О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


13 августа 2018 года

Павловское «место памяти» архитектора Михаила Коринфского

В 2005 году в Павлове – между улицами Кирова и Куйбышева – была возведена православная часовня в честь Георгия Победоносца. Старожилы утверждают, что когда-то на этом месте располагалось сразу несколько культовых объектов. Архивные источники уточняют, что здесь – на обширном участке между улицами, в свое время носившими названия Дубровки (Дубровской) и Заманихи (Почтовой) (ул. Кирова и Куйбышева соответственно), – был комплекс построек единоверческой общины торгово-промышленного села Павлова. Включал он в себя летнюю церковь Богоявления (1814 – 1816 годы) с приделами в честь Рождества Богородицы и Архангела Михаила, зимнюю церковь Сретенья (1825 – 1839 годы) с приделом во имя Святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, звонницу (1894 год), а также дом священника (конец XIX века). До нашего времени дошел лишь последний – дом священника (ул. Куйбышева, 48/1):

Павлово. Бывший дом священника (ул. Куйбышева, 48/1). Фото Елены Малюгиной.

Павлово. Бывший дом священника (ул. Куйбышева, 48/1). Фото Елены Малюгиной.

Однако интерес к утраченному наследию не угас. Недавно в Нижнем Новгороде были выявлены архивные документы, указывающие на то, что церковь Богоявления была построена по проекту знаменитого архитектора Михаила Коринфского (1788 – 1851). Этот блестящий зодчий эпохи позднего классицизма – автор целого ряда архитектурных шедевров. Среди них – Воскресенский собор в Арзамасе, Троицкий собор в Симбирске, университетский комплекс в Казани и другие церковные и гражданские здания по всему Поволжью.

Оказывается, в марте 1929 года Нижегородский государственный историко-художественный музей (НГИАМЗ) специально отправил своего сотрудника Дмитрия Прокопьева в командировку в Павлово с целью проведения натурального обследования единоверческого храма Богоявления. В итоге им был создан альбом «Богоявленская церковь в Павлове. Постройка по проекту М.П.Коринфского. 1816 год», который уже в наши дни в фондах НГИАМЗа обнаружила кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектурного проектирования ННГАСУ Александра Лисицына. 

Богоявленская церковь в Павлове. Постройка по проекту М.П.Коринфского. 1816 год. Фото Дмитрия Прокопьева.

Богоявленская церковь в Павлове. Постройка по проекту М.П.Коринфского. 1816 год. Фото Дмитрия Прокопьева.

«Исследователям этот памятник был известен лишь по нескольким фотографиям, хранившимся в фондах Павловского исторического музея, – рассказывает Александра Лисицына. – Не удалось обнаружить даже схематичных обмерных чертежей 1926 года, которые выполнялись по всем церковным зданиям губернии. Альбом Прокопьева содержит новые данные об архитектуре церкви Богоявления и, что особенно важно, – об авторе этого незаурядного сооружения. Как видно на его фотографиях, величественное, монументальное сооружение отличалось гармоничными пропорциями и стройными архитектурными формами. Особую выразительность придавало церкви контрастное сочетание насыщенных по тону стен и барабанов глав с белыми (возможно, белокаменными) деталями. В пояснительной записке Дмитрий Прокопьев уточняет, что стены церкви были окрашены под кирпич с разделкой швов белым цветом. В нишах над окнами и в тимпане фронтона западного портика размещались живописные (фресковые) изображения. Кровля и главы были покрыты железом, окрашенным в зеленый цвет. В конце записки указано, что в интерьере храма, на правом пилоне, в рамах за стеклом находились подлинные подписные чертежи Михаила Коринфского, которые Прокопьев видел лично. Известная по литературным и архивным источникам дата освящения Богоявленской церкви в Павлове – 1816 год – соответствует нижегородскому периоду в творчестве архитектора, который длился с 1812 по 1823 годы».

Конечно, единоверческая община появилась в Павлове раньше. Уже 1798 году она насчитывала более 200 человек. В их числе были крупнейшие промышленники села: Безбрязговы, Бронниковы, Любимовы, Томаровы. Единоверие было своеобразной унией между официальной православной церковью и некоторыми представителями старообрядчества. Службы у единоверцев велись по старым обрядам и книгам, с использованием икон дониконовского письма, но совершали их священники, поставленные от Синода. Известно, что 1797 года в Павлове эти функции выполняла единоверческая часовня, которую вскоре сменили полноценные каменные храмы.

«Ктитором сразу двух единоверческих храмов – Богоявления и Сретенья – выступил проживавший в Павлове богатый прихожанин Алексей Федорович Безбрязгов, – уточняет Александра Лисицына. – В некоторых источниках среди жертвователей упоминается и вдова Вагина. В 1839 году здание Сретенской церкви было дополнено колокольней, возведенной на средства крестьянина Томарова, а в 1894 году купцом Ногтевым была построена отдельно стоящая каменная звонница для пожертвованного им же 1000-пудового колокола. Территория церковного комплекса вместе с расположенным здесь же кладбищем была обнесена глухой деревянной оградой. В конце XIX века с юго-западной стороны от летней церкви был построен одноэтажный дом священника, выполненный в «кирпичном стиле». В 1916 году в приходе церкви числилось 278 мужчин и 258 женщин».

Церковь Богоявления занимала особое место, как в локальном комплексе единоверческих строений, так и среди одиннадцати храмов села Павлова Нижегородской губернии в целом. Уже в середине XIX века современники (П.И.Мельников, А.П.Смирнов) отмечали «великолепие» ее архитектуры, строгую красоту росписей в классическом стиле и богатство ризницы.

Благодаря пояснительной записке Дмитрия Прокопьева и сегодня есть возможность понять, что представлял собой интерьер этого культового объекта: «Внутренность церкви: все столбы, своды и купола расписаны фресками, надпись в правом приделе о сооружении храма Вагиными и Безбрязговыми и о росписи «города Ярославля иконописными художества мастера Федор Васильев Банщиков и Константин Иванов Смирнов, начата роспись в 1818 г., окончена в 1821 г.». В 1910-х годах живопись реставрирована без поновления. Реставрацию производили мастера села Мстера Владимирской губернии (об этом надпись на левом пилоне). Живопись фресковая, хорошей сохранности с картинами, помещенными в полях в рамах «ампир», отчасти орнамента «гризайль». Пол чугунный «ампир» с клеймами Нижне-Исетского завода 1818 г. Главный иконостас деревянный, резной, золоченый очень хорошей работы в виде полуротонды из колонн ионического ордера, причем закругление ротонды внутри алтаря соответствует полукружию стены у западного входа. Поверх ротонды резной пологий сквозной купол из орнаментов «ампир». Иконы иконостаса обычного типа икон начала XIX века в «академическом» стиле. Придельные иконостасы деревянные резные белые с золочением «ампир» хорошей работы».

Интерьер Богоявленской церкви в Павлове. Постройка по проекту М.П.Коринфского. 1816 год. Фото Дмитрия Прокопьева.

Интерьер Богоявленской церкви в Павлове. Постройка по проекту М.П.Коринфского. 1816 год. Фото Дмитрия Прокопьева.

«На одной из фотографий Прокопьева запечатлен главный алтарь, – обращает особое внимание архитектор Александра Лисицына. – Шесть золоченых ионических колонн алтарной преграды поддерживают богато декорированный дугообразный в плане антаблемент и ажурную сень с овальными медальонами в обрамлении пышных растительных орнаментов. В заключение своего труда Дмитрий Прокопьев делает вывод, что церковь Богоявления находится в хорошем состоянии и должна быть отнесена к памятникам архитектуры первой, наивысшей категории. Однако в условиях набиравшей силу государственной кампании по борьбе с религией мнения музейных работников и других квалифицированных специалистов не имели большого веса. Церковь Богоявления стала первой в списке невосполнимых утрат культурного наследия, которые понесло Павлово в годы богоборчества. В настоящее время на месте единоверческого церковного комплекса находится группа двух-, трех- и четырехэтажных жилых и общественных зданий. Некоторые из них: жилой дом (ул. Куйбышева, 46), детские ясли (ул. Куйбышева, 46а) – построены в начале 1930-х годов в стиле конструктивизма. Вероятно, именно новое строительство на ул. Куйбышева послужило одним из формальных поводов для уничтожения единоверческого церковного комплекса».

Церковь Богоявления в советское время разделила трагическую судьбу многих храмов – в апреле 1931 года службы были прекращены, а спустя всего три месяца, в июле, объект культа был взорван. К 1950-м годам была разрушена и зимняя церковь Сретенья. Сегодня память об этих выдающихся объектах историко-культурного наследия России хранят старинные фотографии и редчайшие документы. На руках у современных жителей Павлова – потомков свидетелей событий 1930-х годов – могут оказаться те самые подлинные подписные чертежи Михаила Коринфского, которые видел лично Дмитрий Прокопьев в интерьере храма Богоявления – «на правом пилоне, в рамах за стеклом». Если Вам что-либо известно об их местонахождении, пожалуйста, свяжитесь с автором публикации по e-mail: nonstop6@yandex.ru

Материал подготовила Галина Филимонова

Материал подготовлен в рамках проекта «Белые пятна»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!