по-другому показываться, по-другому оформляться. Большие деньги, большой бизнес всегда смотрят не на то, какой проект им предлагается, не рассматривают его под микроскопом. Всегда важно, вписывается ли этот проект в концепцию продвижения компании. Город перенасыщен предложениями, а серьезных предприятий с деньгами не так много. Перенасыщение проектами ведет к снижению финансирования на них. Цензура зависит не от читателя, а от хозяина. Сегодня время создания медиахолдингов. Всей деятельностью управляют люди, которые простому журналисту не известны. Из журналистики я ушла в PR. Если журналист отыскивает острые углы, то пиарщик должен эти углы сглаживать. Но я журналитска по сути. Моя жизненная позиция состоит в том, чтобы найти что-то и сказать об этом людям, нежели это сгладить и красиво причесать.

 

Екатерина Рындык
автор и ведущая программы "Без антракта":

У Нижнего Новгорода есть все потенции для того, чтобы быть культурной столицей. Но он, к сожалению, пока таковой не является. Есть люди, достаточное количество творческих людей, которые все-таки остаются здесь, плюс географическая приближенность к столице. Есть театры, филармонии, масса культурных учреждений и построенных зданий, в которых культура может процветать и жить. Только десять лет идет процесс, когда в город начали приезжать иностранцы и проникать иная культура. С точки зрения классической культуры, наш город можно сравнить с Москвой. Здесь мы всегда были на высоте. В советские времена действительно была культурная политика. К ней можно по-разному относится. Но она была. Сейчас культурная политика абсолютно невнятна. Меценатство находится в самом зачаточном состоянии. Богатые люди еще не оценили выгодность вложений в искусство. Только элитные и серьезные компании могут позволить себе спонсировать культуру. Классическую музыку у нас в городе поддерживают с удовольствием. Примером является "Сахаровскиий фестиваль". Чем дальше будет развиваться экономика, тем больше людей с мозгами и нормальной душой будут приходить в бизнес. Но пока культура ходит с протянутой ручкой. Пока у нас это не престижно - поддерживать культурные проекты.

 

Павел Плохов
художник:

Фундамент сегодняшней культурной ситуации сложился в начале 90-х: город был похож на "сжатую Москву". Повсюду происходили интересные мероприятия... Меня огорчает процесс "вымывания в столицу". У музыкантов, у актеров это наиболее видно. В городе нет творческой молодежи. Конечно, здесь есть личности. Их время уже прошло, а они все пытаются тащить этот воз. Потому что новых людей нет. Нет нового потока. У художников в Нижнем сейчас хорошая ситуация. Есть костяк, много точек, где художники собираются, творят независимо друг от друга. Мне это очень нравится. Но на одних художниках город не вылезет. Должна быть общая культурная ситуация. В идеале культура - это треугольный камень: личность во власти, личность в художественной среде и финансы, деньги, конечно. Что и говорить, у большого художника всегда есть покровители во власти.

 

Ирина Маршева
искусствовед:

Нижний Новгород - город, который обречен быть буфером. Однажды вырвавшись в столицы в конце 14-го века, он этот комплекс до сих пор не отработал, комплекс несостоявшейся столицы. Владимир и Ярославль гораздо ближе к Москве чем Нижний Новгород, но эта трагедия висит на нас каким-то роковым образом. Мне не понятна цель акции "культурная столица". Нижний Новгород никогда не был культурной периферией. Он всегда стремился или к Питеру, или к Москве. На мой взгляд, в России культура - институция имперская. И от интереса людей, представляющих высшую власть зависят пути и направления развития культуры. При Немцове не было локального интереса в сторону политики, был интерес в развитии региона и города как такового. Это формирование некого позитивного имиджа. В этот процесс была включена культура очень органично. Культура - это такая составная часть, которую вообще нельзя отделить от развития промышленности, экологии и всего на свете. Она развивается органично в этом контексте. Люди, связанные с властью и деньгами, естественно заинтересованы в имидже, в промоушене своего бренда, финансового интереса. Необходимо, чтобы в городе существовали какие-то персоны и течения, которые обслуживали бы эти интересы. Это неизбежная вещь. В этом случае произойдет слияние финансовых и культурных потоков, произойдет некая акция. Говорить о свободе можно вне ситуации ангажированности, вне ситуации финансирования. Слава богу, высказываться никто не запрещает. Но будут ли эти высказывания оплачены или не будут, это другой вопрос. На нижегородском телевидении произошло вымывание авторских программ, возникновения новых не произошло. Существует некий заказ, поскольку телевизионщик не может выходить в эфир без финансовой поддержки. Из нижегородского эфира уходит и культурное время, и авторское время. Остаются только новости. Остаются только купленные программы, и это отнюдь не работает на имидж нижегородской культуры.

 

Николай Олейников
художник:

В данный момент город, по большому счете, культурой перестал заниматься. Были сладкие времена, когда политике была необходима культура. На этой почве буйным цветом расцвело телевидение (начало 90-х гг. хх века). Общественными звездами стали люди, которые были просто телевизионными журналистами. Вспомним Молокина, Блудышева, Ластова, Марину Ливанову. Тогда это было необходимо власти для того, чтобы создать и поддерживать лицо города, нового города. Надо было срочно отделываться от номенклатурного имиджа, как-то открещиваться от прошлого, потому что оно было слишком угнетающим. Сейчас поддержанием имиджа города занимается полпредство. Это не местная власть, это идет сверху. Именно эту власть интересует культурная составляющая. Культура начинает работать именно в тот момент, когда она очень далека от политики и от финансов. И то, и другое может подключиться и помочь культуре, привлечь ее на свою сторону для создания благопристойного имиджа. Единицы, двигающие культуру, делятся друг с другом на кухнях, кулуарно, своими мыслями. И это некритическая масса. Это три-четыре человека. Все остальные либо сочувствующие, либо игнорирующие.

 

Екатерина Рощина и Сергей Журавель
журнал "Самокат":

Е.Р.: Нижний Новгород - это город с достаточно хорошей культурной традицией. Здесь очень много талантов, но эта культура не может осознать себя как целостное явление потому, что люди, которые здесь живут стремятся уехать отсюда по причине близости таких крупных городов, как Москва. Мы скорее источник подпитки для столичной культуры. Мы сами себя так чувствуем. И не рассматриваем свой культурный ресурс, как возможность выстраивания самобытного стереотипа. В Нижнем еще не выросло то поколение деловых людей с внутренней культурой, которое готово вкладывать деньги во что-то красивое. Такие люди живут в столице. Нижний для меня никогда столицей не будет. "Культурная столица" - красивая идея для подгребания денег. Но идея неживая. Она не поможет городу развиваться.
С.Ж.: Нижний - это купеческий город. С культурой здесь очень хорошо. Ее такое количество, что некуда деваться. Какая это культурная столица? Нижний Новгород - это столица претензий и претенциозных людей. Это всегда так было. Сейчас такой период, когда мы должны устанавливать стандарты, чтобы потом с ними что-то делать. Появляющиеся стандарты хороши для такого художника, который не сломается, который посчитает себя выше этого формата и останется. Может быть, и нашим журналистам нужны границы, потому что им нельзя давать полную свободу. Пусть будут границы. И я за границей.

 

Михаил Горячев
журналист еженедельного гида "Досуг в Нижнем":

Нижний вполне является культурной столицей. У нас хорошее соотношение ценностей интеллигенции и рабочего класса, пошлости и того, что называется культурой, культурных проявлений. Мы живем в гиперинформационом обществе. Спектакль информации заканчивается тем, что человек теряет свои рациональные ориентиры и, грубо говоря, становится параноиком, становится легко управляем. Лично у меня, может быть, по молодости это вызывает отчаяние. Поэтому за неимением возможности вопля, я выбираю безмолвие. Мне всегда приходится вставать на сторону читателя. Я представляю себе бабушку с Автозавода. При всем моем уважении к ней, не напишу же слово "абсолют", я напишу - "бог". А текст от этого иногда теряет. В смысле, фактуру теряет.

 

Катя Золина
журналист "Комсомольской Правды":

Я не вижу тех механизмов, которые могли бы поддерживать культуру (театры, кинотеатры, например). Я вижу людей, которые пытаются за что-то бороться. Но у них нет сил, чтобы выжить в капиталистическом механизме. Федеральный бюджет очень слаб. Для политиков культура - средство, а не цель. Пока они решают свои проблемы, они готовы помогать культуре. Но когда они достигают каких-то вершин... В бизнесе нет пока общей культуры. Должен появиться культурный бизнесмен, который понимает, зачем он вкладывает деньги в культуру. Это ему должно быть близко. Культурная столица? На месяц? Вот Киров был культурной столицей. А дальше все? Если уж делать культурную столицу, то надолго, так, чтобы это потом осталось. Хотя бы как в Питере. Я не думаю, что сейчас существует цензура. Существуют рамки, за которые я не могу перейти. Но и в этом формате можно искать какие-то новые формы. Но иногда приходится давить в себе то, что хочешь сказать. Боль моя - это культура высокая. Театры, постановки, филармонии. Не все газеты дают возможность писать рецензии. Одна единица из миллиона читает такие статьи. Но если мы не будем писать об этом, интеллигенция совсем перестанет читать прессу.

 

Александр Цирульников
тележурналист/спецкорреспондент "ОРТ":

Культура предполагает общение. Она преобразует мир через человека. В Нижнем Новгороде культура была и до 90-х годов. У нас был замечательный театр, замечательные актеры, фестивали современной музыки, замечательные литераторы (Николай Кочин, например). Потенциал культурный в городе всегда был очень высокий. Зал филармонии у нас всегда переполнен. А это показатель. Власть без деятелей культуры нема и плохо видит. Дороги еще можно сделать, но духовность без деятелей культуры не восстановить, не пробудить. В 90-х появились уже современные фестивали. Сюда стал чаще приезжать Ростропович. В наши дни существует некая инерция, уже нет всплесков. Хотя есть и фестивали, и книги издаются, и концерты проводятся. Я чту Нижний Новгород как культурную столицу. Культурная столица - там, где есть несиюминутный потенциал. Это то, что нужно раскрыть, поднять недры.

 

Мария Федотова
корреспондент отдела культуры газеты "Нижегородские Новости":

У Нижнего богатый культурный потенциал, полно всяких деятелей, которые насколько могут проявляются. Художники и музыканты идут в народ. Нижнему очень полезно быть культурной столицей. Культура как развивалась, так и продолжает развиваться. Я не вижу никакой политизации. Зато я вижу смену поколений. Давно пора создать фонд. В городе довольно много людей, которые хотели бы помогать культуре. Многие хотели бы помогать, но не знают как, чем и через что. Нет смычки между деньгами и искусством. Хотя обе стороны искренне желали бы сотрудничать. Это было бы на пользу всем. И для этого нужно какое-то место, организация. У разных изданий разная публика. Кто-то смотрит сериалы, кто-то новости, кто-то "вечер трудного дня". Мне повезло: я работаю в газете, в которой не заставляют заниматься нежурнализмом.

 

Михаил Коников
директор проекта nnov.ru:

Поток культуры, который хлынул в Нижний в связи с его открытостью - это следствие тотальных перемен в жизни нашего общества. Простейшее понимание свободы, которое мы получили с разрушением старых запретов, привело к возникновению хаоса, в некотором смысле. Самое негативное влияние на культуру оказала не "открытость", а то, что все измерения пошли в деньгах. Кино оценивается по кассовости, театры - по заполняемости залов, телепрограммы - по рейтингу, который предъявляется рекламодателю... Получилось, что хороша та культура, которая приносит доход. Причем быстрый. Рекламодателя интересует посещаемость сайта. Кстати, на нашем сайте - крупнейшая служба знакомств в Нижнем. Как дворник с утра берет метлу, так и я удаляю по пять анкет ежедневно. Потому что они такие! Их нужно сразу же стирать. Я виртуальный дворник. Для меня оскорблением являются сравнения с программой "Окна" и "Вечер трудного дня" телекомпании "Сети НН". Ведь чисто не там, где метут, а там, где не сорят.

Партнер акции - типография "Нижполиграф" - каждую неделю печатает около сотни наименований газет, тематическая направленность которых находится в диапазоне от новостей фондового рынка до советов садоводам-любителям.
Строго говоря, для нас нет "неформата". Мы печатаем то, что заказывает у нас редакция газеты, если, конечно, у нее есть право заказывать.
Борьба за читательские предпочтения каждый месяц рождает новые и новые газеты, многие из которых успевают выйти всего 5-6 раз. Выживает сильнейший.
Если проследить за динамикой развития нижегородской прессы, становится ясно, что для победы на рынке не достаточно богатых владельцев и продвинут менеджеров - нужны журналисты. Те, кто делает газету уникальной. Неформатной.
Хорошему журналисту всегда тесно в рамках политических пристрастий и корпоративный войн, он, видимо, иногда всё равно вступает в противоречие с "концепцией". А в этой диалектической борьбе и ре- "формируется" издание, проявляется его истинное лицо, которое, собственно говоря, и интересно читателю.
Поэтому, по-настоящему читаемой, не просто отрабатывающей деньги и идеи учредителя, становится именно "неформатная" пресса. Она же становится для нас надежным партнером. Её же и интереснее всего печатать.
"Нижполиграф"

СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ в БУФЕТЕ, фото Дмитрия Соколова СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ в БУФЕТЕ, фото Дмитрия Соколова СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ в БУФЕТЕ, фото Дмитрия Соколова СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ в БУФЕТЕ, фото Дмитрия Соколова

Компания "Нижегородская Сотовая Связь" - партнер проекта "Слова не воробей":
Сотовая связь - это, пожалуй, один их самых "неформатных" видов коммуникации. Она позволяет общаться практически без ограничений места, времени и содержания. Эти качества, тождественные современному ритму и стилю жизни, делают сотовую связь одним из обязательных атрибутов повседневной жизни горожан. Современные обитатели мегаполиса не расстаются с мобильным телефоном на работе и отдыхе, при общении с коллегами и близкими людьми. В какой-то степени сотовый телефон становится частью современной городской культуры.
Компания "Нижегородская Сотовая Связь" являет собой типичный пример успешного проекта, возникшего в то время когда слово "Нижегородский" было созвучно слову "новаторский". Именно в середине 1990-х годов нижегородцы задавали тон в развитии не только экономики, но и культуры.
Сегодня "Нижегородская Сотовая Связь", которая видит свою миссию в том, чтобы свобода действий, и индивидуальность в широком смысле слова, по-прежнему являлись атрибутами жизни ее клиентов, активно поддерживает уникальные проекты в Нижнем Новгороде. Проекты, которые являются значимыми в культурной жизни города, а теперь и всего Поволжья.
"НСС"

СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ в БУФЕТЕ, фото Дмитрия Соколова СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ в БУФЕТЕ, фото Дмитрия Соколова СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ в БУФЕТЕ, фото Дмитрия Соколова СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ в БУФЕТЕ, фото Дмитрия Соколова

Пресса о проекте:

"В Нижнем Новгороде нашли способ борьбы с цензурой", Олег Панфилов, радио "Свобода", 05 июня 2003 года

"Слово не воробей", Мария Федотова, "Агентство культурной информации", 11 июня 2003 года

"Следи за словами, но будь свободен", Мария Пантелеева, "Нижегородские новости", 11 июня 2003 года

"Слово - не воробей, культура - не вопрос?", Мария Пантелеева, "Нижегородские новости", 20 июня 2003 года

"Неформатные" мысли о культурной ситуации в городе", Анна Вингурт, журнал "Советник", № 8, август 2003 года

"Многоуважаемый "Буфет", Анна Вингурт, журнал "Советник", № 11, ноябрь 2003 года

Руководитель проекта:
Президент фонда "Дать Понять" Галина Филимонова

Мероприятие организовано Галиной Филимоновой (фонд "Дать Понять") и Асей Феоктистовой (Бюро по культуре и еде "Буфет") при содействии компании "НСС" , типографии "Нижполиграф" и телекомпании "Волга" и личном участии Дмитрия Кабешева, Олега Ершова, Ильи Соловьева, Татьяны Леонтьевой, Родиона Андриянова, Ольги Новоженовой, Владимира Дунаева, Сергея Пестрякова, Максима Козлова и Сергея Петрушева

В настоящей публикации использованы фотографии Дмитрия Соколова

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!