О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Дать Понять

Галина Филимонова и ее фильмы, выставки и проекты.

Есть личности знаковые для Нижнего Новгорода. И есть личности, которые избирают для себя знаки Нижнего Новгорода как отправную точку, как путеводную звезду, как миф и философему и, отталкиваясь от них, поднимаются на уровень того пространства, где находятся уже знаки не провинциальной культуры – мировой.

Галина Филимонова живет в Нижнем Новгороде и занимается культурой Нижнего в той мере, в какой это присуще ей и ее профессии. Любой фильм, любая статья и книга, любая выставка всегда говорит зрителю, слушателю, читателю о том, что в первую очередь волнует его самого. И именно в этой степени искусство принадлежит народу – и ни в какой другой.

- Галина, ты – жительница Нижнего, и поэтому первый мой вопрос таков: как ты сама видишь соотношение твоего творчества и образа Нижнего Новгорода в твоих творческих замыслах?

- Нижний – это моя атмосфера, город, где я выросла и училась. Я окончила филфак ННГУ им. Лобачевского, там уже существовала кафедра журналистики. Филологический факультет тех лет был мощным и безумно интересным: я слушала лекции Грехнева, Полуяхтовой, Сухих – это все люди-творцы, которые занимались литературой и понимали ее на уровне гениев. Еще мне повезло пройти практику в "Межрегиональном студенческом центре тележурналистики" при МГУ им. Ломоносова, и там нам преподавали, к примеру, Муратов, Мария Арбатова… Дальше я стала работать на нижегородском телевидении. Пошла работать со второго курса – газеты, телевидение. И именно тогда мне понравилась эта форма передачи информации – соединение аудио- и видеоряда. Я чувствовала, что за этим будущее, а лично я смогу выдать тут максимум возможного для себя.

И вот я решила сделать фильм об изобретении радио. Радио в годы войны, радио в наши дни, радио в Нижнем – благодатные сюжеты! В МГУ нам преподавал такой старый профессор Самарий Маркович Зеликин. Старичок приносил на лекции и показывал нам уникальные фильмы легендарной советской эпохи – от Дзиги Вертова до Герца Франка.

- Поподробнее расскажи про свой фильм о радио «Первая радиостолица». Думаю, что ты там про Александра Попова рассказывала.

- Ну, разумеется! Предыстория приезда Попова в Нижний такова: Александр Степанович жил с семьей в Кронштадте, очень бедствовал, не справлялся с нуждой, а тут поступило предложение из Нижнего – построить электростанцию. Он был здесь нужен как специалист. Поповы прожили в Нижнем с 1889 по 1898 годы. А 7 мая 1895 года Попов демонстрировал в Санкт-Петербурге свое изобретение – грозоотметчик, фиксировавший электрические разряды, вызываемые грозами. По сути, это был уже «эмбрион» радио, ибо потом, позже, Маркони предложил использовать этот прибор для передачи информации на расстояние.

Я захотела показать в фильме все перипетии жизни Попова и судьбу его изобретения. Поехала в Красногорский архив кино- и фотодокументов, и с помощью Светланы Аркадьевной Колчинской – великое ей спасибо! – выкупила эти драгоценные материалы! И появился фильм о человеке, изобретение которого, можно так сказать, «простроило» весь двадцатый век. После работы над этим фильмом мне показалось, что я могу сделать большее.

- И это большее ты стала осуществлять. Как дальше складывалась твоя судьба?

- Я работала на «Волге», писала тексты и сценарии для фильмов и передач. Например, написала сценарий об истории российского флота. Для меня всегда важно было, чтобы то, что я делала, имело продолжение. В моих проектах. В творчестве людей вокруг меня. Чтобы были отклики, реакция. Одним словом, чтобы все жило, а не умирало.

- Это довольно трудно: внутри культуры большая конкуренция и конкурсы на «нетленку»! Ты продолжала работать в Нижнем или пыталась вырваться из его границ?

- Мой период жизни после выхода фильма о Попове и радио совпал с массой открывшихся возможностей – поехать в другую страну, получить иной опыт. Я интенсивно занималась ТВ-сценариями и режиссурой, это было замечено, и я поехала в Германию – участвовать в проекте Euroteria – «Объединенная Европа»: это был русско-голландско-немецкий проект. На территории Голландии и Германии происходили съемки. У немцев были деньги, была техника, но не было ИДЕЙ. Еще Томас Манн, кажется сказал: «Техника уходит вперед, а дух не успевает догнать ее». Ну вот мы и подпитали немцев идеями.

Я сделала в Германии три проекта. Это было достаточно напряженно, но крайне интересно. Разумеется, возникала сложность общения. Меня волновал обмен ценностями – культурными, технологическими, рабочими, духовными. А люди, которые приезжали к ним до меня, преследовали, как оказалось, одну цель – поработать немного и остаться в Германии… И мне в живом общении приходилось ломать этот стереотип. Стереотип перебежчика, беженца, жаждущего уехать в страну эмигранта.

- Что это были за проекты, которые ты сделала в Германии?

- Первый назывался «Кафе». Он был рассчитан на сглаживание, увы, существующего конфликта между Германией и Голландией. Кафе – это ведь всегда нейтральная зона, территория, которую не затрагивает, не колышет ничего – ни войны, ни государственные конфликты, ни вражда народов. Люди просто сидят, пьют кофе, едят, отдыхают, плачут и смеются, читают газеты, дремлют, целуются. Такая маленькая модель жизни. И, по сути, мирная модель – все вспыхивающие ссоры быстро улаживаются в кафе за бутылкой вина или чашкой горячего шоколада. Я снимала фильм на территории и Голландии, и Германии.

- Посидела бы я в твоем кафе! А второй проект?

- «Два берега одной реки». Старики и молодежь на двух берегах реки времени – фильм о доме престарелых. С одной стороны – умирающие люди, с другой – молодые люди, которые за ними ухаживают. Старики плачут, искренно, как на духу, рассказывают обо всем, что с ними было. Этот проект взволновал многих, было много критики, я была счастлива, что мне удалось затронуть в душе человека какие-то очень важные струны.

- А третий?

- «Старые окна города NN». Здесь я попыталась показать окно как символ спокойной, размерной, провинциальной жизни. Мюнстер, где я снимала фильм, - немецкая провинция, и Нижний – тоже провинция. Я рискнула провести некие параллели. Акцент был сделан именно на спокойной жизни, без истерик столиц, без их надрыва и суеты.

- Расскажи про то, что тебе больше всего запомнилось из картин жизни в Мюнстере?

- Есть там церковь святого Ламберта. В одном из окон, в проеме, висит клетка. Когда-то предводитель мюнстерских баптистов был посажен в клетку католиками, и он сгнил в этой клетке, и кости его упали на площадь города. Это символ победы католицизма. А мне захотелось сделать фильм не об этой легендарной клетке, не об исторических личностях – о живом человеке, который каждый день ходит в эту церковь на работу: о смотрителе, который занимается колоколами – каждый день включает в храме колокольную автоматику. Раньше, сама понимаешь, это был звонарь, реально бьющий в колокола… Офис у этого смотрителя – на уровне 25 этажа. Вид потрясающий! Ощущение, что ты сама раскачиваешься, как колокол! У этого господина там телефон и несколько картин, на картинах изображены черепа. И висит труба – перед колокольным звоном и после в трубу дудят, и она вся побитая, потому что предшественник этого смотрителя, звонарь-алкоголик, надирался в этой келье до бесчувствия и, когда спускался по лестнице, бился грудью о каменные стены, а труба-то висела у него на груди…

- Да, судьбы людские!.. За какое время ты сделала эти проекты?

- Три проекта за три месяца. Это был весьма жесткий режим. Я тогда очень мало спала: ночью монтаж, ночью писать сценарии, ночью общаться…

- В Нижнем Новгороде у тебя, Галина, еще и статус куратора художественных выставок. Какие для тебя самой наиболее значимые?

- Выставка 1999 года в Выставочном комплексе была моей первой выставкой и, конечно, запомнилась. Называлась она длинновато: «Некоторые живописные работы Ильи Борисова». До этого я видела его выставки в Мастерской изобразительного труда. Он жаловался, что мало посетителей. Ну, такой узкий круг… Моя задача была – пиар плюс организация всего процесса. Я даже сделала рекламный ролик выставки, чего не делал никто! И результат – выставку посмотрело более 8000 человек! Я окрылилась. И сделала выставку «6ю6, или 36 фоторабот на чердаке современного нижегородского искусства». Это было в 2001 году. Я использовала там сполна фактуру именно этого места внутри именно этого времени. Контекст выставки всегда важен. Когда я ее готовила, перед моими глазами стояла одна выставка в Лиепае, которую я увидела, будучи на шведско-латышском фестивале «Transit Zero». Она тогда поразила меня…

- Что именно поразило?

- В Лиепае есть целые кварталы домов, где никто не живет. Русские жители уехали, покинули Латвию. Вид на Балтийское море, сосновый бор, церковь святого Николая – сплошная красота – и мертвые дома, мертвый город… В одном из таких домов показывали выставку латышские художники. Более ста стран-участниц было на фестивале. И всех охватило тогда вселенское понимание происходящего, какое-то всепрощение, милость…

- А наиболее важные для тебя акции последнего времени?

- «Неопознанные объекты» - выставка фотографий Кати Розенфельд. «Выставка Стихов Нины Белых» в кафе «Зеленая лампа» на Большой Покровке. «Телевыставка», которая стала юбилейной выставкой в честь пятилетия телепрограммы «Без антракта». Там были пять объектов, в которые были вмонтированы мониторы, и зрители могли посмотреть лучшие фильмы этой программы за пять лет. Дальше… Проект «Слово не воробей» - фильм, газета и выставка в Бюро по культуре и еде «Буфет». Весь процесс записи интервью с людьми культуры Нижнего Новгорода шел в «Буфете» неделю. Все это, конечно, работало и на раскрутку «Буфета» как пиар-акция.

- Кто давал тебе интервью?

- Многие из тех, кем гордится Нижний: Георгий Молокин, Алик Якубович, Игорь Чурдалев, Екатерина Рощина… Всех не перечислю сейчас.

- А самый последний проект?

- «В собственном соку». Это тоже мультипроект, как и все, что я делаю: и фильм, и презентационная акция. Герои рассуждают о том, что произошло после перестройки в общении власти и культуры. Как только все у властей наладилось, так культура тут же оказалась «в загашнике». И это для нее, я считаю, пагубно.

- У тебя есть своя студия?

- У меня есть организация «Дать Понять». Это общественный фонд деятелей культуры. Он создан во многом для того, чтобы была возможность на ином уровне продвигать свои проекты. Для юридических, финансовых дел, это ясно. А своя студия? Думаю, что она у меня вскоре будет. Я покупаю жилье, и это будет и моя мастерская, и моя студия. И там наконец буду делать то, что хочу. Такого комфорта у меня никогда не было, и я жду этого.

- Что же, творческого и человеческого счастья тебе, Галина. Истинное счастье художника – не просто дать взглянуть, но именно дать понять. Из понимания рождается приятие, из приятия – любовь, из любви – все новое, что движет нас вперед.

Елена Крюкова

Материал опубликован в газете "Рекламный вестник" от 29 июня - 05 июля 2005 года



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!