О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Имиджевая составляющая культурных акций

Человек живет не тем, что он ест, а тем, что он переваривает. Искусство нужно как фермент.
Виктор Шкловский «Гамбургский счет»

«Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за пистолет», - изрек в свое время Геббельс. К счастью, этому копирайтеру был сужден век короче, чем у манекенщиц. Патроны заканчиваются, а на поле брани всегда появляется более ловкий стрелок… Официальные фашистские мыслители отправили современную им культуру в загашник, обвиняя ее в отходе от вековечных ценностей. Они не признали за «яйцеголовыми интеллектуалами» будущее. Всем известно, как они закончили.

Не существует абсолютных ценностей и первичных символов. Скорее есть эстетическое пространство и система координат тех ценностей и определений, в которых мы каждый раз делаем выбор, выполняя какое-либо действие. Будь то выбор прически или одежды, чтобы далеко не ходить за примером! Даже в малом открытие новых пространств, которые до сих пор никак не были обозначены, происходит путем создания новых ценностей. Культура не отражает чувства, а производит новые. Деятельность культуры в том и состоит, чтобы постоянно упражнять способность человека в воображении возможных и невозможных миров. Такая деятельность относится к основным потребностям человека, так же, как и потребность общения.

В самом слове «культура» нет и намека на статику. Его прямой перевод с латинского – это призыв к прогрессу: «возделывание, обрабатывание, развитие». Поэтому каждое явление в культуре приобретает свое значение в зависимости от места и времени, в котором оно состоялось. Профашистский ориентир на «вековечные ценности», в каком бы виде он перед нами ни предстал, просто обречен на быструю смерть. То же самое происходит, когда вы не даете уходить прошлому. И дело здесь не столько в создании культурных ценностей, сколько в их переработке, в превращении их в «компост», из которого появляются новые вещи. А успех уже зависит от правильно выбранной культурной ниши.

Сразу внесу ясность: я не призываю сбрасывать Пушкиных с пароходов современности. Прочный фундамент никому не повредит. Однако духовное и нравственное развитие человечества не поспевает за его техническими успехами, далеко от них отстает. Кафке трудно соревноваться с пособием по Windows. Это-то и заставляет сомневаться в том, что будущее будет счастливее прошлого. Ведь именно дистанция между технической возмужалостью и незрелостью в других отношениях создает то исполненное недоверия любопытство, с которым всякий раз хватаешься за газету – и находишь интервью какого-нибудь новоявленного Геббельса.

ГОРОД БУДУЩЕГО

Анализируя тематику материалов, публикуемых современными СМИ, можно утверждать, что человечество вошло в третье тысячелетие с заметными психологическими изменениями. Виновницами массового психоза стали интеграция и глобализация. Гражданство в старом античном смысле в наши дни балансирует между двумя трудно различимыми формами: Городом и Государством. Поэтому сегодня именно города стремятся стать центрами глобальной экономики. Главы многих когда-то удачливых, а ныне пришедших в упадок городов всерьез озабочены привлечением удачи на свою сторону. Как выяснилось, финансового потока и везения, с ним связанного, недостаточно. Важнее – способность грамотно с ним обращаться, то есть «возделывать, обрабатывать и развивать».

Руководители города Сиэтла, города который стал богатым и преуспевающим благодаря Биллу Боингу и Биллу Гейтсу, решили, что для процветания в 21-м веке, уделяя внимание технологиям, нельзя забывать и о культуре. Шестидесятитрехлетнего мэра Сиэтла Пола Шелла журналисты окрестили мэром-камикадзе. «Мнения – дело второстепенное даже в ту пору, когда они высказываются, а тем более впоследствии! Остается человек и продукт его творчества», - ответил Шелл. С 1991 по 2000 год в Сиэтле были начаты или сданы под ключ строительные проекты, так или иначе имеющие отношение к искусству, на общую сумму 1,2 миллиарда долларов. Это больше, чем собрал благотворительный «Национальный фонд искусства» за то же десятилетие.

Бывший специалист по недвижимости, знаток истории, декан Школы архитектуры и городского планирования Вашингтонского Университета, Пол Шелл хочет создать в городе все условия для «творческих экспериментов»: «Смотрите, Интернет, телекоммуникации и биотехнологии идут сейчас рука об руку с архитектурой, музыкой и живописью. Именно на пересечении дисциплин высекается искра. Именно там рождаются идеи. Мы строим город, где творчеству будет раздольно. Если талантливые люди, приехавшие в поисках работы, остаются в городе навсегда, можно считать, что его будущее обеспечено».

Наиболее веский аргумент в пользу такой стратегии – строительный бум, охвативший Сиэтл. В этом городе реализуется больше культурных проектов, чем в любом другом мегаполисе США. Сиэтл собирается пустить всю мощь своей экономики на строительство музеев, общественных зданий и культурных пространств. Городу нужен новый аквариум, прибрежный парк скульптур вместо склада горючих материалов, новый стадион для футбольной команды и Бенарой-Холл для городского симфонического оркестра. Жители не хотят, чтобы когда-нибудь (ведь хорошие времена не могут длиться вечно), в городе остались лишь пустые офисные «коробки». Они возлагают надежды на храм рок-н-ролла, в который компаньон Билла Гейтса Пол Аллен вложил 240 миллионов долларов, на новое здание публичной библиотеки, спроектированное лауреатом Притцкеровской премии голландским архитектором Ремом Кулхаасом, и на новый Музей истории и промышленности, экспозиция которого позволит проследить влияние местных компаний (Eddie Bauer, Nordstrom и Starbucks) на развитие американской нации, а также узнать историю золотой лихорадке в городе.

«Многие города разбогатели и без этого творческого ренессанса: Даллас восьмидесятых или Кремниевая Долина девяностых, - говорит Алекс Стеффен, исполнительный директор благотворительного фонда Fuse Foundation и бывший президент Allied Arts of Seattle, агентства по городскому планированию. – У нас все по-другому. Когда молодые ребята, знающие толк в культуре и в деньгах, собираются вместе, о позитивном имидже города начинает говорить весь мир».

МУЗЕИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Один французский поэт как-то заметил, что уже само слово «искусство» (art) по своему звучанию не имеет ничего общего с благостной кротостью; это крик хищной птицы, камнем падающей на свою добычу. Что уж говорить о союзе искусства (разумеется, современного) и капитала (разумеется, финансового)! В последнее время эффективным показателем активности инвестиций, наличия крупных партнеров (транснациональных, международных корпораций) и роста престижности региона становятся музеи современного искусства. Один из успешных проектов такого рода – это галерея «Тейт Модерн» в Лондоне, переделанная из старой электростанции. Она стала одним из главных туристических аттракционов миллениума в британской столицы.

На сегодняшний день в мировой практике музеестроения существуют две тенденции. С одной стороны – музеи «эконом-класса», заточенные под конкретных художников и использующие уже готовые пространства. С другой – революционные, миллиардные, меняющие облик целых городов проекты, в которых искусство – лишь повод для архитектурной игры и туристического бизнеса.

Главный музееделатель мира – фонд Соломона Р. Гуггенхайма – придерживаясь второй стратегии, за последние десять лет создал целую музейную империю. Сейчас в нее входят пять музеев – в Нью-Йорке, Венеции, Берлине, Бильбао и Лас-Вегасе. Директор фонда Томас Кренц работает по следующей схеме: открывает музеи, не покупая при этом для них новых произведений, а привлекая публику необычной архитектурой, созданной архитекторами – «звездами». Например, музей в Бильбао – это футуристический титановый цветок по проекту Фрэнка Гери, а музей в Лас-Вегасе – драгоценная «шкатулка-сейф» по проекту Рема Кулхааса, вмонтированная в здание отеля «Венецианец». В целом же, приманка в виде архитектурных достопримечательностей накладывается на старинный принцип передвижных выставок. Головной музейный фонд в Нью-Йорке и его партнеры, в число которых вошел и Эрмитаж, обеспечивают художественную начинку своих музеев.

Эта затея полностью оправдала себя в испанском городе Бильбао. Правительство басков, субсидировавшее проект титанового цветка (примерно 200 миллионов долларов), окупило затраты за счет туристов. Доход от смены скучного образа промышленного центра составляет почти 30 миллионов долларов в год. В силу этого обстоятельства у Томаса Кренца появились новые заказчики. Бразильцы готовы заплатить 1 миллиард долларов за музей современного искусства на пляже в Рио-де-Жанейро. Открытие этого музея запланировано на 2007 год. Часть выставочных залов должна разместиться ниже уровня моря, под водой. Кроме этого, будет реабилитирован целый прибрежный район, имиджу которого, по мнения самих же бразильцев, необходимо обновление.

До недавних пор сеть Гуггенхайма считалась самым доходным музейным предприятием в мире. При средней посещаемости всех музеев 3,5 миллиона человек в год она приносила годовую прибыль 2,5 миллиона долларов. Впрочем, сомнительным с коммерческой точки зрения оказалось появление музея в Лас-Вегасе – один из залов фонд был вынужден закрыть из-за консервативности публики, не готовой ехать за искусством в столицу игорного бизнеса. Не повезло Кренцу и с Нью-Йорком из-за известных всему миру событий. Фонд не нашел инвесторов, и земельный участок на Манхэттене был передан в другие руки.

Однако доказательством существенной выгоды подобной деятельности явилось появление прямых конкурентов Томаса Кренца. В городе Бикон, штат Нью-Йорк, в этом году музей современного искусства открыли частные лица. Их цель - повторить финансовый успех всей сети Гуггенхайма. Биконский музей называется «Диа». Еще до открытия его объявили лучшим в мире для «искусства такого рода». У этого музея есть собственная уникальная коллекция «немузейного искусства». Организаторы отказались от оригинальной архитектуры (здание «Диа» - одноэтажное промышленное здание, каких на земном шаре великое множество) и сделали акцент на характере самого искусства. Для постоянной экспозиции 24 художников (от Энди Уорхола до Ричарда Серра) подошло огромное здание фабрики Национальной бисквитной компании (24 тысячи квадратных метров).

Основатели «Диа» Хайнер Фридрих и Филиппа де Менил известны как ценители искусства, основанного на чистой форме, индустриального по способу производства, далекого от литературных сюжетов. В течение сорока лет они помогали созданию прижизненных мемориалов лидеров этого искусства, вроде вулканического «Кратера Родена» Джеймса Таррела в аризонской пустыне, поселка-музея «Марфа» Дональда Джадда на юге Техаса, или «Земляной комнаты» Уолтера де Марии в Нью-Йорке. В конце концов, коллекционеры не пожалели 50 миллионов долларов для того, чтобы произведения, вышедшие из художественных цехов, нашли свое место в цехах музейных.

«Диа» был создан без сопутствующих крупным капиталовложениям скандалов и обычных творческих компромиссов. Личный PR чрезвычайно важен как Хайнеру Фридриху, сыну производителя индустриального оборудования и галеристу, так и Филиппе де Менил, дочери основательницы Хьюстонского художественного музея, который носит имя де Менил. Они не согласны с тем, что «широкие массы должны довольствоваться рыночным искусством, ибо оно показывает смерть искусства. В эпохи, когда формы искусства были живы, никто бы не внес базарной мерзости в дом. Старое искусство умерло; и вещи умерли, - мы потеряли ощущение мира. Только создание новых форм искусства может возвратить человеку переживание мира, воскресить вещи и убить пессимизм».

МЕСТНЫЙ КОЛОРИТ

Нужно ли опираться на нарисованные скалы или раскрашивать раму картины так, как написана сама картина? Ответ очевиден. О влиянии культурных акций на имидж города, в целом, или компании, в частности, знают и у нас. Вполне объяснимые попытки бывшего «кармана России» Нижнего Новгорода вернуть себе утраченный статус пока еще робко, но все-таки связаны с культурой. За последнее десятилетие город прославил себя организацией и проведением крупных международных фестивалей - от фестиваля классической музыки им. А.Д.Сахарова до фестиваля фотографии «Pro Зрение». Реконструированы театры и кинотеатры. В течение этих лет даже велся дискурс об открытии музея современного искусства на территории Нижегородского Кремля. Однако сравнения с Биконом или Сиэтлом нам по понятным причинам не выдержать. И дело здесь не только в пресловутых «коробках», как офисных, так и жилых, которые своим количеством по-прежнему заслоняют основной предмет гордости города – современную нижегородскую архитектуру.

Как культурно-географический мир Нижний Новгород вступил на арену российской истории в конце 19 – начале 20 вв. Это было связано с переводом Макарьевской Ярмарки в один из районов города – Канавино. И особо с проведением в 1896 году Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки на территории уже Нижегородской Ярмарки. Нижний стал торговым перекрестком Азии и Европы. Тогда сформировался имидж купеческого города, который, как выяснилось, хранился в генетической памяти потомков. Советский период добавил индустриальных красок. Городу Горький больше всего подходили эпитеты «промышленный» и «закрытый», что не предусматривало обширного пространства для воплощения творческих инициатив. Талантливая молодежь уезжала реализовываться в Москву и Ленинград. С генетической памятью тут тоже всё в порядке.

Новейшая история не внесла четких корректив в процесс формирования постсоветского образа города, настойчиво требуя вычеркнуть из немногочисленного списка его определяющих лишь слово «закрытый». Ситуация напоминала описанную Максимом Горьким сцену: снимает человек сапог с ноги, ставит его на пол и говорит: «Ну, иди», - а потом: «Не можешь. То-то, без меня никуда». Имидж новоявленного Нижнего и был таким сапогом, пока на помощь ему не пришла культура.

В этом смысле интересен пример Фестиваля Реального Авангарда, учрежденного в июле 1995 года Мастерской Изобразительного Труда. Он объединил творческие силы художников, музыкантов, фотографов, дизайнеров, искусствоведов Нижнего Новгорода и участников других регионов и стран. Под эгидой провинциального нонконформизма в городе было реализовано три профессиональных проекта в области современного искусства: УСПЕТЬ (3 - 10 декабря 1995 года), ПОЛОСА – практика реализации проектов (27 августа – 4 сентября 1996 года), САД М 1:1 конструирование в реальном масштабе (11 – 22 июня 1997 года). Эти акции задали тон к развитию двух тенденций. Во-первых, они обозначили для огромного города переход современной культуры из потенциального в актуальное состояние. Во-вторых, будучи некоммерческими и неполитическими мероприятиями, все проекты Фестиваля Реального Авангарда финансировались не из бюджета администрации города, а частными спонсорами (от компании «Кока-кола Инчкейп Боттлерз Нижний Новгород» и Фонда Сороса до ОАО «ГАЗ» и фирмы «ТАРА»).

Сегодня масштабные культурные проекты в Нижнем Новгороде, проекты с хорошим бюджетом, информационной и рекламной кампаниями, являются либо продолжением политической харизмы тех или иных общественных деятелей (Б.Е.Немцов, С.В.Кириенко), попадая в зависимость от их переменчивого настроения или других обстоятельств; либо символом устойчивой кредитоспособности банков («Автобанк», «Альфа-Банк» и «НБД-банк»); либо проявлением «имперского» влияния таких структур-монополистов как «Нижновэнерго» и «Нижполиграф». Слоган последнего: «Нижполиграф» - империя печати».

Имперские акции, как правило, приурочены к определенной дате. В случае «Нижполиграфа» - это юбилей предприятия. У «Нижновэнерго» другой повод: День энергетика. По сути, это корпоративные праздники, получившие широкую огласку в городе благодаря внедрению в PR-процесс ВЫСТАВКИ, причем не промышленной, а художественной. Такие события, будучи сами по себе информационным поводом, всегда собирают хорошую прессу. Общественное признание в таких случаях не требует специальной финансовой отдачи в сторону СМИ. Все зависит от того, как грамотно вписаться в контекст того или иного мероприятия. Выставки работ современных нижегородских живописцев, скульпторов и фотографов «Полиграфика» и «Высокое напряжение» стали такими примерами. Они обеспечили заказчикам участие в культурном событии в жизни города, наряду с известными людьми из творческой среды. И дело здесь не в концепции экспозиции выставок-«солянок». Главное – тусовка и разговоры, разговоры, разговоры.

Имиджевые кампании банков, перманентно поддерживающих культуру в Нижнем, рассчитаны на целевую аудиторию существующих и потенциальных клиентов. «Альфа-Банк» ориентирован на традицию и классику (например, театральный фестиваль «Золотая маска»). «Автобанк» - на проекты актуального искусства (фестиваль фотографии «Pro Зрение»), организованные Нижегородским Государственным центром современного искусства (НГЦСИ). О НГЦСИ следует сказать отдельно. Уже более десяти лет центр получает деньги и от фонда Сороса, и от фонда Форда, и от других организаций при том, что занимается деятельностью вполне элитарной: архитектурными рейтингами, актуальными выставками, фестивалями, семинарами, лекциями по современному искусству и видеопоказами, внедряющими современное искусство в городское пространство. Так что в результате это работает на город.

НГЦСИ выступил инициатором проекта демилитаризации Арсенала – одного из самых крупных сооружений на территории Нижегородского Кремля – и его трансформации в арсенал современного искусства и культуры. По приглашению руководителей проекта в нем приняли участие архитекторы, маркетологи, художники, кураторы, представители власти. Создание «лаборатории будущего на территории прошлого» оценило как Министерство культуры РФ, так и Представительство Президента в Приволжском Федеральном округе. Со второй половины 2000 года отечественная «культурная отрасль» из рук филантропа Сороса начала перебираться «на содержание» к родному государству. В бюджетном разделе расходов на культуру стали появляться несмешные деньги.

Впрочем, равнение на музейную сеть Гуггенхайма по-прежнему оставалось концептуальным ядром. На проектном семинаре «Как сделать Арсенал современного искусства и культуры. Технология партнерства» (февраль 2000 года) один из его участников Джон Боулт (профессор Университета в Лос-Анджелесе) заявил: «В международный попечительский совет АРСЕНАЛА должны войти известные в мире специалисты, без Томаса Кренца нам не обойтись». Отчасти именно этим оправдывается ставка на архитектуру и столичных архитекторов – «звезд» (Евгений Асс и Андрей Боков), которым было предложено сделать зрелищем сам процесс реставрации и трансформации Арсенала.

Это сооружение площадью 4000 квадратных метров, датированное 1843 годом, представляет собой, как отмечают специалисты, парадоксальный архитектурно-технический экспонат. Двухсотметровая постройка опирается исключительно на стены, одна из которых кремлевская. С инженерной точки зрения так не должно быть. Именно поэтому каждый этап восстановительных работ предполагалось демонстрировать зрителям. По мнению Андрея Бокова, доктора архитектуры и директора Московского проектного института объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения, еще в процессе реконструкции дом начнет работать как актуальный художественный проект.

Превратить арсенал в музей – идея не самая новая. Основным ориентиром для НГЦСИ стал Венецианский арсенал и его средневековые комплексы верфей, переоборудованный во время Второй мировой в военную базу. Сейчас именно там ежегодно разворачиваются главные художественные или архитектурные выставки Венецианской биеннале. Однако открытие нижегородского арсенала в июле 2003 года встретилось с необузданной агрессией публики. Великолепных менеджерских навыков НГЦСИ оказалось недостаточно. Оказалось, что кроме озлобленности их деятельность ничего не вызывает у большинства нижегородцев. Люди, которые «чувствовали себя маргиналами, андерграундщиками» и на основании этого, собственно, жили и были счастливы, вдруг захотели официального статуса, захотели свою часть государственного пирога.

Из поля зрения организаторов музея современного искусства выпал такой сегмент PR как отношения с местным сообществом. Это можно считать стратегическим просчетом. За десять лет продвижения проекта его идеологам не удалось сформировать общественного мнения относительно важности и значимости музеефикакии Арсенала.

Результатом, на мой взгляд, достаточно плачевным, явилось постановление полпредства ПФО о проведении в Арсенале в августе 2003 года выставки, посвященной столетию канонизации Серафима Саровского. Выставка икон («вековечных ценностей»), пусть приуроченная к круглой дате и в угоду общественному мнению, на площадке Арсенала как музея современного искусства ставит крест. Иконы вне богословского контекста просто не оставляют свободного, метафизического места в творческом пространстве личности. Поощрение такой несвободы нельзя списать на религиозные чувства и национальный фактор.

Россию вообще можно сравнить с луковицей. На византийский пласт лег монголо-татарский, на него европейский. Все эти пласты образовали противоречивое, беспокойное, но живое единство. Разумеется, византийский и европейский компоненты всеобъемлющи и непреодолимы, но Россия не стала Европой. Азиатская часть в ней как в географическом и человеческом, так и в культурном смысле велика и необъятна. Что если потребует поощрения и печать восточного духа: его мистика, его любовь к созерцанию, наконец, его созерцательная лень?

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Если, согласно французской поговорке, «для того чтобы сделать паштет из зайца, надобен заяц», то для того, чтобы получилась выставка, необходимы, как минимум, два ингредиента: экспонаты и место для их демонстрации. Выставочные площадки в Нижнем Новгороде можно пересчитать по пальцам: Нижегородская Ярмарка, Художественный музей, Нижегородский Государственный выставочный комплекс, Межвузовский рекламно-выставочный комплекс, Дом Архитектора. Состояние стен и атмосфера одних залов, услышанное в других: «У нас всё расписано до 2007 года!» и внушительная арендная плата за пользование третьими дают понять, что в городе все давно уже состарилось, и ждет не то конца, не то начала чего-то молодого, свежего.

Творческая активность производителей художественной продукции вынуждает организовывать акции в местах, для этого неприспособленных. Нужда вообще переформировывает вещи по-своему. Старую вещь она рассматривает как материал, и это грозно и честно. Но изменять её назначение, сверлить ложкой двери, бриться шилом и уверять, что всё обстоит благополучно, это не честно. К примеру, выставки в общеобразовательных школах и фойе кинотеатров, никак концептуально не связанные с самой площадкой, не станут символом благополучия, сколько их там ни проводи.

Однако у сложившейся ситуации есть и свои плюсы. Дефицит интересных и доступных выставочных пространств в городе стимулирует к созидательному поиску и открытию новых, до сих пор никак не обозначенных территорий. Это работает на модель современной, то есть горизонтальной культуры, где сняты традиционные противоречия между «высоким» и «низким», где всё – культура (от литературы и музыки до запаха кофе в кафе). Причем, имиджевая составляющая таких мероприятий выглядит ярче, четче и продуманней.

Известные выставочные комплексы в рекламе не нуждаются - поток «идущих за искусством» им обеспечен по определению. Выставка в нетрадиционном месте требует мощной информационной и рекламной кампаний, в которых могут быть заинтересованы владельцы кафе и ресторанов, собственники недвижимости, ждущей инвесторов, и т.д. Если есть цель привлечь внимание, и руководитель организации понимает, как эффективнее его использовать, тогда нужно действовать. Действовать с фантазией – не значит выдумывать то, чего нет, а значит считаться с тем, что есть. Ограничусь двумя примерами.

ПРИМЕР №1: интерактивная мультимедийная выставка «6ю6, или 36 фоторабот на чердаке современного нижегородского искусства».

Эта концептуальная акция, демонстрируя воплощение аудиовизуального дизайна (фотографические объекты, специфическое освещение и звуковое сопровождение), проходила с 15 по 22 октября 2001 года в необычном и неожиданном месте. Для демонстрации 36 работ молодых нижегородских фотографов и музыкальных треков, оформляющих фотографии в объекты, был выбран чердак старинного особняка на углу улиц Пискунова и Пожарского (дом 4/22). Здание было выведено из жилого фонда и требовало капитального ремонта. Поэтому его владельцы (газета «Из рук в руки») любезно согласились предоставить чердак особняка для проведения выставки безвозмездно.

В качестве пресс-релиза был выдан примерно следующий текст: «Физиологически чердак можно интерпретировать как голову современного человека, начинка которой целиком и полностью зависит от успешности нахождения места массе в пространстве. Это не всегда живая масса, замкнутая в своей тяжеловесной телесности. Сегодня первоначальная реальность жизни, ее внутренний ритм - живой субъект - задавлены властью культурных условностей. Фотография, кино, телевидение, репродукции, реклама – эта тиражная культура во многом вытесняет непосредственную реальность жизни, натуру как таковую. Это мощное воздействие порождает «вторую натуру», которая и стала героиней экспозиции чердака».

Информация об открытии выставки была размещена на сайте Нижегородского телеграфного агентства (НТА), в газете «Биржа», и в эфире Радио «Престиж». Анонсирующий объем информации был порционным и рассчитан на эксклюзив. У публики сразу же появился энтузиазм. По городу ходили слухи . СМИ не пожалели сил, эфирного времени и печатных полос для рассказа о «чудо-событии» - выставке на чердаке! Зритель выстроился в очередь. За неделю работы «чердак» посетило 1854 человека и около 600 присутствовало на открытии (при наличии 100 приглашений).

Пущенные в ход средства PR – бесплатный вход, голосование по специальным карточкам за фотографии, достойные аукциона , рейтинг среди фотографов, сделали работу выставки интерактивным процессом и привлекли разные слои населения – от студентов до банкиров. В контекст этого действия отлично вписались товары и услуги спонсоров, поддержавших проект (светильники магазина-салона «Богемия», нанесение фотоизображения на ткань от «Хемуль-Арт» и производство аудиопродукции от «Саундфабрики»). «Засветка» самого чердака вызвала интерес и к особняку в центре города. На сегодняшний день ремонтные работы завершились в целом сооружении.

ПРИМЕР №2: выставки в кафе.

Как правило, любая точка общепита заинтересована в клиентах. Формирование позитивного имиджа - основоопределяющий пункт этого бизнеса. Музыка, живопись, фотографии и дизайн интерьера априори обуславливают уют того или иного заведения. Впрочем, сама природа кафе способна нивелировать и «заесть» заложенную в нее дизайнерскую фактуру. Это минус. Однако писатели утверждают, что кафе – единственная нейтральная зона, которую не затрагивает смена времен года. Смена всего остального – тоже. Поэтому в кафе можно ГОВОРИТЬ о чем угодно, с кем угодно и сколь угодно долго. Это плюс.

«Выставка СТИХОВ Нины Белых в кафе «Зеленая лампа» (февраль – март 2002 года) и форум свободного слова «Слово не воробей» в арт-кафе «Буфет» (июнь 2003 года) были организованы с целью ПОГОВОРИТЬ. В первом случае - о творчестве неизвестной поэтессы с ее потенциальными читателями. Во втором – о культурной ситуации в Нижнем Новгороде с известными общественными деятелями города. Подобные «разговоры» всякий раз решают конкретную PR - задачу, работая на имидж не только в локальном смысле.

К примеру, необычная форма презентации стихов (аудиовизуальные бумажные объекты, свисающие со стен или вложенные в меню) пришлась по вкусу телевизионщикам. Увиденная ими «хорошая картинка» мгновенно разошлась по местным каналам. Пресса тоже оценила ситуацию: «Провинциальный город, кафе, музыка и стихи символизируют весь мир. Когда странствуешь в его космическом одиночестве, он образует единую интимную среду, в которой протекает обыденная человеческая жизнь – как ни абсурдно это в общем и целом». После таких строк возникает неподдельный интерес к обозначенному заведению.

А что если пригласить в кафе известных журналистов, бизнесменов, пиарщиков, искусствоведов и записать на видеопленку эти беседы на актуальные темы прямо в этом кафе при всем честном народе? Может получиться как документальный фильм, который посмотрят здесь же и его герои, и те, кто в кадр не попал, так и печатное издание с наиболее яркими высказываниями, которое можно распространить за пределами кафе (разумеется, с указанием адреса и телефона). А для презентации получившейся продукции еще и выставку организовать: повесить фотографии участников проекта, а под ними тексты, тексты, тексты… Журналисты отреагируют, бизнесмены профинансируют, искусствоведы и пиарщики оценят, посетитель останется доволен. И придет еще и попросит чего-нибудь интеллектуального и погорячее.

Галина Филимонова

Материал опубликован в журнале "Пресс-служба" № 9, 2003 год

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!