О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Линц, фото Екатерины Розенфельд

 

Австрийский дух ищите в Линце

Мы привыкли мыслить стереотипами, даже собираясь в путешествие. Если Испания, то Мадрид и Барселона. Если Италия, то Рим, Венеция или Флоренция. Если Австрия, то Вена и Зальцбург. Известный нижегородский культуртрегер Галина Филимонова, несколько раз побывав в Линце и организовав там три выставки нижегородских художников «Old windows from NN city», «Свет из окна» и «Расстояние между горизонтами», настаивает на том, что этот город способен рассказать о нравах и обычаях современной Австрии ничуть не меньше, чем ее столица.

Архитектурные традиции и современность

- Галя, образ города складывается, прежде всего, из архитектуры. Каков архитектурный облик Линца?

- Я ожидала увидеть старинный город с элементами барокко и так называемой альпийской архитектурой. Но все оказалось не столь однозначно. В Линце действительно есть яркие примеры барокко: мраморная колонна Троицы, церковь Пёстлинберг на одноименной горе, недалеко от Линца - монастырь Святого Флориана (он упоминается во всех путеводителях как выдающийся памятник барочной архитектуры).

Колонна Троицы в Линце, фото Сергея Петрушева Панорама Линца с горы Пёстлинберг, фото Галины Филимоновой Монастырь Святого Флориана, фото Галины Филимоновой Монастырь Святого Флориана, фото Галины Филимоновой

К моему удивлению, я почти не встретила готики. Разве что центральный собор, который называется Дом, что в переводе на русский как раз и означает «головная церковь». Зато оказалось, что здесь не только много современной архитектуры, но она еще и на редкость удачно расположена в пространстве, как бы «вживлена» в старинные дома с классическими красными крышами.

Во дворе жилого дома в Линце, фото Галины Филимоновой Кунстмузеум в Линце, фото Сергея Петрушева Кунстмузеум в Линце, фото Галины Филимоновой Кунстмузеум в Линце, фото Екатерины Розенфельд

Линц выбран «Культурной столицей Европы» 2009 года. Видимо, в связи с этим центр города сместился, и сегодня бурно развивается Площадь Европы. Несколько лет назад здесь построили дизайн-центр в форме черепахи, достаточно сложный по конструкции. Во всяком случае, фотография не способна передать, как выглядит этот объект. Рядом с ним находится телецентр. Не привычная башня или вышка, а нечто круглое, похожее на бункер. Такой очаровательный маленький шар.

Но, конечно, гордостью жителей Линца является Кунстмузеум (Музей современного искусства) на берегу Дуная. Здание полностью из стекла и представляет собой продолговатую букву «п». Когда ты находишься внутри, то видишь весь город, а река, отзеркаливаясь в фасаде, дает ощущение дополнительного пространства: оно как бы раздвигается. Это не спецэффект, а умелое использование в архитектуре природных ландшафтов. Но есть и спецэффекты. Зеркально-стеклянное чудо ежевечерне подсвечивается. Причем подсветка зависит от «настроения» дома. Один вечер он может быть подсвечен голубым цветом, в другой вечер – розовым…

Кунстмузеум в Линце, фото Екатерины Розенфельд Кунстмузеум в Линце, фото Галины Филимоновой Кунстмузеум в Линце, фото Галины Филимоновой Кунстмузеум в Линце, фото Галины Филимоновой

- Насколько мне известно, в Австрии почти нет деревянных зданий?

- Так уж исторически сложилось, что страна не богата на хороший лес. Здесь растут сосны, которыми австрийцы, конечно, бесконечно гордятся, но хорошего дома из сосны не построишь. Деревянный дом для Линца роскошь, и только очень состоятельные люди, живущие в верхней части города, могут себе это позволить.

- В Нижнем Новгороде с исторической застройкой в последние годы особенно не церемонятся. Любопытно, как решается эта проблема в городе-побратиме из цивилизованной Европы. Знаменитые альпийские домики живы?

- Все, что касается альпийских домиков, для Австрии свято. Есть строгие правила. И если ты живешь в деревне, то твой дом должен выглядеть овершенно определенным образом. Знакомые австрийцы рассказывали, что они хотели построить более эффектный дом, используя современную архитектуру и дизайн, но им не разрешили. Местные власти следят за тем, чтобы сохранить колорит альпийских долин, являющихся одним из символов Австрии. Здесь дорожат той уникальностью, которая отличает Австрию от других стран.

Линц, октябрь, фото Галины Филимоновой Железнодорожное кафе в Линце, фото Галины Филимоновой Кафе в Линце, фото Галины Филимоновой Кафе в Линце, фото Галины Филимоновой

Культура городских кафе

- Живые цветы – это тоже яркий символ линцевской архитектуры. Я была в Линце в октябре и апреле, и всегда видела живые цветы, украшавшие фасады домов, фонтаны и кафе.

- Об австрийских кафе ходят легенды. В Нижний даже приезжали специалисты, выступавшие с докладом «Культура венских кафе».

- В Австрии существует очень четкое деление на кафе, рестораны и кнайпы. Подобное деление характерно для Германии в целом, и в Австрии, когда-то бывшей частью Германии, сохранилась именно эта привычка питейной культуры. В кнайпах пьют только пиво, закусывая его легкими бубликами. В ресторанах кормят, там не принято сидеть и пить пиво. А вот кафе, как правило, находятся на улицах, и австрийцы очень любят проводить в них время. Особенно когда стоит хорошая погода. Впечатление такое, что насладиться ею собирается весь город.

Однако никто не убирает столики и в прохладные дни. Так как мы с друзьями были людьми достаточно свободными, у нас возникло желание выпить по бокалу вина и посидеть за столиком на главной площади Линца. Было пасмурно, и я приготовилась к некоторому дискомфорту. К моему удивлению, под зонтиком висела нагревающая лампа, и когда я присела на стул, он оказался очень теплым. И стол был теплый. И эта самая лампа припекала макушку, как в жаркий солнечный день…

Всё для человека

- Я знаю, что вы останавливались не в отеле, а в каком-то старинном замке, являющимся одновременно и выставочным пространством, и жилым помещением.

- Зданиям Линца вообще свойственна многофункциональность. В старом городе, например, есть дом, в котором жил Моцарт. Именно здесь он написал Линцевскую симфонию. Дом по-прежнему жилой, а в его внутреннем дворике – кафе. Но у входа памятная табличка и небольшая красная кнопка, нажав которую можно услышать музыку Моцарта. В современной части города немало огромных стеклянных конструкций, объединивших под одной крышей и бизнес-центры, и гостиницы, и магазины, и жилые квартиры. То есть дома в Линце предполагают жизнь не только как частное проявление, но и как общественное.

Мы действительно остановились в древнем здании, возраст которого 400 лет. И устроили в одном из залов выставку нижегородских художников. «Замок» называется Сальзамт, что в переводе означает «соляной офис». Когда-то отсюда по реке Дунай мешки с солью отправлялись в Вену. Сальзамт большой, каменный и очень холодный. Там нет батарей, как нет их во всех старинных домах Австрии. Жильцы топят либо камины, либо согреваются при помощи электроотопительных приборов.

Впрочем, каминами отапливаются и современные «коробки». Мы были в гостях в одном из таких домов, и выяснилось, что внутри он начинен всевозможными изысками. Даже в подъездах, несмотря на то, что здание абсолютно не напоминает старинного замка, на каждом этаже стоят раковины с точеными краниками в стиле барокко.

- То есть вопроса поддержания в парадных чистоты и порядка не возникает?

- В Линце нет понятия нечистоты. В парадных в том числе. У меня сложилось ощущение, что австрийцы воспринимают подъезд как составляющую своей квартиры, дома и, видимо, страны в целом. Он не является для них отчужденной зоной. Они любят его.

- Сильный контраст между культурой австрийской общественной жизни и российской действительностью?

- Особенно он очевиден на примере Линцевского железнодорожного вокзала. Здесь нет ни одной лестницы, но есть 400 лифтов. Для окончательного удобства приезжающих в Линц и уезжающих из него все трамваи города идут к вокзалу. Причем последние два километра пути прорыты под землей, так что трамвай заезжает на первый вокзальный этаж – и люди вместе с багажом выходят из него прямо к лифту, который поднимает их на нужную платформу.

Вокзал в Линце, фото Галины Филимоновой Въезд трамвая к вокзалу, фото Екатерины Розенфельд Современное здание в Линце, фото Галины Филимоновой В дизайн-центре Линца, фото Галины Филимоновой

Тени прошлого

- Австрийцы невероятно гордятся своими художниками. Любой уважающий себя австрийский город имеет коллекцию работ Эгона Шеле, Оскара Кокошки и Густава Климта. Представлены они и в Линце. Причем в Кунстмузеуме, где есть как залы актуального искусства, так и залы классики. Безусловно, самые выдающиеся картины теперь в Вене. Там же и знаменитый линцевский колокол, имеющий большое значение для австрийской истории. В этом смысле ситуация схожа с российской: поскольку Линц находится недалеко от Вены, все самое ценное перекочевывает в столицу.

Для наших соотечественников может стать неожиданностью отношение жителей Линца к Адольфу Гитлеру. Оно у них двойственное. Дело в том, что именно в этом городе Гитлер проявил свой архитектурный талант. Есть несколько объектов, построенных по его проектам и до сих пор удачно функционирующих: мост через Дунай, Университет искусств, множество заводов и мануфактур, которые, собственно, и превратили Линц из провинциального городишки, существовавшего за счет торговли солью, в промышленный центр. То есть Линц – это город, который принял архитектуру Гитлера. Как утверждают специалисты, местные власти и сегодня активно используют его старые разработки.

Производство как офис

- На фотографиях, которые вы снимали в Линце, есть панорама Дуная, где по одному берегу тянутся бесконечные производственные корпуса, а по другому – такой же бесконечный лес и прогулочная тропинка вдоль него.

- Да, вдоль Дуная проложена дорожка, позволяющая проехать на велосипеде из Линца до Вены. Если двигаться с хорошей скоростью, вы будете в столице Австрии уже через 4 - 5 часов. Промышленная зона комфортно граничит с лесопарком, где проводят время все, кто захотел отдохнуть от цивилизации. И, судя по тому, что по реке плавают стаи диких лебедей, с экологией здесь все в порядке.

Линц, фото Галины Филимоновой Линц, фото Галины Филимоновой Линц, фото Галины Филимоновой Линц, фото Галины Филимоновой

Я заметила одну характерную особенность: в рабочей зоне обнаруживается масса примеров интересной современной архитектуры. Как правило, это офисы крупных фирм (например, «Цептер»), которые располагаются непосредственно среди промышленных корпусов. В Австрии считается, что производство и есть лицо твоей фирмы. Это старая традиция. В Музее альпийских долин нам рассказали, что на первом месте у хозяина всегда были конюшни, свинарни и коровники. Именно это пространство максимально украшалось, и скотина обитала в гораздо более комфортных условиях, чем люди. Нам объяснили, что ничего странного здесь нет. Конюшня, свинарник и коровник являлись офисом, куда к крестьянину приходили покупатели. Он принимал их не в доме, а в этих хозяйственных постройках. Поэтому и сегодня офисом в Австрии является непосредственно производство, а не то место, где сидит начальство.

Интервью записала Вера Звездова

Материал опубликован в газете "Полезная площадь" от 16 мая 2007 года

В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой, Сергея Петрушева и Екатерины Розенфельд

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рубрике "Другие горизонты"



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!