Материал предоставлен Андреем
Ершовым для публикации Последние годы Новошинской церкви Как и в случае с Николькой церковью в селе Монакове поводом для закрытия Новошинского храма стал Циркуляр НКФ СССР о проверке имеющихся в церквях предметов культового характера из драгоценных металлов и взыскании с общин стоимости похищенных вещей, изданный 25 февраля 1935 года. Так же как и в Монакове верующие до последнего отстаивали свое право на веру в Бога, дойдя до ВЦИК. 30 апреля 1936 года на общем собрании колхозников села Новошино Муромского района (сейчас Монаково и Новошино – на территории Навашинского района Нижегородской области)*, на котором присутствовали 400 человек, был поднят вопрос отсутствия помещения под школу и необходимости строить новое. Заслушав эту информацию, все собравшиеся (к тому времени их осталось уже 309 человек) за исключением одного, постановили закрыть церковь и использовать ее под школу. Колхозники встретили данное предложение бурной овацией. 2 мая 1936 года на общем собрании членов колхоза д. Бельтеевка председатель колхоза Антонов доложил о предложении использовать церковь в селе Новошино под школу. Собравшиеся (67 человек) «постановили церковь закрыть и ходатайствовать об этом перед районом». 12 мая 1936 года колхозники д. Безверниково, заслушав доклад председателя колхоза С.С.Ценова, постановили «как ненужное и бездействующее в настоящее время помещение церкви закрыть»; правда, здесь из 82 присутствовавших только 66 проголосовали за это решение, 16 – воздержались. 17 мая 1936 года состоялось заседание расширенного президиума Новошинского сельсовета, на котором председатель сельсовета Н.Мукин зачитал 5 выписок из протоколов селений Новошинского прихода о закрытии церкви. Пленум постановил «решения граждан… 5 селений утвердить и просить вышестоящие органы решение президиума сельсовета утвердить», добавив, что «все требуемые по закрытию церкви расходы колхозы берут на себя». 3 июня 1936 года в присутствии техника Муромского райисполкома С.А.Широкова, счетовода Новошинского сельсовета И.М.Гордеева, учителей местной неполной средней школы Мокеева, Сунозова, Поселенова, Коротина и представителя верующих И.К.Миронова было составлено «Обследование здания церкви с. Новошино с приспособлением под культурное учреждение», гласившее: «Оштукатурка стен требует ремонта, стекла в оконных проемах местами выбиты» (сторожа нет), «печи также пришли в большую изношенность, требуют перекладки, окраска стен требует перекраски, приспособление церкви согласно его размерам благоприятствует под школу, т.к. существующая школа размещена в нескольких зданиях, пришедших в негодность». Составленная впоследствии смета предполагала следующее: «разобрать иконостас, главы, заделать образовавшиеся отверстия в крыше, переделать печи, сложить голландские печи, а в квартире сторожа русскую печь, переделать пол, выпилить решетки на окнах, сделать новые окна, дверные проемы, перегородки для классов, разобрать ход на колокольню и переоборудовать его, сделать пристройку под вестибюль, произвести оштукатурку и окраску – всего на 16326 рублей». 7 июня 1936 года Муромский райисполком заслушал «ходатайство колхозников и общественности Новошинского сельсовета: с. Новошино, д. Бельтеевки, Безверниково о закрытии церкви в с. Новошино и переоборудовании ее под школу». В связи с тем, что «расходы колхозы берут на себя», а «ближайшая церковь в с. Покров Волосовского сельсовета на расстоянии 3 км от с. Новошино», «постановили: поддержать ходатайство общественности и колхозников Новошинского сельсовета о закрытии церкви, о чем ходатайствовать перед Горьковским крайисполкомом». 10 июня райисполком переправил все материалы по закрытию в крайисполком, а 19 июля крайисполком утвердил закрытие. Верующим (Д.М.Яшиной, М.М.Ворониной, М.П.Павлову) это постановление было объявлено только 28 августа, т.е. через 1,5 месяца вместо положенных по закону 2 недель. Уже 1 сентября верующие пишут жалобу М.И.Калинину во ВЦИК: «Постановление это мы признаем неправильным по следующим основаниям: 1) церковь наша не имеет задолженностей, обслуживает несколько деревень, верующих более 2000 душ, соседняя церковь на расстоянии более 10 км; 2) никакого официального собрания верующих по вопросу о закрытии церкви не было, церковный совет не извещался. Было по частным случаям собрание неверующих, которые составили постановление о закрытии церкви; 3) мотивы, что церковь необходима под школу, есть не что иное, как дорога к закрытию, т.к. нужды в школе не было и нет (В нашем селе 2 школы: 4-летка и 7-летка. Помещаются в хороших зданиях… Кроме того, в соседнем селе строится школа повышенного типа, а наше село отделяется от соседних деревень рекою, и не может быть мысли о постройке школы для окрестных селений. Даже и Комиссия при осмотре признала помещение церкви неподходящим под школу); 4) из выше изложенного ясно, что сельсовет под разными предлогами провел незаконное постановление о закрытии церкви, а Рик и обисполком не проверил путем опроса верующих с участием церковного совета и т.о. мы, такая масса верующих, лишены совершения нашего свободного религиозного обряда… А посему, прилагая список 300 верующих, мы просим Вас, тов. Калинин, обратить внимание, сделать распоряжение провести вопрос о церкви на официальном собрании верующих с участием церковного совета и открыть нам церковь, чтобы на основании Новой Советской Конституции мы свободно совершали наши религиозные обряды». К ходатайству прилагался список верующих на 10 страницах. Каких-либо данных о загадочной «Комиссии, при осмотре признавшей помещение церкви неподходящим под школу» нет. 4 сентября 1936 года ВЦИК затребовал у крайисполкома все дело о ликвидации церкви в с. Новошино, что 14 сентября крайисполком и сделал. 23 октября ВЦИК потребовал у Муромского райисполкома «выслать точные сведения», какое расстояние до ближайшей церкви: 3 км, как указано в постановлении о закрытии, или 10 км, как утверждают верующие. 1 ноября райисполком ответил: «От д. Бельтеевки находится церковь того же течения в с. Сонино 2 км и от Сонино до Новошино 7 км, вторая церковь с. Покров от Новошина 3,5 км». 10 ноября 1936 года Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК составила заключение по церкви: «Церковь закрыта постановлением президиума крайисполкома от 21/7. – 36 г. Здание предполагается использовать под школу. План переоборудования и смета приложены. Средства на переоборудование берут на себя колхозы. Ближайшая действующая церковь остается в 3 км. Основания закрытия: ходатайство населения, общество содержало церковь в бесхозяйственном виде. Массовая работа вокруг закрытия церкви – за закрытие высказалось 5 селений. Верующие в жалобе указывают, что их 2000 человек, ближайшая церковь в 10 км. Полагаю: церковь закрыть под школу». Сведения о «содержании церкви в бесхозяйственном виде», вероятно, взяты из решений собраний колхозников; примечательно, что ранее на этом не акцентировалось внимание. 30 декабря 1936 года Президиум ВЦИК утвердил постановление Горьковского крайисполкома о закрытии церкви в с. Новошино под школу. Вскоре местные власти приступили к переоборудованию храма, начав его с уничтожения иконостаса. Верующие продолжали отстаивать свой храм. 22 марта 1937 года они пишут жалобы М.И.Калинину и прокурору РСФСР (13 апреля последняя жалоба была перенаправлена в Комиссию по делам культов при Президиуме ВЦИК). В жалобах верующие снова доказывают незаконность проведения собраний по вопросу закрытия храма, повторяя аргументы из своего письма от 1 сентября 1936 года, кроме того указывают, что ближайшая церковь, находящаяся на расстоянии 5 верст, отделена от с. Новошино рекой, из-за чего «в талую воду нет прохода и проезда 2 месяца». Особенностью жалобы была характерная для именно того времени ссылка на Сталинскую Конституцию. Просили постановление о закрытии храма пересмотреть, церковь открыть, поломку приостановить, виновных в закрытии привлечь к ответственности. Вероятно, жалоба верующих осталась без ответа, т.к. постановления Президиума ВЦИК о ликвидации храмов не пересматривались. 17 апреля 1937 года во ВЦИК от председателя церковного совета Яшиной Д.М. поступила довольно необычная жалоба: «Закрывая церковь в январе 1937 года председатель Новошинского сельсовета Мукин Н.Дм., не только что закрыл церковь и все церковное имущество, которое с зданием церкви не имело ничего общего, забрал, но еще находящиеся у меня деньги, принадлежащие гражданам прихожанам этой церкви, в сумме 367 рублей изъял как якобы имущественные деньги по ликвидации церкви – это было 9 января 1937 года и в том выдал мне квитанцию за номером 10885, а потом 17 января изъял у меня мои собственные деньги 83 рубля, назвав их тоже как якобы имущественными церковными деньгами, и в отобрании их выдал мне квитанцию за номером 10890». Яшина просила вернуть деньги и движимое церковное имущество. Какой был получен ответ, неизвестно. По законам того времени, все движимое церковное имущество в случае закрытия храма действительно подлежало изъятию; церковные деньги (кстати, верующие обязаны были хранить их на счете в сберкассе) тоже в этом случае изымались. Изъятие 83 рублей личных денег Яшиной, возможно, действительно является перегибом со стороны местных властей, решивших извлечь максимальную материальную выгоду из закрытия храма. 26 августа 1937 года Комиссией по делам культов при Президиуме ВЦИК была заслушана докладная записка о выполнении горсоветами и райисполкомами постановлений Президиума ВЦИК о ликвидации и использовании молитвенных зданий под культурные цели. Комиссией у райисполкомов были затребованы данные об использовании церквей, закрытие которых было утверждено ВЦИКом в 1936 – начале 1937 годов. Муромский райисполком 9 сентября 1937 года доложил, что «Новошинская школа с мая месяца используется как клуб с временным переоборудованием, поскольку на 1937 год селению средняя школа не разрешена, а на 1938-39 гг. проэктируется средняя школа (сейчас неполная средняя – 7-летка), она будет колхозом при помощи района переоборудована капитально». Данный факт подтверждает справедливость утверждений верующих, что село в 1936 году не испытывало нужды в помещении под школу и что закрытие храма было самоцелью. История закрытия этого сельского храма уникальна тем, что это был один из немногих случаев, когда верующие до последнего отстаивали свое право на веру в Бога, дойдя до ВЦИК. Отстоять свои права им, к сожалению, не удалось. Это характерно для того времени. Волна возвращения церквей верующих пришлась на 1930 год, причиной тому была статья И.В.Сталина «Головокружение от успехов». В последующие годы случаи возвращения храмов были единичными. Но несомненная заслуга верующих и Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК в том, что они приучали местные власти к действиям в полном соответствии с законом и остужали шапкозакидательские настроения безбожников. * До 1929 года Муромский уезд входил во Владимирскую губернию, в 1929-м большая его часть вошла в Нижегородский край в составе Вачского, Ляховского, Муромского и Фоминского районов. В 1944 году Ляховский и Фоминский районы и большая часть Муромского района вернулись в новосозданную Владимирскую область. На территории меньшей части, оставшейся в Горьковской области, осталось, в том числе и село Новошино (сейчас – на территории Навашинского района Нижегородской области). P.S. Покровская церковь в Новошине была построена в 1840 году. В книге Г.Д.Корчина, А.И.Бакулина, Е.П.Синжанской, И.В.Орлова, В.В.Ермакова, В.Г.Корчина, В.А.Игнатова «В краю приокском: очерки об истории Навашинского района», изданной в 1994 году в Нижнем Новгороде, сообщается, что Новошинская церковь была «полностью разрушена» (стр. 46). По данным, предоставленным заведующей Навашинского районного историко-краеведческого музея Анной Григорьевной Терёшкиной, в середине августа 2012 года во время ремонта одного из корпусов Новошинской коррекционной специальной школы, в котором располагался спортзал, были обнаружены старинные фрески больших размеров. Эта случайная находка позволила сделать вывод о том, что Покровская церковь в Новошине была разрушена не до конца, а, как и предполагалось, была приспособлена под школу, а её алтарь – под спортзал. Материал предоставлен Андреем Ершовым (г. Владимир) В настоящей публикации использованы фотографии Анны Терёшкиной Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|