О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Материал предоставлен Алексеем Яковлевым

Церковь Троицы в селе Жданово Нижегородской области

Историко-искусствоведческая справка

Церковь Троицы в селе Жданово (1811–1824) Пильнинского района Нижегородской области (ранее – Курмышский уезд Симбирской губернии) – яркий памятник зрелого классицизма. Храм, принадлежащий к типу ротондальных построек, довольно близко воспроизводит формы известной московской церкви Вознесения на Гороховом Поле (1788–1793, М.Ф.Казаков (?)). Сегодня храм в Жданове находится в руинированном состоянии, и судьба его вызывает тревогу. В недавнее время замечательный памятник архитектуры был выведен из списков объектов культурного наследия и по состоянию на 2020 год не имеет статуса.

роицкая церковь, село Жданово, Пильнинский район Нижегородской области, фото Владимира Бакунина.

Троицкая церковь, село Жданово, Пильнинский район Нижегородской области, фото Владимира Бакунина.

История строительства церкви в селе Жданово связана с одной из богатейших фамилией России – Пашковыми. Постройку каменного храма заказал владелец села Жданова бригадир Алексей Александрович Пашков (1760–1831) 1. А.А.Пашков был сыном известного «миллионщика» и заводчика коллежского асессора Александра Ильича Пашкова (р. 1734)2. Александр Ильич приобрёл своё колоссальное состояние благодаря выгодной женитьбе на Дарье Мясниковой – дочери сибирского купца Ивана Семёновича Мясникова, основателя Белорецкого железоделательного завода на Урале3. В качестве приданого Пашков получил обширные владения в Симбирской и Нижегородской губерниях, уральские заводы и 20.000 душ крепостных.

Мясниковские заводы и деньги перешли к А.И.Пашкову в 1783 году, что позволило ему жить на широкую ногу. В Москве он построил роскошный дом на углу Никитской и Моховой улиц с манежем и домашним театром (позднее т.н. «новое здание» Московского Университета, ныне журфак МГУ). Дом этот часто путают с другим знаменитым «Пашковым домом» на Моховой (РГБ), который соорудил кузен Александра Ильича – капитан-поручик Семёновского полка Пётр Егорович Пашков4.

Родовым владением Пашковых в Симбирской губернии было расположенное неподалёку от Жданова село Верхнее Талызино5. Здесь А.И.Пашков построил каменный храм Александра Невского (1791)6 в стиле барокко с выразительной композицией плана в форме трилистника. Любопытно, что здесь также был применён повторный проект. Церковь в Талызине цитирует формы Воскресенской церкви в селе Хатунь (1785, К.И.Бланк (?)) – подмосковном имении графов Орловых7.

Храм Александра Невского, село Верхнее Талызино, Сеченовский район Нижегородской области, фото Владимира Бакунина.

Храм Александра Невского, село Верхнее Талызино, Сеченовский район Нижегородской области, фото Владимира Бакунина.

Позднее, в 1-й трети XIX века, при наследниках Пашкова в Талызине был сооружён каменный усадебный дом в формах ампира. От усадьбы сохранился парк с липовой аллей.

Сегодня церковь Троицы в Жданове полуразрушена, и судить о первоначальных её формах можно по старой фотографии, сохранившейся у местных жителей. Храм, выстроенный из кирпича с белокаменными деталями и обильным применением внутристенных железных связей, имеет трёхчастную продольно-осевую композицию. В основе массивная трёхсветная купольная ротонда, к которой с запада примыкает пониженная двусветная прямоугольная со скруглёнными углами трапезная. Замыкает продольную ось постройки квадратная в плане трёхъярусная колокольня (остался лишь нижний ярус).

Декор фасадов имеет богатую ордерную декорацию, к сожалению, сильно повреждённую. Ротонда с проёмами, расположенными по 5 осям, зрительно разделена на два яруса. В нижнем ярусе она окружена 14-ю колоннами, приставленными почти вплотную к стене и несущими остатки кольцевого антаблемента сильного выноса. Сохранились профилированные белокаменные базы колонн, капители отсутствуют (судя по старому фото, они так и не были исполнены). Между колоннами прямоугольные окна чередуются с ложными проёмами. По оси север–юг расположены два прямоугольных дверных портала с железными дверями. Над окнами в рамочных наличниках с треугольными белокаменными сандриками помещены небольшие плоские ниши. Прямоугольные ниши чередуются с лежачими овальными – над ложными окнами. Этот мотив вольно интерпретирует овальные окна верхнего света, которые есть в церкви на Гороховом Поле в Москве. Гладкие стены верхнего яруса ротонды прорезаны 10-ю прямоугольными окнами, которые также чередуются с ложными проёмами. Настоящие окна выделены наличниками с прямыми сандриками. Ложные окна не имеют обрамлений. В основании купола – кольцо из 10-ти круглых люкарн с квадратным обрамлением под треугольными сандриками. Купол завершён цилиндрическим глухим барабаном ложного фонаря с арочными плоскими нишами, который некогда венчался луковичной главкой.

Троицкая церковь, село Жданово, Пильнинский район Нижегородской области, фото Владимира Бакунина.

Троицкая церковь, село Жданово, Пильнинский район Нижегородской области, фото Владимира Бакунина.

Стены трапезной с боковыми фасадами в три окна украшены пилястрами, а скругленные углы рустованы. Пилястры с белокаменными базами не имеют капителей. Над окнами сохранились белокаменные треугольные сандрики и плоские ниши. Обнажившаяся кладка стены позволяет заметить, что в проект вносились изменения по ходу строительства. Сначала над нижними окнами планировалось сделать овальные окна верхнего света, а затем их заложили и превратили в прямоугольные ниши. Любопытно решены восточные стены трапезной: в месте смыкания со стенами ротонды они плавно выгнуты наружу, обозначая, таким образом, алтарные выступы приделов. Здесь помешено по одному окну. На западной прямой стене по бокам от колокольни также сделано по одному окну с каждой стороны. Трапезная некогда имела высокую вальмовую кровлю с круглыми слуховыми окнами по оси север–юг, что перекликалось с люкарнами купола.

Трёхъярусная колокольня завершалась высоким стройным гранёным шпилем, водружённым на небольшом куполке с четырьмя люкарнами по сторонам света. Все ярусы колокольни на каждой грани были украшены двухколонными портиками. В первом ярусе они венчались треугольными фронтонами, во втором – лучковыми, а в третьем – прямыми участками раскрепованного антаблемента. В нижнем ярусе над арками входов сделаны овальные лежачие окна. Верхние два яруса были прорезаны по сторонам света арками звонов.

Убранство интерьеров практически полностью утрачено. При входе в церковь, расположенном в нижнем ярусе колокольни, с двух сторон устроены две круглые шахты для винтовых лестниц, которые некогда вели на чердак и на верхние ярусы звона (частично сохранились белокаменные ступени). Из колокольни можно попасть в трапезную, поделённую на три нефа двумя широкими арками, переброшенными от западной к восточной стене. В двух боковых нефах, имеющих овальные очертания, располагались приделы: во имя Трёх Святителей Московских – Петра, Алексия и Ионы; и Скорбященский. В среднем более узком прямоугольном нефе был проход в главный храм-ротонду. Восточные стены приделов имеют внутри ярко выраженные полукруглые очертания алтарных экседр, в то время как на западе скруглены лишь углы. Ныне своды трапезной почти полностью рухнули.

Троицкая церковь, село Жданово, Пильнинский район Нижегородской области, фото Владимира Бакунина.

Троицкая церковь, село Жданово, Пильнинский район Нижегородской области, фото Владимира Бакунина.

В интерьере ротонды сохранились фрагменты отделки. Три яруса окон разделены профилированными карнизами, выполненными из кирпича и некогда оштукатуренными. На западе находится высокая триумфальная арка, соединяющая пространства ротонды и трапезной. Над ней ранее был устроен балкон хоров, который позднее (вероятно, во 2-й половине XIX века) уничтожили. Под старой штукатуркой хорошо видна заложенная полуциркульная арка хоров. Кирпичный междуярусный карниз под окнами второго света в этом месте прерывается и заменён поздней имитацией, выполненной из дерева и оштукатуренный по дранке.

Под основным помещением ротонды находится подвал, перекрытый кольцевым коробовым сводом на центральном круглом столбе. Свод частично обрушен. Входы в подвал находились под крыльцами боковых входов в ротонду (крыльца эти также утрачены). Возможно, подвал предполагалось использовать как склеп, однако следов надгробий в нём не обнаружено8. Любопытно, что аналогично устроен сводчатый одностолпный подвал церкви Козьмы и Дамиана на Маросейке в Москве (1790–1803, М.Ф.Казаков).

Церковь в Жданове обладает выразительной архитектурой и выполнена на достаточно высоком уровне строительного мастерства. Иконография храма находит себе аналогии среди храмовой архитектуры рубежа XVIII–XIX веков. В русской провинции существовал целый ряд храмов-ротонд, являющихся репликами церкви Вознесения на Гороховом Поле. Некоторые из них утрачены, некоторые дошли до наших дней в руинированном состоянии. Например, церковь Михаила Архангела в селе Михайловское-Лесное (1800–1801) Костромской области9; Казанская церковь в селе Данилово (1811–1812) Рязанской области10; церковь Преображения в г. Верхний Уфалей (1816, не сохр.) Пермской губернии11; церковь Св. Тихона в селе Карагай (1822–1823) Пермского края12. Среди этих построек церковь в селе Жданово отличается тем, что она ближе всего копирует московский прототип – храм Вознесения на Гороховом Поле.

Большинство из упомянутых выше церквей-реплик связаны с заводской культурой и были сооружены на деньги владельцев уральских заводов. А.А.Пашков тоже мог обратиться к проекту храма на Гороховом Поле по причине своих связей с кругом промышленников. Однако это требует дальнейших исследований.

1 Баженов Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года. Симбирск: Типо-литография А. Т. Токарёва, 1903. С. 342, № 628.

2 О Пашковых см.: Карнович Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России. СПб., 1874. Гл. 8, 12. Лобанов-Ростовский К.А. Русская родословная книга. СПб.: Издание А.С.Суворина, 1895. Т.2. С. 79, № 35, 42.

3 Металлургические заводы Урала XVII – XX вв. Энциклопедия. Екатеринбург: Академкнига, 2001. С. 62–66.

4 Исследователи приписывают авторство этого «самого красивого дома в Москве» разным архитекторам: В.И.Баженову, М.Ф.Казакову или Н.Леграну. См.: Зодчие Москвы эпохи барокко и классицизма. М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 22–24, 139–140.

5 Курмышский уезд Симбирской губернии, ныне Сеченовский район Нижегородской области.

6 Баженов Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года. Симбирск: Типо-литография А.Т.Токарёва, 1903. С. 354, № 650.

7 Ступинский р-н Московской обл. К.И.Бланк выполнял постройки для Орловых в близлежащей усадьбе Отрада-Семёновское под Серпуховом, возможно, также он проектировал храм в Хатуни. Трёхлепестковый план и некоторые детали декора, такие, как волюты восьмерика и сдвоенные колонны на фасадах полукруглых ризалитов, весьма сходны с храмом Екатерины на Ордынке (1766–1775) в Москве – подписной работой Бланка. Однако декор Хатунской церкви не был доделан: в частности остались белокаменные блоки-заготовки для капителей колонн. ПАМО (1). Т. 2. М.: Искусство, 1975. С. 291.

8 Вблизи от храма Троицы в Жданове к востоку от ротонды в середине XIX века была выстроена отдельно стоящая погребальная часовня в формах неоготики. Прямоугольный объём из кирпича с белокаменными деталями перекрыт на два ската, а углы выделены гранёными белокаменными пилонами. Глухие стены обработаны вертикальными филёнками, разделёнными узкими белокаменными рёбрами. Под карнизом проходит аркатурный орнамент. Главный западный фасад с щипцовым верхом единственный имеет проёмы. Над арочным входом помещено круглое окно-роза, и всё это вписано в стрельчатую нишу с профилированным белокаменным обрамлением.

Погребальная часовня, село Жданово, Пильнинский район Нижегородской области, фото Владимира Бакунина.

Погребальная часовня, село Жданово, Пильнинский район Нижегородской области, фото Владимира Бакунина.

Рядом с часовней сохранилось надгробие генерал-майора Стефана Стефановича Андриевского (1782–1842) в виде саркофага из чёрного гранита.

Надгробие генерал-майора Стефана Стефановича Андриевского, село Жданово, Пильнинский район Нижегородской области, фото Владимира Бакунина.

Надгробие генерал-майора Стефана Стефановича Андриевского, село Жданово, Пильнинский район Нижегородской области, фото Владимира Бакунина.

9 Ранее Чухломский уезд, ныне р-н Костромской обл., заказчица Елизавета Михайловна Шипова. Ныне храм почти разрушен. ПАКО. Вып. 6. – Кострома, 2004. – С. 166–168; ИРИ. Т. 14. С. 234.

10 Елатомский уезд Тамбовской губернии, ныне Ермишинский р-н Рязанской обл. Заказчик – штабс-капитан кн. Александр Андреевич Кильдишев. Трапезная частично перестроена в сер. XIX в., ныне храм заброшен и разрушается. См.: Андриевский А.Е. Историко-статистическое описание Тамбовское епархии. Тамбов: Типо-литография Н.Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911. С. 775; Чижков А.Б., Графова Е.А. Рязанские усадьбы. Каталог с картой расположения усадеб. М.: НП «Русская усадьба», 2013. С. 19.

11 Екатеринбурский уезд Пермской губернии, ныне райцентр Челябинской обл. Заказчик – заводчик, московский купец и городской голова Москвы, Михаил Павлович Губин. См.: Терёшина О.Б. Ротондальные храмы Урала. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Екатеринбург, 2010; она же. Уральский очаг ротондальных храмов // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2009. № 4 (66). С. 208–221; она же. Типологическое многообразие ротондальных храмов России XVIII–XIX веков // Вестник ЮУрГУ. Серия 76 «Строительство и архитектура». Т. 13. № 2. Челябинск, 2013. С. 76–80.

12 Оханский уезд Пермской губернии, ныне райцентр Пермского края. Село было во владении графини Софии Владимировны Строгановой, чей управляющий – Яков Григорьевич Волегов и заложил церковь, о чём сообщено в храмозданной надписи 1823 года на железной доске, вмурованной в стену храма. См.: Терёшина. Ук. соч.

А.Н. Яковлев

Старший научный сотрудник сектора Свода памятников Государственного института искусствознания Минкультуры РФ; научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории градостроительства и архитектуры Минстроя РФ

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!