О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Материал предоставлен Алиной Халецкой

Происхождение названия деревни Абатурово Нижегородской области и аналогичных топонимов в других регионах России

В двухтомнике «Материалы по истории Нижегородского края конца XVI – начала XVII века», изданном РГАДА (Российский государственный архив древних актов) в 2015 году, записаны две деревни с названием Обатурово, начиная с 1612-1613 годов. Одна из них и сейчас находится в Кстовском районе Нижегородской области, а другой, в Богородском районе, давно уже не существует. Однако в те времена у нее было второе название Хвостово. Интересно, а сколько всего названий «Абатурово» на карте России? На сегодняшний день нашлось 14 топонимов «Абатурово» с различными вариантами написания. Все они расположены в восьми современных областях России, что соответствует территории Новгородской республики и Владимиро-Суздальскому княжеству в XII – начале XIII века.

Новгородская земля и прилегающие к ней территории (из книги В.Л.Янина) с торговыми путями, г. Або (Турку) и деревнями Абатурово, добавленными А.Халецкой.

Илл.1. Новгородская земля и прилегающие к ней территории (из книги В.Л.Янина) с торговыми путями, г. Або (Турку) и деревнями Абатурово, добавленными А.Халецкой.

I. Вологодская область: 1 - д. Абатурово Никольского района. Ранее записана как д. Аботуровская, затем Оботурово расположена на трассе Никольск – Великий Устюг, 2 - д. Абатуриха Вожегодского района, 3 - д. Жихнево Устюженского района (в XVII веке называлась Оботурово), сейчас не существует.

II. Нижегородская область: 4 – д. Абатурово Кстовского района, расположенная на пути из Нижнего Новгорода в Казань. На карте А.И. Менде за 1850 год она обозначена как Батурово. В 2-томнике РГАДА (Российский государственный архив древних актов) упоминается с 1612-13 года как Обатурово, 5 - д. Обатурово (она же Хвостово) в Богородском районе. Записана в 2-томнике РГАДА, но на карте А.И. Менде этих названий уже нет. В настоящее время отсутствует.

III. Костромская область: 6 – д. Абатурки на юго-востоке Буйского района. В царское время называлась Абатурово. Располагалась на тракте Галич – Буй, 7 – д. Абатурки (Большие и Малые) на западе Буйского района. Эти деревни есть на карте 1878 года под ред. И.А.Стрельбицкого, 8 – д. Абатурка на северо-востоке Буйского района. Все эти деревни опустели.

IV. Архангельская область: 9 – д. Абатурово Няндомского района, расположенная недалеко от трассы Каргополь – Няндома – Шенкурск. Шенкурск – один из древнейших городов Архангельской области – был основан на месте Чудского городка деятельными и промышленными новгородцами. Он был «складочным местом» пушных товаров, добываемых в этих лесах.

V. Ивановская область: 10 – д. Оботурово в Шуйском районе. На карте А.И. Менде 1850 года записана как д. Оботурова. В настоящее время данный топоним отсутствует.

VI. Тверская область: 11 – д. Абатурово Кимрского района. Отмечена на карте А.И. Менде 1853 года. Расположена на пути от Твери до Ярославля.

VII. Ярославская область: 12 – д. Абатурово Угличского района (между г. Углич и г. Ростов). Раньше относилась к вотчине Чудова монастыря и писалась как сельцо Оботурово. 13 – село Харинское Мышкинского района, прежнее название Оботурово (Абатурово).

VIII. Ленинградская область: 14 – д. Абатурово в Бокситогорском районе на берегу Шидрозера. В XV веке деревней Обатуровской владел служилый человек Макар Качалов. В 1582 году его поместье перешло к новым владельцам Сидору Палицыну и его племяннику Никите Палицыну. В XVIII веке сельцом Абатуровым Никольского Пелушского погоста Тихвинского уезда владеет дворянин Яков Унковский. В настоящее время данный топоним отсутствует.

Таким образом, из 14 деревень с названием Аба-/Обо- турово сейчас осталось только шесть. Причем чем дальше от Великого Новгорода тем больше сохранилось этих населенных пунктов в наше время. Это относится к Архангельской, Вологодской и Нижегородской областям. Остальные деревни превратились в урочища или сменили свои названия. Можно предположить, что происходил перенос топонима на вновь осваиваемые земли, а старые поселения постепенно забрасывались. Первопоселенцы с именем Абатур (Оботур) активно продвигались на восток в направлении древних торговых путей Новгородской республики с другими территориями (см. илл. 2).

Торговые связи древнего Новгорода с другими городами в XIII веке.

Илл. 2. Торговые связи древнего Новгорода с другими городами в XIII веке.

Данное предположение подтверждается словами филолога и писателя Льва Успенского, который в своей книге «Слово о словах» написал так: «Изоглоссы – линии, соединяющие между собой пункты, в которых наблюдаются одни и те же слова, одинаковые формы слов, сходные грамматические явления. Эти линии пролягут от Новгорода на восток, обрисовывая пути, по которым предприимчивые новгородцы колонизировали некогда Приуралье, другие потянутся от Великих Лук к юго-западу, указывая на старые связи южных псковичей с белорусами».

В книге Н.В.Морохина «Наши реки, города и села» (Нижегородской обл.) приводятся разные версии о происхождении топонима: «АБАТУРОВО – д. Кстовского района. От марийского «ава» - мать и «тур» - край: «родное место» (Трубе, 1962) или эрзянского «ава» - мать и «турва» - губа (особенности расположения на склоне большой ложбины?) (Русинов, 1994). Другая точка зрения – от русского диалекта «абатур» - упрямец (Гордеев, 1990), которое может выступать как прозвище первопоселенца».

Однако данный топоним не может иметь марийское или мордовское происхождение по ряду причин.

Во-первых, ареал распространения этого названия по европейской части России далеко выходит за пределы традиционного проживания данных народов (см. илл. 1 и 2).

Во-вторых, именно для славянской топонимики характерны форманты на концах слов -ин, -инво, -ово, -ево, -иха и др., а у финно-угорских народов, к которым относятся марийцы и мордва, совершенно другие форманты в названиях (-енгер, -га, -нур; -лей, -ай, -ки, -куша и др.).

В-третьих, первая часть слова содержит все-таки – аба (або, обо), а не – ава, что с марийского языка переводится как «мать». Можно предположить, что произошла замена марийского звука «в» на русский «б», что вполне возможно и часто происходило при колонизации русскими марийских территорий, но не во всех же 14 населенных пунктах! Должно же хоть где-то остаться первозданное звучание названия, а такого установить не удалось.

В-четвертых, в Тверском топонимическом словаре В.М.Воробьева 2005 года дается однозначное толкование названия д. Абатурово от личного мужского имени Абатур (Оботур).

В-пятых, рядом с д. Абатурово, существовавшей на берегу Шидрозера (Ленинградская обл.), расположена д. Прокушево, и в Нижегородской области рядом с д. Абатурово есть тоже д. Прокошево (разница в одной букве). Название этой деревни, скорее всего, дано по имени первопоселенца Прокош. Во втором случае, возможно, произошел перенос названий соседних деревень с Новгородских земель на Нижегородские территории.

В-шестых, существует легенда о первопоселенце д. Абатурово Никольского района Вологодской области. Опубликована она в местной газете «Авангард» от 16 июля 2020 года Ростиславом Андреевичем Пановым – писателем, краеведом, коренным жителем д. Абатурово.

Фрагмент карты Европейской России из атласа Стрельбицкого 1865-1930 гг.

Илл. 3. Фрагмент карты Европейской России из атласа Стрельбицкого 1865-1930 гг.

Вот краткое изложение легенды со слов автора: «Давным-давно из Новгородских земель пришли в эти места два брата Оботур и Аксентий. Поселились они по разные стороны реки Юг и основали деревни Оботурово и Аксентьево. Люди они были грамотные и писали друг другу послания на берестяных грамотах, которые отправляли на стрелах, пущенных из лука с противоположных берегов реки. Деревня Оботурово начиналась с починка, отделявшегося от соседней деревни полем, рядом с дорогой на Великий Устюг. В этой легенде также говорится о нападении чудского вождя по имени Кипша (р. Кипшеньга) на починок и о последующей женитьбе Оботура на его сестре Офимии. Так стала называться речка Офимкина, на которой и расположена д. Абатурово».

К этой легенде можно добавить информацию из книги местного краеведа Владимира Николаевича Поникарова «К истории Никольских деревень»: «АБАТУРОВО. Сохранившиеся письменные источники отмечали, что первое упоминание об этом населенном пункте зафиксировано в писцовой книге 1623 - 1626 годов. Составители описания начала XVII столетия записали тогда существовавшее на речке Офимовке поселение с четырьмя живущими дворами, которое имело, правда, несколько иное название — деревня Аботуровская. Ко времени проведения второго писцового описания 1678 - 1683 годов в деревне Оботуровской (сохраняется орфография источника) насчитывалось восемь жилых дворов. Кроме того, «осьмой жеребей» поселения по повелению властей от 28 декабря 1680 года был отдан во владение прежнему его владельцу Трифонку Васильеву сыну Ординых, который, по всей видимости, в конце XVII века постоянно проживал в деревне Животово. Составители писцовых книг после детального изучения этого обстоятельства в государственный кадастр внесли запись о запустении «осьмого жеребья», которое, по их мнению, произошло почти за десятилетие до валового описания. Следует отметить, что в конце XVII века некоторая часть жителей деревни носила фамилию Ельциных. Потомки Ельциных в Абатурово живут и сегодня. Название деревни произошло от древнерусского мужского личного имени Оботур». Рассмотрим несколько значений этого имени.

В.И.Даль пишет, что «оботур употребляется в костр., владим., твер. губерниях в значении «упрямец, грубый, упорный и скрытный человек»; в волог. губ. в значении «лентяй, лодырь»; в сарат. «бестолковый человек». В.А.Никонов полагает, что фиксируемое в XVI - XVII веках Абатур – нецерковное имя, в происхождении которого автор не исключает связь с белорусским батура – «балагур, пустомеля». Ю.А.Федосюк комментирует фамилию в варианте Абатуров: «Абатур во многих говорах – упрямый, своенравный человек». Е.А.Грушко и Ю.М.Медведев выводят фамилии Обатуров и Оботуров из прозвищ со значениями «озорник, шалун» и «упрямец, неслух».

Интересную статью под названием «Нахалы и оглобли» написал Сергей Белобородов в газете «Городские вести» №22 от 17.03.2017 года. Ссылаясь на архивные источники XVII - XVIII веков он пишет, что «этот населенный пункт (речь идет о д. Абатурово Кстовского района Нижегородской обл.) всегда обозначался как «Оботурова». Деревня стояла у «большой дороги» – тракта, связывавшего Нижний с Казанью, поэтому многие мужики занимались извозом, почтовой гоньбой и содержали постоялые дворы». Данный факт подтверждает преимущественное расположение деревень Абатурово на важных торговых путях. На карте А.И.Менде по Нижегородской губернии за 1850 год деревня записана как «Батурово», возможно, что это описка.

Противоречивая информация встречается в статье В.И.Чернышева «Темные слова в русском языке», написанной 50 лет назад: «В неодинаковых формах, но с весьма устойчивым содержанием (упрямый человек) данное слово (Аботур) известно в разных великорусских говорах: волог., владим., моск., сарат., ярослав., рязан., костр., твер., олонец., белорус. Мы не можем упустить из виду, что слова Аботур, Оботур, Батура были известны в русском языке уже с конца XV века, но исключительно как прозвища, и в качестве таковых не имели ясного лексического содержания. Содержание и распространение приведенным словам дала историческая личность и деятельность Стефана Батория, с выдающимся качеством которого, а именно – непреодолимой настойчивостью, народная мысль и связала бессодержательное раньше слово».

Таким образом, автор связывает имя польского короля с великорусским областным словом «аботур», считая его не чем иным, как обратившимся в нарицательное название фамильным именем Стефана Батория. Однако прозвище встречается намного раньше, чем родился С.Баторий (1533 год), на что сам автор и указывает. Получается, что слово существовало, но без лексического значения? Этого быть не могло, ведь «каждое слово откуда-то берется и наделяется изначально определенным смыслом», как справедливо утверждал Лев Успенский.

Обратим внимание на еще одно значение термина «Аба-Тура» – прежнее название Кузнецка, вошедшего в состав Новокузнецка – города в Кемеровской области. Основан Кузнецкий острог был в 1618 году, как опорный пункт русских для сбора ясачных платежей с местного населения. Шорцы, жившие по реке Томь (пр. приток р. Обь) в районе устья реки Аба, называли свой город Аба-Тура – «город абинцев». «Тур» в шорском словаре означает – «вставать, подниматься, пробуждаться, стоять», т.е. дословно Аба-Тура можно перевести, как «стоянка рода аба».

Все исследователи, занимавшиеся ранней историей Кузнецка, начиная с Г.Ф.Миллера, сходятся на том, что «город Кузнецк именуется по такой причине: до строения оного города, живущие на том месте иноземцы, имели кузнечное мастерство, которые с таким же мастерством и ныне в близости жительство имеют. И на том месте жили народы идолопоклоннические называемые татара – род абинской, каконые иноверцы по тому роду и до днесь город Кузнецк называют Аба-Тура». Можно предположить, что от данного топонима возникло прозвище Абатур во времена монголо-татарского нашествия (начало XIII – конец XV вв.) на Русь. Практически во всех восьми современных областях России есть следы присутствия монголо-татар (сохранившиеся названия населенных пунктов, фамилии, образованные от тюркских имен). Совпадают направления походов татар и места образования деревень с названием Абатурово.

В Никольском районе Вологодской области встречаются фамилии с татарскими корнями: Кучумов, Чегодаев, Ордин, Собакин, Шарапов и др. Есть деревня Байдарово, название которой, возможно произошло от первопоселенца с татарским именем Байдар (см. В.Н.Поникаров «К истории Никольских деревень»). А может оно произошло от названия лодки – «байдара», которое встречается у народов северной Сибири? Байдарово расположено на реке Юг, жители которой могли плавать на подобных лодках до северных морей. В Кичменско-Городецком и Великоустюгском районах чаще встречаются названия деревень с татарской этимологией, что вполне закономерно.

Русь в период образования единого Русского государства.

Илл. 4. Русь в период образования единого Русского государства.

Нам известно, что татары три раза нападали на Устюжские земли. В 1446 году устюжский летописец отметил приход татар на Великий Устюг: «Приходили мимо Галич на Кичменгу, а пошли вверх по Югу да на Ветлугу, а по Ветлузе плыли на плотах да в полоех тонули». В 1462 году Устюжский уезд снова подвергся нападению. В 1468 году татары сожгли Кичменский городок. Байдарово как раз расположено на пути от Кичменского городка к деревне Абатурово. Если исходить из этой логики, тогда деревня Абатурово могла быть основана первопоселенцем по имени Абатур татарского (абинского) происхождения.

От таких разнообразных толкований можно прийти к выводу о том, что слово «абатур» неоднозначно и достаточно архаично. Самое раннее упоминание человека с именем Абатур относится к 1398 году, когда в Заволочье началась настоящая война. Новгородцы выступили «поискати своих вотчин». Анфал, брат двинского воеводы Ивана Никитина, был в числе главных действующих лиц, определявших ход событий в Заволочье. Описание его жизни встречается в летописях и преданиях. По одной из народных легенд Никольского района, боярин Анфал попал в эти глухие и укромные места (место впадения р. Анданги в р. Юг), спасаясь от преследования своих соотечественников – новгородцев. Здесь же он и скончался, а его воины основали поселения, которые стали называться Андангскими починками. Легенда указывает и на непосредственную причину гибели Анфала: его самого и пришедшую с ним дружину якобы погубили местные богатыри, в их числе был и Абатур. Но в летописях написано, что разбитый новгородцами Анфал, спасся бегством, разбойничал по Каме и Волге и был убит в Вятке в 1418 году Михаилом Розсохиным, таким же, как и он, новгородским беглецом, ушкуйником-повольником.

За многовековую историю нашего государства одни имена собственные исчезали, а другие появлялись. Топонимы, в основе которых лежат географические термины, подвергались процессу онимизации, который является древнейшим способом образования собственных имен. Возникая для обозначения одного объекта, имя часто переходило на другой объект. Например, географический термин «казан» перешел в разряд ономастической лексики в виде гидронима Казанка, который подвергся процессу трансонимизации (переход названия из одного разряда в другой) и образовался полисоним (название города) Казань. У тюркских народов с давних времен бытовали имена Казан, Казанбек, Казанбай, Казанча и др. В перечни имен православных календарей вошли имена Нил, Лидия, Африкан, Адриан (житель Адрии), Далмат (житель Далмации). Древнеславянское имя Дунай связано с культом реки Дунай. Так же могло произойти и с именем Абатур (житель Аба-Туры или Або-Турку). Далее пойдет речь о финском городе Або, он же Турку.

На северном конце торгового пути «из варяг в греки», на реке Волхов у озера Ильмень, стоял один из самых древних русских городов Новгород. Благодаря своему выгодному положению на стыке водных путей Новгород постепенно стал важным центром торговли со Скандинавией, Данией и северными германскими городами. Мало того, новгородские купцы со своими товарами выходили из Балтийского моря в Северное, через Гибралтар проникали в Средиземное море и доходили до Италии и Византии. До XI века главная часть заморской торговли Руси проходила через Киев. С XI века роль Новгорода повысилась, и в дальнейшем заморская торговля перешла почти исключительно в руки новгородских купцов. Территория современной Финляндии до реки Кемийоки находилась под властью новгородцев.

Предположим, что в основе имени Абатур лежит топонимический термин Або (Турку) – город в Финляндии, ранее принадлежавший и новгородцам, и шведам, и финнам. Как такое могло получиться? Попробуем разобраться. Перейдем непосредственно к истории этого города.

Город имеет два официальных названия, кроме общеизвестного «Турку», его так же называют «Або». Это шведское название. Такие нюансы связаны с тем, что Турку официально двуязычный город. Шведское название города Åbo состоит из двух слов: å («река») и bo («жить») и переводится как «живущие вдоль реки». Кстати, произносится оно на шведском языке как «обо». Финское название Turku этимологически связано с древнерусским търгъ (в настоящее время - торг).

Турку или Або, расположенный на юго-западе Финляндии, имеет тысячелетнюю историю. Как и многие средневековые города, Турку возник не в одночасье. Первые поселения появились здесь еще в эпоху каменного века в месте, где река Аурайоки впадает в Ботнический залив Балтийского моря. Это подтверждается многочисленными археологическими находками предметов материальной культуры и захоронений викингов – участников крестовых походов и даже древних славян. Считается, что он был основан новгородцами исключительно как торговое поселение на подвластной им тогда территории финского племени емь и первоначально назывался «Торг» - рыночное место (от этого названия и произошел финский вариант «Турку»).

В 1157 году шведский король Эрик IX совершил первый крестовый поход в Финляндию, в результате этого ее южная часть перешла к Швеции. Город Турку был переименован в Або. Официальной датой основания города считается 1229 год. В этот год папа Римский Григорий IX велел перенести резиденцию епископа на реку Аурайоки. Как самый старый город страны, Турку был самым важным городом Финляндии, статус которого он сохранял на протяжении сотен лет под властью Королевства Швеция.

В 1318 году новгородцы полностью сожгли город, но после заключения в 1323 году Ореховского договора, установившего границы между Новгородской землей и Шведским королевством, Або стал вновь отстраиваться. Столкновения с Новгородской республикой прекратились (на целых 270 лет), и началось процветание города. К этому периоду относится вступление Або в Ганзейский союз (объединение торговых городов в XIV – XVII вв., расположенных в бассейне Северного и Балтийского морей).

Такой интерес к этой местности на протяжении веков связан с исключительно удачным географическим положением на перекрестке водных и сухопутных дорог. Так что нет ничего удивительного в том, что через Або (Турку) проходила и знаменитая Королевская дорога, связывавшая средневековую Швецию с городами и замками её восточной провинции (ныне Финляндия и Россия). Дорога была важнейшим путем всей Скандинавии.

На этом рассказ про город Або (Турку) можно и закончить, т.к. нас интересует ранний период его становления. Далее будут опять продолжаться военные конфликты России и Швеции вплоть до 1808 года, когда войска генерала Дмитрия Шепелева заняли Або. По Фридрихсгамскому мирному договору, подписанному в 1809 году, Финляндия отошла к России под официальным названием Великого княжества. Турку являлся столицей Финляндии до 1812 года, пока российский император не решил перенести столицу в Хельсинки, поближе к России. Но это уже совсем другая история…

На основании анализа исторической литературы, событий и географических карт можно сделать вывод, что имя-прозвище Абатур, Аботур, Оботур появилось у человека – выходца из г. Або (Турку). Возникший в месте впадения реки в море, Або (Турку) находился практически в центре региона Балтийского моря, являясь воротами как на запад, так и на восток. Активное использование этого географического преимущества разными странами стало залогом успешного развития и процветания города.

К XII веку бывшее новгородское поселение с названием «Торг» успело поменять свое название на финское «Турку» и шведское «Або». А настойчивые новгородцы продолжали неоднократно атаковать эту территорию. Можно предположить, что в XII – XIII веках и возникло прозвище Аботур – выходец из г. Або (Турку) с неким отрицательным значением (см. выше). Отметим, что к середине XV века Великому Новгороду принадлежало все Заволочье – земли от реки Сухоны до Белого моря на севере и до Урала на востоке. Кстати, фамилия Новгородцев достаточно распространена в Никольском районе Вологодской области. А деревень с названиями Новгородово, Новгородовская довольно много в Грязовецком, Сямженском, Тарногском районах Вологодской области. Именно в Новгородской губернии с конца XIV века на протяжении 500 лет на берегу Шидрозера находилась д. Абатурово. Впервые имя Аботур встречается в легендах Никольского края Вологодской области в конце XIV века (1398 год). В официальных документах это имя появляется в конце XV века (1495 год) – холоп в Черенчиньском погосте (Новгородская земля).

Таким образом, можно утверждать, что большинство деревень с названием Абатурово расположено или располагалось в прошлом вдоль крупных торговых дорог (направлений); что все названия русских деревень Абатурово однозначно происходят от личного мужского имени Абатур (Оботур), а не являются производными от марийских или мордовских названий; вероятность появления прозвища Абатур от тюркского Аба-Тура или от шведско-финского города Або (Турку) требует дальнейшего обсуждения и подтверждения.

Список литературы:

1. Баданин Д.Д. Родословие Никольской деревни. – Кич-Городок, 2012 г.

2. Белобородов С. // «Городские вести» №22, 2017 г.

3. Гомзиков Н.И. Никольск. История города и уезда. – Никольск, 2017 г.

4. Кузнецкая старина. Новокузнецк: 400 лет в истории России. – Томск, 2018 г.

5. Материалы по истории Нижегородского края конца XVI – первой четверти XVII века. – РГАДА, 2015 г.

6. Морохин Н.В. Наши реки, города и села. – Н. Новгород, 2007 г.

7. Никольская старина: ист. и этногр. очерки. – Вологда, 2000 г.

8. Панов Р.А. Оботур // Авангард №75, 2020 г.

9. Смирнов О.В. «Марийская» гипотеза в исследовании топонимики Оки и Унжи // Вопросы ономастики №2, 2015 г.

10.Чайкина Ю.И. Словарь географических названий Вологодской области. – Волог., 1993 г.

11. Янин В.Л. Очерки истории средневекового Новгорода. – Москва, 2008 г.

Алина Халецкая

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!