О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


21 ноября 2014 года

Поиски чудских икон

В период гонения на церковь в 30-е годы XX века многие жители Чуди, рискуя собственной жизнью, спасали иконы из сельского храма. В доме Гребенщиковых нам рассказали, что чудским, в частности, удалось спасти свою престольную икону – в честь Успения Пресвятой Богородицы, передав ее в соседнее село Дедово, где даже в годы советской власти был действующий храм. По словам старожилов Чуди, впоследствии икону из Дедова передали в Саров, но никто из них не помнит, когда именно это произошло, и каких размеров она была.

В Дедове, в приход которого сегодня входит село Чудь, предположили, что случилось это более 20 лет назад, т.к. на памяти тех, кто сейчас служит в местном храме, передачи такой иконы не было.

В самом же Сарове нам удалось узнать, что икона Успения Пресвятой Богородицы – редкость для здешней обители. Ее нет ни в Саровском монастыре, ни в фондах городского музея, а также нет и сведений о том, что она поступала на реставрацию в иконописную мастерскую.

Местные краеведы предполагают, что чудская икона могла покинуть обитель еще в годы советской власти, когда многие монахи покидали Саров, забирая с собой церковные ценности частным порядком. При таком раскладе, сейчас она может быть чуть ли не в любой точке земного шара.

Эту версию подтверждает письмо из Латвии, которое мы получили от Ирины Янкович. В год, когда церковь подверглась разрушению, прабабушка Ирины – Анна Дмитриевна Стешова (в девичестве – Барскова) спасла икону в честь Рождества Христова. Она была выброшена за церковный двор, как и многие другие иконы, и Анна Дмитриевна отважилась спрятать ее у себя дома. Сначала – в Чуди, а потом увезла с собой, когда перебралась жить в Муром.

Все это время икона хранилась в семье Ирины, но в этом году они с мамой решили отдать ее в храм. Думали о том, чтобы вернуть икону в родную Чудскую церковь, но та – в руинах. Поэтому 12 августа 2014 года они пожертвовали ее в Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме, а нам прислали фотографию этой иконы.

Фрагмент иконы в честь Рождества Христова из чудской церкви, фото Ирины Янкович

Честно говоря, этот снимок вызвал удивление, т.к. перед нами – скорее, живописное полотно, чем каноническая икона. Но искусствоведы утверждают, что именно так и выглядели иконы в начале XX века, в стиле поздней академической живописи. Если учесть, что чудской храм из красного кирпича был построен в 1908 – 1911-х годах, то его интерьер и церковная утварь должны были соответствовать духу того времени.

Впрочем, мы решили уточнить, были ли такие необычные иконы в чудском храме и обратились в Государственный архив Владимирской области, где хранится очень интересный документ – «Акт описи церковного имущества приходской церкви с. Чуди», составленный 11 октября 1927 года.

Документ этот подтверждает тот факт, что в чудском приходском храме, построенном в начале XX века, иконы были написаны масляной краской. Точнее, там было 6 икон «масляной краски без окладов» (см. иллюстрацию ниже, п. 36) и «иконостас с 3-ярусным количеством масляной краски икон» (см. иллюстрацию ниже, п. 26).

Судя по фотографии, которую прислала Ирина Янкович из Латвии, переданная в Муромский монастырь икона – как раз из этого 3-ярусного иконостаса. По этой фотографии видно, что у иконы есть специальные крепления, типичные для иконостаса.

Теперь – дело за Троицким монастырем. Подтвердят ли там акт передачи этой иконы? И разрешат ли сделать с нее копию для верующих села Чудь? На первый вопрос нам довольно быстро удалось получить положительный ответ: монахини, увидев фотографию необычной чудской иконы, сразу же узнали ее и подтвердили факт ее передачи частным порядком в монастырь. Однако второй вопрос оказался более сложным, чем можно было предположить.

Как выяснилось, для этого нужно получить благословение Владыки Варнавы из Выксунской епархии, т.к. сегодня Навашинский район находится в ее подчинении. К тому же список (копию) иконы нельзя вернуть в разрушенный храм, для этого нужна либо отреставрированная церковь (или придел), либо новая часовня (причем, место для ее строительства в селе может определить только Владыка).

Получается, что для возвращения в Чудь утраченных святынь, нужно проделать огромную работу, найти финансирование, время и желание для этого. Дело не из легких. Но, может быть, тогда сюда вернется не только копия иконы Рождества Христова, но и престольная икона в честь Успения Богородицы, а также другие иконы, которые жителю Чуди по-прежнему хранят в своих домах?

P.S. Если у Вас есть сведения о судьбе престольной чудской иконы Успения Богородицы и других реликвий села Чудь, присоединяйтесь к проекту и присылайте свои материалы для публикации на nonstop6@yandex.ru

Галина Филимонова, Руслан Филатов

Материал подготовлен в рамках исследования «Чудь: специальная экспедиция»

В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой, Ирины Янкович, а также материалы Государственного архива Владимирской области

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области»



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!