О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Река Ветлуга в Варнавине, фото предоставлено Галиной Цыгановой

 

Материал предоставлен Галиной Цыгановой в качестве доклада
на семинар «Журналистика и культурное наследие: ребрендинг территорий»

Ребрендинг Варнавинского района Нижегородской области: ресурсы формирования собственного уникального образа

Варнавинский район расположен на севере Нижегородской области, в среднем течении реки Ветлуги. Общая площадь района составляет 2,5 тысяч кв. км. Район граничит на севере – с Костромской областью, на западе – с Ковернинским и Семеновским, на востоке – с Уренским и Ветлужским, на юге – с Краснобаковским районами.

Численность населения Варнавинского района на сегодняшний день составляет – 14 тысяч человек. Административный центр района – рабочий поселок Варнавино, в котором проживает – 3,1 тысяч человек.

Варнавинский район расположен на территории, уникальной как по своим природным данным, так и по исторической значимости.

Варнавин – одно из самых древних русских поселений в Среднем Поветлужье. Известно, что на берегах реки Ветлуги V по VI века н.э. начиналось зарождение последнего языческого народа на всей территории Европы – марийцев. Первые русские поселения в Варнавине появляются после 1240 года (согласно упоминаниям «Ветлужского летописца»). Принято считать, что датой основания Варнавина является 1417 год – это дата прихода христианского священника Варнавы из города Великий Устюг. Как рассказывает «Житие Преподобного…»: прожил Варнава в этом глухом краю, населенном марийцами, 28 лет. Оставив родные места и придя на Ветлугу, Варнава построил себе скит на Красной горе. Здесь крестил язычников, проповедовал веру Христову. После его смерти иноки построили над его могилой церковь Николая Чудотворца, затем церковь в честь Пресвятой Троицы. Так было положено начало будущему Троицко-Варнавинскому монастырю. В 1764 году монастырь бал упразднен, а в 1778 году монастырская слобода указом Екатерины II была преобразована в уездный город Варнавин Костромской губернии.

Город стал центром образования, культуры и развития торговых связей всего уезда. В начале XX века в Варнавине были: высшее начальное училище, женская и мужская гимназии, 28 церковно-приходских и 138 – начальных школ. В городе была своя Публичная библиотека А.П.Трубецкого. В 1911 году был организован Великорусский струнный оркестр, 1919 – симфонический оркестр. Активно проявлял себя в культурной жизни города драматический кружок «Самообразование»: им ставились оперы, спектакли, проводились литературно-вокальные вечера и музыкальные концерты.

Вид с Соборной площади на                                       Троицко-Варнавинский монастырь.                                               к. XIX – н. XX вв., фото предоставлено Галиной Цыгановой Женская гимназия к. XIX - н. XX вв., фото предоставлено Галиной Цыгановой Артисты  драматического кружка.                                                  г. Варнавин, н. XX в., фото предоставлено Галиной Цыгановой Варнавинский духовой оркестр, фото предоставлено Галиной Цыгановой

Основные занятия населения формировали условия местности: лесная промышленность и хлебопашество. Варнавинский уезд всегда относился к числу лесных. На конец XIX века из общего пространства земель – 911 469 десятин, 797 886 находилось под лесами. Река Ветлуга, полноводная и судоходная, была главной артерией, пульсом всего Ветлужского края. Именно по ней сплавляли множество белян (сплавные речные суда, характерные для Поветлужья), груженые различным лесным товаром, которые сплавлялись до Волги, за тем в Саратов, Астрахань и другие города. Торговое дело процветало в городе, большинство варнавинских купцов были пароходчики. Еженедельно в городе проходили базары, проводилась 4 ярмарки в год.

С 1922 года Варнавинский район вошел в состав Нижегородской области, трижды ликвидировался. В 1964 году Варнавинский район стал самостоятельной административной единицей Горьковской области.

В настоящее время Варнавинский район можно считать перспективным в сфере развития туристической индустрии. Не только исторические, но природные данные района открывают большие возможности для его туристической привлекательности. Реку Ветлугу, не похожею не на одну другую, - называют жемчужиной края. Высокие берега, с которых открываются прекрасные виды, чистые ветлужские воды, хранящие в себе еще богатые рыбные запасы. Не случайно, что именно река Ветлуга стала местом проведения все более популярного фестиваля рыболовов – любителей «Ветлужские рассветы».

Район как и раньше остается прежде всего лесным. Могучие таежные леса, где много лесных животных, дичи, грибов, ягод – является особым богатством края. Здесь сохранился один из трех в области естественных островов произрастания лиственницы сибирской. На территории района действуют девять охотничьих хозяйств, задачей которых является не только охрана и восстановление животного мира, но и развитие охотничьего туризма. На территории Варнавинского района расположены две категории особо охраняемых природных территорий: государственный природный заказник и памятники природы. Общая площадь заказника - 36,2 тысяч га. Заказник создан с целью сохранения типичных биоценозов пойменных дубрав, сосновых боров, верховых и переходных болот, редких видов животных: выхухоль, речной бобер, серый журавль и др. Наиболее известные памятники природы расположенные на территории района: валун с. Хмелевая, минеральный источник деревни Карелиха, болото Костыль и др.

Валун. д. Хмелевая, фото предоставлено Галиной Цыгановой Памятник природы Варнавинского района . Болото Костыль. Фото предоставлено Галиной Цыгановой Река Ветлуга в Варнавине, фото предоставлено Галиной Цыгановой Красная гора. п. Варнавино, фото предоставлено Галиной Цыгановой

Варнавинский район является одним из наиболее экологически чистых районов Нижегородской области. Природа Варнавинского района создала всесторонние условия для рыбалки, охоты, отдыха, что является предпосылками для развития организованного туризма.

Богатое историко-культурное наследие края также является тем мощным потенциалом формирования собственного уникального образа. Среди наиболее интересных и уникальных исторических и культурных мест района можно выделить Красную гору - место прихода и поселения Преподобного Варнавы Ветлужского, первооснователя будущего уездного города. Отсюда открывается живописный вид реки Ветлуги и лесных далей. Красная гора является самой высокой точкой над уровнем реки в Нижегородской области. Существует два объяснения названия данного места: 1) «красная» - значит красивая; 2) именно красный цвет глины крутой горы и белый пляжный песок на побережье Ветлуги отличает это место от других. Это место является визитной карточкой всего района. Оно не только чарует своей сказочной красотой, но наполнено особой энергетикой – сюда невольно хочется прийти снова и снова, подумать о вечном. Г.А.Трубицина:

Над малинниками алыми

Веется первая пчела.

Не она ли искрой малою

Зорьку алую зажгла.

Напои водой холодною,

Укажи мне верный след.

Дай мне доброй силы Родина

Без тебя и счастья нет.

Вспоминаются описания этого места знаменитым русским писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным: «Она седая – эта река: ели и сосны… Река хоть и узкая, но у леса как-то свободно, точно становится шире. Хочется сесть на один из этих плотов и плыть с самого верха реки до Волги… Страшный обрыв возле церкви. Ветлуга сцепилась с другой рекой и расходится в дымчатую синеву лесов и болот. Обрыв в двух шагах…».

На территории Красной горы установлен памятный камень в честь прихода Преподобного Варнавы Ветлужского. После смерти первожителя близ Красной горы были построены две церкви: имени Святого Николая Чудотворца и в честь Святой Живоначальной Троицы, ставшие началом Троицко–Варнавинского монастыря. К сожалению, он не сохранился до наших дней. Его церкви были разрушены большевиками в 1930-1933 гг.

В комплекс монастыря входили три церкви: Церковь Святого Николая Чудотворца; Церковь Святой Живоначальной Троицы; Церковь Успения Божьей Матери.

Самой старой в монастыре была деревянная шатровая церковь Святого Николая Мирликийского Чудотворца. Церковь строилась на месте первоначального захоронения святого Варнавы. Ее построил поп Гурий в 1666 году, на месте старого храма того же имени (в то время, если церковь ветшала или горела на ее месте рубили «такову же, какова была»). В 1932 году она была уничтожена большевиками. На месте разрушенного храма в 2000 году был установлен поклонный крест.

Территория бывшего монастыря – это тоже своеобразный храм со своей неповторимой энергетикой. Сохранившиеся вековые дубы, липы, лиственницы окружали памятники, деревянного и каменного зодчества XVII - XIX вв.

Никольский храм был местом, почитаемым для православных ветлужской стороны, здесь совершались чудеса исцеления больных. Эти случаи были описаны в монастырской летописи, так называемой «Ветхой книге» В 1639 году Варнава Ветлужский был причислен к лику святых Русской православной церкви за исцеление больных, как во время жизни, так и после смерти. В том же году было написано его житие. Мощи святого позднее были перенесены в другой храм монастыря – имени Живоначальной Троицы. К мощам святого приходили паломники со всей России. В 30-е годы XX века мощи Преподобного Варнавы Ветлужского были утеряны. По одной из версий, основанной на рассказе варнавинских старожилов, мощи святого были захоронены последним священником Варнавинской кладбищенской церкви Михаила Архангела, Павлом Петровичем Мегалинским, рядом с ее фундаментом. Увы, раскопки 1993 года пока не подтвердили эту версию.

В настоящее время вышли в свет несколько изданий, посвященных святому земли Варнавинской, среди них: «Тайны Варнавы Ветлужского» Д.Монахова, «Житие Варнавы Ветлужского» Д.Монахова, «Преподобный Варнава Ветлужский» Н.А.Рябова, материалы о Варнаве Ветлужском вошли в двухтомный электронный сборник «Уездный город Варнавин», а также в многочисленные публикации в газетах и журналах района и области.

Уникальным открытием для почитателей Варнавы стал найденный в 2002 году список «Жития Варнавы Ветлужского» 1783 года – памятник духовной литературы и важный исторический документ. В настоящее время рукопись переведена со старославянского на современный русский язык и издана. На протяжении двадцати лет ведется исследовательская работа по поиску мощей Варнавы Ветлужского.

Церковь Святой Живоначальной Троицы с колокольней была построена 1835 году. Каменный храм в стиле высокого классицизма возвели на месте старой Клетской церкви, давшей некогда название монастырю. Троицкая церковь строилась как Соборная, главная в приходе и градостроительном отношении. В 1912 году в храм перенесли мощи Варнавы Ветлужского. В 1922 году церковь была осквернена, ценная утварь и мощи изъяты. С 1930 года она функционировала как клуб, а в 1933 году была совсем уничтожена.

Церковь Успения Божьей Матери строилась в одно и тоже время, что и Троицкая и была возведена в 1836 году. Она стояла на месте старой одноименной церкви. Это был деревянный храм в формах каменного - это редкий пример «деревянного ампира». В 1930 году эта церковь была первой сломана.

На месте бывших храмов в 2000-е гг. установлены памятные камни и информационные стенды.

Памятный камень в честь прихода Преподобного Варнавы Ветлужского, фото предоставлено Галиной Цыгановой Памятный камень в честь прихода Преподобного Варнавы Ветлужского, фото предоставлено Галиной Цыгановой Памятные камни на месте несохранившихся храмов, фото предоставлено Галиной Цыгановой Современный вид бульвара в Варнавине, фото предоставлено Галиной Цыгановой

В 1999 году на территории бывшего монастыря был возведен современный храм-часовня имени Варнавы Ветлужского.

У подножья Красной горы над бьющим родником, освященным по бытующему преданию самим Варнавой Ветлужским, в XVI веке была построена накладезная часовня. В советские годы она также была разрушена. В 2008 году часовня на месте святого источника была построена вновь.

Важным событием в жизни варнавинцев в 2009 году стало восстановление бульвара на набережной - исторически сложившего места отдыха жителей города. Благоустроенный культурный уголок обрел свою вторую жизнь. Сюда, как и боле ста лет назад, приходят жители и гости Варнавина полюбоваться на красивые дали реки Ветлуги.

Одним из главных объектов показа, представляющим историческое прошлое края, является Варнавинский историко-художественный музей. Принято считать, что музей в Варнавине был создан «…по постановлению Райкома КПСС от 15 сентября 1970 года» (Запись из его паспорта). 28 марта 1998 года Варнавинскому музею присвоили статус «народный музей». В 2007 году музей пережил реконструкцию.

Здание Варнавинского историко-художественного музея, фото предоставлено Галиной Цыгановой Кабинет М.А.Балдина, фото предоставлено Галиной Цыгановой Картина Н.Ю.Бурдастова  «Варнава - строитель», фото предоставлено Галиной Цыгановой Макет Троицко-Варнавинского монастыря, фото предоставлено Галиной Цыгановой

Открывает экспозицию большого зала музея кабинет М.А.Балдина. Михаил Алексеевич родился в Варнавинском районе. Этот человек всю свою жизнь посвятил делу краеведения, собрав уникальный материал по истории Поветлужья. Много работал в архивах г. Горького, г. Москвы, г. Костромы. Архив Балдина стал одним из главных достояний музея, в него вошли рукописи, копии первоисточников, оригиналы исторических документов, воспоминания очевидцев, уникальные фотоматериалы.

В большом зале посетителей встречает полотно кисти Н.Ю.Бурдастова «Варнава-строитель», где изображен русский священник Варнава пришедший на берег р. Ветлуги в 1417 году. О жизни святого также рассказывают несколько списков Жития Варнавы Ветлужского, коллекция икон Варнавы Ветлужского XVIII –XIX вв., уникальные фотоматериалы.

Центральное место в музее занимает макет бывшего монастыря, давшего некогда начало городу Варнавину. Чертежи варнавинских церквей не сохранились – исходными данными стали пожелтевшие фотографии, генплан и чудом уцелевшие описание одной из церквей с размерами в саженях. Сейчас макет является не только прекрасным украшением музея, но и уникальной объемно-пространственной композицией архитектурного ансамбля. Троицко-Варнавинский монастырь дал начало будущему городу Варнавину.

Далее посетителя встречает выставка «Разинцы на Ветлуге», в которой представлена коллекция оружия XVII - XVIII вв., книга Н.Рубцова с балладой «Разбойник Ляля».

Вторая половина XVII века была отмечена бунтом казака Стеньки Разина. Он набрал на Дону из «гулутвенных» казаков, с которой ходил на «лихие дела». В низовьях Волги к пристало много крестьян и посадских людей, недовольных появлением крепостного права, а также староверы, наполнившие заволжские леса. В 1670 году на Ветлугу пришел большой отряд разинцев под предводительством Ильи Пономарёва-Долгополова. К ним перебегали помещичьи крестьяне из Ветлужской, Воскресенской и Дмитриевской вотчин. Всего 660 мужиков променяли тогда соху на кистень. Новоиспеченные казаки занялись разбоем. Грабили купцов и бояр, громили помещичьи усадьбы. Один из притоков Ветлуги в тех местах называется Ляленкой. Её пересекает большак, идущий от деревни Бархатихи. Говорят, там живал разбойник бархотка со своей Шалухой. «Много детей у них было. От Шалухи пошел большой род Шалухиных», - писал другой краевед И.С.Воронов.

По преданию, Ляля ограбил и сжег Нововоздвиженский монастырь на реке большой Какше близ деревни Ченебечихи. На излете 1670 года там действительно побывал отряд разинцев. 1 октября они начали свое продвижение из Козъмодемьянска вверх по Ветлуге. Заняли село Успенское в землях князя Собакина. Затем ограбили Троицко-Борисоглебский монастырь в месте слияния Ветлуги и Усты. Оттуда они двинулись на Баки в Лапшангском стане, вскоре заняли и саму Лапшангу. 29 октября банда Ильи Долгополого ограбила и сожгла Троицко-Варнавинский монастырь. Монахи успели донести воеводам окрестных городов о безобразиях на Ветлуге. В ноябре 1670 года царь Алексей Михайлович направил войско под командованием Данилы Барятинского в Козьмодемьянск. Банда разбилась на две группы они разошлись в разные стороны. Илья Долгополов отправился с награбленным на Унжу. Остальные во главе с Мироном Мумариным пошли на север, разграбив по дороге Нововоздвиженский монастырь на Большой Какше. Их войско сильно поредело. Мужики, почуяв недоброе, вернулись к своим избам. Сам Илья Долгополов вскоре был повешен в Тотемском уезде, а его труп выставлен на показ в Варнавинском монастыре и Лапшанге. О тех смутных временах теперь напоминают только ржавые пушечные ядра, тесак и кистень из Варнавинского музея, да поэма Николая Рубцова «Разбойник Ляля». Не этим ли тесаком рубил Бархотка бояр «До седла, до просаку»? Не с этим ли кистенем выходил Ляля на большую дорогу.

Музей дает возможность познакомиться с этнографией Варнавинского района. Здесь представлен традиционный русский народный костюм нашего края. Коллекция сарафанов включает в себя расшитые косоклинные («клиники») и прямые сарафаны. Даже незамысловатые лапти (в Варнавинском крае плели два вида лаптей: русские и татарские) также являются уникальной особенностью нашей местности.

Кроме исторической экспозиции, в музее находится художественный раздел, в котором представлен один из наиболее ценных и редких в России видов декоративного искусства – косторезный промысел. Косторезный промысел пришел в Варнавин из с. Холмогоры Архангельской области. Привез его сюда один из талантливых выпускников Холмогорского училища – П.П.Черникович в 1970 году. Представленная здесь продукция ООО «Варко»: великолепные резные шкатулки, письменные приборы и другие сувениры – пользуются громадной популярностью не только у нас в стране, но и за рубежом.

Музей демонстрирует выставки художников, мастеров народно-прикладного творчества, фотовыставки.

Варнавинский историко-художественный музей радушно принимает детей и взрослых, россиян и иностранных гостей, интересен для широкой публики, туристов, учащихся, и семейных посещений. Музей проводит экскурсии: обзорные по музею, по городу для детей и взрослых, учебные для школьников и студентов, игровые занятия для дошкольников.

Кроме ООО «ВАРКО», как объекта показа художественных промыслов района, не менее интересным является Лапшангский центр ремесел – учреждение района, в котором сохраняются и живут народные кустарные промыслы края: гончарное, бондарное кузнечное дело и другие.

Важно также отметить, что поскольку Варнавин был уездным городом – его старая часть – это купеческие особняки, здания уездной управы, казначейства, женской и мужской гимназии, пересыльной тюрьмы и другие. Все они также являются объектами показа во время экскурсии по городу.

Купеческий особняк П.Я.Островского, фото предоставлено Галиной Цыгановой Купеческий особняк Ф.Т.Мутовкина, фото предоставлено Галиной Цыгановой Бывшее здание мужской гимназии в Варнавине, фото предоставлено Галиной Цыгановой Бывшее здание женской гимназии в Варнавине, фото предоставлено Галиной Цыгановой

Но нужно совершенно справедливо отметить, что, имея определённый потенциал в плане историко-культурного наследия, в районе туристическая индустрия развита достаточно слабо: не выстроены долгосрочные отношения с целевыми аудиториями, поток туристов остаётся малочисленным и, как правило, стихийным. Более развит детский туризм (ежегодно на базе детского центра туризма в летнее время работает экологический лагерь «Сосна»).

На это существуют определенные причины: это и отсутствие развитой инфраструктуры района (дороги, гостиничные комплексы, общественная столовая). Опыт работы с туристическими фирмами, стихийными туристами показывает, что сама информация интересна и впечатления от увиденного города, музея остаются положительными, однако отсутствие минимальных условий для туриста мешает дальнейшему сотрудничеству, приводит к разрыву дальнейших связей. Кроме того, само время диктует новые формы подачи информации, современные методы и проектные подходы к актуализации историко-культурного наследия.

Не оспорим и тот факт, что Варнавин был известен как в прошлом, так и сейчас, прежде всего, как место прихода и жизни местночтимого святого Варнавы, обладающего способностью исцелять людей от болезней. Мощи Преподобного Варнавы Ветлужского, покровителя и просветителя Ветлужской стороны, хранились до 30-х гг. в Варнавине. Со всех уголков Руси сюда стремились православные паломники за духовной помощью и исцелением. Несомненно, обретя вновь утраченное когда-то духовное наследие – мощи святого Варнавы - паломнический туризм мог бы стать основополагающим. Поиски мощей ведутся достаточно долго, но, к сожалению, на сегодняшний день безрезультатны.

Нужно отметить, что в районе реализуется достаточно много проектов, направленных на сохранение и пропаганду культурного наследия края. Место бывшего монастыря и поселения Варнавы – Красная гора - обозначены как исторически важная достопримечательность района – территория благоустроена, установлены памятные камни, поклонный крест и информационные стенды.

Памятные камни на месте несохранившихся храмов, фото предоставлено Галиной Цыгановой Поклонный крест установлен на месте разрушенного Никольского храма, фото предоставлено Галиной Цыгановой Вековые липы – сохранившаяся часть старинного паркового комплекса на территории монастыря, фото предоставлено Галиной Цыгановой Серебряная рака Троицкого храма, где хранились мощи Преподобного Варнавы, фото предоставлено Галиной Цыгановой

Восстановлен бульвар, накладезная часовня на месте святого источника имени Варнавы Ветлужского. Ведутся дальнейшие поиски мощей Преподобного – работа с архивами Москвы, Санкт-Петербурга. Не смотря на безрезультатность исследований в поиске мощей Преподобного, не стоит останавливаться на данном этапе поисковых работ. Но кроме этого не следует забывать и развивать другие важные ресурсы района для его туристической привлекательности.

В настоящее время считаем необходимой задачей не только сохранение культурного и природного наследия района, но и включение его в современную культуру путем активизации социокультурной роли его объектов и их интерпретации. Это музеефикация объектов (архитектурных и исторических памятников) с одной стороны, с другой стороны использование их в конкретных практических целях, не наносящих ущерба ценным качествам объектов. Это значит бережно, но активно вовлекать памятники в современную повседневную жизнь, делать востребованными, актуальными и экономически выгодными.

Важно расширять и портфель проектов, направленных на формирование уникального образа территории. Уже реализуемые подобные проекты района: праздник «Варнавинская година» – день памяти святого и день рождения поселка, рыбацкий фестиваль «Ветлужские рассветы», требуют осмысления, поддержки и дальнейшего их развития.

Галина Цыганова

В настоящей публикации использованы фотографии, предоставленные Галиной Цыгановой

Материал предоставлен Галиной Цыгановой в качестве доклада на семинар «Журналистика и культурное наследие: ребрендинг территорий»



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!