О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


7 апреля 2015 года

Первая ассамблея Арсеналов в Нижнем Новгороде

В Нижнем Новгороде состоялась международная Ассамблея «Арсенал между прошлым и будущим», впервые объединившая представителей музеев и выставочных залов, когда-то бывших военными объектами, а сегодня выполняющих функцию культурных институций в разных городах и странах (Болгарии, Германии, Голландии, Дании, Литвы, Португалии, России, Франции и Эстонии). Площадкой для встречи стал нижегородский Арсенал – недавно отреставрированный и приспособленный для современного использования объект культурного наследия федерального значения, которому также удалось трансформировать свою первоначальную функцию благодаря Волго-Вятскому филиалу ГЦСИ.

Предварял официальную часть мероприятия круглый стол «Историческая среда: генетический код. Как описать сохранение памяти», который задал тон последующим дискуссиям Ассамблеи. С участники этой беседы – журналистами, специализирующимися на темах культуры, искусства и архитектуры, – поделился особенностями своей работы в Копенгагене – философ архитектуры и писатель Кристоффер Вайс (Дания). На его взгляд, сегодня во всем мире между историческим контекстом и современными тенденциями в архитектуре наметился серьезный конфликт, посредством которого выявляются интересы различных идеологий. Поэтому планирование города в наши дни – битва за власть их представителей. Это конфликт между прошлым и будущим, где одни ратуют за сохранение старинных зданий, считая их своим ДНК, а другие – за создание образа будущего уже в наши дни.

Продолжая разговор, директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ Анна Гор предложила посмотреть на эту тему по-другому – через призму культуры, т.к. именно она не разделяет будущее и прошлое барьерами, а, двигаясь вперед, осмысливает то, что стало историей и подготавливает открытия, которые когда-нибудь, в свою очередь, станут наследием. Опыт нижегородского Арсенала показывает, что культурный процесс определяется двумя равнозначными векторами – охраной старого и поддержкой нового: первым обусловлена память и традиции, а второй задает стимулы к развитию, обеспечивает движение вперед и позволяет чувствовать современность. В самом понятии «культура» заложено неконфликтное понимание мира, позволяющее совмещать оба вектора и сохранять объект культурного наследия, смотря на него под другой, более сложной оптикой и придавая ему новое качество.

Историческая память и методы работы с ней: так называлась панельная дискуссия, участниками которой стали почётные гости Ассамблеи: глава Представительства ЕС в России, посол Вигаудас Ушацкас (Литва), историк, директор Центра социокультурных проектов РГГУ Алексей Юдин (Москва), архитектор, автор проекта современного приспособления Арсенала нижегородского кремля Евгений Асс (Москва) и музейный эксперт, директор Института культурной политики Михаил Гнедовский (Москва).

По мнению экспертов, Арсенал – место с предельной концентрацией коллективной памяти, где даже кирпич подчеркивает драматизм прошлого и позволяет соприкоснуться с его реальностью. Один из действенных и признанных во всем мире методов работы с исторической памятью – превращение арсенала в территорию культуры, основанное на переделке хранилища оружия в хранилище памяти, где главенствуют уже не военные, а художники, работающие с новыми общественными смыслами. Этот метод символизирует позитивные изменения и победу мирного мышления и гуманитарных ценностей над конфликтами, включая конфликт между старым и новым.

Выставка «Музей великих надежд» в Арсенале, фото Галины Филимоновой

– Искусство требует контекстов, – уточнила модератор дискуссии Анна Гор. – Особенность Арсенала подсказана этими стенами, где речь идет о современном искусстве, но не в вакуумном пространстве, а в пространстве художественной коммуникации, развивающем человека и территорию. Это уже не история, а что-то другое, большее, т.к. сохраняя военное наследие, современное искусство привносит новое качество.

Своеобразным ориентиром для представителей огромной вселенной Арсеналов давно стал комплекс зданий Венецианского арсенала, где регулярно проходят главные художественные выставки знаменитой Венецианской биеннале. Эксперты, собравшиеся в Нижнем Новгороде, особо отметили, что ключевое слово здесь – выставка, а не музейная коллекция (коллекционеры современного искусства равняются на другой пример – Новый Гуггенхайм, подчеркнуто расположенный в здании новейшей архитектуры).

Однако Ассамблея Арсеналов показала, что всё намного сложнее. Демонстрируя на примерах своих площадок, как можно делать искусство вместо войны, участники Ассамблеи искали ответ на вопрос, является ли здание, в котором расположена та или иная культурная институция, «судьбой», определяющей ее деятельность. В ходе докладов-презентаций выяснилось, что каждый из бывших Арсеналов представляет собой нечто большее, чем просто выставочное пространство.

Так, французский «Арсенал Мец», на открытии которого 26 лет назад выступал Мстислав Ростропович, сделал ставку не на выставки (хотя там они тоже проводятся), а на музыку и танец. По словам генерального директора концертного зала в Меце Жана-Франсуа Рамона, представлявшего на Ассамблее французскую делегацию, таким образом удалось вытеснить старую функцию здания и окончательно забыть ее.

Датский Королевский музей в Арсенале Копенгагена (от его имени выступал куратор Якоб Сееруп) совмещает музейную и выставочную деятельность, по-прежнему работая с темой войны, но говоря о ней языком современных инсталляций.

Другие площадки к выставкам добавляют дополнительные функции. Например, подразделение Эстонского морского музея – музей «Летняя гавань» в Таллине (его презентовал научный сотрудник Михкель Кару) в бывшей гавани гидросамолетов устраивает показы модельных коллекций от ведущих дизайнеров одежды. 

Арсенал в Софии, о котором рассказывала куратор Музея современного искусства Надежда Джакова, ориентирован на сохранение энергетического баланса и максимальное продвижение зеленых технологий.

Бывшая «Пороховая фабрика Баркарена» в португальском Оэйраше, по словам директора Департамента городского развития Сильвии Изабелы Бреу, немыслима без полноценного парка и его инфраструктуры.

А «Башня Кронпринц в Калининграде» – без старинной брусчатки, в спасении которой принимал участие Балтийский филиал ГЦСИ. На Ассамблее его представляли директор Елена Цветаева и зам.директора Юлия Бардун

Концепция работы Национального морского музея Амстердама, которую озвучил менеджер академических программ Юст Схоккенброек, строится на тезисе: «музей – это место встречи». Поэтому полноценными составляющими этой площадки стали библиотека и ресторан.

Эта концепция близка и начальнику выставочного отдела Немецкого исторического музея в Берлине Ульрике Кретцшмар, предпочитающая рассуждать о постобразах немецкого оружия в музейном ресторане.

После доклада директора голландского национального проекта New Dutch Waterline Петера Роса, представившим различные способы использования бывших военных объектов (от жилой недвижимости до центра сбора географической информации о регионе) участникам Ассамблеи стало понятно, что «конверсия – это точная наука. Сохранить такие объекты можно только посредством развития, комбинируя художественную функцию с чем-то еще».

Важным узловым моментом Ассамблеи стал еще один круглый стол. Обсуждая тему культурной конвенции и ответственности за прошлое, участники дискуссии пришли к мысли, что пора отказаться от наивного представления о классическом музее как «хранилище прошлого» и о ГЦСИ как «о пустом пространстве со свободным прошлым». На примере Нижнего Новгорода видно, что Арсенал – это институция памяти, способная работать с одной из самых сложных тем – «неостывшей памятью». Для этого нужно преодолеть гипноз большой истории, избавиться от болезненного интереса к кровавым вождям (от Ивана Грозного до Сталина) и обратить внимание тех выдающихся деятелей науки, искусства и культуры, чьи имена осознанно вытеснены на периферию коллективной памяти.

Выставка «Музей великих надежд» в Арсенале, фото Галины Филимоновой

В этом смысле нижегородский Арсенал становится не только «местом памяти», но и «музеем великим надежд», поставившим задачу «расколдовать» локальную историю с помощью одноименной выставки (ее герои – известные, но «хорошо забытые» нижегородцы, с памятью о которых призваны поработать современные художники, взаимодействуя не только с историческим контекстом, но и с сегодняшними зрителями), а также исследовательской резиденцией проекта «Нижний Новгород: попытка современного описания».

Одно из имен, актуализированных этой выставкой, громко прозвучало и на Ассамблее Арсеналов. В рамках международной встречи состоялось специальное событие, посвященное «первой футуристической опере». Речь идет о «Победе над Солнцем», созданной в 1913 году композитором и одним из лидеров русского авангарда первой половины XX века Михаилом Матюшиным в союзе с поэтом-футуристом Алексеем Крученых (автором «заумного языка») и автором костюмов и декораций Казимиром Малевичем. Дело в том, что Михаил Матюшин родился в Нижнем Новгороде (в 1861 году). Однако нижегородский период его жизни и раннего творчества (он прожил в Нижнем до 16 лет) пока плохо изучен. Возможно, всплеск интереса к личности этого знаменитого художника-авангардиста напрямую связан с запросом на модернизацию у широких слоев населения. И если его время еще не пришло, то Арсенал дает понять, что его всячески нужно приблизить.

В результате работы Ассамблеи возникла идея сформировать творческую сеть Арсеналов, чтобы продолжить дискуссию о нераскрытых смыслах культурной конверсии и новом взгляде современного искусства на прошлое. Для этого нужны совместные встречи, обмен уникальным опытом, которым обладает каждая из площадок, общие проекты, позволяющие людям из разных стран понять друг друга, а также условия для свободного общения между творческими людьми со всего мира. Пожалуй, главным итогом Ассамблеи стало осознание того, что всё это возможно, и у сети Арсеналов – огромный потенциал, а, значит, есть и будущее.

Галина Филимонова

В настоящей публикации использована фотографии Галины Филимоновой, сделанные на выставке «Музей великих надежд» в Арсенале

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!