О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Дом Поросёнковых в Чуди, фото Дмитрия Соколова


10 сентября 2014 года

Дом Поросёнковых в Чуди

Среди старинных домов в Чуди Навашинского района есть один, выделяющийся на общем фоне построек, дошедших до наших дней. Речь идёт о единственном кирпичном жилом доме, который расположен на центральной улице села – недалеко от храма.

Говорят, что это поповский дом. Но священники так не жили. Были скромнее и неприхотливее. Такое строительство характерно для человека, занимавшегося торговлей. Из кирпича возводился первый этаж, чтобы ценный товар уцелел в случае пожара. Здесь же находилась и торговая лавка. При этом семья владельца жила на втором этаже, построенном из дерева.

По словам сегодняшних обитателей дома, с которыми нам удалось пообщаться в ходе специальной экспедиции в Чудь, до пожара так и было.

– Второй этаж здесь был тоже деревянным, – уточняет Анатолий Ковалёв, приезжающий сюда со своей семьей жить на лето. – А дом этот построил мой прадед Степан Поросёнков. Но я помню только деда Якова Степановича Поросёнкова. Он похоронен здесь – на местном кладбище. Предки-то из зажиточных были! В Чуди они капусту любили выращивать. Но у них и своя ночлежка в Муроме была. И остров на Оке, что у Чудской Воложки, прадеду Степану принадлежал. В самом доме лавка торговая была, а рядом – керосиновая. И ещё палатки каменные, куда во время пожара все ценные вещи прятали. Дом и палатки, кстати, из кирпича местного завода построены. Видите, он такой немного пережжённый. Это особенность чудского завода – знак отличия такой.

Дом Поросёнковых в Чуди, фото Дмитрия Соколова

Судя по всему, ни Степан Поросёнков, ни его сын Яков не были священниками. Зачем попам торговая лавка? У них все дела – в храме. Но почему этот дом до сих пор называют поповским? Попробуем разобраться.

Во-первых, дом Поросёнковых был построен на церковной земле. На самом деле, территорию эту можно высчитать. Из «Историко-статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии» известно, что при церкви в Чуди было чуть больше 43 десятин земли (1 десятина = 1,09 га). Из них почти 28 десятин – это пахотная земля, 1 десятина – усадебная, 3 – луговая, почти 9 – неудобная и поросшая тальником, 1 – под бичевником (по берегу Оки) и 1 десятину занимало озеро. Его в Чуди также называли Поповским. Дома причта (священника и псаломщика) располагались на усадебной церковной земле, т.е. на 1 десятине – рядом с храмом.

Во-вторых, дом Поросёнковых мог быть построен на месте или вместо одного из деревянных домов причта, а его владелец мог быть близок к церкви или быть родственником священнослужителей. О набожности Степана Поросёнкова и его супруги можно судить по имени, которое они дал своему сыну, – Яков. Это библейское имя («человек кроткий, живущий в шатрах», Бытие, 25: 27). В то же время оно созвучно с названием одного из сёл Муромского Заочья – Яковцево: Яков – Яковцево.

Интересно, что Яковцево (сейчас на территории Вачского района Нижегородской области) в XVIII веке принадлежало знаменитому уральскому промышленнику Никите Акинфиевичу Демидову (1724 – 1789). Демидовы славились тем, что добираясь из Тулы на Урал и обратно по Оке, Волге и Каме, скупали приглянувшиеся им земли. К слову, дом Поросёнковых очень похож на жилые строения демидовских вотчин. Возможно, человек, возвёдший этот кирпичный дом в Чуди, или его предки были уроженцами одной из них.

Дом Поросёнковых в Чуди, фото Дмитрия Соколова

В Государственном архиве аудиовизуальной документации Нижегородской области есть фотография этого единственного кирпичного жилого дома в Чуди. На карточке, дающей описание снимку, фигурирует год постройки дома – 1885.

Дом Поросёнковых в Чуди на архивной карточке, фото Галины Филимоновой

Каменный храм в Чуди был возведен позднее – с 1908 по 1912 годы. Возможно, благодарю Поросёнкову (или при его активном участии) в Чуди и была построена церковь из кирпича. Других каменных построек в селе просто-напросто нет (кроме бывшей школы и палаток хозяйственного назначения).

Каменные палатки в Чуди, фото Дмитрия Соколова

Местные жители говорят, что после закрытия храма в советские годы церковная утварь, включая уцелевшие иконы, находилась именно в доме Поросёнковых. Хранить у себя такие предметы в те годы было опасно для жизни. Делали это, как правило, очень набожные люди, принимавшие участие в строительстве храма и много жертвовавшие на его нужны.

Более того, Степан Поросёнков пострадал за веру. За то, что он согласился подвезти попа от Ефремова до Мурома, его арестовали, и в Чудь он больше не вернулся. Сведений о том, как Поросёнков закончил свои дни, где и когда похоронен, у потомков, живущих сейчас в его доме, нет.

Зато есть семейное предание, о котором участниками экспедиции рассказала двоюродная сестра Анатолия Ковалёва – 82-летняя Валентина. У Степана Поросёнкова была сестра, которую наша собеседница называет няней.

– Няня была обижена на прадеда за то, что он поселил её в нежилое помещение – на первом этаже, рядом с торговой лавкой. Будто бы на продажу выставил. Узнав о том, что брат её Степан повёз попа в Муром, она сообщила об этом куда следует. И прадеда сразу арестовали, а она поселилась этажом выше. Вот где она жила, смотрите, сейчас здесь окна заколочены…

Нежилое помещение дома Поросёновых в Чуди, фото Галины Филимоновой

Местные жители, с которыми нам удалось пообщаться в ходе экспедиции в Чудь, рассказывают, что именно в этом доме хранились иконы из местного храма после его закрытия.

Фрагмент иконы из чудского храма с затёрными ликами, фото Галины Филимоновой

В то время, когда НКВДшники под дулом пистолета заставляли верующих «прокалывать» лики, Поросёнковым удалось спасти престольную икону Успения Пресвятой Богородицы и передать её в соседнее село Дедово, где беспрерывно действовала Спасская церковь.

Говорят, что потом эту икону передали в Саров. Но чтобы узнать о её судьбе, нужно предпринять настоящее расследование, и это уже совсем другая история.

P.S. Если у Вас есть сведения о киричном заводе в Чуди, о том, как закончилась жизнь Степана Поросёнкова и священника, которого он подвёз, а также о судьбе престольной чудской иконы присоединяйтесь к проекту и присылайте свои материалы для публикации на nonstop6@yandex.ru

Галина Филимонова, Руслан Филатов

Материал подготовлен в рамках исследования «Чудь: специальная экспедиция»

В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой, Дмитрия Соколова, а также материалы Государственного архива аудиовизуальной документации Нижегородской области

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!