О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Двигаемся вместе

На АРТИСТИЧЕСКОМ горизонте Нижнего Новгорода загорелось новое имя – Галина Филимонова. Она и сценарист, и режиссер, и организатор выставок, и пиарщик. Только за последние полгода благодаря её энергии состоялись выставки: фотографическая «6х6» на чердаке старого дома, стихов Нины Белых в кафе «Зеленая лампа», живописи Олега Вдовина и фотографии Кати Розенфельд в Доме Архитектора.

- ГОВОРЯТ, ты единственный независимый нижегородский куратор арт-проектов. Так?

- Куратор, автор идей, генератор – это всё слова. Куратор – это человек, который сидит за столом и перед ним стоит такая табличка. Это слишком приземленно. Не всегда хочется ставить тире после своей фамилии. Чтобы организовать выставку, иногда достаточно объяснить людям, что ты от них хочешь. И если тебя воспринимают как человека вменяемого, начинается дело. Это уже тонкие материи. Только уже неважно, генератор идей я или дегенератор.

Я зависимая, но только не от тех людей, которые ничего не делают. Я завишу от людей моей команды. И с ними я готова делиться идеями и искать под их проекты деньги.

ЕЩЕ УЧАСЬ на филфаке университета, Галина работала на телевидении и снимала документальный фильм, в котором доказывала, что Попов изобрел радио раньше, чем Маркони («Первая радиостолица»). Окончив ННГУ, училась на журфаке МГУ. Писала телесценарии. Один из них победил в конкурсе, устроенном немецкими телевизионщиками. Работала в германской телекомпании. Объездила пол-Европы. В Лиепае была свидетелем шведско-латышского арт-проекта в заброшенном военном городке. В пустом доме были развешаны фотографии и холсты, а через открытые окна открывался вид на собор, кладбище и бухту. Галина представляла там проект «Старые окна города NN». Сама она себя фотографом не считает, поэтому позвала на помощь профессионала.

- Допустим, у меня появилась странная идея. Я встречаюсь с людьми и начинаю их убеждать, что это супергениально. А самой интересно, что мне скажут. Когда кто-то говорит вроде «все супер» или «всю жизнь мечтал», мы начинаем с ним работать. Когда фотографии готовы, я загружаю идеей следующего. Например, музыканта. И он под наш визуальный ряд сочиняет музыку. Получается, я не куратор. Я тот, кто загружает творческих людей своей головной болью.

Я склонна думать, что некоторых персонажей в Нижнем тоже посещают странные идеи. Но они не спешат их реализовывать: им кажется, что они будут выглядеть при этом как идиоты. А беру на себя ответственность. Говорю: «Я локомотив, а вы – мои вагоны».

ИЗ ВЫСТАВОК, организованных Филимоновой, самая необычная – чердачная. Глаз цеплялся за фотографии шести молодых нижегородских фотографов, и одновременно посетителя обволакивала музыка, смешанная с реальными шумами. После завершения выставки Галина организовала аукцион тех фотографий. И несмотря на то, что всего одна работа была продана, он считает прецедент большой победой.

- Когда ты задумываешь новый проект, то всегда имеешь ввиду самое модное и актуальное?

- Проект в первую очередь должен быть мне интересен. К примеру, живопись Олега Вдовина идет вразрез с современными тенденциями, однако мне она кажется забавной и отчасти уникальной.

- Существуют ли критерии отбора твоей команды: с этим работаю, а с этим – нет?

- Общаясь с человеком на протяжении некоторого времени, всегда имеешь возможность оценить коэффициент его развития. Если с ним ничего не происходит, он перестает быть интересным. Все люди, с которыми мы делали последние проекты, находятся в развитии. От чего это зависит, я не знаю. Может, от количества прочитанных книг, прослушанных дисков, путешествий – реальных и виртуальных.

- Но есть и обратные примеры?

- Есть. Люди видят, что я сама двигаюсь активно, и садятся мне на шею. При этом делают вид, будто тоже находятся в движении. Иногда они начинают сдавливать шею так, что я уже не могу дышать, тогда их приходится скидывать. Это больно. Если кто-то говорит обо мне, что я им напакостила, то это говорят те, кто полетел вниз.

- По-моему, эти мысли взяты из «Алисы в стране чудес». Там надо было двигаться, чтобы хотя бы оставаться на месте. А если ты стоял, то тебя отбрасывают назад.

- Роберт Бернс писал о том, что когда ты двигаешься, тебе не надо думать о репутации и об имидже, они сами появляются. А Кафка писал, что жизнь не в движении, в том, чтобы занять точку и смотреть на то, как все вращается вокруг тебя. Тогда надо сесть за стол с табличкой «куратор». Но это не мое.

Еще один арт-проект Филимоновой – кафешная выставка стихов Нины Белых. На стенах висят стихи, а возле лежат наушники, из которых льется музыка. Пока ждешь свой заказ, можешь подзарядиться интеллектуально. Однако посетителям невдомек, что их реакция записывается на скрытые видеокамеры. Это видео, возможно, станет материалом для следующего проекта.

- Поделись ноу-хау: как ты находишь деньги на свои проекты?

- Надо заразить человека своей идеей. И объяснить ему, что он занимается не благотворительностью, а спонсорством. Это разные вещи. Благотворитель дает деньги и не видит, на что они потрачены. Спонсор же получает удовольствие от того, что он принял участие в необычном проекте. Он отдает себе отчет, что без него выставка не состоялась бы. Что это он предоставил технику, свет, бумагу. Я ему говорю: я сама вкладываюсь в это, вот мои расходы, вот мой труд, это расходы тех-то и тех-то, а от вас нужно всего-то… Но вкладываются и участники выставок. Перед фотографами, выставлявшимися на чердаке, я поставила два условия: у вас должны быть шесть фотографий и вы должны предоставить их в нужном мне формате. Сразу отсеялись те, кто не захотел оплатить фотопечать. Если человек пожалел полторы тысячи рублей на демонстрацию своих же работ, это не тот, с кем стоит работать. Значит, он не продвигает себя, то есть не двигается.

- Когда ты последний раз встречала в Нижнем молодого творческого человека с интересными идеями?

- Только что. На конкурсе «Пиар-персона года». Он продвигал свое издание с помощью конкурса красоты среди бабушек. И ему присылали фото с вишенками на груди. Бабушки общались между собой и рассказывали друг другу о конкурсе. Итог: тираж издания вырос. Я бы хотела устроить выставку присланных ему фотографий.

Еще один будущий проект – выставка Ильи Борисова «Типа графика». Три года назад я организовывала его экспозицию «Некоторые живописные работы». Теперь он выступает как сатирик. Он в своих работах выражает отношение к проблемам однополой любви, наркотикам, фонду Сороса, американским лимонадам и другой актуальной проблематике. При этом соединяет элементы лубка и рекламного плаката. Такого в Нижнем никто не делает. Ведь надо двигаться, а не только деньги заработать.

Вадим Демидов

Материал опубликован в гаезете "Аргументы и факты - Нижний Новгород" № 14, апрель 2002 года



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!