О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Воскресенский собор в Арзамасе, фото предоставлено Владимира Бакунина

 

Материал предоставлен Владимиром Бакуниным в качестве доклада на семинар
«Журналистика и культурное наследие: ребрендинг территорий»

Туристический потенциал старого Арзамаса

Арзамас – один из интереснейших городов Нижегородской области, четвёртый по величине, имеет статус муниципального образования, количество жителей – 105 тысяч.

Арзамас является крупнейшим промышленным центром юга области. Основные градообразующие предприятия, такие как НПП Темп-авиа и Арзамасский приборостроительный завод, Пешеланский гипсовый завод, несмотря на все экономические сложности, держатся на плаву.

Город расположен в очень интересном с геоморфологической точки зрения месте. Его историческая часть расположена на правобережном нагорье реки Тёши, притока Оки. В северо-восточном направлении город простирается до водораздела Тёши и Пьяны, которого в древности не было – южная ветвь Пьяны впадала в Тёшу на северной окраине нынешнего города. В планировке Арзамаса чётко выделена историческая часть. Жилые и промышленные здания советского времени практически не нарушают облик старинного города, т.к. находятся в отдалении, либо являются малоэтажными.

Арзамас является транспортным узлом – здесь пересекаются железнодорожные ветки Москва – Канаш и Нижний Новгород – Красный Узел, город расположен около трассы Р-158 Нижний Новгород – Саранск – Пенза - Саратов, от которой в Арзамасе ответвляется примерно половина трафика в направлении северо-западных районов Мордовии и Рязани.

Благодаря этому Арзамас является транзитным пунктом на пути из Нижнего Новгорода в Дивеево и из Москвы в пушкинское Болдино. Маршрут из Нижнего в Болдино через Арзамас в последние годы утрачивает популярность из-за наличия хорошей дороги через Гагино, которая позволяет добраться на час быстрее.

Нельзя сказать, что наш город малоизвестен в России. Его название знакомо многим. Однако далеко не все знают, что за этим названием скрывается настоящий феномен далеко не провинциального масштаба. Для гостей Нижегородской области город является лишь промежуточным пунктом на пути в знаменитые Дивеево и Болдино, хотя вполне заслуживает того, чтобы быть главной целью поездки. В этом состоит основная проблема Арзамаса как объекта туристического интереса. Для её решения необходимо, во-первых, формирование целостного восприятия Арзамаса как бренда на основе его культурного наследия, а во-вторых, развитие туристической инфраструктуры города, состояние которой сейчас нельзя назвать удовлетворительным.

Цель моего доклада – познакомить вас с культурным наследием Арзамаса и наметить возможные пути решения обозначенной проблемы.

Начнём с небольшого исторического экскурса.

Первые упоминания об Арзамасе как о мордовском городище относятся к 1366 году. Волго-окское правобережье, являющееся исконно мордовскими землями, после основания Нижнего Новгорода в 1221 году оказалось под властью московских великих князей.

Название города, по одной из версий, происходит от мордовского мужского имени Орземас, а по другой – является составным. Первая часть – название мордовского племени эрзя, второе – либо от слова «мас», красивый, либо от слова «мастор», земля. Иначе говоря, Арзамас – красивое место, земля эрзя.

История Арзамаса как русского города начинается практически сразу после последнего похода царя Ивана Грозного на Казань в 1552 году. Уже в 1556-м основан Спасский монастырь, миссией которого была христианизация коренного эрзянского населения. В 1576-1578 годах строится деревянная крепость, год окончания строительства которой условно принят за дату основания города. Крепость располагалась на высоком мысу коренного берега Тёши, прорезанного с юга болотистой поймой речки Шамки, а с востока – глубоким оврагом, по которому протекала речка Сорока. Единственная слабая сторона крепости – северная напольная – была усилена рвом. Боеготовность крепости поддерживалась более полутора веков. В 1726 году она сгорела и не восстанавливалась, потому что Арзамас потерял значение форпоста на рубежах России.

В 1670 году из Арзамаса руководилось подавление разинского восстания, после чего на Ивановских буграх, расположенных к югу от города, и в самом городе в течение трёх месяцев было казнено более 11 тысяч повстанцев, и предместья Арзамаса представляли собой настоящий ад.

Арзамас являлся административным центром громадного уезда (или провинции), располагавшегося в бассейнах Тёши, Пьяны и Алатыря. В 1708 году указом Петра I Арзамас вошёл в Казанскую губернию, а с 1719 года навсегда причислен к Нижегородской губернии. В 1779 году после учреждения Нижегородского наместничества Арзамас стал уездным городом, причём уезд значительно уменьшился в размерах. В 1781 году Арзамасу указом Екатерины II высочайше конфирмован герб. На золотом фоне расположены два стропила: красное над зелёным. Это символизировало победу Московского княжества над исламом. В этом же году для Арзамаса утверждён план застройки, по которому город приобретал радиально-лучевую планировку с центром в Соборной площади. Благодаря этому возникла поговорка «Арзамас-городок – от Москвы уголок». С учётом сложного рельефа местности план подвергался корректировке.

Наиболее интересен с исторической точки зрения период «золотого века», который продолжался с 1775 по 1850 годы. Он ознаменовался небывалым подъёмом экономики города и расцветом строительства каменных храмов и гражданских зданий. Предпосылки к бурному развитию города сложились задолго до этого. Во-первых, ещё в 1580 году в Арзамасе поселилась часть опальных новгородцев, выселенных Иваном Грозным. Они принесли на эрзянскую землю дух благочестия и предпринимательскую сноровку, продолжив заниматься своими исконными ремёслами, в первую очередь кожевенным и скорнячным. Эти ремёсла настолько укоренились в Арзамасе, что впоследствии, превратившись в крупные производства, обеспечили ему всероссийскую известность. Во-вторых, в 18 веке Арзамас становится узлом трактов, как мы бы сейчас сказали, федерального значения. От него лучами расходятся дороги на Москву, Симбирск, Нижний, Саратов, Тамбов, Макарьевскую ярмарку и Казань. После подавления Пугачёвского восстания прекращаются разбои на дорогах, и начинается непрерывный поток обозов и гуртов скота на Макарьевскую, а впоследствии Нижегородскую ярмарку через Арзамас. Город превращается в настоящий предпринимательский рай. Арзамасские заводчики, купцы и откупщики зарабатывают миллионные состояния. Авторитет арзамасских торговцев на ярмарке и обширность их торговых связей нашли выражение в поговорках «Один глаз на нас, другой – на Арзамас» и «Арзамасский купец ста товарам цену знает».

Архитектурной доминантой старого Арзамаса является громадный Воскресенский собор, возведение которого заняло середину Золотого века. Он представляет собой в плане четырёхконечный равносторонний крест с размерами 64х64 метра, высота его до среднего креста - 47 метров. Имеет 4 портика, в каждом по 12 ионических колонн, 5 куполов, из которых центральный с 12 окнами с пилястрами, у боковых по 8 окон. Внутренняя площадь храма составляет 4000 кв. метров.

Воскресенский собор в Арзамасе, фото предоставлено Владимиром Бакуниным Воскресенский собор в Арзамасе, фото предоставлено Владимира Бакунина Воскресенский собор в Арзамасе, фото предоставлено Владимира Бакунина Воскресенский собор в Арзамасе, фото предоставлено Владимира Бакунина

В нашем соборе воплотилась невероятно смелая мечта арзамасцев о постройке величественного храма в память о победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Автор проекта – выдающийся архитектор позднего классицизма, арзамасский уроженец Михаил Петрович Коринфский. Строительство пятипрестольного собора, продолжавшееся с 1814 по 1840 годы и требовавшее колоссальных средств, велось полностью на пожертвования арзамасцев и несколько раз приостанавливалось, несмотря на экономическое благополучие города и тогдашнюю дешевизну строительных материалов. Если бы арзамасцы промедлили с началом строительства, то с большой уверенностью можно утверждать, что такого собора в городе не было бы.

Иконостас собора резали арзамасские мастера Василий и Клим Ломакины. Большой вклад в украшение собора внесла Арзамасская провинциальная школа живописи академика Александра Васильевича Ступина, существовавшая с 1802 по 1861 годы. Ученик Ступина Осип Серебряков с сыном Александром расписали собор внутри в технике «альфреско» в стиле гризайль – тушью в монохромной гамме по сырой штукатурке, благодаря чему интерьер воспринимается как единое целое. Сам академик расписал фронтоны собора. Один из лучших его учеников, впоследствии зять, Николай Михайлович Алексеев, написал для собора иконы Спасителя и Богородицы размером с человеческий рост.

К сожалению, после смерти Ступина его школа, благодаря которой раскрылся талант знаменитых живописцев Е.Ф.Крендовского, И.Горбунова, В.Е.Раева, В.Г.Перова, прекратила существование. Сын Рафаил не оправдал надежд академика, а зять Алексеев после безвременной смерти жены Клавдии навсегда остался в Петербурге.

Собор имеет две интересных особенности. Первая – скошенные оконные проёмы, для того, чтобы молящиеся не отвлекались на происходящее на улице. Вторая заключается в том, что юго-западный столп собора имеет трещину, которая обнаружилась после возведения свода. Арзамасский умелец Егор Михайлов предложил удачное решение проблемы без капитального перекладывания свода – оковал столп железными обручами, которые намертво зафиксировали кладку. Бумага, которой для проверки прочности конструкции оклеили этот столп, не порвалась через длительное время, и строительство продолжилось. Однако для подстраховки свод главного купола сделали лёгким - деревянным.

Всего в течение «золотого века» в Арзамасе и его пригороде – Выездной Слободе – было возведено 26 новых приходских и 8 монастырских церквей, причём не было года, чтобы не строился какой-либо храм. Начался «золотой век» с постройки «купеческой» Благовещенской церкви по проекту Успенского собора Саровской пустыни, а завершился возведением церкви Рождества Христова по проекту знаменитого архитектора Константина Тона.

В начале XX века в Арзамасе было 34 церкви, включая монастырские, кладбищенские и домовые, над городом возвышалось 18 колоколен. Действовало 4 монастыря – мужские Спасский и Высокогорский, и женские Николаевский и Алексеевский. Драматург – граф В.А.Соллогуб, который посетил Арзамас ещё в 1822 году, писал: «Много я видел в Москве церквей, а в Арзамасе кроме церквей ничего не видал».

Входоиерусалимская церковь, фото Владимира Бакунина Духовская церковь, фото Владимира Бакунина Спасский собор, вид с многоэтажки, фото Владимира Бакунина Фреска, фото предоставлено Владимиром Бакуниным

В советское время архитектурный облик Арзамаса понёс тяжёлые утраты, однако большинство храмов сохранилось, в основном в обезглавленном и перестроенном виде. Арзамасцы отстояли Воскресенский собор, и он сохранился в целости. В 1944 году в нём возобновились богослужения. С середины 1990-х годов в Арзамасе действует программа «Арзамасские купола», по которой градообразующие предприятия финансируют работы по восстановлению храмов. В настоящее время свой первоначальный или близкий к нему облик обрели уже 8 храмов, возрождается Николаевский монастырь.

Спасский собор, фото Владимира Бакунина Николаевский монастырь, фото Владимира Бакунина Воскресенский собор, фото Владимира Бакунина Воскресенский собор, фото Владимира Бакунина

В Воскресенском соборе находятся самые почитаемые святыни Арзамаса, многие из которых были перенесены сюда из закрывавшихся храмов при создании музея атеизма в соборе в 1932 году.

Это резной образ Николы Можайского, в 1580 году подаренный игуменом Спасского монастыря Сергием вновь созданному женскому Николаевскому монастырю. Риза на иконе – шедевр золотошвейного искусства монахинь арзамасских монастырей.

Это Животворящий Крест Господень – Распятие тонкой резной работы, чудесным образом обретённое арзамасцем Кощеевым-Шаянским на Макарьевской ярмарке во второй половине XVII века.

Это икона древнего письма «Воскресение Христово – сошествие Христа во ад», которая по описи 1643 года значилась как «государево даньё», и, возможно, была подарена Иваном Грозным основанному им городу.

Это три иконы Божией Матери с ризами, вышитыми и украшенными жемчугом монахинями Арзамасского Алексеевского новодевичьего монастыря.

Ещё одна святыня города находится в единственном действующем из четырёх арзамасских монастырей – женском Николаевском. Это икона «Избавление от бед страждущих», прославившаяся уже в новое время.

Не будет преувеличением сказать, что в настоящее время гости города прежде всего спешат увидеть Воскресенский собор и приложиться к арзамасским святыням.

Арзамас замечателен не только храмовой архитектурой, но и гражданской. Во-первых, это здание городской ратуши - магистрата на Соборной площади, построенное в период, предшествовавший «золотому веку» – в середине XVIII века. Это административное здание уникально для провинции: в Суздале также имеется магистрат, но построенный лишь в XIX веке, поэтому арзамасский магистрат не имеет аналогов. Барочные наличники на его окнах аналогичны наличникам на 5 сохранившихся арзамасских храмах конца XVIII – начала XIX веков. Магистрат имеет апсиду с южной стороны – одно время в здании действовала домовая церковь. В 1883 году он был надстроен деревянной пожарной каланчой, которая не сохранилась до нашего времени.

Дом Будылиной в Арзамасе, фото Владимира Бакунина Магистрат в Арзамасе, фото Владимира Бакунина Памятник академику Ступину в Арзамасе, фото Владимира Бакунина Памятник академику Ступину в Арзамасе, фото Владимира Бакунина

Во-вторых, это комплекс торговых рядов на склоне холма, облик которых сложился в золотой век. Первоначально здания смотрели фасадами на овраг, где некогда протекала речка Сорока. К ним примыкало самое старое каменное гражданское здание города, сохранившееся до нашего времени – жилой дом, фасад которого был украшен поливными изразцами. Впоследствии красная линия застройки сместилась, и два ряда лавок одинаковой этажности образовали подобие гигантской лестницы, спускающейся по склону.

Ивановские бугры в Арзамасе, фото Владимира Бакунина Гостиный ряд в Арзамасе, фото Владимира Бакунина Дом Дорошевского в Арзамасе, фото Владимира Бакунина Дом Гайдара в Арзамасе, фото Владимира Бакунина

В-третьих, это целый ряд купеческих домов, построенных в эпоху золотого века и сменившего его серебряного. Они имеют характерную особенность – фасад имеет мезонин и украшен колоннами или пилястрами. Таковы дома Будылиной на Соборной площади, у которых задняя часть мезонинов выполнена из дерева и дом Дорошевского на улице Карла Маркса, бывшей Сальниковой. На улицах Советской (бывшая Прогонная) и Верхней Набережной (бывший городской бульвар) – полностью деревянные дома Ханыкова и Твердовых. Недалеко от места, где располагалась ступинская школа живописи, расположен деревянный дом Попова, после перестройки по проекту архитектора Коринфского получивший каменные колонны. В нижней части города интересен дом Шкарина, прозванный «утюгом» за характерную форму. На улице Коммунистической (бывшая Большая) интересны огромный особняк Попова-Ямщикова и дом Вязововых.

Дом Попова в Арзамасе, фото Владимира Бакунина Дом Будылиной в Арзамасе, фото Владимира Бакунина Дом Белянинова в Арзамасе, фото Владимира Бакунина Дом Шкарина в Арзамасе, фото Владимира Бакунина

В настоящее время складывается образ Арзамаса как православного, благочестивого города, его визитной карточкой являются купола действующих и восстанавливаемых храмов. Проведены мероприятия по увековечению памяти уроженца города, патриарха Московского и всея Руси Сергия Страгородского, возглавлявшего Русскую Православную Церковь в тяжелейшие для неё 30-е и 40-е годы XX века. Его родственники служили в Алексеевском монастыре, Воскресенском соборе и сёлах Собакино и Большая Арать Арзамасского уезда. В 2008 году Базарная площадь Арзамаса была переименована в площадь Сергия Страгородского, а в 2010 году в здании магистрата открылся Музей патриаршества.

Предпринимаются попытки реставрации бренда советского периода – гайдаровских мест Арзамаса. Как известно, в городе провёл детские годы известный советский детский писатель Аркадий Петрович Гайдар и в советское время Арзамас воспринимался как город Гайдара. В центре города сохранился дом, в котором жила семья Голиковых, приехавшая в Арзамас в 1912 году. В 2010 году в соседнем здании был открыт литературно-мемориальный музей А.П.Гайдара.

Однако Арзамас не стал туристической Меккой. Проезжающие через город восхищаются великолепием его храмов, обращают внимание на магистрат и торговые ряды, но не задерживаются здесь надолго. О таком наплыве посетителей в город, чтобы яблоку негде было упасть, как в золотой век, остаётся пока только мечтать. Наличие шести гостиниц-отелей в городе не решает проблемы. В нынешнем образе Арзамаса явно не хватает чего-то, что «цепляло» бы посетителей, вызывало у них чёткие ассоциации с названием города и желание возвращаться сюда снова и снова…

Пожалуй, лучший способ выхода из сложившейся ситуации – обращение к опыту городов Золотого Кольца, в которое Арзамас пока не входит, пожалуй, лишь по недоразумению, и проекция этого опыта на Арзамас с учётом особенностей истории города.

Так, Муром и Суздаль, помимо уникального культурного наследия, привлекают туристов тематическими праздниками, приуроченными к определённым датам. Это муромский фестиваль «Богатырское раздолье», суздальские праздник Огурца, Масленица и многие другие. Без преувеличения, туристы слетаются на эти мероприятия, как пчёлы на мёд. Гостиницы поднимают расценки на эти дни до максимально возможных, улицы наводнены людьми и машинами, в популярных кафе и ресторанах выстраиваются длинные очереди…

Возвращаясь к Арзамасу, сразу отметим, что город имел два исконных бренда, которые обеспечивали ему в прошлом всероссийскую известность. Во-первых, это арзамасский гусь. Крупная мясная порода гусей с бойцовским характером появилась в Арзамасе ещё в XVII веке, а прославилась с середины XVIII века. Заливные луга Тёши был покрыты стадами гусей, словно белым полотном. Арзамасских гусей перегоняли своим ходом в Нижний и в Москву, где их хвалили за отменный вкус. Весьма зрелищными были гусиные бои в Арзамасе. Благодаря этому за арзамасцами надолго закрепилось прозвище «гусятников».

Герб Арзамаса Арзамасский гусь Герб Арзамасского района Портрет А.С.Пушкина, 1815 год

В 1815-1818 годах существовал литературный кружок «Арзамас», объединивший сторонников «карамзинского» направления в литературе, которые боролись с архаическими литературными вкусами и традициями. Заседания их имели характер весёлых дружеских сборищ. Разумеется, на гербе и печати общества был изображён жирный арзамасский гусь. Литераторы, принимаемые в члены кружка, должны были подержать в руках его мёрзлую тушку. В кружок входили Василий Львович и Александр Сергеевич Пушкины.

Во-вторых, это арзамасский сорт лука, который культивировали с XVII века в пригородных сёлах Кичанзино и Красное на левобережной стороне Тёши и модифицировали в 1909 году для повышения урожайности. В советское время арзамасский лук являлся одним из самых распространённых сортов и получил медаль ВДНХ в 1961 году.

Арзамасский лук, фото предоставлено Владимиром Бакуниным Гуси в Арзамасе, фото предоставлено Владимиром Бакуниным Гусиные бои, фото предоставлено Владимиром Бакуниным Фестиваль в Арзамасе, фото предоставлено Владимиром Бакуниным

Таким образом, Арзамас может (и должен) привлекать туристов собственными тематическими праздниками – гусиными боями, которые могут проводиться во время брачного периода гусей в феврале-марте и праздником луковицы во время сбора урожая в августе-сентябре. Интересны туристам будут и музеи гуся и луковицы. Однако необходимы большие усилия для возрождения породы арзамасских гусей, которая в советское время была практически сведена на нет.

В прошлом, 2010 году, в Арзамасе прошёл фестиваль православной песни «Арзамасские купола» с гала-концертом на Соборной площади. Фестиваль также необходимо сделать традиционным для Арзамаса, подобно Суздалю, который славится мужской капеллой «Благовест». К фестивалю можно приурочить ярмарку продукции монастырей Нижегородской области. Она может явиться стимулом для возрождения рукодельных промыслов в Арзамасском Николаевском монастыре.

Мероприятия событийного туризма, чётко привязанные к определённым датам, создадут мощный стимул для посещения города туристами. Без подобных мероприятий турист, желающий попасть в Арзамас, может так и не найти времени на поездку.

Вторым важным пунктом решения проблемы туристической привлекательности Арзамаса является развитие туристической инфраструктуры. Особый шарм городу могут придать гостиницы малой вместимости и рестораны в купеческих особняках в центре города. Сейчас в центре города имеется лишь одна гостиница, да и та – новодел, и лишь один ресторан в купеческом здании. Однако состояние большинства старинных особняков варьируется от запущенного до аварийного. Необходимы серьёзные вложения в их грамотную (!) реставрацию. Разумеется, необходимы и вместительные автостоянки на расстоянии пешей доступности от центра.

Туристам необходимо предложить хорошо иллюстрированные буклеты с детальным описанием пеших маршрутов по арзамасским монастырям, храмам Золотого века, купеческим особнякам и «местам памяти» города. В Воскресенском соборе можно проводить специальные туристические дни с обязательной возможностью посещения лучших смотровых точек города – соборной и Благовещенской колоколен, с которых открываются сногсшибательные панорамы города и долины Тёши, по красоте не уступающие видам с нижегородского Откоса.

Таким образом, Арзамас обладает большим туристическим потенциалом благодаря своей истории и уникальному культурному наследию, но для раскрытия этого потенциала в современных реалиях необходима система продуманных действий, требующая вливания больших средств в старый город. Однако результат может с лихвой оправдать ожидания, что подтверждается примером городов Золотого Кольца. Быть может, на нашем веку мы станем свидетелями второго Золотого века нашего замечательного города.

P.S. Арзамас вошел в историю мировой литературы благодаря «арзамасскому ужасу» Льва Толстого. В сентябре 1869 года проездом в Пензенскую губернию Л.Н.Толстой остановился в Арзамасе в номерах Стрегулина. Ночью с ним случилось нечто, что было им позднее описано в повести «Записки сумасшедшего» и получило название «арзамасского ужаса». Герой также едет в Пензенскую губернию покупать имение, ночует в Арзамасе. После короткого сна пробуждается и его охватывает необъяснимая тоска. Он выходит в коридор, но легче не становится. «Да что это за глупость, — говорит герой, — чего я тоскую, чего боюсь». — «Меня, — неслышно отвечает голос смерти. — Я тут». От этого неслышного голоса у героя продирает мороз по коже. Голос смерти? «Да, смерти. Она придёт, она вот она, а её не должно быть». Здание, где останавливался Лев Толстой, сохранилось, но его состояние говорит само за себя:

Бывшие номера Стрегулина в Арзамасе, фото Владимира Бакунина Бывшие номера Стрегулина в Арзамасе, фото Владимира Бакунина Бывшие номера Стрегулина в Арзамасе, фото Владимира Бакунина Бывшие номера Стрегулина в Арзамасе, фото Владимира Бакунина

Владимир Бакунин

Материал предоставлен Владимиром Бакуниным в качестве доклада на семинар «Журналистика и культурное наследие: ребрендинг территорий»



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!