Осмысление роли памятника культуры в жизни общества в контексте проектов Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять» На протяжении десяти лет Нижегородский региональный общественный фонд деятелей культуры «Дать Понять» инициирует и реализует проекты, направленные на осмысление роли памятника в жизни современного общества. Неизбежный процесс смены старого новым оставляет на поверхности главный вопрос: можем ли мы влиять на данный процесс или мы можем лишь констатировать и наблюдать за разрушением ранее созданного наследия, которое восстановить уже будет нельзя? На фоне относительно четкого понимания того, что необходимым условием жизни человека является сохранение невосполнимого природного наследия, обращение к культурно-историческому наследию как фактору, обеспечивающему существование социальной структуры, не является общепринятой и неоспоримой установкой. Может быть, именно поэтому понятие «культурного наследия» в основном и рассматривается в рамках проблемы, связанной с его охраной на государственном уровне? Однако современные исследователи проблем сохранения культурного наследия первопричиной такого «недопонимания» называют отсутствие эмоционально-ценностного компонента в интерпретации артефактов и текстов наследия. Именно он формирует приятие или неприятие обществом культурных ценностей прошлого. Сохранение наследия возможно лишь в случае, когда оно становится элементом жизненной среды, оставаясь за ее пределами, памятник неизбежно превращается в материальный артефакт. Понятие «памятник» включает в себя наравне с материальной основой духовную сферу и рассматривается как ценностный феномен, выполняющий роль транслятора социально-значимой информации. Очевидно, что существует взаимовлияние между эмоционально-эстетической насыщенностью памятника и его долголетием. Памятник не может войти в систему ценностей современного человека только как материальная основа, хотя именно она и консервирует в себе социальную память (отношение общества) периода существования этого «памятника». Он должен приобрести кроме материальной – новую духовную оболочку, в которой преломляются реалии уже другой исторической эпохи. Ярким примером отсутствия новой духовной оболочки в контексте современной действительности становится массовый снос (перенос) и разрушение памятников культуры других эпох. Первый проект Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять» под названием «Старые окна города NN» был посвящен таким материальным артефактам – окнам жилых и нежилых домов, «доживающих» последние дни. Фонд деятелей культуры «Дать Понять» начал собирать фотоколлекцию «старых окон» в Нижнем Новгороде в 1999 году. Стык времен наглядно давал понять, что, говоря словами Антона Павловича Чехова, «в городе все давно уже состарилось, отжило и ждет не то конца, не то начала чего-то молодого, свежего». Именно это обстоятельство и мотивировало группу молодых фотографов на создание фотоколлекции закодированных «документов своей эпохи» (именно такое определению памятнику дал Дмитрий Сергеевич Лихачев). В ходе работы над проектом «Старые окна города NN» его участники пришли к выводу, что даже фрагмент памятника (окно) несет в себе больше смыслов, чем кажется на первый взгляд. Памятники – это не только информация о прошлом, они несут в себе смыслы, которые воспринимаются той или иной эпохой как более или менее ценностно-значимые и трактовка их меняется под воздействием социокультурных изменений. Они имеют множество смыслов уже потому, что создавались как эстетические сообщения, обладающие высокой и даже избыточной информативностью, что дает больше возможностей для их интерпретации и толкования, позволяет лучше понять настоящее и прогнозировать будущее. Уничтожая памятники, мы лишаем себя целого пласта социально-ценностной информации, транслируемой из поколения в поколение. Периодическое свержение памятников и создание на их месте новых, чей век также может оказаться недолгим – типичный пример неумения или нежелания людей пользоваться своим наследием как инструментом создания новых культурных форм. То, что это возможно, Нижегородский региональный общественный фонд деятелей культуры «Дать Понять» наглядно продемонстрировал, организовывав серию художественных выставок на чердаке старинного особняка («6ю6, или 36 фоторабот на чердаке современного нижегородского искусства»), в пустующем пространстве бывшего кинотеатра им. В.В.Маяковского и первого в городе общественного банка («Архетип», «Анестезия») и в бывшем соляном складе на берегу реки Дунай в австрийском Линце – городе-побратиме Нижнего Новгорода («Old windows from NN city»). Каждая из проведенных Нижегородским региональным общественным фондом деятелей культуры «Дать Понять» художественных выставок на перечисленных выше площадках получила массу восторженных откликов и хвалебных отзывов. Нижегородские журналисты успели окрестить арт-проекты фонда «Дать Понять» «новым словом в выставочном деле». Но мы всего лишь создали новые идеи на основе предоставленных нам культурой элементов старых идей, существовавших ранее (до нас) объектов, слов и форм, на основе атомов знания и культуры вообще. По меткому замечанию Бориса Пастернака, «новое возникает не в отмену старому, как обычно принято думать, но совершенно, напротив, в восхищённом произведении образца». Благодаря этим художественным акциям, подвергшим своеобразному анализу конкретные памятники, удалось актуализировать смыслы, заложенные в объектах культурного наследия, расшифровать закодированный документ другой эпохи. Эмоциональный всплеск, который стимулировали живопись, музыка, фотография, инсталляции и видеоарт во время проводимых выставок на заброшенных площадках, дал конкретным памятникам новые напластования социально-значимой информации. Они вновь приобрели духовную оболочку, что, в свою очередь, гарантирует памятнику дальнейшую жизнь. Как правило, площадки, на которых Нижегородский региональный общественный фонд деятелей культуры «Дать Понять» проводил арт-проекты, быстро привлекали внимание инвесторов и реставраторов. В таких проектах Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять» как «Уходящая натура», «Уходящая натура-2009», «Культурное наследие Нижегородской области: кризис памяти» и «Места памяти» памятник культуры рассматривается как информационный потенциал, формирующий карту «мест памяти» Нижегородской области. Само понятие «места памяти» введено французским исследователем природы национальной памяти Пьером Нором в начале 80-х годов XX века. Оно воплощает в себе единство духовного и материального порядка, которое с течением времени и по воли людей стало символическим элементом наследия национальной памяти общности. Появление многотомного труда под названием «Места памяти» обусловлено, по мнению Пьера Нора, следующими причинами: «В условиях быстрой утраты национальной памяти исследователи стремятся описать и изучить как можно больше мест, в которых она воплощена и которые по воли людей или в результате вековых трудов остаются лишь символами: это праздники, эмблемы, памятники, торжества в честь людей или событий, прощальные, погребальные речи, похвальные слова». В современном мире памятники помимо прочего представляют собой и национальные ценности, так Гаагская конвенция впервые ввела в международные отношения понятие «культурные ценности», конкретизировала его содержание и условия применения. К культурным ценностям Конвенция относит все их виды независимо от происхождения (национального или иностранного), формы собственности и положения владельца. Единственным критерием, исходя из данного документа, в определении ценности памятника может служить лишь степень значимости данного вида культурного наследия для культуры каждого народа. Тем самым признается национальный приоритет при оценке важности культурных ценностей в качестве объекта международной защиты. Памятник представляет собой социальное явление, поскольку, в процессе своего существования подвергается социальной интерпретации и оценке, причем не единожды. Первая интерпретация происходит при создании памятника и ориентирована на современников, а иногда и потомков. Следующая интерпретация происходит по мере необходимости, учитывая конкретную социокультурную ситуацию. По мнению Юрия Михайловича Лотмана, с точки зрения семиотики пространство культуры может быть определено как пространство некоторой общей памяти, где «тексты» могут сохраняться и актуализироваться. Вообще, Лотман связывал появление ненаследственной памяти с развитием у человечества культуры: в доисторический период человечество было лишь носителем информации, постоянной и генетически данной. В определенный момент, именно в тот, с которого можно говорить о культуре, человечество сделалось получателем информации и связало свое существование с постоянно расширяющейся ненаследственной памятью. Таким образом, писал Ю.М.Лотман: «Культура есть память, или, иначе говоря, запись в памяти уже пережитого коллективом, она неизбежно связана с прошлым историческим опытом». Основной функцией ненаследственной памяти является сознательная передача - трансляция - опыта одним поколением другому в контексте культуры. В отличие от многотомного печатного издания Нижегородский региональный общественный фонд деятелей культуры «Дать Понять» сознательно создает на своем сайте интерактивную карту «мест памяти» Нижегородской области, включающую в себя изучение и описание тех мест, в которых она воплощена. К участию в создании карты «мест памяти» Нижегородский региональный общественный фонд деятелей культуры «Дать Понять» пригласил журналистов, краеведов, исследователей, писателей, а также всех, кому небезразлична судьба культурного наследия Нижегородской области. Автор доклада: В публикации использованы фотографии Галины Филимоновой, Дмитрия Соколова, Андрея Скворцова, Егора Филимонова и Екатерины Розенфельд Материал предоставлен автором в качестве доклада на семинар проекта "Культурное наследие Нижегородской области: кризис памяти" |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|